Введение
Историко-патриотическая игра «Во славу Отечества» посвящена Отечественной войне 1812 года. Игра может проводиться между двумя командами, со студентами любого курса одной или двух групп. Проведение викторины сопровождает интерактивная презентация, разработанная в среде Delphi.
Цели мероприятия:
закрепить знания обучающихся об Отечественной войне 1812 года как одного из самых значимых и крупных событий истории России;
расширение кругозора;
воспитание чувства патриотизма, уважения к истории и традициям нашего Отечества на примере массового героизма;
развитие интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям;
активизация взаимодействия между учащимися;
развитие общительности и коммуникабельности;
развитие чувства сплочённости и солидарности;
развитие навыков работы в группе;
воспитание духа соревновательности, уважения к сопернику.
Оборудование
Необходимое для проведения викторины оборудование:
персональный компьютер или ноутбук;
проектор;
экран;
звуковые колонки;
видеоролик «Нашествие 1812»;
компьютерное приложение «Бородинское сражение»;
таблички с вариантами правильных ответов (приложение);
раздаточный материал для конкурса «Во славу отечества» (приложение);
раздаточный материал для конкурса «История в лицах» (приложение);
правильные ответы задания «Во славу отечества» для жюри (приложение);
бланки оценивания для жюри (приложение).
2 Правила игры
Игровое поле игры «Во славу Отечества» представляет собой военную карту, разбитую на квадраты, каждый квадрат – это определённое количество баллов. На поле скрыты 7 французских укреплений. Игровое поле выводится на экран через проектор.
Победить врага можно только своими знаниями…
Участники мероприятия разделены на две команды: например, команда «Лихие гусары» и «Храбрые гренадёры».
Капитан команды называет координаты квадрата. Если «выстрел» результативный и попадает в цель, то количество баллов, указанное на квадрате, добавляется команде, иначе право «выстрела» передается другой команде.
При попадании в цель, ведущий озвучивается задание.
Правильное выполнение задания приносит команде дополнительные баллы.
Право выстрела после выполнения очередного задания, может передаваться командам по очереди.
Оценивать игру должно компетентное жюри. Критерии оценивания: за каждый правильный ответ команда получает 1 балл, за каждый результативный выстрел и попадание в цель команда зарабатывает дополнительные баллы, соответствующие цифре на квадрате игрового поля. Ответы участников фиксируются в бланках ответов.
3 Ход игры
просмотр видеоролика «Нашествие 1812»;
вступительное слово ведущего;
формирование состава команд;
приветствие участников игры;
представление жюри;
представление капитанов команд;
ознакомление с правилами игры;
выполнение заданий игры (всего 7 конкурсов);
заключительное слово ведущего;
подведение итогов игры и награждение победителей.
4 Вступительное слово ведущего
Не так давно наша страна отмечает 200-летие Отечественной войны 1812 года.
В этой войне русский народ отстоял независимость России. В ее ходе ярко проявились героизм, мужество, патриотизм и беззаветная любовь всех слоев общества к своей Родине.
Грандиозная эпопея народной войны и позорное изгнание французских захватчиков стала неиссякаемой темой в литературе и искусстве нашей страны.
Давайте ещё раз перелистаем славные страницы истории своего Отечества, проявим уважение к своему прошлому - дабы и нас уважило наше будущее.
Я хочу предложить Вам поучаствовать в историко-патриотической игре «Бородинское сражение».
Для этого, мне понадобятся две команды по 5 человек. (Формируем команды).
5 Конкурсы
5.1 Конкурс «ГЕОГРАФИЯ ВОЙНЫ»
Форсированием этой реки началось вторжение войск Наполеона в пределы Российской империи в ночь на 12 июня 1812 года (река Неман)
В каком городе произошло соединение двух отступавших русских армии Барклая-де-ТОлли и Багратиона в начале войны и произошло первое сражение между русскими и французами (Смоленск)
Название деревни, в которой после Бородинского сражения состоялся знаменитый военный совет, на котором Кутузов произнёс слова:
“С потерей Москвы не потеряна ещё вся Россия. Но когда уничтожится армия, погибнут и Москва, и Россия… . Первою обязанностью считаю сохранить армию и соединить её с идущими к ней подкреплениями… Приказываю отступать”. (деревня ФИЛИ)
После переправы через эту реку 14-16 ноября отступавшая французская армия практически перестала существовать. Наполеон бросил ее и бежал в Париж. Что это за река и где она находится? (река Березина. Белоруссия)
5.2 Конкурс «ВО СЛАВУ ОТЕЧЕСТВА»
Знаете ли Вы русские боевые награды эпохи 1812 года?
Командам выдается раздаточный материал: ордена и девизы. Необходимо найти соответствие девиза и ордена. После выполнения конкурса существует возможность проверки на экране.
