Урок химии в 8 классе.
Тема урока: « Вода!.. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь ». Цель:показать, что вода самое уникальное и удивительное природное соединение. Задачи урока:
Образовательные: 1.Изучить состав и строение молекулы воды,основные способы очистки воды, круговорот воды в природе, 2.Повторить и закрепить знания о смесях и способах их разделения, 3.Обобщить, проанализировать и расширить знания учащихся о воде, её роли в природе, в жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам.
Развивающие: 1.Продолжить формирование экспериментальных навыков учащихся, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, 2.Формирование навыка по выделению главных положений, 3.Способствовать развитию интереса школьников к химии, 4.Активизировать познавательную деятельность учащихся на применение новых знаний.
Воспитательные: 1.Воспитывать чувство сопричастности к общему делу, 2.Содействовать эстетическому развитию учащихся и пониманию того, что вода - уникальное природное соединение.
Тип урока: комбинированный Методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа); Иллюстративные; Демонстрационные; Частично-поисковый, проблемный, проектный. Оборудование и реактивы на демонстрационном столе: колба с дистиллированной водой, стаканы с пресной и соленой водой, два варёных яйца , плакаты «Круговорот воды в природе», «Схема очистки речной воды», презентация.
Оборудование и реактивы на столах учащихся: набор для составления моделей молекул воды,фарфоровая чашка, порошок мела, пенопласт, нефть. Оформление: плакаты со словами «Всё хорошо в природе, но вода- краса всей природы. (С. Т. Аксаков)», «Вода… Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь (Антуан де Сент-Экзюпери)» , «Вода- это эликсир жизни», на стенде прикреплены репродукции картин известных художников, например «Девятый вал» и «Море» И. Айвазовского, «Весна—большая вода» И.И. Левитана, «Снежная буря» У.Тернера, «Волна» Г.Курбе, «Морской пейзаж» А. Маньяско и др.
Девиз урока: « Вода!.. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь… Ты самое большое богатство на свете».
План урока:
1.Организационный момент.
2.Изучение новой темы
Целеполагание .
Физические свойства воды.
Состав и строение молекулы воды.
Очистка воды. Берегите воду!
Круговорот воды на Земле.
3.Рефлексия. 4.Домашнее задание.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Каждому учащемуся до начала урока учитель выдаёт по 3 кружка бумаги разных цветов.
2.Изучение новой темы
Целеполагание .
Фаза вызова информации.( Прием – загадка.)
Много меня – пропал бы мир.
Мало меня - пропал бы мир.
?О чём речь?
Да, без воды нам не прожить. Вода бывает «живая» и «мёртвая», лёгкая и тяжелая, целебная и минеральная – очень и очень разная. Она может быстро бежать и тихо струиться, реветь водопадом и молчать айсбергом, дымить гейзером и блистать капельками росы. Завораживать и вдохновлять, грозить девятым валом и ласково плескаться (слайд 4 - 6). О ней сложены былины и песни, её считают святой и живой, её уважают и почитают. Каждый из нас имеет с ней дело ежедневно, ежечасно.
?Посмотрите на оформление кабинета и скажите, о чём мы сегодня будем говорить (о свойствах, строении и составе воды, о способах очистки воды и её круговороте в природе).
(Прием вызова информации – ассоциация.)
Стадия вызова (мозговой штурм). ?Вы уже много знаете о воде. Заполним первые две графы в таблице, которая изображена на доске (межпредметные связи – физика, география) . Учитель записывает высказывания ребят).
Что мы знаем. | Что хотели бы узнать. | Что узнали. |
| | |
Стадия реализации и осмысления. Физические свойства воды.
Изучите материал:3 и 4 абзац §28 стр. 104-105 и выпишите в таблицу характеристики, отражающие физические свойства воды (работа с учебником; приложение 1).
Фронтальный опрос.
?В каких физических состояниях встречается вода? (слайд 7)
?Почему это возможно? ( Наша планета удалена от Солнца на расстоянии 149,6 млн. км , что позволяет воде быть жидкой, твёрдой и газообразной в зависимости от прогретости поверхности солнечными лучами. Если бы Земля находилась на расстоянии 166 млн. км от Солнца, вода была бы вечным льдом, а на расстоянии 134 млн. км – просто испарилась бы.
?Благодаря какому свойству воды водные бассейны регулируют температуру на нашей планете?
?Почему даже в лютую зиму вода в водоёмах не промерзает до дна?
?Какое это имеет значение для живой природы?
?В чём опасность айсбергов для судоходства?
