СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочные занятия в 5 классе

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

внеурочные занятия в 5 классе. Духовно-нравственное воспитание: в мире культуры, нравственные ценности российского народа, роль религии в развитии культуры, как сохранить культурные ценности, твой духовный мир.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочные занятия в 5 классе»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Домодедовская средняя общеобразовательная школа №1





СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания методического объединения учителей истории и других социальных дисциплин №1 от «_30__ » августа 2016 года

Руководитель ШМО

____________Матвеева Г.М.


СОГЛАСОВАНО.

Замдиректора по УВР ________Камышова Н.В.

« _31__ » августа 2016 года.


УТВЕРЖДАЮ.

Директор школы

____________О.А. Тимофеева

«_1__» _сентября________2016г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

для 5 «Г» класса

на 2016 – 2017 учебный год







Составитель: Костадинова Ольга Вячеславовна,

учитель истории и обществознания







г. Домодедово 2016

Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой Н.Ф. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в пятом классе.


Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета:

Предметные результаты

– овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;

-овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;

- умение различать основные религии народов России, описывать памятников культуры, используя основные и дополнительные источники информации.

Метапредметные результаты

– способность планировать и организовывать свою учебную и  коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета,  видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные взгляды и оценки, вести конструктивный диалог; работать в коллективе;

- умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать  её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы;

- способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;

- развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.

Личностные результаты

– становление внутренней установки личности обучающихся на то, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками;

-воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и традициям. Бережное отношение к своей родной культуре

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий.Исходя из этого, главной особенностью этого курса является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Прежде всего, речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.

Основными целями и задачами реализации данной предметной области средствами учебника «Духовно-нравственная культура народов России» в 5 классе остаются следующие:

• совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;

• углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;

• осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.





































Содержание обучения


Раздел 1. В мире культуры (4 ч.)

Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.


Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (14 ч.)

«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Рольсемьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.


Раздел 3. Религия и культура (9 ч.)

Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.


Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (4 ч.)

Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.


Раздел 5. Твой духовный мир (2 ч.)

Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.













































Учебно-тематический план с определением основных видов деятельности


№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1

Введение.

Учебный диалог о выдающихся людях России. «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?» Восприятие и оценка информации, представленной в видеофильме. Выделение главной мысли рассказа учителя о жизни и творчестве Шолом-Алейхема. Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России»

2

В мире культуры

4 ч

Обсуждение темы «Человек - творец и носитель культуры». Конструирование схем: «Человек-носитель культуры», «Человек-творец культуры». Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Что такое этика?». Учебный диалог: обсуждение высказывания Аристотеля об этике. Совместная деятельность в группах: объяснение значения пословиц и поговорок разных народов. Работа с рубриками «Жил на свете человек» и «Для любознательных»

3

Нравственные ценности

14 ч

Объяснение значения пословиц (поговорок). Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста татарской сказки «Звездочка Зухра». Чтение и анализ текста «Микула Селянинович». Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?». Анализ сказки К. Д. Ушинского «Два плуга», выделение главной мысли.

Оживление имеющегося опыта и знаний на тему: «О каких религиозных праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети, синагоге и пагоде?». Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя. Разыгрывание сценок: «»Коляда», «Святки».

Обсуждение вопросов: «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла христианство?». Обсуждение темы «Откуда на Русь пришло христианство?». Роль Ярослава Мудрого в истории Руси. Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах. Чтение текста «Нюргун Боотур- стремительный» и составление словесного портрета героя. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урале-батыре. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств. Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев.. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины. Прослушивание информации учителя об участии в Великой отечественной войне представителей разных народов России.

4

Религия и культура

9 ч

Обсуждение темы «Возникновение ислама». Учебный диалог: «Золотой век исламской культуры». Анализ информации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. Рассматривание иллюстраций, оценка информации, представленной в видеофильме. Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма. Беседа-повторение пройденного по вопросам «Что такое Ветхий Завет?», «Частью какой книги он является?», «Последователи каких религий признают Ветхий Завет священной книгой?». Анализ информации, представленной в материале рубрик «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины. Беседы по текстам. Обсуждение проблемы: какие народы России исповедуют буддизм. Анализ информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России», составление плана пересказа. Практическая работа с картой: нахождение, анализ и оценка информации, представленной учителем. Просмотр и обсуждение видеофильмов.

