СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Внутришкольная система оценки качества образования: проблемы и перспективы» Система оценивания «Я ценю или оцениваю?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема оценки качества образования является в настоящее время одной из самых актуальных для всей системы образования Российской Федерации. Общая черта системных изменений в системе образования как на федеральном, так и на региональном уровне – нацеленность на обеспечение качества образования, совершенствование системы оценки качества и его соответствие сегодняшним требованиям общества.

Просмотр содержимого документа
««Внутришкольная система оценки качества образования: проблемы и перспективы» Система оценивания «Я ценю или оцениваю?»»

Внутришкольная система оценки качества образования: проблемы и перспективы.

Система оценивания «Я ценю или оцениваю?»

Проблема оценки качества образования является в настоящее время одной из самых актуальных для всей системы образования Российской Федерации. Общая черта системных изменений в системе образования как на федеральном, так и на региональном уровне – нацеленность на обеспечение качества образования, совершенствование системы оценки качества и его соответствие сегодняшним требованиям общества.

Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Серьезное влияние на актуализацию качества образования как современную социально-педагогическую проблему оказывает возрастающая интеллектуализация производства, появление рынка образовательных услуг, развитие информационных технологий.

Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса.

К основным задачам системы оценки качества образования относятся:

- оценка уровня образовательных достижений обучающихся, образовательных учреждений для их итоговой

аттестации и отбора для поступления на следующую ступень обучения;

- оценка качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования;

- формирование системы измерителей для различных пользователей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели системы оценки качества образования.

Ключевыми процессами в системе оценки качества образования в ОУ являются:

- учебный, воспитательный, методический процессы, а также социально – психологическое сопровождение;

- инновационная деятельность, организация профильного и предпрофильного обучения, связь с общественностью;

- диагностика и мониторинг качества образования.

Для осуществления диагностики качества образования в ведется целенаправленный сбор информации о состоянии учебного процесса и факторах, оказывающих на него позитивное и негативное влияние.
В данной технологии предусмотрены педагогическая и психологическая диагностики. Каждый вид диагностики включает в себя ряд процедур, использующих стандартные методики.

Педагогическая диагностика осуществляется с целью получения информации о качестве учебной и воспитательной работы в образовательном учреждении. Основная методика, используемая в ней, предусматривает использование не только методов тестирования, но и традиционные формы контроля обученности - письменная контрольная работа, сочинение, практическая работа и т.д

Диагностика уровня обученности осуществляется на четырех уровнях – входящем, текущем, промежуточном и итоговым. Входящая диагностика проводится в начале учебного года с использованием комплексной работы по предметам. Текущая диагностика проводится после изучения каждой отдельной темы с использованием стандартизированных тестов или других видов контроля. Итоги работы обучающихся подвергаются поэлементному анализу, позволяющему получить качественные показатели уровня обученности по каждому отдельному критерию и параметру содержания образования. Значения этих показателей позволяют судить о параметрах, которыми обучающиеся уже владеют, о параметрах, которыми обучающиеся овладели в недостаточной степени, и о параметрах, которыми обучающиеся не владеют. На основании такого анализа строится программа дальнейших действий учителя, администрации. Психолога – программа коррекционной работы.

Итоговая диагностика проводится один раз в конце учебного года, задания к ней подбираются с учетом результатов текущей диагностики. В эти работы включаются вопросы на проверку прочности знаний и задания, с которыми обучающиеся не справлялись при текущей проверке.

Показатели. По которым будет вестись проверка обученности, все данные о работе обучающихся сводятся в таблицу.
Показатели, по которым будет вестись проверка обученности, все данные о работе обучающихся сводятся в таблицу.
Таблица 1. Диагностика качества обучения

Ф.И. Обуч-ся

Мониторинг: входящий, промежуточный, итоговый

Отметки за тематические к/р

Отметки выборочно за практические, творческие работы, мини-проекты

Накопленная за четверть

Отметка за четвертную, годовую к/р

Отметка за таблицу умножения, технику чтения

Итоговая за четверть

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV



























Диагностика уровня воспитанности осуществляется методом экспертной оценки. Суть метода состоит в коллективной оценке группой, состоящей из экспертов (учителей, работающих с данным учеником) и личности обучающегося, его воспитанности. Экспертная оценка воспитанности обучающихся проводится один раз в год согласно плану внутришкольного контроля всеми учителями, работающими в данной параллели.
Технология оценки. Для каждого класса создаются опросные листы.
Каждый эксперт оценивает каждого ученика по всем критериям и заносит оценки в опросный лист.
По каждому критерию находятся средние значения и вносятся в сводную таблицу.
Таблица 2. Результаты оценки качества воспитанности

