СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внутренняя и внешняя политика Павла I

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация яляется допонительным и иллюстративным материалом к уроку истории по теме "Внутреняя и внешняя политика Павла I", которая поможет учителю более детально пощнакомить учащихся с данной темой.

Просмотр содержимого документа
«Внутренняя и внешняя политика Павла I»

ДВОРЦОВЫЕ   ПЕРЕВОРОТЫ период в истории России 18 века, когда при помощи оружия происходила смена власти, и главную роль при дворе играла гвардия и фавориты. 

ДВОРЦОВЫЕ   ПЕРЕВОРОТЫ

период в истории России 18 века, когда при помощи оружия происходила смена власти, и главную роль при дворе играла гвардия и фавориты. 

УСТАНОВИТЕ   СООТВЕТСТВИЕ А Ж Д Б В Г Е 1.  ПЕТР  III I.  1740-1741 2.  ЕКАТЕРИНА II II.  1730-1740 3.  АННА ИОАННОВНА III.  1725-1727 4.  ЕЛИЗАВЕТА  ПЕТРОВНА IV.  1762-1796 5.  ИВАН VI АНТОНОВИЧ V.  1727-1730 6. ЕКАТЕРИНА I VI.  1741-1761   7.  ПЕТР  II VII.  1761-1762

УСТАНОВИТЕ   СООТВЕТСТВИЕ

А

Ж

Д

Б

В

Г

Е

1.  ПЕТР  III

I.  1740-1741

2.  ЕКАТЕРИНА II

II.  1730-1740

3.  АННА ИОАННОВНА

III.  1725-1727

4.  ЕЛИЗАВЕТА  ПЕТРОВНА

IV.  1762-1796

5.  ИВАН VI АНТОНОВИЧ

V.  1727-1730

6. ЕКАТЕРИНА I

VI.  1741-1761

  7.  ПЕТР  II

VII.  1761-1762

ПРОВЕРИМ  СЕБЯ А Б 2 В IV 3 Г II 1 VII 7 Д Е V 4 5 Ж VI I 6 III

ПРОВЕРИМ  СЕБЯ

А

Б

2

В

IV

3

Г

II

1

VII

7

Д

Е

V

4

5

Ж

VI

I

6

III

Заполните пропуски в тексте В _______ (1) ГОДУ УМЕРЛА ИМПЕРАТРИЦА ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА, И ПРЕСТОЛ ЗАНЯЛ ___________ (2). ОН СПЕШНО ЗАКОНЧИЛ _______________ (3) ВОЙНУ, ВОЗВРАТИВ ____________ (4) ВСЕ ЗАВОЁВАННЫЕ ТЕРРИТОРИИ. ЗА ПОЛГОДА ПРАВЛЕНИЯ ОН НАСТРОИЛ ПРИДВОРНОЕ ОБЩЕСТВО И ГВАРДИЮ ПРОТИВ СЕБЯ, ЧЕМ ВОСПОЛЬЗОВАЛАСЬ ЕГО ЖЕНА _____________ (5). В ___________ (6) ГОДУ ОНА С ПОМОЩЬЮ ГВАРДИИ СВЕРГЛА ЕГО И ЗАНЯЛА ПРЕСТОЛ, НЕ ОТДАВАЯ ВЛАСТЬ СВОЕМУ СЫНУ – __________ (7), ПОСКОЛЬКУ ОН БЫЛ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ. НО И КОГДА ОН  СТАЛ СОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ОНА НЕ УСТУПИЛА  ЕМУ ВЛАСТЬ. ___________ (8) РОС В НЕНАВИСТИ К СВОЕЙ МАТЕРИ. В 1783 Г. ОНА ПОДАРИЛА ЕМУ МЫЗУ __________ (9), ГДЕ ОН ПО ОБРАЗЦУ ПЕТРА I СФОРМИРОВАЛ __________ (10), А ТАКЖЕ ВОКРУГ НЕГО СЛОЖИЛСЯ КРУЖОК НЕДОВОЛЬНЫХ ЦАРСТВОВАНИЕМ ЕГО МАТЕРИ. ОНА ЖЕ СОБИРАЛАСЬ ПЕРЕДАТЬ ПРЕСТОЛ СВОЕМУ ВНУКУ – ______________ (11), МИНУЯ ЗАКОННОГО НАСЛЕДНИКА. НО В _________ (12) ОНА УМЕРЛА, И НА ПРЕСТОЛ ВЗОШЕЛ  ЕЁ СЫН  ______ (13). 

