СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внутренние воды Евразии.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ориентирован на формирование ключевых и предметных компетентностей, развитие функциональной грамотности учащихся. Основа урока - самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, картами и другими источниками информации в индивидуальной, парной и групповой работе. 

Просмотр содержимого документа
«Внутренние воды Евразии.»

ТЕМА: Внутренние воды

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Цель: создать условия для формирования знаний об особенностях размещения внутренних вод материка и рассмотреть их зависимость от климата и рельефа..

Образовательные:

- сформировать представления об основных чертах рек и озёр материка - свойствах, характере течения, источниках питания и режиме, распределении по территории Евразии;

- установить зависимость внутренних вод от рельефа и климата.

Развивающие:

- развивать умения работать с географической картой, сравнивать, делать вывод;

- развивать умения составлять характеристику по плану;

- развивать навык исследовательской деятельности через анализ материала, материалов учебника; установление причинно-следственных связей;

- развивать познавательные способности, самостоятельность, творческое мышление;

- развивать умения оценивать собственные способности.

Воспитательные:
– воспитание высоких эстетических чувств и качеств, экологической сознательности, приобщение к духовным ценностям человечества.

Ученики будут знать:

- бассейны рек Евразии;

- местоположение озер, их происхождение;

- размещение болот;

- размещение многолетней мерзлоты, современного оледенения материка;

Ученики будут уметь:

- выявлять причинно-следственные связи между характером течения и рельефом;

- объяснять зависимость режима и питания рек от климата;

- описывать реки по плану.

Оборудование: наборы карточек для заданий в МГ и индивидуальных заданий; физическая карта Евразии, учебники и атласы, мультимедиа-проектор.

ХОД УРОКА:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

Модуль

Прием КМ

1.Мотивационный

1.Организационный момент.

Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для создания психологической атмосферы проводит тренинг «Возьми салфетки». Учитель передает пачку бумажных салфеток разных цветов со словами: «На случай, если потребуется, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток». После того как все ученики взяли салфетки учитель просит поделиться информацией о том, что он знает о материке Евразия.

Деление на группы по цвету салфеток.

2.Проверка домашнего задания.Слайд№1,2

Задание №1. «Истинные и ложные утверждения»

1.Евразия расположена в 5 климатических поясах.

2.Самый жаркий климатический пояс умеренный.

3.Умеренный климатический пояс самый обширный в Евразии.

4.Климат Евразии очень разнообразен.

5.В арктический климатический пояс входят арктические острова Евразии и ее северная часть.

6.Экваториальный климатический пояс охватывает острова на юго-востоке Евразии.

7.В тропическом климатическом поясе нет пустынь.


Задание 2.

1. Климат Евразии очень разнообразен, чем это объяснить?

2. Мы путешествуем по Евразии с севера на юг, в каких климатических поясах мы побываем?

3. Назовите части материка, где климат особенно благоприятен для сельского хозяйства ? (на В, Ю-В, Ю).

4. В каком климатическом поясе мы проживаем?


3. АОЗ. Слайд №3


Цель: восстановить знания о том, что относится к водам суши.

? что относится к внутренним водам или водам суши.

? что называется рекой, назовите её составные части.

? какие особенности рек зависят от рельефа Земли и климата.

? что называют озером, какие виды озер вам известны.

? водами, каких океанов омывается материк Евразия.

? что значит территория внутреннего стока.


2) Определение Ц и З урока


Показ видеофильма «Реки и озера Евразии».

Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

Что вы узнали о водах Евразии их фильма?




Тема урока: «Внутренние воды Евразии» Слайд №4

Как вы думаете, какая цель нашего урока?


Ученики осмысливают поставленную цель.

Делятся информацией.








Каждая группа готовит ответы на вопросы (карточки лежат на столах).
















«Корзина идей, понятий, имен».

На доске висит картинка-корзина, в которой условно будут собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

«Западающие вопросы» проговариваются после повторения.



Просмотр видеофильма.

