СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внутренние воды. Реки.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внутренние воды. Реки.»

Учитель: Косова А.Е

Тема: Внутренние воды. Реки.


Тип урока: изучение нового материала.

Цель:

  • формирование представлений о внутренних водах,

  • формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями, раскрытие зависимости рек от рельефа и климата.

Задачи:

  1. Образовательные задачи:

сформировать у учащихся представление о реке и ее частях;

познакомить с понятиями: исток, устье, русло, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, пороги, водопад;

научить определять левые и правые притоки реки.


  1. Развивающие задачи:

развивать умение описывать реки по типовому плану;

раскрыть зависимость рек от рельефа и климата;

сформировать элементарные знания об образовании порогов и водопадов;

формировать умения работать с различными картами.


  1. Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край и бережное отношение к окружающему миру.


Ведущие понятия урока: исток, устье, русло, долина, пойма, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, пороги, водопад.


ХОД УРОКА

  1. Орг.момент. (1-2 минуты)

Здравствуйте ребята, очень рада вас видеть.

Сегодня у нас много гостей, и я надеюсь, что мы с вами очень плодотворно поработаем. Напомню вам, что мы внимательно слушаем друг друга, поднимаем руку, дополняем ответ одноклассника только после того, как он закончил свой ответ.

А для начала выполним первое задание в нашем маршрутном листе. Подпишите пожалуйста дату – сегодня 18 февраля, а так же фамилию имя и класс.



  1. Проверка домашнего задания: (5 минут)

У каждого на парте лежит листочек, на котором вы будете выполнять проверочную работу. Наша задача соотнести базовое понятие и определение.


  1. море

  1. часть океана, моря, озера или другого водоёма, глубоко вдающаяся в сушу, но имеющая свободный водообмен с основной частью водоёма.

  1. залив

  1. огромный участок суши, со всех сторон омываемый водой

  1. пролив

  1. часть океана, отделенная от него островами или полуостровами, отличающаяся от океана свойствами воды, обитателями

  1. материк

  1. небольшой участок суши, со всех сторон омываемый водой.

  1. остров

  1. группа островов, лежащих недалеко друг от друга и имеющих общее основание

  1. архипелаг

  1. участки материков и островов, глубоко вдающиеся в океан, омываемые с трех сторон водой

  1. полуостров

  1. узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков или островов


1

2

3

4

5

6

7

в

а

ж

б

г

д

е


Самопроверка (ученики самостоятельно оценивают себя).

6-7 верных ответов – 5 баллов

4-5 верных ответа – 4 балла

3 верных ответа – 3 балла




  1. Изучение нового материала. Вступительное слово учителя

На доске написаны названия географических объектов, наша задача подумать и сказать, что их объединяет.


Лена / Енисей/ Байкал/ Васьюганские болота/ подземные воды.


Сегодня на уроке мы поговорим про внутренние воды, реки.


Цель на уроке мы должны сформировать представления о внутренних водах, реке и ее частях, познакомиться с новыми понятиями и рассмотреть зависимость рек от рельефа и климата.


Запишите в своем маршрутном листе тему урока. ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ.РЕКИ.



Теперь я предлагаю вам приступить к выполнению задания номер два на вашем маршрутном листе, у нас есть схема в которой необходимо заполнить пропуски, н и стр.а выполнения этого задания у нас есть несколько минут, а поможет нам учебник стр.84 и стр.96


Задание 2. Составь схему и подпиши долю каждой частим вод суши от общего объема гидросферы (стр. 84, стр.96).


Спасибо большое за работу, двигаемся дальше. Сегодня мы с вами познакоммся подробнее с реками.


- А что вы знаете о реках? (у реки имеется исток, устье, течение)

- А что бы вы хотели еще узнать о реках? (познакомиться с понятием река, узнать какие реки бывают, от чего они зависят)


Река – это поток воды, текущий в выработанном им углублении – русле реки.


Каждая река, где бы она не находилась, имеет свое начало.

- А откуда река может брать свое начало? (Одна река вытекает из озера, другая из болота, третья из родника, четвертая начинается в горах)

- Значит, что такое исток?


Исток – место, где река берет начало.


Течет река на десятки, а то и на сотни километров и куда-то впадает.

- Куда река может впадать? (в море, озеро, или в другую реку)

- Как называют это место? (устьем)


Устье – место, где река впадает в море, озеро или другую реку.