Заполните пропуски в тексте

В _______ (1) ГОДУ УМЕРЛА ИМПЕРАТРИЦА ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА, И ПРЕСТОЛ ЗАНЯЛ ___________ (2). ОН СПЕШНО ЗАКОНЧИЛ _______________ (3) ВОЙНУ, ВОЗВРАТИВ ____________ (4) ВСЕ ЗАВОЁВАННЫЕ ТЕРРИТОРИИ. ЗА ПОЛГОДА ПРАВЛЕНИЯ ОН НАСТРОИЛ ПРИДВОРНОЕ ОБЩЕСТВО И ГВАРДИЮ ПРОТИВ СЕБЯ, ЧЕМ ВОСПОЛЬЗОВАЛАСЬ ЕГО ЖЕНА _____________ (5). В ___________ (6) ГОДУ ОНА С ПОМОЩЬЮ ГВАРДИИ СВЕРГЛА ЕГО И ЗАНЯЛА ПРЕСТОЛ, НЕ ОТДАВАЯ ВЛАСТЬ СВОЕМУ СЫНУ – __________ (7), ПОСКОЛЬКУ ОН БЫЛ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ. НО И КОГДА ОН  СТАЛ СОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ОНА НЕ УСТУПИЛА ЕМУ ВЛАСТЬ. ___________ (8) РОС В НЕНАВИСТИ К СВОЕЙ МАТЕРИ. В 1783 Г. ОНА ПОДАРИЛА ЕМУ МЫЗУ __________ (9), ГДЕ ОН ПО ОБРАЗЦУ ПЕТРА I СФОРМИРОВАЛ __________ (10), А ТАКЖЕ ВОКРУГ НЕГО СЛОЖИЛСЯ КРУЖОК НЕДОВОЛЬНЫХ ЦАРСТВОВАНИЕМ ЕГО МАТЕРИ. ОНА ЖЕ СОБИРАЛАСЬ ПЕРЕДАТЬ ПРЕСТОЛ СВОЕМУ ВНУКУ – ______________ (11), МИНУЯ ЗАКОННОГО НАСЛЕДНИКА. НО В _________ (12) ОНА УМЕРЛА, И НА ПРЕСТОЛ ВЗОШЕЛ  ЕЁ СЫН  ______ (13). 

ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПАВЛА I.

ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПАВЛА I.

ПЛАН  УРОКА  1.ЛИЧНОСТЬ  ПАВЛА I.  1.1. БИОГРАФИЯ  1.2. ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА  1.3. ВЗГЛЯДЫ СОВРЕМЕННИКОВ И ИСТОРИКОВ.  2. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА  3. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА  4. ОТНОШЕНИЕ РУССКОГО ОБЩЕСТВА К ПАВЛУ  5. ЦАРЕУБИЙСТВО 11 МАРТА 1801 Г. 

ПЛАН  УРОКА 1.ЛИЧНОСТЬ  ПАВЛА I. 1.1. БИОГРАФИЯ 1.2. ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА 1.3. ВЗГЛЯДЫ СОВРЕМЕННИКОВ И ИСТОРИКОВ. 2. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА 3. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА 4. ОТНОШЕНИЕ РУССКОГО ОБЩЕСТВА К ПАВЛУ 5. ЦАРЕУБИЙСТВО 11 МАРТА 1801 Г. 

 Павел I - своеобразная и трагическая фигура на русском престоле. Долгое время исследователи на основании свидетельств современников представляли Павла I неуравновешенным деспотом на троне, всё правление которого сводилось к требованию запретить ношение французских шляп и употребление слова гражданин.

Павел I - своеобразная и трагическая фигура на русском престоле. Долгое время исследователи на основании свидетельств современников представляли Павла I неуравновешенным деспотом на троне, всё правление которого сводилось к требованию запретить ношение французских шляп и употребление слова гражданин.

БИОГРАФИЯ Родился: 1 октября 1754 г. Умер: 23 марта 1801 г. (46 лет) В браке с:  Мария Федоровна  (1776-1801г.),  Наталья Алексеевна (1773-1776 гг.) Родители: Петр III, Екатерина II Дети: Александр I, Ольга Павловна, Елена Павловна, Мария Павловна, Николай I, Константин Павлович

БИОГРАФИЯ

Родился: 1 октября 1754 г.

Умер: 23 марта 1801 г. (46 лет)

В браке с: 

Мария Федоровна  (1776-1801г.), 

Наталья Алексеевна (1773-1776 гг.)

Родители: Петр III, Екатерина II

Дети: Александр I, Ольга Павловна, Елена Павловна, Мария Павловна, Николай I, Константин Павлович

ВОСПИТАНИЕ  И  ОБУЧЕНИЕ   К учёбе у Павла были неплохие способности, у него было развито воображение, в то же время он был неусидчив и нетерпелив, хотя и любил книги. Владел латынью, французским и немецким языками, любил математику, танцы, воинские упражнения. В целом образование цесаревича было лучшим, какое можно было получить в то время.  В детстве у Павла было два  учителя, заботившихся об его обучении и воспитании/   ПОРТРЕТ ПАВЛА В ДЕТСТВЕ

ВОСПИТАНИЕ  И  ОБУЧЕНИЕ

  К учёбе у Павла были неплохие способности, у него было развито воображение, в то же время он был неусидчив и нетерпелив, хотя и любил книги. Владел латынью, французским и немецким языками, любил математику, танцы, воинские упражнения. В целом образование цесаревича было лучшим, какое можно было получить в то время. В детстве у Павла было два  учителя, заботившихся об его обучении и воспитании/