Фамилия имя

Любозна-

тельность

Трудолюбие

Бережное

отношение

к природе

Моё

отношение

к школе

Красивое

в моей

жизни

Я и мое

отношение к себе

Средний

балл

Уровень

воспитанности































Регулярная диагностика обученности позволяет вести сравнение показателей качества обученности каждого ученика во времени, наблюдая за темпом роста ребенка, сравнивая его нынешние результаты с прежними. Такое сравнение делает процесс обучения личностно – ориентированным и более гуманным.

В тоже время накопленные данные о качестве обученности обучающихся позволяют вести мониторинг деятельности каждого преподавателя и школы в целом.

Разработана процедура анализа и интерпретации результатов. Полученные в результате диагностики данные анализируются и интерпретируются по трем направлениям:

- качество образования каждого ученика;

- обеспечение качества образования каждым учителем;

- обеспечение качества образования в данном классе,, на параллели, в образовательном учреждении.

По результатам всех видов диагностики ученик получает рекомендации по коррекции качества образования, если это необходимо.

Располагая результатами диагностики и мониторинга, администратор может вести сравнение качества обучения в каждом классе, по каждому предмету со средними значениями по школе. Сравнительный анализ результатов диагностики позволяет выявить факторы, влияющие на качество образования, и принять адекватное решение по

устранению недостатков в обучении и созданию условий для совершенствования образовательной среды образовательного учреждения.

В качестве таких факторов могут выступать: квалификация педагогов, учебный план, выбранные педагогические технологии, наличие или отсутствие методического обеспечения, материальная база и т.д.
Определив, какой из факторов в данном случае влияет на качество образования, администратор может принять обоснованное решение о дальнейших действиях: планировать методическую работу педагогического коллектива; внести изменение в учебный план; принять или отвергнуть данную педагогическую технологию; использовать в дальнейшем этот учебник или заменить его. 

Для того чтобы продуктивно реализовать внутреннюю систему качества образования необходимы следующие мероприятия:
- определение цели деятельности школы, цели преподавания по каждому предмету и образовательной области;

- изучение в районе влияния учебного заведения, спрос на потребности инфраструктуры в том или ином

содержании обучения обучающихся, разработку в соответствии с запросами учебного плана школы, образовательных программ;

- постоянное изучение запросов на образование обучающихся, родителей, педагогов. Анализ удовлетворённости качеством образования обучающихся, родителей, учреждений других типов;

- разработка системы текущей и итоговой диагностики хода и результата образовательного процесса, создание системы научно-методического обеспечения;

- совершенствование системы сбора данных, информационных потоков, обработки и анализа информации, принятия на их основе управленческих решений;

- создание творческих групп педагогов, задачей которых является осуществление взаимодействий с другими учебными заведениями;

- установление связей с руководителями организаций, учебных заведений, которые и будут в дальнейшем работать с нашими обучающимися;

- согласование программ с потребителями, через деятельность Управляющего совета, которое заключается в выявлении и сближении позиций сторон в вопросе “чему учить?” как по содержанию, так и по степени практической ориентации знаний;

- управление качеством образования выступает системообразующим компонентом в системе деятельности

общеобразовательных учреждений, обеспечивая целенаправленную работу всех субъектов педагогического процесса по функционированию и развитию.

Для эффективного управления, принятия обоснованных решений по управлению качеством необходимо обладать

надежной и достоверной информацией о ходе образовательного процесса, деятельности системы управления и т. д. Получение такой информации возможно при осуществлении мониторинга.

Образовательный мониторинг-форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая, непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития.

Оценка качества образования по динамике изменения его результатов очень продуктивный способ, требующий систематического мониторинга результатов. Таким образом, фундаментальной основой механизма управления качеством образования выступает психолого-педагогический, медицинский, социальный мониторинг, а сущностью процесса управления развитием качества образования является рефлексивный подход как в развитии самого объекта (образовательного процесса), так и управления им.

Мониторинг качества образования выступает в роли механизма, благодаря которому все обучающиеся имеют не только обязательный уровень знаний, умений и навыков в соответствии с ФГОС, но и оптимальный (индивидуальный) для каждого уровень образования, выражающийся в его (образовании) качестве.