СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научная разработка по литературному чтению. «Вновь и вновь о многогранности дружбы (на примере сказочной повести А. М. Волкова «Волшебник изумрудного города»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научная разработка "Вновь и вновь о многогранности дружбы ( На примере сказочной повести А.М. Волкова "Волшебник изумрудного города"). 

Основной темой данной сказочной повести является дружба. Сказочная повесть "Волшебник изумрудного города" учит нас тому, что дружба, взаимопощь, взаимовыручка играют большую роль в жизни каждого человека.

Просмотр содержимого документа
«Научная разработка по литературному чтению. «Вновь и вновь о многогранности дружбы (на примере сказочной повести А. М. Волкова «Волшебник изумрудного города»)»

ВНОВЬ И ВНОВЬ О МНОГОГРАННОСТИ ДРУЖБЫ (НА ПРИМЕРЕ СКАЗОЧНОЙ ПОВЕСТИ А. М. ВОЛКОВА «ВОЛШЕБНИК ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА»)



Мир детства - важнейшая составляющая жизни и культуры любого человека. Младший школьный возраст - особый период детства. « Учебная деятельность в этом возрасте создает условия для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач, формирует на этой основе систему отношений детей к окружающему миру» [2].

Одной из задач формирования личности младшего школьника является обогащение сознания ребенка нравственными понятиями и представлениями. Формированию нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека. В этом плане велика роль литературного чтения. Оно помогает ребенку посредством художественных произведений осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения, понять и оценить нравственные поступки людей.

Читая книги художественной литературы, дети одним из первых начинают осознавать сущность такого понятия как дружба. Еще со времен Сократа дружба считалась одной из основных добродетелей, выражающейся во взаимной привязанности и духовной общности людей. Формированию понятия «истинная дружба» способствуют их сопереживание героям в процессе чтения , их эмоциональная реакция на прочитанное произведение в целом.

Постепенно, благодаря воздействию художественного слова не только на сознание, но и на чувство ребенка, в нем начинают формироваться такие нравственные понятия как «долг», «бескорыстие», «самоотверженность», которые являются важными компонентами дружбы. Это так важно, чтобы дети в наше время начали глубже понимать суть дружбы и ее ценность.

Тема дружбы, освещенная на уроках литературного чтения, на примере героев различных по жанру художественных произведений несёт очень важную жизненную функцию – нравственного воспитания дружеских взаимоотношений с их, облагораживающей, возвышенной силой.

B детской литературе есть достаточно много произведений, определяющих качества дружбы на примерах становления и развития характеров героев - персонажей. Одним из таких произведений является сказочная повесть А.М.Волкова «Волшебник Изумрудного города».

Литературным обработкам обычно редко удается обогнать по популярности оригинальные тексты. «Волшебник изумрудного города» А.Волкова - редкое исключение из этого правила. Эта повесть - сказка является, как известно, переработкой сказки «Волшебник из Страны Оз» Фрэнка Баума.

Изданная 124 года назад, эта книга сразу же стала пользоваться огромной популярностью у детей, завоевав их любовь на долгие-долгие годы. Книга написана очень живым и легким языком, который характерен для всей прозы А.Волкова. В ней события сменяют друг друга стремительно, и всегда интересно узнать, что же будет дальше и чем же все закончится.

Повествование начинается с того, что сильный ураган переносит домик-фургон, в котором находятся девочка Элли и песик Тотошка, в неизвестную сказочную страну. Возвратить героев домой может только волшебник Гудвин, обитающий в некоем Изумрудном городе.

Следуя по дороге из желтого кирпича, главная героиня встречает сказочных персонажей: Страшилу, мечтающего получить мозги вместо соломы; Железного Дровосека, ищущего сердце, способное любить; Льва, страдающего от трусости. Дальнейшие приключения героев насыщены необычными событиями, всевозможными преградами на пути, кознями злой волшебницы Бастинды, которые с успехом удается преодолеть. Конечно, все заканчивается в пользу героев, и все получают то, к чему стремились.

Основной темой данной сказочной повести является дружба, изображенная яркими, живыми красками, дружба как бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях и общих интересах. Дружба неотделима от доверия и терпения, а людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.

Наши герои на протяжении всего путешествия с трепетом заботятся друг о друге. Пример этому, конечно, покажет главный герой - он, как оказалось, не сказочный, а обычная добросердечная ещё маленькая девочка.

Познакомившись с неумелым Страшилой, она с заботой и трепетом помогла сделать ему первые в жизни шаги.

«Через несколько часов дорога стала неровной; Страшила часто спотыкался. Попадались ямы. Тотошка перепрыгивал через них, а Элли обходила кругом. Но Страшила шел прямо, падал и растягивался во всю длину. Он не ушибался. Элли брала его за руку, поднимала, и Страшила шагал дальше, смеясь над своей неловкостью»[1, с.25].

