Изучение нового материала Уч-ль: Работать мы с вами будем по следующему плану (Слайд 15- переход на следующие слайды осуществляется при помощи гиперссылок) План 1.Состояние воды 2.Свойства воды 3.Вода в природе 4.Охрана воды 1.Состояние воды. Уч-ль: Давайте заполним схему-опору, которая поможет вспомнить вам о том, в каких состояниях вода встречается в природе. Для этого вам нужно будет отгадать загадки. (Слайд 16) 1.Без досок, без топоров Через речку мост готов Мост, как синее стекло – Скользко, весело, светло Уч-ся: Лед Уч-ль: В каком состоянии вода? Уч-ся: В твердом состоянии (Слайд 17) 2.Меня часто зовут, Дожидаются. А приду – от меня Укрываются. Уч-ся: Дождь Уч-ль: В каком состоянии вода? Уч-ся: В жидком состоянии Однажды я взяла блюдечко и налила в него воды. Поставила блюдечко на крылечко. Пришла через некоторое время, а блюдечко пустое, никакой воды там нет. Вот я и спрашиваю: куда делась вода? Уч-ся: вода превратилась в пар Уч-ль: В каком состоянии вода? Уч-ся: В газообразном состоянии Уч-ль: Какой вывод мы можем сделать? Уч-ся: Вода может находиться в трех состояниях (Слайд 18) 2.Физкультминутка Дождь! Дождь! Надо нам Расходиться по домам! (шагают на месте) Гром! Гром! Как из пушек Нынче праздник для лягушек! (прыжки на месте) Град! Град! Сыплет град. Все под крышами сидят (присели, хлопки в ладоши) Только мой братишка в луже Ловит рыбу нам на ужин (шагаем на месте) Изучение нового материала (продолжение) Уч-ль: Готовы ли вы дальше ребята узнавать много нового и интересного о воде? 2.Свойства воды. Просмотр фильма о правилах безопасности во время практической работы. (Во время выполнения опытов ответы учащиеся записывают на карточках , а на слайде появляется схема – опора: «Свойства воды») (Слайд 19 – каждый вывод появляется по щелчку) Опыт 1. Уч-ль: Опустите в стакан с водой ложку. Видна ли ложка в стакане? Уч-ся: Видна Уч-ль: Опустите карандаш. Что можно сказать? Уч-ся: Виден Вывод: вода прозрачна Опыт 2. Уч-ль: Около стакана с водой положите полоску цветной бумаги, еще одну, еще. Сравните цвет жидкости с цветом полосок. Имеет ли вода цвет? Уч-ся: Вода не имеет цвета Вывод: вода не имеет цвета Опыт 3. Уч-ль: Сейчас мы будем определять, имеет ли запах вода. Что мы должны для этого сделать? Уч-ся: Понюхать воду Уч-ль: Что можно сказать? Уч-ся: Вода не имеет запаха Вывод: вода не имеет запаха Опыт 4. Уч-ль: Попробуйте воду. Есть ли у нее вкус? Уч-ся: У воды нет вкуса Вывод: вода не имеет вкуса Опыт 5. Уч-ль: А сейчас добавьте в один стакан сахарный песок, а в другой соль. Размешайте. Попробуйте. Какая вода в стаканах? Почему? Уч-ся: Вода имеет вкус. Он зависит от того, что в ней растворили. Уч-ль: Что произошло с солью и сахаром? Уч-ся: Они растворились Вывод: Вода – растворитель - Недавно на глаза мне попалась сказка, в которой содержался вопрос, на который вы, я думаю, поможете мне ответить. Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой - ватой. Первый осел едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй осел шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, зашел в воду и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его поклажа. Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго - тяжелее? Опыт 6. Уч-ль: Аккуратно перелейте воду из одного стаканчика в другой. Течет вода? Почему? Уч-ся: Течет. Потому что вода жидкая. Вывод: Вода – жидкая; течет Опыт 7. Уч-ль: Посмотрите внимательно, я сейчас налью воду в банку, стакан, бутылку и вазу. Какую форму имеет вода? Уч-ся: Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Своей формы вода не имеет. Вывод: Вода не имеет форму, а может принимать форму того сосуда, в котором находится Опыт 8. Ну что ж, Я фокусник известный Чудесами вас «угощу» Чистую, светлую водицу В разные цвета превращу. | Ты вода-водица, Друг мой студеный. Стань вода-водица, Не простой - зеленой | Ты вода-водица, Светлая как иней. Стань вода-водица, Не простой, а синей | Ты вода-водица, Друг мой прекрасный. Стань вода-водица, Не простой, а красной. | Уч-ль: Ребята, что же произошло? Уч-ся: Вода изменила цвет Уч-ль: А от чего зависит цвет воды? Уч-ся: Цвет воды зависит от того, что в ней растворили. Уч-ль: А когда мы дома можем видеть эти чудесные превращения? Уч-ся: Когда утром завариваем чай или кофе. (По карточке дети делают вывод) Вывод: Вода прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха. Вода растворяет многие вещества. Физкультминутка Льется чистая водица, Мы умеем сами мыться Порошок зубной берем, Крепко щеткой зубы трем Моем шею, моем уши, | После вытремся посуше. Поверни головку вправо, Поверни головку влево, Опусти головку вниз. И тихонечко садись. | |