СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внутригрупповые отношения детей в условиях дошкольного учреждения (ФГОС ДО)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внутригрупповые отношения детей  в условиях дошкольного учреждения (ФГОС ДО)

Просмотр содержимого документа
«Внутригрупповые отношения детей в условиях дошкольного учреждения (ФГОС ДО)»

Внутригрупповые отношения детей в условиях дошкольного учреждения (ФГОС ДО)

Развитие детской личности является актуальной проблемой современной

педагогики и психологии.

Дошкольное детство − важнейший период становления личности, когда

формируются ответственность и способность ребёнка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей.

Коммуникабельные дети в меньшей степени подвержены социальному одиночеству, включены в игровую деятельность со сверстниками, часто занимают позицию лидеров в своей возрастной группе. И, наоборот, дети, испытывающие с возраста недостаток общения, имеющие ограниченный круг социального взаимодействия или низкое качество личностных контактов, сталкиваются с многочисленными психологическими трудностями.

Преодолеть разного рода трудности ребёнку легче в игре.

Игра – один тех видов детской деятельности, которые используются

взрослыми в целях воспитания и обучения дошкольников. – Это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.


Высоко оценивая роль игры, А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное

значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба, каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

Следует различать между собой понятия отношения и взаимоотношения.

Отношение – это позиция личности ко всему, что её окружает, и к самой себе.

Человек по-разному относится к вещам, событиям, социальной роли, людям. Что-то ему нравится, а что-то − нет. Одни события, факты его волнуют, а другие оставляют равнодушным. Чувства, интересы, внимание – это не психические процессы, которые выражают отношения человека, его

позицию.

Взаимоотношение – взаимная позиция одной личности к другой, позиция

личности по отношению к общности.

Мир взаимоотношений дошкольников разнообразен. Уже в средней группе

детского сада у ребят формируются достаточно прочные избирательные отношения друг к другу. В силу этого дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства своих товарищей, а другие − менее. Степень популярности ребёнка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются детские отношения, зависит последующий путь личностного и социального развития человека.

Социальное развитие – это процесс приспособления ребёнка к социальной

действительности (миру людей), передачи и дальнейшего развития им социокультурного опыта, накопленного человечеством.

В детском коллективе, как и в любом другом неизбежны конфликтные ситуации. Дети дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. И все это протекает естественным образом, без свойственных взрослым проявлений фальши и лицемерия. Однако эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем у взрослых. Без преувеличения можно сказать, что в каждой группе детского сада, особенно в старших и подготовительных, воспитатели наблюдают сложную и порой драматическую картину межличностных отношений детей.

Задача воспитателя – не просто умело разрешать острые ситуации среди

воспитанников, но и, что более важно, не допускать их появления. А сделать это можно, создав крепкие и дружеские отношения между ребятами.

Человек − существо социальное: большую часть своей жизни он проводит в

коллективе, поэтому умение строить взаимоотношения со сверстниками, товарищами − это залог будущей успешной жизни.

Направляя игру, воспитатель учит детей простейшим нравственным нормам,

становится регулятором коллективных взаимоотношений, помогает справедливо решать возникающие споры и повышает моральный уровень детского поведения. Такая психическая почва создаётся лишь путём специально организованной практики взаимоотношений детей в процессе, как игры, так и других видов деятельности. В дружном коллективе, живущем содержательной, полноценной жизнью, дети приобретают положительный социальный опыт и проникаются общностью чувств и стремлений задолго до того, как начинают отчётливо осознавать высокие моральные принципы. В педагогическом руководстве игрой главным принципом

считается сочетание руководства взрослых с творчеством и самодеятельностью самих детей. Дети могут самостоятельно выбирать игру, переходить от одной игры к другой. Самостоятельная игра, где дошкольники вступают в разнообразные контакты между собой по собственной инициативе, где они имеют возможность строить взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с особенностями и интересами партнёров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Только в тесном сотрудничестве с окружающими людьми ребёнок знакомится с социально-приемлемыми формами поведения и учится сознательно поддерживать нравственные нормы и активно участвовать в образовательном процессе. Поэтому параметры социальной ситуации развития воспитанников – это важнейшие показатели эффективности воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения. Вот почему важно использовать игру в широких воспитательных целях как форму организации совместной жизни и деятельности детей.

Это подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в коллективе, в котором формируются общественные качества и моральное сознание личности. Педагог здесь выступает не столько в роли обучающего, сколько в роли организатора детской деятельности. Именно эту роль А.С. Макаренко считал важнейшей и специфической для воспитательного процесса. Чтобы правильно организовать руководство играми, совместной деятельностью детей со взрослыми и/или сверстниками воспитатель должен изучить и уровень развития своих детей, учесть их возрастные особенности. Необходимо составить перспективный план развития разных видов деятельности с детьми в месяц, год, указав темы, объём и

пути их развития.