Мы отдаём предпочтение пресной воде. Почему? ( В морской воде много соли.)
?Как отличить морскую или просто солёную воду от пресной? (Солёная вода имеет большую плотность)
Минипроект учащегося.Учащийся демонстрирует опыт - в большие стаканы с пресной и солёной водой опускает по сырому яйцу.Объясняет свои наблюдения.
Состав и строение молекулы воды.
?Какова химическая формула воды?
Историческая справка
Сегодня любой школьник без труда назовёт формулу воды H2O и скажет, что это сложное вещество-оксид водорода. А древнегреческие философы принимали воду за простое вещество, хотя некоторые представления о воде менялись. Она считалась единым и неделимым веществом вплоть до конца 18 в. Завершить многолетний гигантский марафон по изучению состава воды суждено было выдающемуся французскому химику А. Лавуазье и его коллеге, математику и физику П. Лапласу. Синтезировав воду, А. Лавуазье вскоре провёл опыт по её разложению: пропуская водяной пар над раскалённым железом, он получил водород и оксид металла. Новый способ получения водорода заинтересовал Парижскую академию наук; поскольку работы эти совершенно неожиданно нашли практическое применение в воздухоплавании. Итак, природа воды была раскрыта. В середине 80-х г.г. 18 века было окончательно установлено, что вода образуется двумя газообразными веществами: водородом и кислородом.
Демонстрационный опыт.
Проводит учитель демонстрирует опыт «Сжигание водорода в кислороде» и записывает уравнение реакции 2H2+O2=2H2O.
Молекула воды состоит из атома кислорода и двух атомов водорода, присоединившихся к нему под углом чуть более 900 (демонстрация модели молекулы воды). Более глубокое изучение показало, что молекулы воды присоединяются друг к другу за счет значительно менее прочной водородной связи (слайд 8).
Лабораторный минипроект (технология группового обучения).
Учащиеся собирают модель молекулы воды, потом работают в парах: собирают модель димера, соединив атом водорода одной молекулы и атом кислорода другой (кусочком лейкопластыря).
В это время на доске учитель прикрепляет рисунок капли воды,знакомит учащихся с репродукциями картин и фотоэтюдами, объединёнными темой воды — простой и таинственной, обыкновенной и удивительной, не перестающей и сегодня поражать наше воображение.
Ученик затем читает стихотворение,
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А всё это просто вода. (слайд 9).
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А в сущности, это вода. (слайд 10).
Высокие волны вздымая,
Бушует морская вода,
И топит, и губит, играя,
Большие морские суда. (слайд 11).
Вот белым легли покрывалом
На землю родную снега…
А время придёт - всё растает,
И будет простая вода . (слайд 12).
(А.А. Фет)
Очистка воды.
Минипроект учащегося :Вы открываете кран, и из него сверкающей струйкой бежит чистая и прозрачная вода. А ведь попадает она в дом из реки. Из той реки, по которой ходят катера, в которой купаются люди, на берегах которой стоят заводы и фабрики… Поэтому прежде чем вода попадёт из реки в кран и утолит жажду, ей предстоит пройти через комплекс технологических процессов, имеющих целью довести качество воды до установленных показателей. Труд многих специалистов служит высокой цели — напоить всех жителей чистой водой.
?Какие способы разделения смесей вы знаете? (слайд 13 - повторение изученного материала). «Схема очистки речной воды» . (слайд 14).
Водозаборник забирает воду для дальнейшей подачи в систему и очищает её от крупного мусора и веток.
Насосы подают воду в систему дальнейшей очистки.
В смесителях с помощью химических реагентов осаждаются вредные вещества и мелкие частицы ила.
В отстойниках вода освобождается от осадков.
Фильтры, состоящие из угля и песка, не дают микрочастицам грязи просочиться в трубы. Хлоратор необходим для того, чтобы избавиться от бактерий (в воду добавляют хлор).
Резервуары чистой воды служат для накопления питьевой воды, из которых насосы подают воду в дома и школы, столовые и детские сады, бассейны и на промышленные предприятия.
Историческая справка
Первые сведения о водоочистке содержатся в написанной в Индии около 4 тыс. лет назад на санскрите медицинской книге «Усрута Сангита», где говорится: «Хорошо держать воду в медных сосудах, выставлять её на солнечный свет и фильтровать через древесный уголь».
Первая водоочистная станция, с так называемыми медленными фильтрами, была построена в Лондоне в 1829 г. В России станция очистки водопроводной воды была сооружена в 1888 г. В Петербурге, станция обеззараживания воды – в 1910 г. в Нижнем Новгороде.
