![]()
![]()
Внеклассное мероприятие
«Как правильно питаться»
Алексеева Ирина Викторовна
учитель начальных классов
МАОУ «Неболчская средняя школа»
Возраст 7-8 лет

Любытино 2015
Пояснительная записка
Внеклассное мероприятие: «Как правильно питаться»
Цель: ознакомить учащихся с понятиями: “правильное питание”, “полезные продукты”, “меню”; учить различать полезные и вкусные продукты; воспитывать культуру питания.
Задачи:
формировать у учащихся представление о здоровье как одной из важнейших жизненных ценностей;
развивать чувство ответственности за здоровье своего организма;
убедить учащихся в необходимости и важности соблюдения режима питания;
обобщить имеющиеся знания о правильном питании как одной из составляющих здорового образа жизни;
учить детей выбирать полезные продукты для здорового, рационального питания и составлять правильный режим питания.
Актуальность. Педагогическая целесообразность. Практическая значимость. Понимание здорового образа жизни человека несёт в себе самый широкий контекст. Базовое понятие здесь – здоровье. Как сохранить и укрепить здоровье детей в период интенсивного роста, серьезной перестройки функциональных систем организма условиях интенсивного обучения? Как помочь заболевшим детям справиться с недугом? Известно, что нарушения питания в этом возрасте могут привести к серьезным нарушениям жизнедеятельности организма, в том числе и к расстройствам функции органов пищеварения, сердечно-сосудистой системы, высшей нервной деятельности. Поэтому вооружение школьников информацией о правильном питании является одним из ведущих условий их гармоничного развития. Доказано что дети, получающие правильное питание, реже болеют, а в случае возникновения заболеваний переносят их сравнительного легко.
Воспитание у детей культуры питания - задача сложная. Так как же выработать у детей потребность питаться правильно? Поэтому в нашей школе реализуется программа «Разговор о правильном питании», так как она позволяет формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваивать навыки правильного питания, формировать представления о правилах этикета, пробуждать интерес к народным традициям. Опыт работы показал, что программа эффективна, актуальна, её создание вызвано временем, благодаря ей не только дети, но и взрослые сумели освоить основы здорового образа жизни.
Новизна в учёте традиций питания, активном вовлечении в работу родителей. Максимально учитываются возрастные особенности детей; использование разнообразных форм проведения занятий в зависимости от возраста и возможностей детей, основа организации обучения – игра.
Продолжительность реализации мероприятия 40 минут.
Система мониторинга качества: Индивидуальный мониторинг – осуществляет учитель начальных классов ежедневно. В рамках этой модели мониторинга индивидуальные достижения каждого учащегося учитываются и накапливаются по принципу портфолио. Спектр достижений складывается не только из результатов официальных оценочных процедур, но и из успешности участия в различных конкурсах, спортивных соревнованиях.
Характеристики состояния здоровья, в частности:
- физическое здоровье учащихся;
- уровень физической подготовленности.
медицинский мониторинг - слежение за динамикой здоровья обучающихся (совместно с медицинским работником школы).
Методический инструментарий:
Учебники и учебные пособия:
Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г
Рабочая тетрадь для школьников
Разговор о здоровье и правильном питании
Методические разработки для учителя:
Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г.
Разговор о правильном питании / Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся смогут сделать выбор – правильное питание
Полученные знания помогут ребятам ориентироваться в ассортименте продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные
Учащиеся смогут оценивать и составлять свой режим питания
Ребята получат дополнительные знания в области истории, литературы, что будет способствовать расширению их общего кругозора.
Учащиеся приобретут навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, что повлияет на успешность их социальной адаптации.
Оборудование.
Плакат с пословицей «Каковы еда и питье, таково и житье», настоящие продукты (кефир, чипсы, соленые сухарики, газированная вода, молоко, яблоко, апельсин, бананы, кетчуп); карточки с названием продуктов и готовых блюд; карточки со словами завтрак, обед, полдник, ужин; плакат «Режим питания школьника»; два воздушных шарика, кусочки хлеба, стакан киселя; правила питания. Презентация .
Ход занятия
1.Оргмомент.
Получен от природы дар -
Не мяч и не воздушный шар.
Не глобус это, не арбуз
Очень хрупкий груз, здоровье.
Чтоб жизнь счастливую прожить
Здоровье надо сохранить.
А как? Сейчас я вам скажу,
Что знаю сама все расскажу.
2. Введение в тему. Сообщение темы занятия.
К нам в класс пришло письмо.
Здравствуйте, друзья!
Свое письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье, болит голова, в глазах звездочки, все тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье, и пепси-кола. Это моя любимая еда. Наверное, скоро я буду здоров. Ваш Карлсон
- Ребята, почему Карлсон заболел? Будет ли он скоро здоров?
