СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внутренняя политика Екатерины II

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся узнают об особенностях и содержании мероприятий внутренней политики Екатерины II

Просмотр содержимого документа
«Внутренняя политика Екатерины II»

Урок открытия нового знания по теме: «Внутренняя политика Екатерины II»

8 класс

- Давайте вспомним, какую главу вы уже изучили? ( Дворцовые перевороты)

- Назовите дату этой эпохи? (1725-1762 гг.)

- Предлагаю вам вспомнить события данной эпохи и составить кластеры, связанные с правителями эпохи Дворцовых переворотов. Вы видите портреты правителей, подберите даты правления, развешенные на карточках в классе. Определите, что относится к правителям и приведите в соответствие карточки и исторические факты (работа по группам)

Слова к кластеру.

Екатерина I ( 1725-1727)

- Создание Верховного Тайного совета

- Влияние А.Д. Меньшикова

- Открытие Академии наук и художеств

- Жена Петра I


Пётр II ( 1727-1730)

- Ссылка Меньшикова в г. Берёзов

- Перенос столицы из Санкт-Петербурга в Москву

- Влияние Долгоруких

- Несостоявшаяся свадьба

Анна Иоанновна ( 1730-1740)

- «Бироновщина»

- Курляндия

- Кабинет министров

-Кондиции

-Измайловский гвардейский полк

Иван Антонович (1740-1741)

- Анна Леопольдовна

-Регент

-Ссылка Бирона

-Шлиссельбургская тюрьма

-Убийство в 23 года

Елизавета Петровна (1741-1761)

- Семилетняя война

- Московский университет 1755 г.

-Конференция при Высочайшем дворе

- Русско-шведская война


Пётр III ( 1761-1762)

- Немецкая принцесса София Фредерика Августа

-Манифест о вольности дворянской

-Фридрих II

-Союз с Пруссией

3.МОТИВАЦИЯ

Учитель:

Императрица, о которой мы будем говорить сегодня, при рождении получила имя Софья Фредерика Августа.

-Посмотрите на портрет императрицы. Вы можете назвать её имя? (Екатерина II).

Сегодня мы проводим урок, который связан с эпохой, наступившей после Дворцовых переворотов. Как назовем эту эпоху? (Эпоха Екатерины II.) Нам предстоит изучить преобразования Екатерины 2, направленные на общество Российской Империи. Определите тему урока. Тема урока: «Внутренняя политика Екатерины II».

- Запишите дату и тему урока в тетради. Записывают дату и тему урока

1вопрос. Исторический портрет- Екатерина II– правительница России.

Сообщение готовил…

Екатерина поставила себе цель завоевать расположение императрицы, своего мужа и русского народа. На странице 9, параграфа 18 прочитайте 1 абзац, и назовите черты, которые помогали ей реализовывать свои цели. (Трудолюбие, воля, упорство, любознательность, воля, терпение, гибкость ума, чувство меры в действиях, умела выбирать и привлекать на службу лично неприятных людей, но умных и способных, щедро их награждала, хладнокровие сочеталось с честолюбием, фаворитам находила применение с пользой для государства: Григорий Орлов подавил Чумной бунт в Москве в 1771 г., Григорий Потёмкин стал генерал-губернатором Новороссии, президентом военной коллегии

- Скажите при каких обстоятельствах Екатерина II стала императрицей? ( Во время дворцового переворота 1762 г.

2 вопрос. «Просвещённый абсолютизм».

Учитель: Эпоху Екатерины II называют эпоха просвещенного абсолютизма. Как мы понимаем этот термин? Что он означает? Когда мы не знаем слово, где мы можем в учебнике его найти? (Словарь урока) Найдите определение в рубрике «Запоминаем новые слова» и запишите его.

«Просвещенный абсолютизм» – государственная политика в XVIII веке, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества.

- Какие стороны жизни, на ваш взгляд, надо было преобразовывать? (упадок крестьянского хозяйства, мануфактурное производство развивалось медленно, рынок рабочей свободной силы для развития промышленности отсутствовал, постоянно не хватало денег в казне). Екатерина II,  хорошо знавшая труды французских просветителей Вольтера, Дидро, Руссо, Монтескье, Аламбера, пыталась воплотить в жизнь их некоторые идеи политики «Просвещенного абсолютизма». Такое общее направление внутренней политики было характерно для ряда европейских монархий: Дании, Австрии, Пруссии, Испании.



