СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка овнеурочного занятия. Кружковое занятие.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие»

Группа: 31 группа

Обучающиеся: Опенышев Виктор Константинович.

Дата: 28 апреля 2016 года.

Методист: Артамонова Елена Владимировна

Развернутый план-конспект занятия на тему «Русские матрешки»

Цели занятия:


  1. Обучающая: дать представление о русских матрешках как о народном промысле России; научить элементам росписи Загорской матрешки.

  2. Развивающая: способствовать развитию эстетического чувства, художественного вкуса, фантазии; мелкой моторики рук.

  3. Воспитывающая: способствует воспитанию любви и уважительного отношения к народной культуре, народным промыслам России; аккуратность, усидчивость.


Оснащение занятия:

Методическое оснащение занятия:

- план-конспект занятия;

- презентация;

- карточки со словами ( «матрешка», «капелька», «тычёк», «оживка»);

- аудиозапись.

Материально-техническое оснащение занятия:

- шаблон матрешки;

- краски;

- кисти;

- клеенки;

- стаканчики для воды;

- салфетки;

- простой карандаш.

Дидактическое оснащение занятия:

- образец изделия;

- Семеновская матрешка, выполненная в технике папье-маше;

- Загорская матрешка, выполненная способом папье-маше;

- Полхов-Майданская матрешка, выполненная из дерева.

Тип занятия: Комбинированный.

Ход занятия:

1. Организация начала (2 мин.)

(Играет русская народная музыка, на экране 1 слайд)

Здравствуйте, сегодня занятие проведу я, Виктор Константинович. Ребята, я буду перечислять, что нам понадобится на занятии, а вы меня внимательно слушайте. Если у вас чего-то не будет хватать, поднимите руку, и я это исправлю. Итак: шаблон матрешки, простой карандаш, краски, кисти, салфетки, стаканчик, клеенка.

2.Актуализация знаний (2 мин.)

Сегодня, ребята, мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных. Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня я вам предлагаю отправиться в гости, а к кому пойдем - догадайтесь сами. Я прочитаю загадку, а вам нужно будет отгадать ее.


Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Кукла первая толста, а внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Разрумянилась немножко

Наша русская……..

(Матрешка) (слайд 2) (прикрепляем карточку со словом «матрешка»)


- Ребята, а что вы знаете о такой русской народной игрушке, как матрешка? (ответы детей)

3.Изложение нового материала (10 мин.)

- Слушайте внимательно, а в конце я вам задам вопросы, на которые вы должны ответить.

- Теперь я вам расскажу немного об истории создания русской матрешки.

Матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немного больше 100 лет. Много есть версий, как и когда она родилась.

Однажды в Японии увидел ее художник Сергей Васильевич Малютин и привез игрушку – большеголового деревянного японца Фукурума (слайд 3), сердитого на вид. Раскроешь ее, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.

Малютин переодел куклу в русский костюм и показал народным умельцам. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щечки яркий румянец. Так и хотелось назвать куклу русским именем. Дуняша? Маняша? Матреша? Матреша!! И стали новые игрушки называться матрешками.

Существует 6 видов матрешек (слайд 4), но я расскажу вам о трех наиболее известных: Семеновской, Загорской, Полхов-Майданской (слайд 5). Их названия зависят от того места, где их расписывают. Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрешек.

а) Семеновская матрешка (слайд 6-фотография городка Семенова)

Семеновская (городок Семенов, что в Нижегородской области) игрушка вытачивается из дерева на токарном станке. Для работы используют хорошо просушенную древесину липы, осины, березы. Расписывают ее следующим образом. Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером, втирая его в поры дерева. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают «наводку» черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губы, очеркивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке. Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски. Когда наводка готова, роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов. И, наконец, лакируют. И вот перед нами яркая матрешка. (слайд 7)

б) Загорская матрешка (слайд 8-фотография города Загорска)

Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. (слайд 9). У данной матрешки всегда есть что-то в рука. Загорская матрешка добротная, крутобокая, устойчива по форме. Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые (локальные цвета). Овал лица и руки закрашивают бежевым цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу. Платок у данной матрешки завязан узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляются простым цветочным узором. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком.( слайд 10)

в) Полхов-Майданская матрешка (слайд 11-фотография села Полховский Майдан)

Это соседка Семеновской матрешки. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа - грунтовка клейстером и наводка – выполняются так же, как и у Семеновской, а вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы. Пышные розы, георгины, колокольчики, розаны, ягодки украшают эту матрешку. Форма данной матрешки более вытянутая, голова небольшая.( слайд 12)

Вы все внимательно слушали и наверно устали, а теперь давайте немного отдохнем.