ПОРТРЕТ ПАВЛА В ДЕТСТВЕ

ВОСПИТАНИЕ  И  ОБУЧЕНИЕ   Федор Бехтеев (1716-1761) Первый воспитатель – дипломат  Ф.Д. Бехтеев, был одержим  духом всяческих уставов, четких приказов, военной дисциплины. Ф.Д. Бехтеев стал печатать ведомости для великого князя.  В рубрикае «Из Петербурга» сообщалось обо всех  поступках и погрешностях Павла Петровича.   Бехтеев уверял, что  ведомости рассылаются  по всей Европе.  Бехтеев придумал для маленького  князя особый алфавит, буквы  которого были отлиты из свинца  в виде солдатиков. ​

ВОСПИТАНИЕ  И  ОБУЧЕНИЕ

  Федор Бехтеев (1716-1761)

Первый воспитатель – дипломат  Ф.Д. Бехтеев,

был одержим  духом всяческих уставов,

четких приказов, военной дисциплины.

Ф.Д. Бехтеев стал печатать ведомости для

великого князя.  В рубрикае «Из Петербурга»

сообщалось обо всех  поступках и погрешностях

Павла Петровича.   Бехтеев уверял, что 

ведомости рассылаются  по всей Европе.

Бехтеев придумал для маленького 

князя особый алфавит, буквы 

которого были отлиты из свинца 

в виде солдатиков.

ВОСПИТАНИЕ  И  ОБУЧЕНИЕ  Никита Панин (1718-1783) - сторонник Просвещения  готовил Павла к престолу,  мечтал воспитать из Павла идеального государя для России,   прививал ему  идею ограниченной монархии, учил милосердию по отношению к крестьянам.  Портрет великого князя  Павла Петровича в детстве.        Художник Ф. Рокотов Никита Иванович Панин

ВОСПИТАНИЕ  И  ОБУЧЕНИЕ

Никита Панин (1718-1783) - сторонник Просвещения  готовил Павла к престолу,  мечтал воспитать из Павла идеального государя для России,  прививал ему  идею ограниченной монархии, учил милосердию по отношению к крестьянам.

Портрет великого князя 

Павла Петровича в детстве.        Художник Ф. Рокотов

Никита Иванович Панин

ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ЭТИХ ИДЕЙ ФОРМИРОВАЛОСЬ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЮНОГО ПАВЛА. «Блаженство всех и каждого!» главный принцип, провозглашённый императором.  «В стране нет вторых, только первый – и все остальные» «…каждый подданный имеет значение, поскольку я с ним говорю и до тех пор, пока я с ним говорю. Я – ваш закон!» 

ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ЭТИХ ИДЕЙ ФОРМИРОВАЛОСЬ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЮНОГО ПАВЛА.

«Блаженство всех и каждого!» главный принцип, провозглашённый императором. 

«В стране нет вторых, только первый – и все остальные»

«…каждый подданный имеет значение, поскольку я с ним говорю и до тех пор, пока я с ним говорю. Я – ваш закон!» 

История бросает нам мелкие подачки фактов–  но и дает, тем самым право размышлять,  сравнивать… «Смотрю на царствование Павла многостороннее и объективнее, чем прежде. Враг  коварства и невежд! Романтический император!»                                                               А. С. Пушкин «Его реформы были, пожалуй, самыми значительными, чем до него и после»                                                                            В. О. Ключевский «Какой характер! рыцарское благородство! Ах, хватило бы жизни и сил описать ...

История бросает нам мелкие подачки фактов–  но и дает, тем самым право размышлять,  сравнивать…

«Смотрю на царствование Павла многостороннее и объективнее, чем прежде. Враг  коварства и невежд! Романтический император!»                                                              

А. С. Пушкин

«Его реформы были, пожалуй, самыми значительными, чем до него и после»                                                                           

В. О. Ключевский

«Какой характер! рыцарское благородство! Ах, хватило бы жизни и сил описать ..."                                                               

Л. Н. Толстой

СУЩЕСТВУЮТ ДВЕ ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦАРСТВОВАНИЯ ПАВЛА ПЕТРОВИЧА: Первая –  негативная.   Вторая  – позитивная.   Деятельность Павла называют капризами сумасшедшего, которые привели все отрасли государственного управления в неописуемый беспорядок (В.О.Ключевский, Н.К. Шильдер) Павел оценивается как царь-реформатор, имеющий чёткую программу действий, её целью была борьба с надвигавшейся революцией. (Н.Я. Эйдельман) Николай Карлович Шильдер Натан  Яковлевич  Эйдельман

СУЩЕСТВУЮТ ДВЕ ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦАРСТВОВАНИЯ ПАВЛА ПЕТРОВИЧА:

  • Первая –  негативная.  
  • Вторая  – позитивная.  

