СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внутренняя и внешняя политика СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

сформировать знания об  особенностях  политического развития СССР, об основных направлениях внешней политики в середине 1960-х – начале 1980-х гг.; 

Просмотр содержимого документа
«Внутренняя и внешняя политика СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг.»

Тема: Внутренняя и внешняя политика СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг.


Цели:

обучающая: сформировать знания об особенностях политического развития СССР, об основных направлениях внешней политики в середине 1960-х – начале 1980-х гг.;

в результате урока учащиеся должны:

- раскрывать основные черты брежневской эпохи;

- формулировать и объяснять обострение международных отношений в конце

1970-х гг.;

- давать оценку политического развития СССР;


развивающая: развивать навыки сравнения и анализа исторических явлений и событий;


воспитательная: способствовать формированию собственного мнения об исторических явлениях и событиях; воспитывать недопустимость категоричности в оценке политических деятелей.


Обеспечение урока: учебное пособие, атлас;

политическая карта мира;

портреты политических деятелей и деятелей культуры;

материалы для самостоятельной работы;

тесты контроля знаний.


Тип урока: комбинированный.


Понятия

Застойный период – название брежневской эпохи, в которой происходило падение темпов экономического развития (медленный экономический рост) и нарастало отставание от стран Запада, утвердился консервативный курс в политике.

Консерватизм (от лат. conservо – охраняю, сохраняю) – политическое течение, отвергающее стремление к переменам.

Номенклатура – партийно-государственная элита; высшая группа руководящих работников, занимающая привилегированное положение; социальная прослойка, сформированная парторганами и стоящая над обществом; перечень руководящих должностей, назначение на которые утверждалось парторганами.

Демагогия – лживые обещания.

Коррупция – подкуп и продажность должностных лиц.

«Теневая экономика» - подпольная, незаконная; криминальный бизнес.

Оппозиция – определённая группа людей, которая проводит политику, противоположную политике государства; противодействие, сопротивление, несогласие с чьими-нибудь взглядами и решениями; политическая группа, выступающая против мнения большинства и выдвигающая иной способ решения проблемы, иную политику.

Диссиденты – правозащитники, инакомыслящие, стоящие в оппозиции к брежневскому режиму, ставившие на первое место защиту прав человека.

«Самиздат» - бесцензурная печать.

«Магнитофонная революция» - непризнаваемые официально записи песен (записанные на магнитофонную ленту песни В. Высоцкого, А. Галича, Б. Окуджавы), воспроизводимые в домашних условиях, практически не поддавались контролю и получили массовое распространение.

Доктрина Брежнева – политика ограниченного суверенитета в отношении стран ОВД – право СССР на интервенцию в эти страны в случае возникновения там угрозы социализму.


Ход урока

1. Организационный момент.


2. Актуализация опорных знаний.

Обсуждение вопросов домашнего задания (фронтальная беседа, индивидуальный опрос).


3. Контроль и коррекция.

Выполнение проверочного теста.


4. Изучение нового материала.

План-конспект урока

  1. Особенности политической жизни СССР.

  2. Внешняя политика СССР.

Форма проведения урока: лекция с элементами беседы.

Приёмы: составление тематического конспекта, запись основных понятий, фронтальная беседа по вопросам темы.


Основные черты брежневской эпохи:

- тенденция на свёртывание демократических преобразований. Усиление консервативного курса в политике. ( Тем самым Брежнев обеспечил себе поддержку номенклатуры. Сосредоточив в своих руках политическую власть, Брежнев поставил на ключевые посты преданных ему людей);

- утверждение концепции «развитого социализма» вместо дискредитированного хрущёвского лозунга «развёрнутого строительства коммунизма» - теоретическая основа деятельности брежневского руководства. О «развитом социализме» впервые заговорили в 1967 г. ХХIV съезд КПСС (1971 г.) официально закрепил вывод о построении в СССР развитого социалистического общества. Характерно: высочайший уровень производительности труда, благосостояния, нравственности и духовной культуры советского народа, образцовой организации общественной жизни;

- интенсивная законотворческая работа (большинство законов имело декларативный характер, их положения не подкреплялись гарантиями);

- принятие Конституции 1977 г. (Конституция «развитого социализма»).

Констатировалось построение в СССР развитого социалистического общества.

В ст. 6 законодательно закреплялась руководящая и направляющая роль КПСС как ядра политической системы (блокировавшая демократическое развитие страны).

Провозглашались демократические свободы: слова, собраний, шествий и демонстраций, совести и т. п.;

- разрыв пропаганды с реальностью. Приукрашивающая информация. Заявление Брежнева в начале 1970-х гг. о том, что в СССР достигнуто равенство республик по уровню экономического и культурного развития, что в стране решён национальный вопрос (невозможность /отсутствие/ национальных конфликтов);

- усиление роли КГБ, службы которой должны были блюсти «идеологическую чистоту», пресекать сомнения о социализме как вершине мирового порядка;

- монополия КПСС на власть. Управление осуществлялось путём указаний и директив, которые шли сверху, а реальная власть находилась в руках партийно-государственного аппарата (номенклатуры). В 1985 г. – 19 млн членов КПСС.