- Физкультминутка «Матрешка»

У меня матрёшка есть, новая игрушка, (руки на пояс)

В желтом сарафане славная толстушка. (правая, левая нога вперед и на пятку)

Я матрешку отверну – там еще игрушка, (поворот вокруг себя)

В синем сарафане яркая девчушка (руки перед собой полочкой)

Ну а в синенькой матрёшке – маленькая крошка, (поворот вокруг себя)

Пуще всех её люблю – красную матрёшку! (руки «матрёшкой» поочередно к правой и левой щеке)

- Предлагаю вам стать Загорскими мастерами и самим создать свою матрешку

4.Практическая работа (20-25 мин.)

- Ребята, сегодня мы с вами распишем своих матрешек, а в конце занятия устроим из них девичий хоровод.

Анализ образца изделия.

- Из чего изготовлена матрешка?

- Какие элементы используются в данной росписи? (Цветы, листочки)

- Какие цвета используются при росписи сарафана?

- Какие цвета используются при росписи платка?

- Какие цвета используются при росписи рубахи?

- А какие еще цвета используются при росписи матрешки?

Но мы с вами не будем расписывать деревянную матрешку, а распишем вот такую матрешку (показ шаблона).

Работа организовывается по плану: показ с объяснением.

1 этап: Выполнение работы карандашом:

Необходимо прорисовать элементы лица. Начинаем с прорисовки волос (от верхней точки середины овала лица проводим скобку вправо и влево). После этого рисуем брови (проводим 2 скобки). Приступаем к прорисовки глаз (рисуем 2 скобки чуть ниже бровей, затем в этих скобочках рисуем кружочки, а в них уже еще маленькие точки). Рисуем теперь нос (ставим 2 точки). А теперь рисуем скобочку – это будет рот матрешки.

2 этап: Прорисовка сарафана:

Приступаем к прорисовке сарафана. Лямки сарафана заливаем выбранным вами цветом.

3 этап: Работа в цвете:

Смочите краски. Расписываем лицо (начнем с румянца, набираем на кисть розовую краску и делам кружочки на щеках. После этого приступаем к росписи губ: набираем на кончик кисти красную краску и расписываем губы. Далее набираем на кончик черную краску, рисуем брови и глаза. А в конце расписываем волосы: набираем на кисть коричневую краску и расписываем волосы).

4 этап: Работа в цвете:

Заливаем сарафан желтым цветом, а платок синим или красным, на ваш выбор. На уголках платка рисуем желтые кружки. Приступаем к росписи сарафана: рисуем прямые и волнистые линии в верхней и нижней частях сарафана. Переходим к нашей композиции. Набираем на кончик кисти белый цвет, ставим точку в середине сарафана способом «тычка» (прикрепляем на доску карточку со словом «тычёк»), а уже от него рисуем лепестки красным цветом, способом «капелька» (на доску прикрепляем карточку со словом «капелька»).

Далее рисуем салатовые листочки с правой и левой сторон от цветка способом «капелька». Теперь в салатовых листочках делаем зеленые капельки. Переходим к рисованию ягод: рисуем два синих кружочка сверху и снизу, а уже на этих кружочках сбоку ставим черные точки способом «тычка».

Методические рекомендации:

1. Перед началом работы рабочую плоскость стола накрывают клеенкой.

2. В ходе работы грязные руки оттирать от красок с помощью салфетки.

3. На рабочем месте поддерживать чистоту и порядок.

4. После окончания работы привести рабочее место в порядок, вымыть руки с мылом.

5 этап: Оживка (белым и черным цветом). (прикрепляем на доску карточку со словом «оживка»)

Набираем на кончик кисти белый цвет и ставим точки в глазах, это будут зрачки матрешки. Проводим белую линию между листочков. Набираем на кончик кисти черный цвет и делаем оживку платка и сарафана.

5.Подведение итогов занятия (3 мин.)

Выставка работ: дети выходят к доске и прикрепляют свою матрешку на доску.

- Кем вы были сегодня на занятии? (Загорскими мастерами)

- Какую матрешку мы рассматривали?

- О каких матрешках вы узнали сегодня на занятии?

- Как называются матрешки, которых мы рассматривали?

- Чему вы научились?

- Где вам пригодятся эти матрешки?

- Вы потрудились очень хорошо. С вами очень приятно работать, но наше занятие подошло к концу. Всем спасибо. До свидания!

6.Уборка рабочего места (2 мин.)