?Как, находясь в походе, сделать речную воду пригодной для питья?
Отдельно поговорим о загрязнении воды нефтью и нефтепродуктами. Ведь 1г нефти, попавшей в водоём, даёт пятно в несколько квадратных метров.
?Чем опасно это явление?
?Как убрать с поверхности воды нефтяное пятно? (Профильтровать).
?Это можно осуществить в лаборатории. А в океане? (Утопить, убрать пятно сорбентом).
Демонстрационный опыт группами учащихся.
В фарфоровую чашку с водой учащиеся добавляют каплю нефти. Затем половина учащихся добавляют в воду порошок мела, остальные удаляют пробкой, пенопластом.
?Какими же способами можно очистить грязную воду? (учащиеся делают вывод)
?Какой самый надёжный способ обеззараживания воды в домашних условиях? (отстаивание и кипячение).
Помните, употребляя только кипячёную воду, мы наполняем наш организм мёртвой водой, так как при кипячении уменьшается содержание кислорода в воде, выпадает в осадок кальций, магний и другие микроэлементы. А ведь они необходимы для организма человека. Вода, обогащённая кислородом, очень полезна взрослым, поскольку даёт прекрасный омолаживающий эффект, так как кислород – источник жизни всех клеток. Вспомните, даже некоторые аквариумные рыбки, когда ухаживают за икрой, обхватывают её плавниками, что вызывает приток свежей воды, обогащённой кислородом. Если вы хотите, утоляя жажду, сохранять и поправлять своё здоровье и заботится о собственном внешнем виде, то пейте чистую воду, обогащённую кислородом и минеральными веществами.
Химически чистую воду получают перегонкой, или дистилляцией. Этот способ очистки заключается в том, что жидкость при нагревании превращается в пар, который затем охлаждается и вновь образуется жидкость. (Рис.62 стр.107, повторение изученного материала - слайд 15).
?Можно ли отождествлять понятия «дистиллированная вода» и «пресная вода»? ?Почему?
?Можно ли использовать дистиллированную воду для питья?
?Почему?
Расскажите о хозяйственном использовании океанов, морей и пресных вод. Прочитайте справочный материал «Берегите воду!» (приложение 2) и дайте несколько советов по экономии воды в быту.
?Как происходит круговорот воды в природе?
Выступление учащегося:(Круговорот воды на Земле включает поступление воды в атмосферу при испарении и возвращение её назад в результате конденсации и выпадения осадков) Он включает три основные «петли»: (дополнения учителя, слайд 17).
1) поверхностного стока: вода становится частью поверхностных вод;
2) испарения – транспирации: вода впитывается почвой, удерживается в качестве капиллярной воды, а затем возвращается в атмосферу, испаряясь с поверхности земли, или же поглощается растениями и выделяется в виде паров при транспирации;
3) грунтовых вод: вода попадает под землю и движется сквозь неё, питая колодцы и родники и таким образом попадая в систему поверхностных вод.
3.Рефлексия. Выслушиваем ответы учащихся, заполняем третью графу таблицы,
Возвращение к ассоциациям.
?На какие вопросы вы не получили ответа? ?Что нового вы узнали о воде? Постарайтесь за 2 мин. вспомнить и перечислить все важные сведения об этом веществе (слайд 18) Было бы здорово, если бы нас окружала только чистая вода! Ведь каждая молекула её – неразгаданная тайна. Она несёт информацию из глубины веков. Исследователи пытаются расшифровать её. И кто знает, может быть, это сделаете вы? А пока прислушайтесь к тому, что говорит вода – в виде рек, ручьёв, морей, твёрдая в виде льда и инея, газообразная в виде туманов. Запишите домашнее задание и оцените нашу работу на уроке (слайд 19).
4.Домашнее задание: §28.
Выполните одно из трёх заданий:
1). Чтобы закрепить знания по данной теме подумайте над вопросами викторины «Удивительные свойства воды» (приложение 3).
2) Найдите дополнительную интересную и полезную информацию по теме «Вода».
3) Занимательная задача: Имеются 3 стакана с водой и 3 - пустые. Как, перелив воду только из одного стакана, достигнуть чередования полных и пустых стаканов?
Литература.
Атлас по географии для 9- го класса
Ахметов Н.С. Химия. 8 класс. – М.: Просвещение, 1996.
Габриелян О.С. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2003.
Гузей Л.С. и др. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2003
Ерёмин В.В. и др. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2008.