5.3 Конкурс «ДАТЫ»
1) Бородинское сражение (26 августа 1812 года )
2) Военный совет в Филях (1 сентября 1812 года )
3) Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим (8 августа 1812 года)
4) Когда закончилась Отечественная война? И Александр I подписал Манифест об окончании Отечественной войны (25 декабря 1812 года )
5) Когда началась Отечественная война с французскими захватчиками?
(12 июня 1812 г.)
6) Когда французы вошли в Москву ? (2 сентября по 6 октября 1812 )
7) Когда русские войска вступили в Париж? (18 марта 1814)
8) Окончательный разгром французской армии на реке Березине, в Белоруссии (14-16 ноября)
5.4 Конкурс «ВОЕННАЯ ЛЕКСИКА»
Задание 1:
Название наплечных знаков различия на мундирах офицеров и генералов русской армии. - (Эполеты).
Название в русской армии нарезного дульнозарядного ружья с коротким стволом - (Штуцер).
Полевое укрепление, состоящее из двух фасов длиной 20-30 метров каждый по форме острого угла, обращенного к противнику (Флеши)
Задание 2:
Военное формирование, созданное в помощь действующей армии на добровольных началах (Ополчение)
Название украшения из перьев на головных уборах офицеров и генералов русской армии. - (Плюмаж)
Холодное оружие, находившееся на вооружении тяжелой конницы в русской армии - (Палаш)
ЗАПАСНОЙ ВОПРОС: Земляное укрепление? (Редут)
5.5 Конкурс «РОССИИ ВЕРНЫЕ СЫНЫ»
(«ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ»)
1) Выступал сторонником привлечения к борьбе с французами широких слоёв народа, был одним из инициаторов партизанского движения. Командующий второй армией. Его армия прикрывала Московское направление. Во время Бородинской битвы был тяжело ранен в ногу осколком ядра и умер через 2 недели от гангрены
(Петр Иванович Багратион)
2) На начальном этапе войны 1812 г он командовал всей русской армией, в виду численного превосходства врага предложил тактику отступления, после чего из-за нарастающего народного недовольства был замещен М.И.Кутузовым.
Его труднопроизносимую фамилию простые солдаты, недовольные производимым им отступлением, переиначили в “Болтай да и только”?
(Михаил Богданович Барклай де ТОлли).
3) Во время Отечественной войны 1812 года командовал 3-й Западной армией, его войска противостояли Наполеону на киевском направлении
(Александр Петрович Тормасов)
4) Русский полководец, ученик А.В.Суворова. Был назначен императором Александром I главнокомандующим русской армией. Александр I сказал о нём:
«Общество желало его назначения, и я его назначил, сам же я умываю руки»?
(Михаи́л Илларио́нович Кутузов).
5.6 Конкурс «АРИФМЕТИКА ВОЙНЫ»
Какова была численность французской армии в начале войны? 670 000
Какое количество орудий было у французов? 1372 орудий
Какова была численность русской армии в начале войны? 317 000
Какое количество орудий было у русских? 1102 орудий
Какова была численность французской армии перед Бородинской битвой? 130 000 чел
Какое количество орудий было у французов? 587 орудий
Какова была численность русской армии перед Бородинской битвой? 110 000 чел
Какое количество орудий было у французов? 640 орудий
5.7 Конкурс «СОБЫТИЯ И ФАКТЫ»
1) Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» так характеризовал это событие: «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил… поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». О чем идет речь? (О партизанском движении)
2) Находясь в изгнании на острове Святой Елены, Наполеон писал об этом сражении: «…французы показали себя достойными одержать победу, а русские завоевали право быть непобедимыми» (о Бородинской битве)
3) Наполеону приписывают следующее высказывание по поводу планов наступления: «Если я направлю свои войска на Киев и возьму его, то я возьму Россию за ноги, если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову; заняв Москву, я … (поражу ее в самое сердце)». Чем Наполеон объяснял направление своих войск на Москву?
4) Говорят, что Париж законодатель мод, однако, когда русские казаки вошли в Париж, они не только не поддались влиянию французской моды, а напротив ввели в моду то, чего раньше французы не носили.
Какую новинку позаимствовали парижане-модники у русских казаков? (БОРОДУ)
5) О чём говорил Наполеон? “Какое страшное зрелище! Это они сами поджигают… Какая решимость! Какие люди! Чтобы причинить мне временное зло, они разрушают создание веков!” (О пожаре Москвы)
6) Почти сразу после того, как 12 июня 1812 года армия Наполеона перешла Неман, русский посол в Англии граф С.Р. Воронцов в своем дневнике сделал следующую запись: «Если Наполеон будет нас преследовать, он погиб… он кончит тем, что будет истреблен… нашей верной союзницей». О какой союзнице России идет речь? (о зиме)
7) Когда французы, полуживые от холода и голода, при своем бегстве стучали в крестьянские избы, то молили: «Шер амии, дю пэн…» - «Дорогой друг, хлеба…» С той поры бродяг и попрошаек, на Руси стали называть этим словом. Назовите это слово? (Шаромыжник)
6 Заключительное слово ведущего
Нашествие Наполеона на Россию закончилось полным ее крахом.