Речная система – главная река со всеми притоками.


Водораздел – граница, разделяющая речные системы.


Участок суши, с которой вся вода стекает в одну реку, называется речным бассейном.


Речной бассейн – это участок суши, с которого вся вода стекает в реку.


Самое время приступить к выполнению задания 3

Наша задача вставить пропущенные слова и поработать с контурной картой


Задание 3. Вставьте пропущенные слова, укажите условными знаками исток, устье реки, направление течения.


1 ) ________________ - это природный водный поток, протекающий в выработанном им углублении – русле.

2)________________ – главная часть реки, которая располагается на дне речной долины
3)________________ – место впадения реки в другую реку, озеро, море, океан. Виды устьев – дельта, эстуарий.

4) ________________ – начало реки


5)________________ – это главная река со всеми притоками

6)________________ – граница, разделяющая соседние речные бассейны

7)________________________-участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку




Задание 4. Найдите ошибки в тексте. Названия рек России, которые принадлежат к бассейнам океанов, но в тексте допущены ошибки, которые необходимо исправить. При выполнении задания используйте учебник стр. 97 рис. 62.


Реки Объ, Лена, _________ впадают в моря Тихого _________океана, поэтому они принадлежат к бассейну Северного Ледовитого океана.

Река Дон _________ впадает в море Индийского _________ океана, поэтому она принадлежит к бассейну Тихого океана.

Река Амур _________ впадает в моря Атлантического _________ океана, поэтому она принадлежат к бассейну Атлантического океана.

Река Енисей _________ впадает в Каспийское море-озеро, которое не имеет связи ни с одним океаном, по­этому она принадлежат к бассейну внутреннего стока.



Сначала отличие рек по рисунку

РЕКИ ОЧЕНЬ СИЛЬНО ЗАВИСЯТ ОТ РЕЛЬЕФА И КЛИМАТА.


В зависимости от рельефа, какие бывают реки? (Реки бывают равнинные и горные)

Рассмотрим зависимость рек от рельефа.

- В зависимости от рельефа, какие реки бывают? (равнинные и горные)



Давайте прочитаем текст на странице 98 и выполним задание 5


Задание 5. Сравним горные и равнинные реки (стр.97-98 рис.63). Впишем пропущенные слова ( горные и равнинные реки, пороги и водопады)

Равнинные реки имеют____________________долины с____________________пойма­ми, скорости их течения , так как разность между высотами____________________

и____________________не так велика, как у____________________рек.

Пороги и водопады образуются на тех участках рек, где в их руслах выходят____________________ горные породы.

Типы рек 


Равнинные




  • Спокойное течение

  • Широкая речная долина

  • Большая длина

  • Извилистое русло

  • Удобна для судоходства




Горные



  • Бурное течение

  • Узкая долина

  • Прямое русло

  • Короткая река

  • Неудобна для судоходства


Пороги – выходы твердых пород в русле реки. ( учащиеся записывают определение)

- Как пороги образуются, прочитайте в учебнике на с.92, п5.

Расскажите об образовании порогов.

Иногда в русле реки чередуются полосы твердых и мягких горных пород.

Река размывает более мягкие породы, а выходы трудно размываемых твердых пород образуют пороги. Пороги бывают очень красивые, но сильно мешают судоходству.


При горизонтальном залегании твердых и мягких пород в русле река размывает мягкие породы, в результате чего образуется ступень из твердой породы. Если ступень высокая, река низвергается с нее в виде водопада.

- Что такое водопад?


Водопад – крутой уступ, с которого вода реки падает вниз.

Чаще водопады встречаются в горных районах или на границе гористой и равнинной местности.



IV. Закрепление задачи



V. Итог

- Что нового вы узнали о реках?

- На доске показаны знаки, с помощью которых, оцените, как вы поняли тему урока:


Опиши одним предложением

Вы предлагаете один из вариантов начала предложения, которое ребенок должен закончить в устной или письменной форме.

Например:

  • Сегодня я узнал…

  • На уроке я научился…

  • Мне было трудно…

  • Мне было непонятно…

  • Теперь я знаю, что…

  • Меня удивило…

  • Я бы хотел узнать, почему…


Синквейны составляются по схеме:

1 строчка – существительное

2 строчка – два прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – предложение из 4-х слов.

5 строчка – синоним к слову из 1 строчки.



VI. Домашнее задание