О внутренних водах Евразии

Формулировка Ц и З урока

«Я буду знать…»

*бассейны рек Евразии; *местоположение озер, их происхождение;

*размещение болот; *размещение многолетней мерзлоты, современного оледенения материка;


«Я буду уметь…»

- выявлять причинно-следственные связи между характером течения и рельефом;

- объяснять зависимость режима и питания рек от климата;

- описывать реки по плану.

В тетрадях записывают тему урока.

2 мин.








5 мин.






















3 мин.














7 мин.






2 мин.

Создание коллаборативной среды







Прием КМ

«Истинные и ложные утверждения»
















Прием КМ

«Корзина идей, понятий, имен».







ИКТ

2.Реализация

и осознание

новых знаний

1.Изучение нового материала.

1.Цель: восстановить знания о типах внутренних вод.


Вывод: все типы внутренних вод представлены на территории Евразии.


Задание: распределите географические объекты по видам внутренних вод: озера – реки. Слайд №5.

Лена

Обь

Хуанхэ

Енисей

Днепр

Инд

Каспий

Байкал

Балкаш


Задание.

1 группа. Слайд №6,7,8,9

*Рассказать о размещении рек Евразии. Дать характеристику реки Хуанхэ по плану.

2 группа. Слайд №10,11,12

*Рассказать о размещении озер и болот Евразии. Дать характеристику озера Байкал.

3 группа. Слайд №13,14,15

*Рассказать о размещении многолетней мерзлоты, современного оледенения Евразии.

4 группа Слайд №16,17,18

*Рассказать о подземных водах Евразии.

5 группа Слайд №19

*Загрязнение вод Евразии. Пути решения проблемы.



2. Закрепление.

Проверка усвоения знаний и понимания: выполнение проверочной работы с последующей самопроверкой по ключу.

Вопросы:

1.Компоненты природы, от которых во многом зависит распределение рек и озер на территории Евразии.

2.Вода, потребность в которой увеличивается в связи с ростом численности населения и развитием хозяйства.

3.Районы материка, где наиболее густая речная сеть.

4.Районы материка, где редкая речная сеть.

5.Области Евразии не имеющие стока в океан.

6.Равнина, выделяющаяся богатством подземных вод.

7.Озеро, содержащие в себе более 20% пресной воды на Земле.

8.Самая длинная сибирская река.

10.Самая длинная река Евразии.

11.Самая многоводная сибирская река.

12.Река, протекающая по территории с муссонным климатом и уступающая по количеству воды лишь Амазонке и Конго.

13.Река, питающаяся водами от таяния снега и льда в Гималаях и от выпадающих там муссонных дождей.

14.Самая крупная река территории внутреннего стока.

15.Климат, определяющий режим реки Волги.

16.Самая крупная река средней и Центральной Азии.

17.Часть Евразии, где особенно велика численность озер.

18.Самые крупные озера в северо-восточной части Евразии.

19.Причины, способствующие образованию котловины озера Байкал.

20.Озеро в Альпах известное своей красотой.

21.Моря-озера, которые являются остатком древнего морского бассейна.

22.Незамерзающие озера, расположенные на юго-востоке нашей страны.

23.Горы, где много сосредоточено ледника.

24.Территория Евразии, покрытая современным ледником.

25.Вещества, загрязняющие водоемы.

Слайд №20

А) Байкал.

З)Юго-Западная

П) Амударья

Ш)Умеренно -континентальный

Б) Внутренние.

И) Лена

Р) Ганг

Щ) Ладожское и Онежское.

В) Енисей.

К) Пресная

С) Каспийское и Аральское

Х) Нефть и удобрения.

Г). Альпы, Гималаи, Памир, Тянь-Шань.

Л) Окраины

Т) Волга

Ч)Исландия, Новая Земля, Шпицберген и др.

Д) Янцзы.

М) Западно-сибирская

У)Женевское


Е) рельеф и климат.

Н) Глубокий разлом

земной коры

Ф) Инд


Ж) Материковые льды.

О) Иссык-Куль, Балхаш.

Ц) Северо-Западная.




Работа в группах.