3 вопрос. Уложенная комиссия.

Но Екатерина II имела свое видение политики «Просвещенного абсолютизма», которое изложила в «Наказе» Уложенной комиссии.

Учитель: Что означает этот термин? Найдите определение в рубрике «Запоминаем новые слова».

Итак, Екатерина II в течение 2 лет разрабатывала «Наказ», в котором представила свое видение политики «просвещенного абсолютизма». Екатерина считала, что в России достигнуть процветания можно  только с помощью неограниченной монархии. Именно «просвещенный монарх» разработает идеальную систему законов и, с помощью дворян, будет управлять страной. Эта политика получила название «просвещенного абсолютизма».  

Одним из самых крупных мероприятий в духе политики «просвещенного абсолютизма» стал созыв в 1767 г. Уложенной комиссии для разработки нового свода законов, вместо Соборного уложения 1649 года.

Прочитайте п. 2 пар.18 и ответьте на вопросы:


1. Кто участвовал в Уложенной комиссии? ( 564 представителя российского общества – 223 дворянина, 192 выборных от городов, депутаты от казаков и народов Поволжья, Приуралья, Сибири. Интересы помещичьих крестьян представляли господа, черносошным крестьянам отведено 20 мест).

2. Что говорилось в «Наказе», составленной Екатериной II , с которым познакомили собравшихся? ( Идеальная форма правления для России — самодержавная монархия.)

3. Почему не удалось создать свод новых законов? ( «Наказ» был крайне противоречивым: например, равенство закона для всех противоречило сословному строю России. Они не были готовы к восприятию идей, предложенных императрицей. Сказались отсутствие традиций правовой и политической культуры, консерватизм большинства депутатов)

Дворяне – упростить куплю-продажу имений, усилить меры по розыску беглых крестьян, создать органы местного самоуправления.

Купцы – монополии на торговлю в городах, привилегии дворянские – освобождение от телесных наказаний, владение крепостными.

Государственные крестьяне – притеснения помещиков и заводчиков, нехватка земли, высокие налоги.

Национальные меньшинства – уравнение в правах с русскими.

Лишь дворянин Григорий Коробьин выступил о плачевной участи крестьян.

Комиссия проработала 1,5 года, никаких решений не приняла и была распущена.

4 вопрос. Реформы Екатерины II.

Внутреннюю политику Екатерины II характеризуют многочисленные реформы.

Реформы Екатерины II

1763г.- Реформа Сената.

1764 г.- Секуляризация церковных земель.

1775 г.-Губернская реформа.

1782 г.-Полицейская реформа.

1785 г.- Жалованная грамота дворянству.

1785 г. - Жалованная грамота городам.

1786 г.- Школьная реформа.

А сейчас давайте найдём содержание этих реформ в тексте учебника п.3. (работа по группам)











































Год

Наименование реформы

Содержание реформы

1763

Реформа Сената





1764

Секуляризация церковных земель




1773

Принцип веротерпимости




1775

Губернская реформа







1782

Устав благочестия




1785

Жалованная грамота дворянству




1785

Жалованная грамота городам




1786

Школьная реформа















































1763г.- Реформа Сената (Сенат был разделён на 6 департаментов, которые ведали определёнными сферами управления, изъятие законодательных функций, которые сохранялись у монарха).

1764г.- Секуляризация церковных земель (сделала государственными 910 тыс. церковных и монастырских душ; при этом церковь сохранила право владеть недвижимостью, но потеряла землю, обрабатывавшиеся подневольным трудом).