- усиление роли номенклатуры, в руках которой находилась реальная власть. Основным условием продвижения по службе было членство в КПСС;

- безвластное положение Советов, в работе которых усиливался формализм;

- огромный бюрократический аппарат. Рост управленческих структур. В середине 1980-х гг. – 160 союзных и союзно-республиканских министерств; 18 млн управленцев, т.е.1/7 от всего трудоспособного населения;

- авторитаризм, жёсткая регламентация всех сторон жизни;

- социальная демагогия; распространение протекционизма, взяточничества, кумовства;

- моральное разложение общества, рост преступности, хищений социалистической собственности; пьянство, падение производственной дисциплины;

- бесконтрольность, отсутствие гласности, разложение части государственно-партийного аппарата. Многомиллионные хищения клана Рашидова (первый секретарь ЦК КП Узбекистана). Строительство ведомственных дворцов в Молдавии, Казахстане, Азербайджане. Многочисленные взаимонаграждения (Брежнев имел 220 советских и зарубежных наград). Всё это – симптомы глубокого политического кризиса командно-административной системы;

- взяточничество, коррупция;

- развитие теневой экономики, сращивание деятелей теневой экономики и представителей номенклатуры;

- компания по возвеличению Брежнева (генерал армии (1975 г.), маршал Советского Союза (1976 г.), четырежды Герой Советского Союза и Герой Социалистического Труда, 8 орденов Ленина, 2 ордена Октябрьской революции, золотая медаль Карла Маркса, Ленинская премия по литературе;

- рост политической оппозиции. Преследования инакомыслящих. Движение диссидентов. Репрессии по отношению к ним: помещение в психбольницы, принудительная высылка за границу, аресты, тюремное заключение;

- распространение «самиздата» и «тамиздата»;

- «магнитофонная революция».

5. Первичное закрепление.

  1. Изменилась ли политическая система СССР с приходом к власти Л. И. Брежнева?

  2. Соответствовала ли реальности характеристика общества развитого социализма, данная в Конституции СССР 1977 г.?

  3. Можно ли утверждать, что в 1970-е гг. в стране сформировался культ личности

Л. И. Брежнева?

Основные направления внешней политики:

- улучшение отношений СССР с капиталистическими странами в 1970-е гг. Разрядка международной напряжённости;

Принятие в СССР Программы мира, предусматривавшей запрещение ядерного, химического, бактериологического оружия, ядерное разоружение всех государств

(1971 г.).

Советско-американские договоры ОСВ-1, ОСВ-2 (1972 г., 1979 г.).

Договоры ФРГ с СССР, ГДР, Польшей, Чехословакией; четырёхстороннее соглашение по Западному Берлину(1971 г.).

СБСЕ в Хельсинки (1973 – 1975 гг.).

- расширение сотрудничества со странами «социалистического лагеря», недопущение распада мировой системы социализма;

Ввод войск ОВД в Чехословакию (1968 г.).

Принятие странами СЭВ комплексной программы углубления сотрудничества (1971 г.) (тем самым СССР стремился усилить влияние в Восточной Европе).

Жёсткая конфронтация с Албанией и Китаем.

Сдержанность в отношениях с Югославией, Румынией, КНДР, которые стремились к проведению независимого курса.

- поддержка дружественных режимов в странах «третьего мира». Расчёт советского руководства на то, что освободившиеся страны будут пополнять систему социализма и противостоять Западу. Нередко помощь со стороны СССР приводила к усилению внутренней напряжённости и гражданской войне в странах «третьего мира»;

- новое обострение международных отношений в конце 1970-х гг. Конфронтация с Западом. Новый этап гонки вооружений;

1979 г. – ввод советских войск в Афганистан.

Повод: обращение афганского правительства за помощью к СССР.

Причины: стремление СССР превратить Афганистан в сферу своего влияния.

Результат: - втягивание СССР в бессмысленную авантюру;

- гибель 15 тыс. соотечественников, 1 млн афганцев;

- углубление внутренних противоречий в Афганистане, расширение гражданской войны;

- падение международного авторитета СССР.

Вопросы для обсуждения:

  1. В чём вы видите причины краха политики разрядки?

  2. Могла ли разрядка в этот период обрести необратимый характер?

  3. Сравните войну США во Вьетнаме и необъявленную войну СССР в Афганистане. Есть ли сходство между этими войнами?

  4. Как вы оцениваете советскую внешнюю политику в брежневскую эпоху?


6. Закрепление.

1) Дайте определение понятий: номенклатура, диссиденты, коррупция, теневая экономика, «самиздат», гонка вооружений, разрядка международной напряжённости.

2) Даты:

- время правления Л. И. Брежнева;

- принятие Конституции «развитого социализма»;

- подписание ДНЯО;

- ввод советских войск в Чехословакию;

- ввод советских войск в Афганистан;

- подписание договоров ОСВ-1, ОСВ-2;

- подписание Заключительного акта СБСЕ;

- размещение советских РСМД в Европе.


7. Ориентация на домашнее задание.

1) Охарактеризовать:

- особенности общественно-политической жизни при Л. И. Брежневе;

- основные направления внешней политики.

2) Численность КПСС возросла с 12,4 млн в 1966 г. до 18,3 млн в 1985 г. С чем был связан этот рост?

3) Можно ли утверждать, что в СССР был решён национальный вопрос? Свой ответ аргументируйте.


8. Рефлексия.

Составить синквейн на тему «Брежнев».


Предполагаемый синквейн:

  1. Брежнев.

  2. - Некомпетентный, слабый политик;

- Больной, немощный.

  1. - Реформировал, строил, преследовал.

  2. - Хорошо начинал, плохо закончил;

- Осуществлён отход от политики «оттепели»;

- Отменены демократические преобразования Хрущёва;

- Путь СССР от разрядки к гонке вооружений;

- Страна оказалась в состояния стагнации;

- Страна оказалась в преддверии кризиса;

- «Великий орденоносец советских времён»;

5) - «Флюгерный лидер»;

- «Застой»;

- «Архитектор разрядки»;

- Противоречивое время.