Составить кластер «Типы внутренних вод», используя данные видеофильма





Ответ


Озера

Реки

Каспий

Лена

Байкал

Обь

Балкаш

Хуанхэ


Енисей


Днепр


Инд





«ПОПС»

Позиция-«Я считаю, что…»

Обоснование-«Потому что…»

Пример-«я могу это доказать на примере…»

Суждение-«Исходя из этого я могу сделать вывод о том, что…»




Работа в МГ (карта, атлас, учебник-таблицы 8,9,10 в приложении, использование дополнительного материала (см. приложение)).

Защита работ.

Выводы.

Оценивание групп.

Выполнение теста



























Ученики отвечают на вопросы, заполняют бланк.

Коды ответов:


Ответы:1Е,2К,3Л,4З,5Б,6М,7А,8Ж,9И,10Д,11В,12Р,13Ф,14Т,15Ш,16П,17Ц,18Щ,19Н,20У,21С,22О,23Г,24Ч,25Х.

Используя критерии оценивания, выставляют оценки за проверочную работу.


«Отлично»-25-22 балла

«Хорошо»-21-17 балла

«Удовлетворительно»-16-13б

«Неудовлетворительно»-менее 12 баллов


7мин














2 мин.















8 мин.















5 мин.





Прием КМ.




























Прием КМ «ПОПС».











ОдляО






































Саморегуляция


ОдляО


ИКТ

3. Рефлексия

Итог урока.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ ___________ Дата: __________________


На уроке я

выполнил(а) / не выполнил(а) все задания

соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения

Материал урока мне был

понятен / не понятен

Моя оценка себе

За поведение на уроке:

За работу на уроке:

На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание:


Д/з: § 20, творческое задание на тему: «Реки Евразии» (составить кроссворд). На контурной карте обозначить озера (отмеченные в тексте учебника). Слайд №21







3 мин










1 мин

Саморегуляция












ТиО


ПРИЛОЖЕНИЕ

Задание №1. «Истинные и ложные утверждения»


1.Евразия расположена в 5 климатических поясах.

2.Самый жаркий климатический пояс умеренный.

3.Умеренный климатический пояс самый обширный в Евразии.

4.Климат Евразии очень разнообразен.

5.В арктический климатический пояс входят арктические острова Евразии и ее северная часть.

6.Экваториальный климатический пояс охватывает острова на юго-востоке Евразии.

7.В тропическом климатическом поясе нет пустынь.

Задание 2.


1. Климат Евразии очень разнообразен, чем это объяснить?

2. Мы путешествуем по Евразии с севера на юг, в каких климатических поясах мы побываем?

3. Назовите части материка, где климат особенно благоприятен для сельского хозяйства ? (на В, Ю-В, Ю).

4. В каком климатическом поясе мы проживаем?




Проверка усвоения знаний и понимания: выполнение проверочной работы с последующей самопроверкой по ключу.

Вопросы:

1.Компоненты природы, от которых во многом зависит распределение рек и озер на территории Евразии.

2.Вода, потребность в которой увеличивается в связи с ростом численности населения и развитием хозяйства.

3.Районы материка, где наиболее густая речная сеть.

4.Районы материка, где редкая речная сеть.

5.Области Евразии не имеющие стока в океан.

6.Равнина, выделяющаяся богатством подземных вод.

7.Озеро, содержащие в себе более 20% пресной воды на Земле.

8.Важный хранитель подземных вод.

9.Самая длинная сибирская река.

10.Самая длинная река Евразии.

11.Самая многоводная сибирская река.

12.Река, протекающая по территории с муссонным климатом и уступающая по количеству воды лишь Амазонке и Конго.

13.Река, питающаяся водами от таяния снега и льда в Гималаях и от выпадающих там муссонных дождей.

14.Самая крупная река территории внутреннего стока.

15.Климат, определяющий режим реки Волги.

16.Самая крупная река средней и Центральной Азии.

17.Часть Евразии, где особенно велика численность озер.

18.Самые крупные озера в северо-восточной части Евразии.