1775г.-Губернская реформа (« Учреждения для управления губерний» ввела новую систему местных органов власти. Вместо 15 было создано 50 губерний; вместо 3-х уровнего административно - территориального устройства (губерния –провинция- уезд) вводилось 2-х уровневое ( губерния - уезд: 300-400 тыс. душ, 20-30 тыс. душ. Многие функции перешли от центральных коллегий к губернским органам- Казённая палата и Казначейство занималась финансами, Палата уголовного и гражданского суда-судебными делами, административно -полицейская власть в уезде передавалась нижнему земскому суду во главе с капитаном – исправником, в городах - городничему, в губерниях - губернатору. 2-3 губернии объединялись под властью наместников – генерал- губернаторов. Суд отделялся от администрации: дворян судили уездный и верхний земский суды, горожан – губернский и городовой магистраты, государственных крестьян- нижняя и верхняя расправы. В губерниях были созданы приказы общественного призрения, ведали народными училищами, сиротскими домами, больницами, богадельнями, аптеками).

1782 г.-Полицейская реформа ( Был издан «Устав благочиния» - закон о полиции, которой поручались воспитание и контроль за выполнением поданными своих обязанностей).

1785г.- Жалованная грамота дворянству (Было создано дворянское самоуправление: в губерниях и уездах избирали губернских и уездных предводителей дворянства, обсуждали дворянские «нужды и пользы», ходатайства и жалобы губернатору).

1785г. - Жалованная грамота городам ( вводила городское самоуправление. «Собрание градского общества» избирало городского голову и городскую думу. Они ведали благоустройством города, городским хозяйством, «заведением» нужных городу зданий, пристаней, амбаров, магазинов и их санитарным состоянием, но под контролем городничего из дворян. Дума была шестигласная по количеству выборных от 6-ти групп. Избирательным правом обладали лишь обыватели, достигшие 25 лет и имеющие годовой доход не менее 50 рублей).

1786 г.- Школьная реформа (создала систему бессословного среднего образования. В губернских городах открылись главные( 4-годичные), а в уездных-малые (2-годичные) народные училища. В классы набирались ученики одного возраста, уроки велись по одним программам и типовым государственным учебникам. Впервые появились сохранившиеся до нашего времени настенная доска, классный журнал, обязательные экзамены и регулярные каникулы. Впервые открылись учебное заведение для дворянских девушек – Смольный институт в Петербурге(1764) и Коммерческое училище в Москве(1772).

- Что ещё нового появилось в стране? (В 1773 году указ Синода провозгласил принцип веротерпимости, особое значение он имел для мусульман, которые могли строить мечети ранее строительство было запрещено, в 1788 году по указу Екатерины II было разрешено создание Уфимского Духовного Магометанского закона Собрания- первого муфтията в России).

Из интересного: 19 мая1768: указом Екатерины II были введены таблички с названиями городских улиц в России. 4 января1772: в Эрмитаж были доставлены 158 картин, купленных по указанию Екатерины II в Париже и послуживших основой для знаменитой картинной галереи. 27 мая 1795 была основана Императорская Публичная библиотека

Вывод: Таким образом, чтобы выглядеть достойно в глазах просвещённой Европы Екатерина II писала Вольтеру, французскому мыслителю, что каждый крестьянин в её стране ест на обед курицу, а по праздникам –индейку. Её политика была серьёзнее, чем простое лицемерие, так как её целью было создание централизованной монархии с эффективной системой управления и законами, определявшими права сословий. Реформы были нацелены на подъём промышленности и торговли, развитие городов и просвещения – но при сохранении прежнего общественного устройства и дворянских привилегий.


Так как Екатерина пришла к власти благодаря гвардии, то в интересах этого сословия она повела немало мероприятий. Царствование Екатерины стало «золотым веком» российского дворянства.

За годы её правления дворянам было роздано более 50 млн га земли и 425 тыс. душ дворцовых и государственных крестьян.

Императрица хотела сделать жизнь в России лучше во всех отношениях. Екатерина II полагала, что у монарха, обладающего абсолютной властью, больше возможностей для улучшения жизни народа, но при этом она считала, что монарх должен быть строг. Таким образом, внутренняя политика Екатерины II носила противоречивый характер. А в чем проявилось это противоречие? 

Вывод: С одной стороны,   Екатерина считала своим долгом улучшать жизнь народа, с другой – увеличивала привилегии дворян, которые жизнь народа ухудшали.



8.РЕФЛЕКСИЯ И ОЦЕНИВАНИЕ -

Наш урок подошёл к концу. Давайте подведём итоги. Что для вас сегодня было важным и нужным в теме урока? Оценки получают ученики, которые приняли участие в работе на уроке.