( Ответы детей.)
3.Целеполагание.
- Давайте поговорим о секретах правильного питания, чтобы не болел живот, и мы всегда чувствовали себя здоровыми и бодрыми.
4. Работа по теме занятия.
- Скажите, для чего нам нужна пища? (Чтобы организм рос и правильно развивался; для повышения выносливости; для хорошего самочувствия; для борьбы с болезнями);
- Какой должна быть пища? (Разнообразной);
- Почему? (Наша пища состоит из различных питательных веществ, необходимых организму для роста и развития. Среди них белки жиры и углеводы, витамины и минеральные соли);
-Какую роль выполняют белки? (Белки являются строительным материалом для нашего организма. Их много в молочных продуктах, рыбе, отварном мясе);
- Что дают организму жиры и углеводы? (Жиры и углеводы дают организму энергию, помогают ему становиться выносливым и сильным. Особенно полезны молочный жир и жир яичного желтка);
Вывешивается табличка пища должна быть разнообразной
- Перечислите продукты полезные для здоровья? (Молочные продукты, овощи и фрукты, ягоды, мясо, рыба и т.п.);
- Чем богаты молочные продукты? (Молочные продукты богаты кальцием, необходимым для роста и укрепления костей);
- А овощи и фрукты? (Содержат витамины);
- Что может навредить здоровью? (Чипсы, копчености, солености, газированные напитки и т. п.)
а)Игра «Назови лишний продукт»:
- Назовите лишний продукт (или готовое блюдо): морковь, кефир, творог, пепси-кола, яблоко, молоко, отварное мясо, банан, гамбургер, манная каша, апельсин, паровая котлета, груша, молочный суп, кетчуп, тыква, картофельное пюре;
- По какому принципу отбирали?
Вывешивается табличка употребляй полезные продукты, не питайся всухомятку.
- А теперь, ребята, предлагаю навестить Карлсона и рассказать ему о правильном питании. Давайте зайдем в магазин и выберем для него нужные продукты. (Дети идут в «магазин»).
- Магазин этот не простой. В нем можно приобрести продукты за волшебные слова.
б) Игра в магазин.
Стол, на нем продукты. Дети покупают нужные у продавца, употребляя слова «здравствуйте», «дайте пожалуйста» и т. п. (Ребята объясняют, почему они купили именно эти продукты).
- Мы выбрали самые полезные продукты. Теперь давайте навестим больного.
в) Карлсон ( Ученик 5 класса в палате. В руках у него банка с вареньем.)
-Еще ложечку одну…
Ой! Ушла она ко дну.
А! Залезу прямо так-
Я руками есть мастак!
( Черпает варенье рукой, облизывает руки.)
(Хлопает себя по животу, очень довольный.)
-Пообедал я отлично
Этим джемом земляничным.
Третью банку съел с утра.
А теперь лететь пора.
(Пытается нажать кнопку, чтобы завелся мотор.)
-Мама! Что же такое творится?!
Мотор мой не хочет никак заводиться.
(В палату входят дети.)
-Здравствуй, Карлсон!
Карлсон:
-Привет…
1 ученик:
- Что грустишь ты? Дай ответ.
Карлсон:
-Я обкушался варенья!
А еще было печенье.
Торт и множество конфет:
Очень вкусным был обед.
А теперь мотор заглох…
Ох, зачем я ел пирог?..
Учитель:
Сам во всем ты виноват:
Ел и ел ты все подряд!
Карлсон:
- Я мужчина в цвете лет,
Ну а вам и дела нет!
Все, настал последний вздох!
Ох, зачем я ел пирог…
Учитель:
- Нет, Карлсон, ты не прав. Нам есть до тебя дело. Мы пришли, чтобы рассказать тебе, как правильно надо питаться.
г) Проведение эксперимента.
Берем два надувных шарика, важно, чтобы стенки их легко растягивались.
-Ребята, давайте представим, что это наши желудки. Стенки человеческого желудка, так же , как и стенки шарика, могут растягиваться и сжиматься. В один шарик поместим кусочки хлеба, оставшиеся после обеда, а в другой через воронку вольем кисель. Ребята, сравните форму двух шариков.
Правильно, один с неровными боками, а другой – гладкий, округлый. Подумайте и скажите, какому «желудку» труднее работать, какой «желудок» может мешать человеку легко двигаться?
1ученик:
- Карлсон, мера нужна в еде,
Нужно питаться в назначенный час,
В день понемногу, но несколько раз.
Этот закон соблюдай ты всегда,
Станет полезной твоя еда!