19.Причины, способствующие образованию котловины озера Байкал.

20.Озеро в Альпах известное своей красотой.

21.Моря-озера, которые являются остатком древнего морского бассейна.

22.Незамерзающие озера, расположенные на юго-востоке нашей страны.

23.Горы, где много сосредоточено ледника.

24.Территория Евразии, покрытая современным ледником.

25.Вещества, загрязняющие водоемы.Ответы:

А) Байкал.

З)Юго-Западная

П) Амударья

Ш)Умеренно -континентальный

Б) Внутренние.

И) Лена


Р) Ганг

Щ) Ладожское и Онежское.

В) Енисей.

К) Пресная

С) Каспийское и Аральское

Х) Нефть и удобрения.

Г). Альпы, Гималаи, Памир, Тянь-Шань.

Л) Окраины

Т) Волга

Ч)Исландия, Новая Земля, Шпицберген и др.

Д) Янцзы.

М) Западно-сибирская

У)Женевское


Е) рельеф и климат.

Н) Глубокий разлом земной коры

Ф) Инд


Ж) Материковые льды.

О) Иссык-Куль, Балхаш.

Ц) Северо-Западная.






Бланк ответа.               Бланк ответа.             Бланк ответа.        Бланк ответа.     Бланк ответа.      

№ вопроса

ответ

№ вопроса

ответ

№ вопроса

ответ

№ вопроса

ответ

№ вопроса

ответ


 1

Е

1


1


1


1



2

К

2


2


2


2



3

Л

3


3


3


3



4

З

4


4


4


4



5

Б

5


5


5


5



6

М

6


6


6


6



7

А

7


7


7


7



8

Ж

8


8


8


8



9

И

9


9


9


9



10

Д

10


10


10


10



11

В

11


11


11


11



12

Р

12


12


12


12



13

Ф

13


13


13


13



14

Т

14


14


14


14



15

Ш

15


15


15


15



16

П

16


16


16


16



17

Ц

17


17


17


17



18

Щ

18


18


18


18



19

Н

19


19


19


19



20

У

20


20


20


20



21

С

21


21


21


21



22

О

22


22


22


22



23

Г

23


23


23


23



24

Ч

24


24


24


24



25

Х

25


25


25


25




ЛИСТ САМООЦЕНКИ ______________________________________

Дата: _____________


На уроке я

выполнил(а) / не выполнил(а) все задания

соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения


Материал урока мне был

понятен / не понятен

Моя оценка себе

За поведение на уроке:


За работу на уроке:


На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание:









Дополнительный материал к уроку

1.Значительные различия в структуре и рельефе, климатические контрасты и связанная с этим неравномерность выпадения осадков и различия в испаряемости создают большие различия в распределении как поверхностных, так и подземных вод в пределах материка.

2.Неравномерное распределение поверхностей вод зависит не только от современных природных условий, но и от особенностей развития материка.

3.Очевидно, до мощных поднятий, приведших к образованию высочайших горных хребтов в южной части материка, климатические условия внутренних частей Евразии хотя и отличались большей сухостью, чем климаты ее окраин, все же не были столь аридными, как в настоящее время.

4.В связи с этим в кайнозое в центральной части материка существовала развитая сеть рек и озер, имевшая сток на север, восток и юг.

5.Тектонические движения, имевшие в окраинных частях орогенного пояса больший размах, чем во внутренних районах, привели к тому, что эти районы оказались огражденными от влияния океанов.

6.Связанное с этим иссушение климата привело к уменьшению и дезорганизации поверхностного стока и образованию обширных областей во внутренних частях Евразийского материка (Иранское нагорье, Тибет, плоскогорье Китая, Монголии и т.д.), практически лишенных поверхностного стока.

7.Современное оледенение Евразии связано, с одной стороны, с островами Арктики и Субарктики, с другой – с наиболее высокими и обильно орошаемыми горными системами.

8.Для полярных островов характерно оледенение покровного типа и низкое положение снеговой границы. На Шпицбергене она лежит в среднем на высоте 300 м над уровнем моря. Оледенение имеет характер щитов, от которых спускаются мощные ледниковые языки, обрывающиеся в море.