В конце урока заполните карты самоконтроля учащихся.













Момент урока, вызвавший интерес

Что бы я изменил в уроке

Моя активность

( по 5-ти бальной системе)

Самооценка

( по 5-ти бальной системе)









Момент урока, вызвавший интерес

Что бы я изменил в уроке

Моя активность

( по 5-ти бальной системе)

Самооценка

( по 5-ти бальной системе)









Момент урока, вызвавший интерес

Что бы я изменил в уроке

Моя активность

( по 5-ти бальной системе)

Самооценка

( по 5-ти бальной системе)









Момент урока, вызвавший интерес

Что бы я изменил в уроке

Моя активность

( по 5-ти бальной системе)

Самооценка

( по 5-ти бальной системе)









Момент урока, вызвавший интерес

Что бы я изменил в уроке

Моя активность

( по 5-ти бальной системе)

Самооценка

( по 5-ти бальной системе)











Прочитайте п. 2 пар.18 и ответьте на вопросы:

1. Кто участвовал в Уложенной комиссии?

2. Что говорилось в «Наказе», составленной Екатериной II , с которым познакомили собравшихся?

3. Почему не удалось создать свод новых законов?



Прочитайте п. 2 пар.18 и ответьте на вопросы:

1. Кто участвовал в Уложенной комиссии?

2. Что говорилось в «Наказе», составленной Екатериной II , с которым познакомили собравшихся?

3. Почему не удалось создать свод новых законов?


Прочитайте п. 2 пар.18 и ответьте на вопросы:

1. Кто участвовал в Уложенной комиссии?

2. Что говорилось в «Наказе», составленной Екатериной II , с которым познакомили собравшихся?

3. Почему не удалось создать свод новых законов?



Прочитайте п. 2 пар.18 и ответьте на вопросы:

1. Кто участвовал в Уложенной комиссии?

2. Что говорилось в «Наказе», составленной Екатериной II , с которым познакомили собравшихся?

3. Почему не удалось создать свод новых законов?


Прочитайте п. 2 пар.18 и ответьте на вопросы:

1. Кто участвовал в Уложенной комиссии?

2. Что говорилось в «Наказе», составленной Екатериной II , с которым познакомили собравшихся?

3. Почему не удалось создать свод новых законов?

Прочитайте п. 2 пар.18 и ответьте на вопросы:

1. Кто участвовал в Уложенной комиссии?

2. Что говорилось в «Наказе», составленной Екатериной II , с которым познакомили собравшихся?

3. Почему не удалось создать свод новых законов?


Прочитайте п. 2 пар.18 и ответьте на вопросы:

1. Кто участвовал в Уложенной комиссии?

2. Что говорилось в «Наказе», составленной Екатериной II , с которым познакомили собравшихся?

3. Почему не удалось создать свод новых законов?

Реформа Сената

Одним из первых преобразований императрицы стала реформа Сената в 1763 г. Изначально Екатерина хотела превратить его в Императорский совет, который будет наделён законодательными полномочиями. Другими словами, она собиралась ограничить собственную власть. Но затем передумала и поделила Сенат на шесть департаментов, оставив за ним исключительно судебные функции.


В чем состояла реформа сената Екатерины 2

Екатерина, вступив на престол, ограничила роль Сената. Она изменила структуру учреждения. Если ранее Сенат был разделен на 12 коллегий, которые имели управляющие, законодательные и контролирующие функции, то теперь Сенат был разделен на 6 департаментов. Во главе каждого из них стоял обер-прокурор. Фунции Сената были урезаны – право законодательной инициативы было только у императрицы.


26 декабря 1763 года – личным указом Екатерины II Великой Сенат был реорганизован.

В результате реформ:

  1. Сенат лишился законодательной инициативы – вся власть над законотворческой деятельностью была передана Екатерине II и её статс-секретарям. Основными функциями остались судебная и контролирующая.

  2. Произошло разделение на 6 департаментов, каждый из которых отвечал за свою часть государственного аппарата. Главой пяти департаментов являлись обер-прокуроры, главой Сената и первого департамента – генерал-прокурор, лично докладывающий о положении дел императрице.