А вот как заботятся друг о друге уже сказочные персонажи:

«Они вынесли спящую девочку на зеленую лужайку у реки, подальше от смертоносного макового поля, положили на траву и сели рядом, дожидаясь, когда свежий воздух разбудит Элли». [1, с.61];

Все эти примеры, говорят нам о том, что только настоящие друзья способны замечать недостатки во внешнем виде других, бескорыстно что-то сделать и просто позаботиться.

Так же дружбу невозможно представить без помощи друг другу, ведь общее дело, общая цель объединяют товарищей, сплачивают коллектив:

«И Элли смазала шею, но она так заржавела, что Страшиле долго пришлось поворачивать голову Дровосека вправо и влево, пока шея не перестала скрипеть» [1, с.31].

На протяжении всего путешествия наши сказочные и не совсем сказочные герои постоянно чувствуют поддержку друг друга. На самом деле, поддержать товарища в трудную минуту бывает не так уж и просто, бывает достаточно трудно подобрать нужные слова, иногда даже просто выразить нужные эмоции, способные приободрить друга.

Но у наших героев это получается на ура!

«- Не падай духом! Не уйдем отсюда, пока не выручим тебя!

И венер донес ответ:

-ду!..е. нуйтесь...а...ня...

И это означало: «Жду! Не волнуйтесь за меня!» [1,с.56].

В пути герои настолько сплотились, что полюбили друг друга как родные, без стеснения могли сказать самые теплые дорогие сердцу слова.

« Элли в последний раз поцеловала в морду большого грозного Льва. Лев был растроган: из глаз капали крупные слезы, и он забывал вытирать их кончиком хвоста.

Потом Страшила и Железный Дровосек нежно пожимали Элли руки, а Тотошка прощался со Львом, уверяя, что он никогда не забудет своего большого друга ...» [1, с.128].

Неотделимо от дружбы в русском менталитете такое качество самоотверженность. Это психологическое, социальное и моральное качество личности, которое выражается в способности к подчинению своих интересов и жертвованию ими (вплоть до жертвы собственной жизнью) для блага других. И этому друзья учатся на протяжении всей книги: Страшила и Железный Дровосек спасают Элли от людоеда, презрев опасности для себя:

«Людоед быстро догонял беглецов. Видя, что от погони не убежать, Железный Дровосек ... приготовился к бою. Страшила отстал: ноги его цеплялись за корни, а грудью он задевал за ветки деревьев. Людоед догнал Страшилу, и тот вдруг бросился ему под ноги ... Людоед не успел опомниться, как к нему сзади подскочил Железный Дровосек, поднял огромный острый топор и разрубил Людоеда пополам вместе с кастрюлей..»[1, с.38];

Элли защищает Тотошку ото Льва, смело бросаясь ему наперерез:

«Громадный зверь разинул пасть, чтобы проглотить собачку, но Элли смело выбежала вперед и загородила собой Тотошку.

- Стой! Не смей трогать Тотошку! - гневно закричала она.

Лев замер в изумлении..» [1, с.42];

Лев, в свою очередь, будет стоять на мосту, защищая своих друзей от саблезубых тигров:

«Лев, замыкавший шествие, обернулся к тиграм и испустил такое великолепное рычание, что Элли с перепугу чуть не свалилась в пропасть..»[1, с.52].

Не менее отчетливо в книге звучит тема нравственного самосовершенствования. Нравственное самосовершенствование человека включает в себя стремление поступать согласно принципам, законам общества. Не только желать жить «по совести», но и соответствующе поступать.

Сказочная повесть «Волшебник Изумрудного города» учит нас тому, что дружба, взаимопомощь и взаимовыручка играют большую роль в жизни каждого человека. Ведь друзьям в сказке удалось достичь желаемого именно благодаря этому. Выручая и поддерживая друг друга, они с легкостью проходят через все препятствия, которые изначально кажутся совершенно непреодолимыми.

Действительно, приключения героев по пути к Гудвину убеждают маленьких читателей в том, что Страшила - не такой уж и глупый. Дровосек способен любить, а Лев - смелый зверь. Просто героям не хватало уверенности в собственных силах. Именно по этому Страшиле кажется, что его ум находится в подаренном Гудвином мешочке с иголками; Железный Дровосек уверен, что он, наконец-то сможет любить при помощи тряпичного сердца; Лев чувствует себя смелым, лишь выпив «волшебную» жидкость, приготовленную Гудвином. Какова сила убеждения! А ведь убедить себя в собственных способностях должен каждый, не дожидаясь «подарков» Гудвина! И гнаться за чем-то нереальным - не имеет смысла, нужно наслаждаться простыми, но на самом деле такими важными вещами: верностью, добротой, заботой о ближнем и самое главное дружбой.



Список литературы

1. Волков А. М. Волшебник Изумрудного города: Сказка / Переизд. - Рис. О. Горюнова, - Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1989.

2. Леонтьев А. Н. Избранные психологический произведения. — М., 1983. — Т.1. C.47.