5

Как сохранить духовные ценности

4 ч

Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей. Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя». Конструирование вывода по теме.

Учебный диалог: обсуждение статьи Д. С . Лихачева «Память». Оценка информации, представленной в рассказе-объяснении учителя.

6

Твой духовный мир

2 ч

Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он нужен?» Практическая работа «Учимся быть образованными». Учебный диалог: обсудим вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К. Д. Ушинского.

Итого: 34 часа





Примерные темы творческих работ и заданий

  1. «Традиции моей семьи»

  2. «История семейной реликвии»

  3. «Мое родословное древо»

  4. «Значение религии в жизни человека и общества»

  5. «Памятники религиозной культуры в моем городе»

  6. «Памятники в моем городе»

  7. «Мое отношение к России»

  8. «С чего начинается Родина»

  9. «Герои России»

  10. «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»

  11. «Мой дедушка – защитник Родины»

  12. «Профессиональное древо моей семьи»

  13. «Профессиональная династия»

  14. «Спасти и сохранить»

  15. «Христианские святыни России»

  16. «Иудаизм в России»

  17. «Ислам в России»

  18. «Буддийские монастыри»

  19. «Религия и искусство» электронный альбом

  20. «Библия – Книга Книг»






























Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Плановые сроки прохождения

Скорректи-рованные даты прохождения

1.

1. Введение

01.09.16 -04.09.16


2.

В мире культуры (4 ч.)

1. Величие многонациональной

российской культуры

05.09.16 - 11.09.16


3.

2. Величие многонациональной

российской культуры

12.09.16 – 18.09.16


4.

3. Человек-творец и носитель

культуры

19.09.16 – 25.09.16


5.

4. Человек-творец и носитель

культуры

26.09.16 – 02.10.16


6.

Нравственные ценности российского народа (14 ч.)

1. «Береги землю родимую, как мать любимую»

03.10.16 – 09.10.16


7.

«Береги землю родимую, как мать любимую»

10.10.16 – 16.10.16


8.

Жизнь ратными подвигами полна

17.10.16 – 23.10.16


9.

Жизнь ратными подвигами полна

24.10.16 – 30.10.16


10.

В труде – красота человека

07.11.16 – 13.11.16


11.

В труде – красота человека

14.11.16 – 20.11.16


12.

«Плод добрых трудов славен»

21.11.16 – 27.11.16


13.

«Плод добрых трудов славен»

28.11.16 – 04.12.16



14.

Люди труда


05.12.16 – 11.12.16


15.

Люди труда

12.12.16 – 18.12.16


16.

Бережное отношение к природе

19.12.16 – 25.12.16


17.

Бережное отношение к природе

09.01.17 – 15.01.17


18.

Семья – хранитель духовных ценностей

16.01.17 – 22.01.17


19.

Семья – хранитель духовных ценностей

23.01.17 – 29.01.17


20.

Роль религии в развитии культуры (9 ч.)

1. Роль религии в развитии культуры.

30.01.17 – 05.02.17


21.

2. Роль религии в развитии культуры

06.02.17


22.

3. Роль религии в развитии культуры

12.02.17


23.

4. Культурное наследие христианской Руси.

13.02.17 – 19.02.17


24.

5. Культурное наследие христианской Руси

20.02.17 – 26.02.17


25.

6. Культурное наследие христианской Руси

27.02.17 – 05.03.17


26.

7. Культура ислама.

06.03.17 – 12.03.17


27.

8. Иудаизм и культура.

13.03.17 – 19.03.17


28.

9. Культурные традиции буддизма

29.03.17 – 02.04.17


29.

Как сохранить духовные ценности (4 ч.)

1. Забота государства о сохранении духовных ценностей

03.04.17 – 09.04.17


30.

2. Забота государства о сохранении духовных ценностей

10.04.17 – 16.04.17


31.

3. Хранить память предков

17.04.17 – 23.04.17


32.

4. Хранить память предков

24.04.17 – 30.04.17


33.

Твой духовный мир (2 ч.)

1. Что составляет твой духовный мир.

01.05.17 – 07.05.17


34.

2. Что составляет твой духовный мир.

08.05.17 – 14.05.17