  3. Порядок рассмотрения дел предусматривал необходимость принятия единогласного решения по рассматриваемому вопросу внутри департамента. В случае, если решение вызывало разногласия – оно рассматривалось на общем заседании Сената.

Разделение департаментов по сферам ответственности было следующим:

  • Первый – отвечал за контроль над политическими и государственными вопросами в столице – Санкт-Петербурге.

  • Второй – контролировал судебные дела в столице.

  • Третий – осуществлял надзор и контроль над образованием, медициной, искусством, научной и транспортной деятельностью.

  • Четвертый – отвечал за военно-морскую и военно-сухопутную отрасли

  • Пятый – рассматривал политические и государственные дела в Москве

  • Шестой – выполнял судебные функции в Москве









Дата подписания и суть церковной реформы

Итогом работы комиссии стал Манифест о секуляризации, подписанный 8 марта 1764 г. Секуляризация при Екатерине II означала, что почти 9 млн. га земли, принадлежавших Синоду и монастырям, теперь будут находиться в распоряжении Коллегии экономии. Крестьяне, обрабатывающие эти территории (их насчитывалось около 1 млн. душ только мужского пола), тоже переходили в руки государства и облагались подушным окладом в размере 1,5 рубля. Треть этих денег отпускалась на содержание церквей и монастырей, часть планировалось тратить на содержание госпиталей, остальное же уходило в казну.

К моменту подписания Манифеста в Империи насчитывалось 954 монастыря. По решению комиссии 567 из них следовало упразднить. Оставшиеся обители были разделены на 3 класса, в зависимости от которого определялось число послушников и их денежное содержание. Этих денег часто не хватало.  Церковная реформа Екатерины II привела к тому, что многие монастыри обеднели и были заброшены. Церковь потеряла не только имущество, но и право управлять имениями и приходами.

Церковная реформа при Екатерине II проходила мирно и почти не встретила противостояния со стороны духовенства. Единственным членом Синода осмелившимся выступить против, после того как было объявлено о секуляризации церковных земель в пользу государства, стал митрополит Арсений Мациевич. Он не раз подавал в Синод протесты против изымания церковных вотчин, угрожал анафемой (отлучением от христианской церкви), отказался дать присягу о признании императрицы высшей судией. В результате чего он был объявлен преступником и до скончания своих дней был заключен в Ревельскую крепость.

Стоит отметить, что в Эпоху Просвещения усиление светской власти и снижения церковной диктатуры наблюдается не только в России. Эти процессы становятся общемировой тенденцией. В Европе буржуазные революции тоже вели к конфискации церковных владений и закрытию  монашеских орденов. Параллельно с российской церковной реформой, секуляризация церковных земель осуществляется и в Римской империи.

Итоги и результаты церковной реформы Екатерины II

Подытожим:

  • Упразднено 567 из 954 монастырей.

  • 9 млн. га земли перестали быть монастырской и церковной собственностью и были переданы Коллегии экономии.

  • Около 1 млн податных душ (здоровое мужское население, вместе с детьми и женщинами – около 2 млн.) больше не принадлежало монастырям и перешло под налогообложение государством в 1,5 рубля оклада – из этих денег и финансировалась церковь, напрямую государством.

  • Ликвидирована способность церкви к самостоятельному существованию.

Церковная реформа Екатерины II поставила окончательную точку в многовековом споре русских патриархов и российских монархов. Последних заботило то, что огромные церковные угодья не облагались налогами и не могли быть использованы для нужд государства. Теперь, после проведения реформы, настоятели заботились о вопросах содержания храмов, а часть земель передавалась в руки крестьян, которые до этого на ней же и работали.

Губернская реформа Екатерины II была проведена 18 ноября 1775 года на основе «Учреждения для управления губерний Российской империи». 

Цели реформы:

  • укрепление местной власти для борьбы с восстаниями и беспорядками; 

  • выстраивание эффективной вертикали власти для управления на местах; 

  • упорядочивание процесса сбора налогов. 