Стиль взаимоотношения воспитателя с детьми.

Отношение ребёнка с воспитателями играют огромную роль в формировании его личности. В речи воспитателя, в примерах, которые он подаёт детям своим поведением, ребёнок черпает представления о взаимоотношениях людей, образцы норм и правил человеческого общежития. Наиболее ярко эти образцы про-являются в формах организации образовательного процесса, которые воспитатель использует в своей работе.

Очень плохо на детях сказывается частая смена воспитателей. В этой ситуации вместе с воспитателем меняются требования и нормы поведения в группе, и социальное развитие начинает протекать стихийно.

Показателем социального развития является социальная компетентность –

сознательное поведение в различных ситуациях, не противоречащее культурным нормам, потребность добиваться соблюдения этих норм другими. Один из наиболее значимых навыков, необходимых ребёнку для нормального развития, − навык сотрудничества.

Сотрудничество – это совместная деятельность нескольких участников ради достижения одной конечной цели, к которой каждый стремится наиболее удобным для себя способом, считаясь с интересами партнёров.

Задачи этого направления:

воспитание у детей осознанного отношения к нормам поведения в обществе сверстников;

помощь в осуществлении своих прав каждым ребёнком в кругу сверстников.

Одна из задач педагога – создание благоприятных условий в ДОУ для развития ребёнка.


Советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группе.

1. Создайте в группе единую систему традиций и ценностей. Этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, празднование дней рождения воспитанников.

2. Особое внимание следует обратить на «изолированных» детей: привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

3. Распределяйте между воспитанниками поручения.

4. Планируйте работу на занятиях или во время досуговых мероприятий, утренников в микрогруппах (парах, тройках, четверках). Минигруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивирована на достижение успеха, а между группами необходимо создать ситуацию соперничества.



















Советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группе.

1. Создайте в группе единую систему традиций и ценностей. Этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, празднование дней рождения воспитанников.

2. Особое внимание следует обратить на «изолированных» детей: привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

3. Распределяйте между воспитанниками поручения.

4. Планируйте работу на занятиях или во время досуговых мероприятий, утренников в микрогруппах (парах, тройках, четверках). Минигруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивирована на достижение успеха, а между группами необходимо создать ситуацию соперничества.


Советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группе.

1. Создайте в группе единую систему традиций и ценностей. Этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, празднование дней рождения воспитанников.

2. Особое внимание следует обратить на «изолированных» детей: привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

3. Распределяйте между воспитанниками поручения.

4. Планируйте работу на занятиях или во время досуговых мероприятий, утренников в микрогруппах (парах, тройках, четверках). Минигруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивирована на достижение успеха, а между группами необходимо создать ситуацию соперничества.


Советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группе.

1. Создайте в группе единую систему традиций и ценностей. Этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, празднование дней рождения воспитанников.

2. Особое внимание следует обратить на «изолированных» детей: привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

3. Распределяйте между воспитанниками поручения.

4. Планируйте работу на занятиях или во время досуговых мероприятий, утренников в микрогруппах (парах, тройках, четверках). Минигруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивирована на достижение успеха, а между группами необходимо создать ситуацию соперничества.


Советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группе.

1. Создайте в группе единую систему традиций и ценностей. Этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, празднование дней рождения воспитанников.

2. Особое внимание следует обратить на «изолированных» детей: привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

3. Распределяйте между воспитанниками поручения.

4. Планируйте работу на занятиях или во время досуговых мероприятий, утренников в микрогруппах (парах, тройках, четверках). Минигруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивирована на достижение успеха, а между группами необходимо создать ситуацию соперничества.


Советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группе.

1. Создайте в группе единую систему традиций и ценностей. Этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, празднование дней рождения воспитанников.

2. Особое внимание следует обратить на «изолированных» детей: привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

3. Распределяйте между воспитанниками поручения.

4. Планируйте работу на занятиях или во время досуговых мероприятий, утренников в микрогруппах (парах, тройках, четверках). Минигруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивирована на достижение успеха, а между группами необходимо создать ситуацию соперничества.


Советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группе.

1. Создайте в группе единую систему традиций и ценностей. Этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, празднование дней рождения воспитанников.

2. Особое внимание следует обратить на «изолированных» детей: привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

3. Распределяйте между воспитанниками поручения.

4. Планируйте работу на занятиях или во время досуговых мероприятий, утренников в микрогруппах (парах, тройках, четверках). Минигруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивирована на достижение успеха, а между группами необходимо создать ситуацию соперничества.