Карлсон:
- А я и ем несколько раз, раз 10!
Учитель:
- Ой, Карлсон, это слишком много! Ребята, сколько раз в день надо есть?
(4–5 раз) Вывешивается табличка соблюдай режим питания
На доске висит плакат
Режим питания школьника.
завтрак 7.30 – 8.00
2-й завтрак в школе 10.25 – 10.50
обед 14.00 – 14.30
полдник 16.30 – 17.00
ужин 19.00 – 19.30
2ученик:
-Надо еще про калории знать,
Чтобы за день их не перебрать.
В питании очень важен режим.
Тогда от болезней мы убежим.
Плюшки, конфеты, печенье, торты
В малых количествах людям нужны.
Вывешивается табличка не переедай
Карлсон:
-Вот как! А я как раз ел варенье, печенье, конфеты. Это моя любимая еда. От этого я заболел? Скажите, что полезно для здоровья?
д) Учитель:
- Послушай, что тебе расскажут витамины. (Презентация «Витамины»)
- А сейчас, Карлсон, ребята помогут тебе составить меню на день.
Ой, кто это нам мешает?
е) Появляются «микробы» Слайд № 21
- Ребята, как вы думаете, почему микробы явились?
( Дети дают свои ответы.)
- Карлсон, а ты руки моешь перед едой?
Карлсон:
-Зачем? Они у меня и так чистые. И вообще, я люблю есть руками.
Учитель:
- Вот микробы и явились. Надо нам их удалить. Давайте посмотрим, как правильно мыть руки. (Ученики показывают)
Закатай рукава.
Намочи руки.
Возьми мыло и намыль руки до появления пены.
Потри не только ладони, но и тыльную сторону рук.
Смой пену и проверь, хорошо ли вымыты руки.
Вытри руки.
Проверь, сухо ли вытер руки, приложи тыльной стороной к щеке.
- А сейчас, Карлсон, ребята помогут тебе составить меню на день.
ж) (Работа в группах, составление меню по предложенному набору готовых блюд – на завтрак, обед полдник, ужин.)
На столах расставлены карточки с надписями:
на первом – завтрак
на втором – обед
на третьем – полдник
на четвертом – ужин
На каждом столе лежит набор карточек с названием продуктов или готовых блюд: суп гороховый, творожная запеканка, щи, чай, вермишель с мясом, хлеб с маслом и сыром картофельное пюре с рыбой, компот из сухофруктов, каша манная, творог с изюмом, какао , молоко, яблоко, каша пшеничная молочная , апельсин, кефир, банан , печенье, яйцо всмятку , омлет, хлеб с маслом , чипсы, пепси – кола , кетчуп.
Обсуждение меню. (От каждого стола зачитывает один человек.)
Карлсон:
-Спасибо, ребята, теперь буду знать
И строго питанья режим соблюдать.
5. Подведение итогов.
-Ребята, прочитайте пословицу (Каковы еда и питье, таково и житье). Как вы понимаете смысл этой пословицы?
-Давайте еще раз прочитаем правила правильного питания:
пища должна быть разнообразной
употребляй полезные продукты, не питайся всухомятку
соблюдай режим питания
не переедай
мой руки перед едой
-Каких правил не хватает?
Вывешивается табличка не разговаривай во время еды
( или другие правила, добавленные детьми.
-Ну а мне в заключение хочется сказать:
Ешьте кашу с молоком,
Делайте зарядку,
И тогда с здоровьем вашим
Будет все в порядке!
Выводы и рекомендации:
Внеклассное занятие разработано на основе программы «Разговор о правильном питании».
Цель и задачи данного занятия выполнялись через разные формы и методы обучения. Словесный метод (объяснение, беседа с учащимися), наглядный (показ презентации, дидактические картинки). Формы познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, общеклассная. Игровая форма (заочная экскурсия в магазин). Использовалась мультимедийная технология. Занятие носило воспитательную направленность (воспитание здорового образа жизни).
Считаю, что занятия с внедрением здоровье сберегающих и здоровье формирующих технологий необходимо проводить с 1 класса.
Такие занятия являются удобной формой пропаганды правильного питания, которые позволят приобщить детей к позитивному решению этой проблемы; помогут детям и взрослым сделать выбор в пользу полезных для здоровья продуктов.
Литература:
Журнал «Начальная школа» Наше здоровье - витамины. М., №1,2009
Е.В.Езушина Азбука правильного питания.
Газета «Первое сентября» Уроки здоровья – М., №1, 2005.
Сайт www.school2.vizelki.ru
Сайт www.kengyru.ru
Сайт www.tyt-skazki.ru/photo/basni_krylova
Сайт images.yandex.ru