Суть реформы:

  • Система «Губерния — Провинция — Уезд» менялась на «Губерния — Уезд». Тем самым убиралось одно звено управления, что должно было сократить бюрократию. 

  • Каждая губерния включала в себя 300–400 тыс. человек. Вместо 20 тем самым получилось 50 губерний. Уезды насчитывали 20–30 тыс. человек. 

  • Подчинение всех воинских частей губернии губернатору. 

  • Вся губернская власть делилась по функциям исполнения: судебная, административная и финансовая. 

  • Менялась система суда, он становился сословным. Для дворян — суд, для горожан — магистрат, для крестьян — расправа. 

Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый императором. Он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. 

Губернская реформа привела к упразднению коллегий, за исключением Иностранной, Военной и Адмиралтейской, с переносом их функций на местные губернские органы. 

Созданная этой реформой система органов управления продержалась до 1864 года, а административно-территориальное деление действовало до 1917 года. 































В 1775 г. была проведена губернская реформа. Она стала реакцией императрицы на восстание под руководством Е. Пугачёва в 1773–1775 гг. Чтобы не допустить повторения народных бунтов, Екатерина II решила усилить эффективность управления на местах. Для этого число губерний увеличилось с 15 до 50, а провинции, учреждённые ещё Петром I, были упразднены — вместо них появились уезды. Формируется двухуровневая система управления «губерния — уезд», которая просуществует вплоть до 1917 г. Так как столицей губернии должен быть город, пришлось «повысить в звании» некоторые крупные сёла. Если у новоиспечённого города не было герба, его разрабатывала специально созданная комиссия. 

Во главе губернии стоял губернатор. Несколько небольших по размеру губерний объединяли в наместничества и отдавали под власть одного должностного лица — генерал-губернатора. Губернатор руководил административным органом — губернским правлением. Под его началом работала казённая палата, занимавшаяся сбором податей. Деятельность казённой палаты контролировал вице-губернатор. Правление также контролировало управу благочиния (аналог современной полиции), которой руководил полицмейстер. Наконец, в каждой губернии был приказ общественного призрения (от слова «призреть» — позаботиться о ком-то), который ведал больницами, детскими приютами, домами престарелых. Уездным городом управлял городничий, полицией там руководил капитан-исправник. 

 

Важным этапом губернской реформы стало преобразование судебной системы. Суд отделили от административных органов и разделили по сословному принципу. Для дворян первой инстанцией был нижний земский суд, который располагался в уезде. Следующий этап — верхний земский суд в губернии. Для мещан и купцов первой инстанцией был городовой магистрат, второй инстанцией — губернский магистрат. Для крестьян — нижняя расправа и верхняя расправа. Всеми этими судебными органами в губернии руководила судебная палата. Она рассматривала наиболее важные дела. В неё можно было подать апелляцию, если решения предыдущих инстанций не удовлетворяли участников процесса. Деятельностью губернских судебных палат руководил Сенат. Он был высшей судебной инстанцией, куда можно было подать апелляцию в случае несогласия с приговором. На месте деятельность судебной системы контролировал прокурор. Судьи нижнего земского суда избирались из числа дворян, проживающих в губернии. На остальные должности назначались чиновники. 

Также губернской реформой был учреждён Совестный суд, который рассматривал дела, не попадавшие под юрисдикцию всех перечисленных выше судов: например, о разделе имущества между родственниками, нанесении лёгких телесных повреждений. Встречались также дела в отношении несовершеннолетних или по обвинению в колдовстве. Основной задачей судьи на Совестном суде было примирение спорщиков.

Одним из последствий губернской реформы стала ликвидация большинства коллегий: их полномочия перешли к губернаторским правлениям. Реформа упорядочила административно-территориальное деление страны, которое сохранялось вплоть до 1917 г. Она способствовала выстраиванию эффективной на тот момент судебной системы, которая просуществует до 1864 г. Негативным последствием реформы стало увеличение количества чиновников и, как следствие, коррупции. Наиболее ярко мир губернского чиновничества описал Н. В. Гоголь в комедии «Ревизор». 























Жалованная грамота дворянству 1785 года  — грамота Екатерины II, освободившая дворян от обязательной службы, телесных наказаний, а также наделившая их новыми привилегиями.