21 декабря 1812 года Кутузов написал: «Война закончилась полным истреблением неприятеля …».
Причины поражения Наполеона в его русском походе это:
- всенародное участие в войне и массовый героизм русских солдат и офицеров;
- протяженность территории России и суровые климатические условия;
- полководческое дарование главнокомандующего русской армией Кутузова и других генералов.
Прошли годы. Память о героизме и мужестве защитников Отечества остались в памяти русских людей. Было поставлено множество памятников героям войны: одним из самых знаменитых произведений мировой литературы стал роман Л.Н. Толстого «Война и мир», в котором блестяще описываются события Отечественной войны 1812 года; все знаю знаменитое стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»; в честь выдающегося русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова в 1942 году во время Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов был учрежден Орден Кутузова.
Отечественная Война 1812 года – важное событие в Российской Истории. Для России война носила справедливый, освободительный и подлинно народный характер. Война 1812 года вызвала небывалый всплеск национального самосознания у русского народа. Защищали свое Отечество все: от мала до велика. Победой в этой войне, русский народ подтвердил своё мужество и свой героизм, показал пример самопожертвования во благо Родины. Это настоящий подвиг наших предков, о котором мы не должны забывать.
Знать историю своей страны, великие подвиги русского народа, гордится его славными победами, чтить и уважать память героев русской земли должен каждый гражданин, ведь без прошлого нет настоящего, и не может быть достойного будущего!
В честь великого Бородинского сражения осталась еще одна ПАМЯТЬ – популярный в наше время вкусный ржаной хлеб - БОРОДИНСКИЙ. Он долгое время использовался в качестве поминального блюда, став символом погибших в 1812 году. По легенде Маргарита Нарышкина после того, как её муж и сын погибли на Бородинском поле, постриглась в монахини, изменила имя и стала сестрой Марией, с другими монашками она придумала рецепт этого хлеба.
Давайте отдадим дань уважения героям того времени и почтим их память поминальным хлебом…
Заключение
Историко-патриотическая игра позволяет закрепить знания студентов об Отечественной войне 1812 года как одного из самых значимых и крупных событий истории России, способствует патриотическому воспитанию, воспитанию уважения к истории и памяти героев русской земли.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ОБРАЗЕЦ ИГРОВОГО ПОЛЯ

КАРТОЧКИ ДЛЯ КОНКУРСА «ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ»
КУТУЗОВ | БАГРАТИОН |
БАРКЛАЙ ДЕ ТОЛЛИ | ТОРМАСОВ |
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ ЗАДАНИЯ «ВО СЛАВУ ОТЕЧЕСТВА»
ДЛЯ ЖЮРИ
Для жюри:
| Название ордена | Девиз |
1 | Орден Святой Анны | "Любящим правду, благочестие и верность" |
2 | Орден Святого Александра Невского | "За труды и Отечество" |
3 | Императорский орден Святого апостола Андрея Первозванного | "За веру и верность" |
4 | Императорский орден Святого Равноапостольного князя Владимира | "Польза, честь и слава" |
5 | Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия (Орден Святого Георгия) | "За службу и храбрость" |
КАРТОЧКИ ДЛЯ КОНКУРСА «ВО СЛАВУ ОТЕЧЕСТВА»




БЛАНКИ ОЦЕНИВАНИЯ ДЛЯ ЖЮРИ
Результаты конкурсов
игры «Бородинское сражение»
Конкурс | Критерии оценки | Команда ЛИХИЕ ГУСАРЫ | Команда ХРАБРЫЕ ГРЕНАДЁРЫ |
География войны | за каждый правильный ответ 1 балл за выстрел 1 балл | | |
Во славу отечества | за каждый правильный ответ 1 балл за выстрел 5 баллов | | |
Даты | за каждый правильный ответ 1 балл за выстрел 5 баллов | | |
Военная лексика | за каждый правильный ответ-слово без подсказок 1 балл за выстрел 5 баллов | | |
России верные сыны | за каждый правильный ответ 1 балл за выстрел 3 балла | | |
Арифметика войны | за каждый правильный ответ 1 балл за выстрел 3 балла | | |
События и факты | за каждый правильный ответ 1 балл за выстрел 3 балла | | |
ИТОГО: | | |
19