Тема урока" Вода. Растворы.".
Цели урока:
Образовательные: изучить состав и строение молекулы воды, основные способы очистки воды, круговорот воды в природе, повторить и закрепить знания о смесях и способах их разделения, обобщить, проанализировать и расширить знания учащихся о воде, её роли в природе, в жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам.
Развивающие: продолжить формирование экспериментальных навыков учащихся, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, формирование навыка по выделению главных положений, способствовать развитию интереса школьников к химии, активировать их познавательную деятельность, сориентировать учащихся на применение новых знаний.
Воспитательные: воспитывать чувство сопричастности к общему делу, содействовать эстетическому развитию учащихся и пониманию того, что вода - уникальное природное соединение, бережного отношения к воде.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация полученных знаний.
Письменно :
Задачник по химии кузнецовой ст 22
Номер 2-3
III Целеполагание
Быстро бежит и тихо струится
Ревет водопадом и молчит айсбергом
Блистает капельками росы и грозит девятым валом
О каком веществе идет речь? Сегодня на уроке пойдет речь об интересном и удивительном веществе, но мы должны его с Вами угадать.
Уч-ся: о воде.
Уч-ль: Да сегодня мы поговорим с Вами о воде. У Вас на столах находятся листики со стихотворением о воде. Давайте его прочитаем.
Уч-ся: (Читают по очереди с листочков стихотворение):
В луже, в море, океане
И в водонапорном кране
Как сосулька замерзает,
В дом туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы его не замечаем.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Без неё нам не умыться
Не наестся, не напиться
Смею Вам я доложить:
Без воды нам не прожить.
Уч-ль: О каких физических свойствах идет речь.
Уч-ся: Об агрегатных состояниях, растворителе.
Уч-ль: Сегодня тема нашего урока: "Вода" (Слайд №4) А сейчас для того, чтобы мы сформулировали цели урока поработаем с таблицами на ваших столах:
Что мы знаем? | Что хотели бы знать? | Что узнали? |
| | |
Давайте определим цель нашего урока, что должны изучить о воде.
Уч-ся: Изучить свойства воды, способы очистки, роли воды
Уч-ль: А сколько агрегатных состояний Вы знаете?
Уч-ся: Три: пар, жидкость, лёд.
Уч-ль: Давайте посмотрим на слайды и увидим все три состояния воды.
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода,
И кажется сказкою это
А в сущности только вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана
А все - это только вода.
Высокие гребни вздымая
Бушует морская вода
И топит как будто играя,
Большие морские суда.
Как пухом зимой одевает
Снег белый родны поля,
Но время придет все растает
И будет простая вода.
Вы уже много знаете о воде. Повторим эти сведения. Давайте устно ответим на вопросы:
1. Какую часть поверхности Земли занимает вода? (71%)
2. Какая бывает вода? (речная, озерная, морская...)
3. Каковы общие запасы воды? ( 1,4 млрд км3 - морская, 30млн км3 - пресная)
4. Где сосредоточены запасы пресной воды? ( Во льдах)
5. Надолго ли хватит этой воды? (Эти запасы могут обеспечить 20 млн человек, а
население Земли приблизительно 6 млрд. человек)
6. Мы отдаем предпочтение пресной воде. Почему? ( В морской воде много соли)
Демонстрация опыта. В большие стаканы с пресной и соленой водой опускают по
варенному яйцу ( или сырой картофель). Какой вывод можно сделать?
7. Почему для воды характерно три агрегатных состояния? (Наша планета удалена от
Солнца на расстоянии 149,6 млн км, что позволяет воде быть жидкой, твердой и
газообразной в зависимости от прогретости поверхности солнечными лучами. Если
бы Земля находилась на расстоянии 166 млн. км от Солнца - вода была бы вечным
льдом, а на расстоянии 134 млн. км просто испарилась бы)
Учитель проводит самостоятельную работу с целью повторения физически свойств чистой воды. На партах у Вас находятся листики для опроса. Подпишите их и заполните. (2-3 мин)
Задание: Впишите характеристики, отражающие физические свойства воды:
№ | Физические свойства | Характеристика |
1 | Цвет | |
2 | Вкус | |
3 | Запах | |
4 | Температура кипения | |
5 | Температура плавления | |
6 | Плотность воды при 4ᵒС | |
7 | Плотность льда при 0ᵒС | |
8 | Теплопроводность | |
9 | Способность растворять вещества | |
10 | Летучесть | |
11 | При нагревании вода | |
Отложите на край стола.