Первую версию грамоты подписал Петр III в 1763 году, однако Екатерина II посчитала её недостаточно продуманной и выпустила свою версию спустя более чем 20 лет.

С грамотой часто связывают определение т.н. “золотого века российского дворянства”, т.к. она фактически освободила дворян от последней обязанности по отношению к государству и при этом узаконила и расширила их права, как собственников.

Причины и цели

Основными причинами разработки и подписания данного документа, являлись :

  • Желание увеличить лояльность правящего класса (дворян) к императрице

  • Укрепление вертикали власти

  • Правовое оформление привилегий дворян перед остальными сословиями

Екатерина II считала “грамоту дворянству”, наравне с “грамотой городам” – вершиной своего законотворчества. В действительности же, предоставление новых прав и вольностей благородному сословию привело к окончательному закрепощению крестьян и превращению их в рабов. Данный факт является ярким подтверждением того, что “просветительницей” Екатерина II являлась во многом лишь на словах, провозглашая идеи философов того времени о свободе и равенстве всех людей перед законом, на деле императрица достаточно жестко разделяла сословия и в плане прав и в плане свобод.

Содержание Грамоты

Грамота вводного манифеста и четырёх разделов (92 статьи):

  • А. О личных преимуществах дворян;

  • Б. О собрании дворян, о реформе дворянского общества в регионах;

  • В. Указания о составлении и продолжении родословных книг в новых условиях;

  • Г. О доказательствах благородного происхождения.

Определение дворянского звания:

  • Дворянское звание рассматривалось, как неотъемлемое, потомственное и наследственное качество, распространявшееся на всех членов семьи дворянина.

Только уголовные преступления могли стать поводом для лишения звания дворянина. При этом конфискация земель и имущества не проводилась, все передавалось по наследству соответствующему родственнику.

Права дворянина:

  • Личные права — грамота освободила знать от телесных наказаний и необходимости воинской службы.

  • Имущественные права — абсолютное право собственности и наследования движимого и недвижимого имущества (в том числе крепостных крестьян)

  • 1) Право на оптовую и розничную торговлю, строительство и получение прибыли от фабрик, заводов, мастерских, ярмарок в принадлежащих имениях и на территории городов.

  • 2) Благородным подтверждается право иметь или строить, или покупать дома в городах

  • 3) Кроме того, отмечалось:« Благородной самолично изъемлется от личных податей.» Т.е. полное освобождение от необходимости платить налоги.

  • Процессуальные (судебные) права — осуществлять судебный процесс над совершившим преступление дворянином имели право только равные ему, т.е. также принадлежащие к дворянскому сословию.

Сословное самоуправление дворянства

Дворяне имели право создавать свои общества, то есть Дворянские Собрания. Эти Собрания обладали имущественными правами (например иметь свои финансы, служащих и т.д.) Имели Собрания и политические права: например, подавать свои «прожэкты» императрице.

В состав Собрания входили все дворяне, имевшие имения в данной губернии. Управлял дворянским самоуправлением губернский предводитель дворянства. Кандидатура последнего утверждалась губернатором. Собрание избирало также заседателей в сословные суды и полицейских должностных лиц.

Составление дворянских родословных книг
Уездные предводители осуществляли составление родословных книг. Все потомственные дворяне обладали равными правами независимо от разницы в титулах и древности рода.

Значение Грамоты

Жалованная грамота дворянству завершила правовую консолидацию этого сословия, начатую Петром I (Указ о единонаследии).

Грамота, вслед за Манифестом Петра III, предоставила дворянам возможности развития их творческих и управленческих способностей, позволила ощутить себя реальной движущей силой общества. К сожалению, большая часть сословия восприняла эти преобразования как окончательную “вольницу”, в результате в течении нескольких следующих поколений дворянство активно вырождалось, все сильнее отдаляясь от простого народа и в конце уже не способно было контролировать государство, что вылилось в события 1917 года.

Крестьяне превратились в бесправный скот, который помещику запрещалось разве что убить (хотя если крестьянин умирал от телесных наказаний – никакого преследования по отношению к дворянину не предусматривалось). Крестьян продавали, отдавали за долги, проигрывали в карты и т.д.