Деятельность Павла называют капризами сумасшедшего, которые привели все отрасли государственного управления в неописуемый беспорядок (В.О.Ключевский, Н.К. Шильдер)

Павел оценивается как царь-реформатор, имеющий чёткую программу действий, её целью была борьба с надвигавшейся революцией. (Н.Я. Эйдельман)

Николай Карлович Шильдер

Натан  Яковлевич  Эйдельман

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА  ПАВЛА I ОРИЕНТИРЫ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ « Насколько Екатерина действовала для развития и процветания страны, настолько Павел пытался сделать все наоборот, лишь бы было не так, как делала мать». Василий Осипович Ключевский   Павел l видел своим идеалом своего деда - Петра l. Он даже памятник Петру воздвиг у себя в саду.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА  ПАВЛА I

ОРИЕНТИРЫ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ

« Насколько Екатерина действовала для развития и процветания страны, настолько Павел пытался сделать все наоборот, лишь бы было не так, как делала мать».

Василий Осипович Ключевский

  Павел l видел своим идеалом своего деда - Петра l. Он даже памятник Петру воздвиг у себя в саду.

1) идея полного всевластия императора;  2) идея жёсткой регламентации повседневной жизни подданных; 3) представление о государстве как о часовом механизме;  4) положительное отношение к крепостному праву;  5) стремление возвратить дворянство к положению не привилегированного, а служилого сословия.

1) идея полного всевластия императора; 

2) идея жёсткой регламентации повседневной жизни подданных;

3) представление о государстве как о часовом механизме; 

4) положительное отношение к крепостному праву; 

5) стремление возвратить дворянство к положению не привилегированного, а служилого сословия.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ПАВЛА  I

Направления преобразований  Павла  I

сословные

политические

военно-полицейский режим

военные

1)введение прусского устава 

и формы в армии 

2) ужесточение дисциплины

3) гонения на фельдмаршалов (7), генералов (333), старших офицеров (2000) 

ДВОРЯНЕ

1)восстановление физического и финансового наказания дворян;

2)ограничение дворянства в правах;

3)  обложение немалыми налогами;

4) обязательная военная служба дворян.

1) перезахоронение Петра III 

2) 1797 – указ о престолонаследии

3) восстановление коллегий 

4)сенатская  реформа 

5) помилование

  - А.Н. Радищева; 

- Н.И. Новикова, 

- Т. Костюшко 

6) строительство Михайловского замка в Петербурге

1) запрет ввоза французских книг и газет, запрет круглых шляп, фраков и жилетов, каблуков и вальсов 

2) массовые перлюстрации (тайное вскрытие государственными или иными органами, лицами пересылаемой по почте корреспонденции

3) введение строгой цензуры, закрытие частных типографий

  4) введение жёсткого распорядка дня в Петербурге

экономические

КРЕСТЬЯНЕ

1) 1797 -Указ о трехдневной барщине

2) запрет продажи безземельных крестьян

3) отмена хлебной повинности и снижение цены на соль

4) казенные крестьяне получили право записываться в мещане и купцы. 

1) осуществление финансовой стабилизации,

2) изъятие бумажных ассигнаций из оборота,

3) создание Вспомогательного банка  для поддержки дворянских имений

В своих социально-политических сочинениях 1770-1780 гг. — «Рассуждении о государстве вообще…» и «Наказе» об управлении Россией — Павел I  выражал необходимость законодательного урегулирования положения крепостных. «Человек, — писал император, — первое сокровище государства», «сбережение государства — сбережение людей» («Рассуждение о государстве»); «крестьянство содержит собою все прочие части общества и трудами своими особого уважения достойно и утверждения состояния, не подверженного нынешним его переменам» («Наказ»). Таким образом, Павел Петрович был сторонником ограничения крепостного права и ликвидации злоупотреблений, и сам подал пример рачительного отношения к основному сословию страны. 

В своих социально-политических сочинениях 1770-1780 гг. — «Рассуждении о государстве вообще…» и «Наказе» об управлении Россией — Павел I  выражал необходимость законодательного урегулирования положения крепостных. «Человек, — писал император, — первое сокровище государства», «сбережение государства — сбережение людей» («Рассуждение о государстве»); «крестьянство содержит собою все прочие части общества и трудами своими особого уважения достойно и утверждения состояния, не подверженного нынешним его переменам» («Наказ»). Таким образом, Павел Петрович был сторонником ограничения крепостного права и ликвидации злоупотреблений, и сам подал пример рачительного отношения к основному сословию страны. 

ВОЕННАЯ  РЕФОРМА  ПАВЛА  I  Какие преобразования произошли в армии  во время правления Павла I?

ВОЕННАЯ  РЕФОРМА  ПАВЛА  I 

Какие преобразования произошли в армии  во время правления Павла I?