9.Крупный центр оледенения находится на острове Исландия, где положение нижней границы нивального пояса колеблется между 700 и 1000 м. Все горные массивы покрыты фирновыми полями, от которых отходят ледники, питающие многочисленные реки.

10.В горах высота снеговой границы повышается с севера на юг и от окраинных частей материка к внутренним районам.

Поэтому крупными центрами современного оледенения являются не только высочайшие горные системы, как Куньлунь, Каракорум, Гималаи, Тянь-Шань, но и гораздо менее высокие, однако обильно увлажненные горы приатлантических районов.

11.В Скандинавских горах, где высота снеговой границы колеблется между 700 и 1900 м, имеется значительное оледенение.

12.В Альпах снеговая граница поднимается до высоты 2500-3200 м; это – крупнейший центр горного оледенения в Европе с долинным типом ледников, из которых берут начало почти все значительные реки Европы или их притоки (Рейн, Рона, По, притоки Дуная).

13.Современное оледенение гор Азии хотя и значительно, все же не так велико, как могло бы быть, судя по их высоте.

14.Самые высокие горы поднимаются во внутренних районах материка, характеризующиеся резкой континентальностью климата и малыми суммами осадков, поэтому снеговая граница и нижние концы ледников лежат на большой высоте.

15.Высота снеговой границы Каракорума, Куньлуня – 5000-5500 м. Гималаев - 4500-5000 м. Длина отдельных ледников в Каракоруме достигает 60 км, максимальная длина ледников южного склона Гималаев – 26 км.

16.В Восточном Тянь-Шане высота снеговой границы – 3700 м и длина самого большого ледника – 40 км.


Распределение внутренних вод. 

Евразия богата внутренними водами. По ней протекают многие крупные реки земного шара. Озера Евразии выделяются своими размерами и глубиной. Поскольку рельеф и климат разных частей Евразии неодинаковы, то и реки и озера по территории материка распределены очень неравномерно.

Стекая с гор и возвышенностей, расположенных внутри материка, реки устремляют свой бег к океанам. Территории, с которых стекают реки в каждый из океанов, примерно одинаковы. Наиболее густая речная сеть по окраинам материка, и только на юго-западе она значительно реже. В то же время обширные внутренние области не имеют стока в Мировой океан. На территории внутреннего стока приходится около 1/3 материка.

Ценное природное богатство — подземные воды. Особенно велики их запасы под Западно-Сибирской равниной. Они не только пополняют реки и озера, но и используются населением.


Немалые запасы ценной пресной воды на Земле содержит самое глубокое озеро мира — Байкал. Важный хранитель пресных вод — материковые льды.

В Тихий океан впадают Амур, Хуанхэ, Янцзы. Янцзы — самая длинная река Евразии (5800 м). Она разливается во время муссонных дождей. При впадении в море Янцзы образует большую дельту. На значительном протяжении Янцзы — судоходная река. В нижнем течении по ней могут подниматься даже океанские суда. Воды реки и ее притоков используются для орошения. В ее бассейне живет четверть населения Китая.

Ганг также протекает по территории с муссонным климатом. По количеству воды Ганг уступает лишь Амазонке и Конго. Начало берет в Гималаях и течет по самой увлажненной территории материка. Как и Янцзы, Ганг разливается летом. Мутно-желтые воды реки приносят с гор огромную массу твердых частиц, при впадении в Бенгальский залив Ганг образует обширную дельту.

Инд питается водами от таяния снегов и льдов в Гималаях и от выпадающих там муссонных дождей, но уступает Гангу по многоводности.

Одна из крупнейших сибирских рек — Лена, а самая многоводная — Енисей.

Территории внутреннего стока. Значительная часть материка не имеет стока в океан. Самая крупная из рек этой области — Волга. Вместе со своими притоками она собирает воду со значительной части Восточно-Европейской равнины. Умеренно континентальный климат равнины определяет режим Волги. (Вспомните его особенности.) Благодаря водохранилищам река остается полноводной и судоходной все лето.