Книга для чтения по неорганической химии/ Сост. В.А. Крицман – ч. 1/ -– М.: Просвещение, 1995.
Рудзитис Г. Е. , Фельдман Ф.Г. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 200
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ВОДЫ
№ | Физические свойства | Характеристика |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 | Цвет Вкус Запах Температура кипения Температура плавления Плотность воды при 40С Плотность льда при 00С Теплопроводность Электропроводность Теплоёмкость Способность растворять вещества Летучесть При нагревании вода | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ. БЕРЕГИТЕ ВОДУ!
В конце 19 в. горожанину хватало полтора ведра воды в сутки – и на мытьё, и даже на тушение пожаров. Нынешняя норма – более 18 вёдер, т.е. 220 л. На деле же мы и в эту норму не укладываемся, расходуя 30 – 40 вёдер на человека. «Эталонное» 12- литровое ведро несильная струя воды заполняет за минуту. Вы простояли под душем 5 минут – 60 л воды убежали в канализацию. Этого с лихвой хватит, чтобы вымыть слона.
Струйкой толщиной со спичку литровая банка наполняется за 3 мин. Этот эксперимент позволяет установить, что за сутки из неисправного крана утекает минимум 500л.
Существует расхожее мнение, что промышленность тратит львиную долю воды. На самом деле на выпуск 1 т стали уходит 150 м3, хлопчатобумажной ткани - 1000 м3, , искусственного волокна - 3000 м3 водопроводной воды. Из воды, поступающей Москву ежесуточно, заводы и фабрики забирают лишь четверть. Столько же идёт в столовые, детские сады, больницы. Остальное – в жилые дома. При этом 20% воды, примерно столько, сколько нужно Волгограду, теряется в пустую.
Если предприятие перерасходует водные фонды, плату за воду взимают в пятикратном размере. Во многих странах за воду платят по показаниям квартирных счётчиков (у нас это тоже входит в практику), поэтому тамошние жители даже умываться привыкли, набирая воду в раковину, словно в тазик. С нас же как с гуся вода – плата фиксированная.
А ведь экономить воду без всякого гигиенического ущерба совсем несложно. Скажем, зубы можно прополоскать из стакана, закрыв кран. Экономия – 5 л воды за одну «человело – чистку». Во время бритья можно, вместо того чтобы открывать кран с горячей водой, налить, как в старину, налить воду из чайника в стакан. На бритьё уйдёт не 5 – 10 л, а всего 0,2. А бреющихся – миллионы.
Хозяйки считают, что полоскать бельё после стирки надо в проточной воде. Конечно, так бельё выполаскивается быстрее, поскольку градиент концентрации стирального порошка на поверхности белья и в омывающей его воде больше, чем в непроточной, а значит и скорость диффузии больше. Но зато расход воды велик. Современные СМС вымываются из чистого белья и после того, как оно полежит в непроточной воде 10 – 15 мин. Сменив затем воду, бельё можно выполоскать дочиста. Кстати, в стиральных машинах бельё полощется в 2 – 3 водах, а не в проточной воде. Мыть посуду лучше всего в раковине с двумя отделениями и пробками для сливных отверстий. Так же можно мыть продукты.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ВИКТОРИНА. УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ВОДЫ.
1. Если закупоренную бутылку с водой выставить на мороз. То вода, замерзая, разорвёт бутылку. Опасно ли в этом смысле ставить закупоренную бутылку с водой в тающий лёд при 00С?
2. Чем объяснить, что в начале осени в реках и озёрах вода не замерзает, хотя температура воздуха на несколько градусов ниже нуля?
3. Большой сосуд с водой, помещённый в погреб, предохраняет овощи от замерзания. Почему?
4. Почему вспотевшему человеку вредно выходить на холодный сухой воздух?
5. Чем объяснить, что во время сильных морозов в лесу трещат деревья?
6. Почему водой можно погасить костёр?
7. Как греются в мороз дикие утки?
8. Если даже в жаркий день сорвать лист дерева, находящийся под лучами солнца, и приложить его к щеке, то можно почувствовать, что он холодный. Почему?
9. Почему в прорезиненной одежде жара переносится труднее?
10. Почему роса на листьях многих растений собирается в капли, а не растекается по всему листу?
11. Почему раньше женщины мыли волосы дождевой и снеговой водой, а сейчас это не рекомендуется?
12. Почему такой популярностью пользуются бытовые фильтры?
13. На каких свойствах воды основано использование её человеком?
14. Почему загрязнение воды опасно для человека, для природы в целом?