Рядовой и обер-офицер пехотного полка 1786-1796 гг Мушкетеры Петербургского и Московского гарнизонов. 1797-1801 гг. Флейтщик и барабанщик Фонагорийского Гренадерского полка. 1797-1801.

Рядовой и обер-офицер

пехотного полка

1786-1796 гг

Мушкетеры Петербургского

и Московского гарнизонов.

1797-1801 гг.

Флейтщик и барабанщик Фонагорийского Гренадерского полка.

1797-1801.

«Стремительный характер Павла и его чрезмерная придирчивость и строгость к военным делали эту службу весьма неприятною. Нередко за ничтожные недосмотры и ошибки в команде офицеры прямо с парада отсылались в другие полки и на весьма большия разстояния. Это случалось настолько часто, что у нас вошло в обычай, будучи в карауле, класть за пазуху несколько сот рублей ассигнациями, дабы не остаться без денег в случае внезапной ссылки. Мне лично пришлось три раза давать взаймы деньги своим товарищам, которые забыли принять эту предосторожность.» (Н.А.Саблуков) «В описываемое время все солдаты также носили букли и толстыя косички со множеством пудры и помады, вследствие чего прическа нижних чинов занимала очень долгое время; в то время у нас полагалось всего два парикмахера на эскадрон, так что солдаты, когда они готовились к параду, принуждены были не спать всю ночь из-за своей завивки.»   (Н.А. Саблуков)
  • «Стремительный характер Павла и его чрезмерная придирчивость и строгость к военным делали эту службу весьма неприятною. Нередко за ничтожные недосмотры и ошибки в команде офицеры прямо с парада отсылались в другие полки и на весьма большия разстояния. Это случалось настолько часто, что у нас вошло в обычай, будучи в карауле, класть за пазуху несколько сот рублей ассигнациями, дабы не остаться без денег в случае внезапной ссылки. Мне лично пришлось три раза давать взаймы деньги своим товарищам, которые забыли принять эту предосторожность.» (Н.А.Саблуков)
  • «В описываемое время все солдаты также носили букли и толстыя косички со множеством пудры и помады, вследствие чего прическа нижних чинов занимала очень долгое время; в то время у нас полагалось всего два парикмахера на эскадрон, так что солдаты, когда они готовились к параду, принуждены были не спать всю ночь из-за своей завивки.»  (Н.А. Саблуков)
ЦЕРКОВНАЯ ПОЛИТИКА  ПАВЛА  I Павел I хотел «прорубить духовное окно в Европу», соединив две ветви христианства. 1800 год – Указ  «О дозволении старообрядцам строить церкви». Святейший Синод распорядился не чинить оппонентам ни «малейшего притеснения или озлобления». При Павле I обязали вернуть старообрядцам изъятые у них книги. Портрет Павла  I  в короне и  знаках Мальтийского ордена.   Худ. В.Л. Боровиковский

ЦЕРКОВНАЯ ПОЛИТИКА  ПАВЛА  I

  • Павел I хотел «прорубить духовное окно в Европу», соединив две ветви христианства.
  • 1800 год – Указ  «О дозволении старообрядцам строить церкви».
  • Святейший Синод распорядился не чинить оппонентам ни «малейшего притеснения или озлобления».
  • При Павле I обязали вернуть старообрядцам изъятые у них книги.

Портрет Павла  I  в короне и 

знаках Мальтийского ордена.  

Худ. В.Л. Боровиковский

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА  ПАВЛА  I Главная особенность: эмоциональность, переменчивость внешней политикиГлавная особенность: эмоциональность, переменчивость внешней политики Главная особенность: эмоциональность, переменчивость внешней политики ДВА ЭТАПА  ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ АНТИФРАНЦУЗСКИЙ  КУРС 1796-1800 АНТИАНГЛИЙСКИЙ   КУРС 1800-1801

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА  ПАВЛА  I

Главная особенность: эмоциональность, переменчивость внешней политикиГлавная особенность: эмоциональность, переменчивость внешней политики

Главная особенность: эмоциональность, переменчивость внешней политики

ДВА ЭТАПА  ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

АНТИФРАНЦУЗСКИЙ  КУРС

1796-1800

АНТИАНГЛИЙСКИЙ   КУРС

1800-1801

ПЕРВЫЙ ЭТАП  ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ПРИЧИНЫ: 1789 – начало Великой Французской революции (взятие Бастилии)  1792 – казнь короля Людовика XVI  1796 – Наполеон проявил себя как блестящий полководец во время итальянской кампании  1799 – Наполеон Бонапарт стал первым консулом французской республики  1804 – Наполеон стал первым императором французов  ПОСЛЕДСТВИЯ  1) 1796 – Павел отменил указ Екатерины об отправке войска во Францию на подавление революции 2) 1798 – Павел взял под своё покровительство о. Мальта и рыцарей Мальтийского ордена 3) 1798 – Наполеон захватил Мальту и изгнал рыцарей 4) 1798 – сложилась Вторая антифранцузская коалиция - Россия - Османская Империя - Австрия - Англия - Неаполь