Сухая и безводная Средняя и Центральная Азия почти лишена рек. Начало они берут высоко в горах, спускаясь на равнину. Эти немногочисленные реки впадают в бессточные озера. Вода дает жизнь пустынным землям, поэтому население оазисов использует эту воду на орошение. Высокие подъемы воды бывают летом, когда под жаркими лучами солнца в горах тают снега и льды. Самая крупная река этой части Азии — Амударъя.

Режим рек, впадающих в Средиземное море, отличается своим непостоянством. Зимние дожди переполняют реки водой. Летом же, в сухое время, они заметно мелеют, а некоторые даже пересыхают.


В отличие от них на реках с муссонным режимом осадков уровень воды летом резко повышается (рис. 96). В это же время тают снег и лед в горах. Начинается бурное половодье, реки выходят из берегов и вызывают сильное наводнение. Население строит дамбы, но речные воды иногда прорывают их и приносят большие беды. Зимой уровень воды сильно понижается, а в муссонном климате умеренного пояса реки даже замерзают, например Амур.

На Больших Зондских островах, где климат экваториальный, реки имеют дождевое питание и всегда многоводны.

Немало рек Евразии имеют ледниковое питание. К ним относятся реки внутреннего стока, стекающие с высоких гор Центральной Азии. Они разливаются в конце весны и в начале лета, когда тают горные снега и ледники. Одна из таких рек — Амударья.

Озера Евразии многочисленны и разнообразны по происхождению, размерам и водному режиму. Подобно рекам, по территории материка они размещаются неравномерно. Особенно велика численность озер на северо-западе Евразии. Самые крупные из них — Ладожское и Онежское. Их котловины, образовавшиеся в результате медленного опускания земной коры, были впоследствии обработаны ледниками и имеют значительные глубины. Вода в них пресная.

Там, где климат сухой и жаркий, озер, как правило, мало и они имеют соленую воду. Таковы озера территории внутреннего стока. Ряд озер в горах расположен в разломах земной коры. В самом глубоком разломе лежит озеро Байкал. В Альпах находится известное своей красотой Женевское озеро.

Остатком древнего морского бассейна, когда-то соединявшегося с Мировым океаном, являются Каспийское и Аральское моря-озера. На юго-востоке Казахстана расположено озеро Балхаш, а в горах Тянь-Шаня — незамерзающее озеро Иссык-Куль (что значит «теплое озеро»).

Хозяйственное значение озер велико. Многие из них — Байкал, Ладожское, Онежское и другие — содержат большие запасы чистой пресной воды, удобны для судоходства.

Современное оледенение. Значительные площади Евразии покрыты современными ледниками. Они имеются на многих северных островах — в Исландии, на Шпицбергене, на Новой Земле и др., а также в самых высоких горах — в Альпах, Гималаях, на Тянь-Шане и Памире. Сползая вниз, горные ледники дают начало многочисленным рекам. В странах с жарким и сухим климатом их вода расходуется на орошение, без которого невозможно выращивать культурные растения. Особенно широко используются воды Хуанхэ, Янцзы, Инда, Ганга, Амударьи.

Многолетняя мерзлота. На большой территории Северной Евразии распространена многолетняя мерзлота. Ее называют также «вечной». Она охватывает почти 1/3 территории азиатской части материка. Мерзлый слой горных пород содержит лед и имеет толщину от нескольких метров на Кольском полуострове до 1500 м на полуострове Таймыр. Летом мерзлый слой оттаивает на глубину 40—150 см.

Причина образования многолетней мерзлоты, как считают ученые, — холодные, малоснежные зимы и среднегодовые температуры ниже 0°С. В то же время большая толщина вечномерзлого слоя — свидетельство его большой древности.

Реки, текущие по слою мерзлого грунта, широко разливаются весной, образуя многочисленные болота, так как вода не может просочиться вглубь и застаивается. Многолетняя мерзлота затрудняет строительство дорог, жилых помещений, развитие земледелия.





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя