Группа: 31 группа
Обучающиеся: Опенышев Виктор Константинович.
Дата: 28 апреля 2016 года.
Методист: Артамонова Елена Владимировна
Развернутый план-конспект занятия на тему «Русские матрешки»
Цели занятия:
Обучающая: дать представление о русских матрешках как о народном промысле России; научить элементам росписи Загорской матрешки.
Развивающая: способствовать развитию эстетического чувства, художественного вкуса, фантазии; мелкой моторики рук.
Воспитывающая: способствует воспитанию любви и уважительного отношения к народной культуре, народным промыслам России; аккуратность, усидчивость.
Оснащение занятия:
Методическое оснащение занятия:
- план-конспект занятия;
- презентация;
- карточки со словами ( «матрешка», «капелька», «тычёк», «оживка»);
- аудиозапись.
Материально-техническое оснащение занятия:
- шаблон матрешки;
- краски;
- кисти;
- клеенки;
- стаканчики для воды;
- салфетки;
- простой карандаш.
Дидактическое оснащение занятия:
- образец изделия;
- Семеновская матрешка, выполненная в технике папье-маше;
- Загорская матрешка, выполненная способом папье-маше;
- Полхов-Майданская матрешка, выполненная из дерева.
Тип занятия: Комбинированный.
Ход занятия:
1. Организация начала (2 мин.)
(Играет русская народная музыка, на экране 1 слайд)
Здравствуйте, сегодня занятие проведу я, Виктор Константинович. Ребята, я буду перечислять, что нам понадобится на занятии, а вы меня внимательно слушайте. Если у вас чего-то не будет хватать, поднимите руку, и я это исправлю. Итак: шаблон матрешки, простой карандаш, краски, кисти, салфетки, стаканчик, клеенка.
2.Актуализация знаний (2 мин.)
Сегодня, ребята, мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных. Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня я вам предлагаю отправиться в гости, а к кому пойдем - догадайтесь сами. Я прочитаю загадку, а вам нужно будет отгадать ее.
Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Кукла первая толста, а внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Разрумянилась немножко
Наша русская……..
(Матрешка) (слайд 2) (прикрепляем карточку со словом «матрешка»)
- Ребята, а что вы знаете о такой русской народной игрушке, как матрешка? (ответы детей)
3.Изложение нового материала (10 мин.)
- Слушайте внимательно, а в конце я вам задам вопросы, на которые вы должны ответить.
- Теперь я вам расскажу немного об истории создания русской матрешки.
Матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немного больше 100 лет. Много есть версий, как и когда она родилась.
Однажды в Японии увидел ее художник Сергей Васильевич Малютин и привез игрушку – большеголового деревянного японца Фукурума (слайд 3), сердитого на вид. Раскроешь ее, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.
Малютин переодел куклу в русский костюм и показал народным умельцам. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щечки яркий румянец. Так и хотелось назвать куклу русским именем. Дуняша? Маняша? Матреша? Матреша!! И стали новые игрушки называться матрешками.
Существует 6 видов матрешек (слайд 4), но я расскажу вам о трех наиболее известных: Семеновской, Загорской, Полхов-Майданской (слайд 5). Их названия зависят от того места, где их расписывают. Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрешек.
а) Семеновская матрешка (слайд 6-фотография городка Семенова)
Семеновская (городок Семенов, что в Нижегородской области) игрушка вытачивается из дерева на токарном станке. Для работы используют хорошо просушенную древесину липы, осины, березы. Расписывают ее следующим образом. Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером, втирая его в поры дерева. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают «наводку» черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губы, очеркивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке. Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски. Когда наводка готова, роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов. И, наконец, лакируют. И вот перед нами яркая матрешка. (слайд 7)
б) Загорская матрешка (слайд 8-фотография города Загорска)
Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. (слайд 9). У данной матрешки всегда есть что-то в рука. Загорская матрешка добротная, крутобокая, устойчива по форме. Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые (локальные цвета). Овал лица и руки закрашивают бежевым цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу. Платок у данной матрешки завязан узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляются простым цветочным узором. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком.( слайд 10)
в) Полхов-Майданская матрешка (слайд 11-фотография села Полховский Майдан)
Это соседка Семеновской матрешки. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа - грунтовка клейстером и наводка – выполняются так же, как и у Семеновской, а вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы. Пышные розы, георгины, колокольчики, розаны, ягодки украшают эту матрешку. Форма данной матрешки более вытянутая, голова небольшая.( слайд 12)
Вы все внимательно слушали и наверно устали, а теперь давайте немного отдохнем.
- Физкультминутка «Матрешка»
У меня матрёшка есть, новая игрушка, (руки на пояс)
В желтом сарафане славная толстушка. (правая, левая нога вперед и на пятку)
Я матрешку отверну – там еще игрушка, (поворот вокруг себя)
В синем сарафане яркая девчушка (руки перед собой полочкой)
Ну а в синенькой матрёшке – маленькая крошка, (поворот вокруг себя)
Пуще всех её люблю – красную матрёшку! (руки «матрёшкой» поочередно к правой и левой щеке)
- Предлагаю вам стать Загорскими мастерами и самим создать свою матрешку
4.Практическая работа (20-25 мин.)
- Ребята, сегодня мы с вами распишем своих матрешек, а в конце занятия устроим из них девичий хоровод.
Анализ образца изделия.
- Из чего изготовлена матрешка?
- Какие элементы используются в данной росписи? (Цветы, листочки)
- Какие цвета используются при росписи сарафана?
- Какие цвета используются при росписи платка?
- Какие цвета используются при росписи рубахи?
- А какие еще цвета используются при росписи матрешки?
Но мы с вами не будем расписывать деревянную матрешку, а распишем вот такую матрешку (показ шаблона).
Работа организовывается по плану: показ с объяснением.
1 этап: Выполнение работы карандашом:
Необходимо прорисовать элементы лица. Начинаем с прорисовки волос (от верхней точки середины овала лица проводим скобку вправо и влево). После этого рисуем брови (проводим 2 скобки). Приступаем к прорисовки глаз (рисуем 2 скобки чуть ниже бровей, затем в этих скобочках рисуем кружочки, а в них уже еще маленькие точки). Рисуем теперь нос (ставим 2 точки). А теперь рисуем скобочку – это будет рот матрешки.
2 этап: Прорисовка сарафана:
Приступаем к прорисовке сарафана. Лямки сарафана заливаем выбранным вами цветом.
3 этап: Работа в цвете:
Смочите краски. Расписываем лицо (начнем с румянца, набираем на кисть розовую краску и делам кружочки на щеках. После этого приступаем к росписи губ: набираем на кончик кисти красную краску и расписываем губы. Далее набираем на кончик черную краску, рисуем брови и глаза. А в конце расписываем волосы: набираем на кисть коричневую краску и расписываем волосы).
4 этап: Работа в цвете:
Заливаем сарафан желтым цветом, а платок синим или красным, на ваш выбор. На уголках платка рисуем желтые кружки. Приступаем к росписи сарафана: рисуем прямые и волнистые линии в верхней и нижней частях сарафана. Переходим к нашей композиции. Набираем на кончик кисти белый цвет, ставим точку в середине сарафана способом «тычка» (прикрепляем на доску карточку со словом «тычёк»), а уже от него рисуем лепестки красным цветом, способом «капелька» (на доску прикрепляем карточку со словом «капелька»).
Далее рисуем салатовые листочки с правой и левой сторон от цветка способом «капелька». Теперь в салатовых листочках делаем зеленые капельки. Переходим к рисованию ягод: рисуем два синих кружочка сверху и снизу, а уже на этих кружочках сбоку ставим черные точки способом «тычка».
Методические рекомендации:
1. Перед началом работы рабочую плоскость стола накрывают клеенкой.
2. В ходе работы грязные руки оттирать от красок с помощью салфетки.
3. На рабочем месте поддерживать чистоту и порядок.
4. После окончания работы привести рабочее место в порядок, вымыть руки с мылом.
5 этап: Оживка (белым и черным цветом). (прикрепляем на доску карточку со словом «оживка»)
Набираем на кончик кисти белый цвет и ставим точки в глазах, это будут зрачки матрешки. Проводим белую линию между листочков. Набираем на кончик кисти черный цвет и делаем оживку платка и сарафана.
5.Подведение итогов занятия (3 мин.)
Выставка работ: дети выходят к доске и прикрепляют свою матрешку на доску.
- Кем вы были сегодня на занятии? (Загорскими мастерами)
- Какую матрешку мы рассматривали?
- О каких матрешках вы узнали сегодня на занятии?
- Как называются матрешки, которых мы рассматривали?
- Чему вы научились?
- Где вам пригодятся эти матрешки?
- Вы потрудились очень хорошо. С вами очень приятно работать, но наше занятие подошло к концу. Всем спасибо. До свидания!
6.Уборка рабочего места (2 мин.)