ПЕРВЫЙ ЭТАП  ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

ПРИЧИНЫ:

1789 – начало Великой Французской революции (взятие Бастилии) 

1792 – казнь короля Людовика XVI 

1796 – Наполеон проявил себя как блестящий полководец во время итальянской кампании 

1799 – Наполеон Бонапарт стал первым консулом французской республики 

1804 – Наполеон стал первым императором французов 

ПОСЛЕДСТВИЯ 

1) 1796 – Павел отменил указ Екатерины об отправке войска во Францию на подавление революции

2) 1798 – Павел взял под своё покровительство о. Мальта и рыцарей Мальтийского ордена

3) 1798 – Наполеон захватил Мальту и изгнал рыцарей

4) 1798 – сложилась Вторая антифранцузская коалиция - Россия - Османская Империя - Австрия - Англия - Неаполь

ВОЙНА С ФРАНЦИЕЙ   военные действия на Средиземном море и   военные действия в Северной Италии и Швейцарии А. В. СУВОРОВ в Южной Италии Ф. Ф. УШАКОВ

ВОЙНА С ФРАНЦИЕЙ

  военные действия на Средиземном море и

  военные действия в Северной Италии и Швейцарии

А. В. СУВОРОВ

в Южной Италии

Ф. Ф. УШАКОВ

ВОЙНА С ФРАНЦИЕЙ 1798-1800 гг.  военные действия на Средиземном море и  в Южной Италии    военные действия в Северной Италии и Швейцарии 1) апрель – август 1799 – итальянский поход А.В. Суворова - битва на р. Адде - битва на р. Треббии - битва на р. Нови 2) сентябрь – октябрь 1799 – швейцарский поход А.В. Суворова: переход армии Суворова через Альпы - битва на перевале Сен-Готард - битва у Чёртова моста   1) 1798 – греческая кампания: русский флот занял крепость Корфу 2) – итальянская кампания: - Сицилия - Неаполь - Рим - Мальта 

ВОЙНА С ФРАНЦИЕЙ

1798-1800 гг.

военные действия на Средиземном море и 

в Южной Италии

  военные действия в Северной Италии и Швейцарии

1) апрель – август 1799 – итальянский поход А.В. Суворова - битва на р. Адде - битва на р. Треббии - битва на р. Нови

2) сентябрь – октябрь 1799 – швейцарский поход А.В. Суворова: переход армии Суворова через Альпы

- битва на перевале Сен-Готард - битва у Чёртова моста

  1) 1798 – греческая кампания: русский флот занял крепость Корфу

2) – итальянская кампания: - Сицилия - Неаполь - Рим - Мальта 

ФЕДОР УШАКОВ - АДМИРАЛ С 1799 ГОДА Во время похода Ф. Ушаков проявил себя как политик  и дипломат при создании  греческой Республики Семи Островов под протекторатом России и Турции. Освобождение Ионических  островов, овладение о.Корфу, Неаполем и Римом. За 2,5 года эскадра не потеряла ни одного корабля,  лишившись 400 человек.

ФЕДОР УШАКОВ - АДМИРАЛ С 1799 ГОДА

  • Во время похода Ф. Ушаков проявил себя как политик  и дипломат при создании  греческой Республики Семи Островов под протекторатом России и Турции.
  • Освобождение Ионических  островов, овладение о.Корфу, Неаполем и Римом.
  • За 2,5 года эскадра не потеряла ни одного корабля,  лишившись 400 человек.
В 1799 году  в ходе Швейцарского похода А. В. Суворова  русские войска, продемонстрировав высокое тактическое искусство и героизм, с боем прошли по Чёртову мосту. «Войска Вашего Императорского Величества — писал Суворов  в реляции Павлу  I, — прошли через тёмную горную пещеру, заняли мост, удивительной игрой природы из двух гор сооружённый и проименованный Тейфельсбрюкке. Оный разрушен неприятелем. Но сие не останавливает победителей, доски связываются шарфами офицеров, по сим доскам бегут они, спускаются с вершины в бездны и, достигая врага, поражают его всюду… Утопая в скользкой грязи, должно было подыматься против водопада, низвергавшегося с рёвом и низрывавшего с яростью страшные камни и снежные и земляные глыбы, на которых много людей с лошадьми летели в преисподние пучины…»
  • В 1799 году  в ходе Швейцарского похода А. В. Суворова  русские войска, продемонстрировав высокое тактическое искусство и героизм, с боем прошли по Чёртову мосту.
  • «Войска Вашего Императорского Величества — писал Суворов  в реляции Павлу  I, — прошли через тёмную горную пещеру, заняли мост, удивительной игрой природы из двух гор сооружённый и проименованный Тейфельсбрюкке. Оный разрушен неприятелем. Но сие не останавливает победителей, доски связываются шарфами офицеров, по сим доскам бегут они, спускаются с вершины в бездны и, достигая врага, поражают его всюду… Утопая в скользкой грязи, должно было подыматься против водопада, низвергавшегося с рёвом и низрывавшего с яростью страшные камни и снежные и земляные глыбы, на которых много людей с лошадьми летели в преисподние пучины…»
ВТОРОЙ ЭТАП  ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ИЗМЕНЕНИЕ  КУРСА 1800-1801 гг.  СОЮЗНИКИ  РОССИИ    ВРАГИ  РОССИИ 1) АНГЛИЯ 2) АВСТРИЯ   1) ФРАНЦИЯ 2) ПРУССИЯ 3) ШВЕЦИЯ 4) ДАНИЯ

ВТОРОЙ ЭТАП  ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

ИЗМЕНЕНИЕ  КУРСА

1800-1801 гг.

СОЮЗНИКИ  РОССИИ

  ВРАГИ  РОССИИ

1) АНГЛИЯ

2) АВСТРИЯ

  1) ФРАНЦИЯ

2) ПРУССИЯ

3) ШВЕЦИЯ

4) ДАНИЯ

ВТОРОЙ ЭТАП  ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ АНТИАНГЛИЙСКИЙ  КУРС 1800-1801 гг. ЯНВАРЬ   1801 Г. отправка 10- тысячного казачьего корпуса атамана М.И. Платова в Индию   1800 Г -  НАЧАЛО КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ БЛОКАДЫ  НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РОССИИ  1) сокращение поступлений в бюджет от хлебной торговли с Англией  2) рост недовольства купцов и дворян  3) прекращение поступления в Россию технических новшеств из Англии 11 марта 1801 – новый царь Александр I прекратил поход 

ВТОРОЙ ЭТАП  ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

АНТИАНГЛИЙСКИЙ  КУРС

1800-1801 гг.

ЯНВАРЬ   1801 Г. отправка

10- тысячного казачьего корпуса атамана М.И. Платова в Индию 

1800 Г -  НАЧАЛО КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ БЛОКАДЫ

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РОССИИ 

1) сокращение поступлений в бюджет от хлебной торговли с Англией 

2) рост недовольства купцов и дворян 

3) прекращение поступления в Россию технических новшеств из Англии

11 марта 1801 – новый царь Александр I прекратил поход 

ЗАГОВОР  ПРОТИВ  ПАВЛА  I  ПРИЧИНЫ ЗАГОВОРА ?  «Состоя в высоких чинах…я  принадлежал к числу тех, кому более всего угрожает опасность».                                Граф Пален   «Разрыв с Англией наносил неизъяснимый вред нашей заграничной  торговле».                                            М. Фонвизин       Граф Петр Алексеевич Пален Генерал от кавалерии, один из ближайших приближённых Павла I. В 1798-1801 гг. петербургский военный губернатор, до этого правитель Рижского наместничества и первый генерал-губернатор Курляндии.   ​

ЗАГОВОР  ПРОТИВ  ПАВЛА  I 

ПРИЧИНЫ ЗАГОВОРА ?

«Состоя в высоких чинах…я 

принадлежал к числу тех,

кому более всего угрожает

опасность».

                               Граф Пален 

«Разрыв с Англией наносил

неизъяснимый вред нашей

заграничной  торговле».         

                                  М. Фонвизин      

Граф Петр Алексеевич Пален

Генерал от кавалерии, один из ближайших приближённых Павла I. В 1798-1801 гг. петербургский военный губернатор, до этого правитель Рижского наместничества и первый генерал-губернатор Курляндии.  

ЗАГОВОР ПРОТИВ ПАВЛА  I За несколько месяцев до смерти императора появилась юродивая, которая предрекла, что жить ему столько лет, сколько букв в надписи над Воскресенскими воротами дворца. В афоризме: «Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней» 47 символов. с на 47 году.    Михайловский замок в Санкт-Петербурге

ЗАГОВОР ПРОТИВ ПАВЛА  I

  • За несколько месяцев до смерти императора появилась юродивая, которая предрекла, что жить ему столько лет, сколько букв в надписи над Воскресенскими воротами дворца. В афоризме: «Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней» 47 символов. с на 47 году.  

Михайловский замок в

Санкт-Петербурге

Пален получил от Павла I повеление в случае необходимости арестовать императрицу и великих князей. Этот  письменный  приказ Пален показал Александру. Великий князь дал  согласие на свержение  Павла, но с клятвой сохранения ему жизни. 11 марта 1801 года заговорщики ворвались в спальню императора  и убили его По одной версии,  Павел был убит  Н. Зубовым (зять Суворова), который ударил его  массивной золотой табакеркой. По другой версии, Павел был задушен шарфом или задавлен группой заговорщиков. Убийство императора Павла I.  Гравюра из французской книги.                     1880-е годы.
  • Пален получил от Павла I повеление в

случае необходимости арестовать императрицу

и великих князей. Этот  письменный  приказ

Пален показал Александру.

  • Великий князь дал  согласие на свержение 

Павла, но с клятвой сохранения ему жизни.

  • 11 марта 1801 года заговорщики ворвались в спальню императора  и убили его
  • По одной версии,  Павел был убит  Н. Зубовым

(зять Суворова), который ударил его  массивной золотой табакеркой.

  • По другой версии, Павел был задушен шарфом

или задавлен группой заговорщиков.

Убийство императора Павла I. 

Гравюра из французской книги.                     1880-е годы.

«Что сделали якобинцы в отношении к республикам, то Павел сделал в отношении к самодержавию: заставил ненавидеть злоупотребления оного... Он начал господствовать всеобщим ужасом, не следуя никаким Уставам, кроме своей прихоти: считал нас не подданными, а рабами; казнил без вины, награждал без заслуг… Россияне смотрели на сего монарха, считая минуты и с нетерпением ожидая последствий». Н.М. Карамзин  (1766-1826)     историк

«Что сделали якобинцы в отношении к республикам, то Павел сделал в отношении к самодержавию: заставил ненавидеть злоупотребления оного... Он начал господствовать всеобщим ужасом, не следуя никаким Уставам, кроме своей прихоти: считал нас не подданными, а рабами; казнил без вины, награждал без заслуг… Россияне смотрели на сего монарха, считая минуты и с нетерпением ожидая последствий».

Н.М. Карамзин 

(1766-1826)    

историк

«Хотя многие русские, особенно при дворе и в армии, имели все основания забыть о Павле, фактически то, что Павел совершил за четыре года и три месяца своего правления, оказалось основополагающим для России в первой половине XIX века. Его реформы создали строго централизованную систему управления, сфокусированную на царе, военизировали нарождающуюся бюрократию, изменили армию и военное управление, урегулировали проблему престолонаследия, формально узаконили статус царской семьи и нанесли смертельный удар екатерининским новациям в местной системе управления».

«Хотя многие русские, особенно при дворе и в армии, имели все основания забыть о Павле, фактически то, что Павел совершил за четыре года и три месяца своего правления, оказалось основополагающим для России в первой половине XIX века. Его реформы создали строго централизованную систему управления, сфокусированную на царе, военизировали нарождающуюся бюрократию, изменили армию и военное управление, урегулировали проблему престолонаследия, формально узаконили статус царской семьи и нанесли смертельный удар екатерининским новациям в местной системе управления».

Современник подводит итог его царствованию:

Современник подводит итог его царствованию:

"Краткое царствование Павла I замечательное тем, что он сорвал маску со всего прежнего фантасмагорического мира, произвел на свет новые идеи и новые представления. Он желал научить нас, что различие сословий вредоносно, но иерархия, основанная на справедливости и единении народном - суть каркас государственного организма...".

В ЧЕМ ВЫ ВИДИТЕ ПРИЧИНЫ СТОЛЬ РАЗНЫХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ПАВЛА I ? Какова ваша позиция? ДЕСПОТ   ? РЕФОРМАТОР   ?

В ЧЕМ ВЫ ВИДИТЕ ПРИЧИНЫ СТОЛЬ РАЗНЫХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ПАВЛА I ?

Какова ваша позиция?

ДЕСПОТ 

?

РЕФОРМАТОР 

?

Сам же Павел I в одном частном письме сказал о самом себе так:

Сам же Павел I в одном частном письме сказал о самом себе так:

"Для меня не существует ни партий, ни интересов, кроме интересов государства, а при моём характере мне тяжело видеть, что дела идут вкривь и вкось, и что причиною тому небрежность и личные виды. Я желаю лучше быть ненавидимым за правое дело, чем любимым за дело неправое!"

  • После смерти своей матери _______ (1) Павел отменил отправку военного корпуса во _________ (2) для борьбы с проходившей там ________ (3) и взял под покровительство остров ___________ (4). В 1798 г. первый консул Франции ________ (5) захватил этот остров, и Павел объявил ему войну, вступив в союз с извечным врагом России – _________ (6). В Греции и Южной Италии несколько блестящих побед одержал __________ (7): он захватил крепость ____________ (8), Сицилию, Неаполь, Рим. В Северной Италии и __________ (9) русско-австрийскими войсками командовал _____________ (10), который сначала очистил Северную Италию от _____________ (11) армии, а потом был отправлен на помощь окружённому корпусу Римского-Корсакова. Для этого он с армией совершил труднейший переход через ___________ (12) горы, в ходе которого одержал победы на перевале Сен-Готард и у _____________ (13) в _________ (14) году. С огромными потерями он пришёл к месту, где должен был находиться Римский-Корсаков, но оказалось, что он уже сдался. В ______ (15) году Павел меняет внешнеполитический курс: теперь главным врагом становится ___________ (16). Для борьбы Павел вводит _________ (17), от которой страдали русские купцы, а также отправляет казачий корпус атамана _________ (17) в __________ (18). Дворцовый переворот _________ (19) года прекратил царствование Павла.