Уч-ль : Слово "вода " звучит на разных языках по разному: гидро (гидрокостюм), аква (акваланг). На изучением формулы работали многие ученые. Древнегреческие философы принимали воду за простое вещество. И прдолжалось это до конца 18 века.
Лавуазье доверено,
Чтоб было все проверено,
С Лапласом выполнял эксперимент.
И доказал она не элемент.
Посмотрите на синтез воды.
Из каких элементов составлена формула воды? Учащиеся в тетради записывают уравнения реакции: 2H2 + O2 = 2H2O
Уч-ль: Демонстрирует молекулу воды и предлагает детям собрать её самим. Для этого на столах учащихся имеются детали для модели.
Учащиеся показывают собранные модели.
Уч-ль: Очистка воды. Вы открываете кран и из него сверкающей струйкой бежит чистая и прозрачная вода. А ведь попадает она в дом из реки. Скажите, а можно ли воду из реки сразу использовать к употреблению?
Уч-ся: Нет.
Уч-ль: Почему? С чем это связано?
Уч-ся: Она грязная и непригодная для питья.
Уч-ль: Предложите как её можно очистить?
Уч-ся: Отстоять, отфильтровать, закипятить.
Уч-ль: Давайте проверим способы очистки на практике. У Вас на столах имеются инструкции для проведения исследования, образцы с грязной водой, оборудование для фильтрование, чистые пробирки. Вначале проводят визуальное исследование образцов, фильтрование.
Уч-ль: В одной из пробирок перемешивают смесь и выливают на фильтр из песка. Песчинки, опилки остаются на фильтре из песка. Затем проводят фильтрование через уголь. Уголь -адсорбент, вбирает в себя красители, газы. В результате фиолетовый цвет исчезает. Сделайте выводы из исследования.
Уч-ся: Фильтрование помогает очистить воду от мусора и крупных и мелких частиц.
Уч-ль: А теперь давайте посмотрим "Схему очистки воды" (см. учебник стр.83 и слайд №13)
Уч-ся: Называют этапы очистки воды.
Уч-ль: Водосборник забирает воду для дальнейшей подачи в систему и очищает её от крупного мусора и веток. Насосы подают воду в систему дальнейшей очистки. В смесителях с помощью химических реагентов осаждаются вредные вещества и мелкие частицы ила. В отстойниках вода освобождается от осадка. Фильтры состоящие из угля, из песка не дают микрочастицам грязи просочиться в трубы. Хлоратор, необходим для того, чтобы избавиться от бактерий ( в воду добавляют хлор). Резервуары с чистой водой служат для накопления питьевой воды, из которой насосы подают воду потребителям. А как же в нашем районе и Ставропольском крае проводят очистку воды?
Уч-ся: Также как и на схеме в учебнике.
Уч-ль: А всегда ли вода к потребителю доходит пригодной для употребления? Почему?
Уч-ся: Это связано с качеством наших водопроводных труб.
Уч-ль: Дайте несколько советов по экономии воды в быту. А как можно её можно очистить дома?
Уч-ся: приводят советы по экономии, очистке воды.
Уч-ль: Как происходит "круговорот воды на Земле"? Он включает три основные петли
1) Поверхностного стока: вода становится частью поверхностных вод.
2) Испарения-транспирации: вода впитывается почвой, удерживается в качестве капиллярной воды, а затем возвращается в атмосферу, испаряясь с поверхности земли, или же поглощается растениями и выделяется в виде паров и при транспирации.
3) Грунтовых вод: вода попадает в землю и движется сквозь нее, питая колодцы и родники таким образом попадая в систему поверхностных вод.
III. Подведение итогов уроков. Рефлексия.
Подведем итоги: Что нового Вы узнали о воде? Запишите в третьей графе таблицы, которую мы с Вами начали заполнять на начало урока.
Учащиеся заполняют третью графу таблицы и высказывают свое мнение.
Вода - важнейшее соединение водорода и кислорода.
Основные пути очистки воды: отстаивание, фильтрование, обеззараживание.
Круговорот веществ происходит из испарения, конденсации и осадков.
Вода уникальна и ничем незаменима.
Ст. 62-63 задачник рудзитиса
IV Домашнее задание
П 31, повторить хим символы, подготовка к зачету