ВОДА в жизни человека, животных, растений»
Подготовительная группа
Задачи: Уточнить, что вода – важная составляющая всего живого; дать понятие о рациональном её использовании.
Формировать способность получать информацию из видеоизображений; развивать логическое мышление.
Воспитывать бережное отношение к воде и её обитателям.
Дети отгадывают загадки:
«В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять» (Вода) «Очень добродушная, Я мягкая Послушная, Но когда я захочу, Даже камень источу» (Вода) |
- Вы верно догадались – всё это вода! Сегодня мы будем говорить о воде.
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! Мы её не замечаем. Мы привыкли, что вода – Наша спутница всегда. Берегите природу Вода – это то, что всем жизнь нам дает. Что силы и бодрости нам придаёт. Кристально чиста или очень грязна. В любом состоянье полезна она. Где водится грязь, там лягушки живут. Для них лишь в болоте покой и уют. Для нас же вода должна чистою быть, Чтоб мы не боялись и мыться и пить. Не менее, впрочем, полезна вода, Которая в виде замершего льда. Она охлаждает, морозит, бодрит. И в зной нам прохладу и радость дарит. Давайте же воду все будем беречь, От трат неразумных предостеречь. Иначе, закончиться может вода, И жизнь на планете затихнет тогда. (С. Олегова) |
«Кто знает, откуда берется вода?» Кто знает, откуда берется вода? Быть может, из снега? Быть может, из льда? А может с подземных ключей она бьет, И всем она жизнь и цветенье дает. Чтоб нам о воде всё - превсе разузнать, Немало учебников нужно читать. А также различных журналов и книг, Чтоб все её тайны открылись нам вмиг! (С. Олегова) |
- А вы, ребята, знаете откуда берётся вода? …
- А как вы думаете, ребята, воды на планете много? …(вывешиваю карту мира)
- На карте синим цветом обозначена вода. Это моря, океаны, реки, озера.
- Кто из вас был на море? Какой вкус у морской воды? (соленая)
- Правильно она соленая. Можно ли пить такую воду? (нельзя)
- Правильно нельзя. Мы с вами пьем пресную воду. А где в природе её можно встретить? (в реке, в озере)
- Теперь посмотрите на карту и сравните какой воды на нашей планете больше, пресной или соленой?
Раздать детям круги, предложить путем складывания, поделить круг пополам и еще раз пополам, написать цифры, а затем закрасить цифры -1,2,3 – синим цветом – это вода, а 4- коричневым – это суша. Значит можно сказать, что вода на планете занимает в три раза больше места, чем суша.
- Вода – самое удивительное вещество на планете. Наша планета без воды представляла бы собой мертвый, безжизненный каменный шар. Не было бы зеленого платья планеты, ни обитателей рек и морей, лесов, степей и болот. Не было бы ни птиц, ни зверей, ни людей! Не было бы и почвы, планета превратилась бы в каменную пустыню, а благодаря воде на ней кипит жизнь! Большая часть организма животных и человека, растений состоит из воды! Вода – всюду! Она нужна нам не меньше воздуха!
- Когда первый космонавт Юрий Гагарин увидел из космоса Землю, он назвал её голубой планетой (почему? Как вы думаете?) Правильно, потому что большую часть Земли покрывает вода. Водная оболочка Земли состоит из трех составных частей. Какие же это части? Во-первых, Мировой океан, во-вторых- поверхностные воды суши и в-третьих –подземные воды. Подземные воды бывают пресными и солеными, холодными и горячими. Нередко подземные воды - целебные (минеральные), полезные для здоровья.
В атмосфере вода находится в виде водяного пара, (показ слайдов) мельчайших капелек или кристалликов льда. Водяной пар всегда есть в воздухе: ведь вода постоянно при любой температуре испаряется с поверхности водоёмов, почвы, с листьев. Тучи и облака состоят из крошечных капелек воды.
- Ребята! согласитесь, невозможно представить жизнь современного человека без воды. Людям нужно очень много воды, (приведите примеры, где и для чего человек использует воду) … И не только, чтобы утолять жажду, но содержать в чистоте себя и свое жилище. Вода нужна для фабрик и заводов, производящих очень нужные и полезные людям вещи, для полива полей и огородов, садов и улиц. Например, чтобы получить 1 тонну стали нужно 150 тонн воды, а чтобы получить 1 тонну бумаги, нужно израсходовать 250 тонн воды! Вот как много воды расходуется на технические нужды. Вода после производства становится грязной и даже опасной для всего живого, а её снова возвращают в реку и эти отходы загрязняют реки, вода становится мутной, в ней гибнет все живое. По берегам засыхают деревья и кусты и река медленно умирает.
Показываю схему на белом круге, где 96% всей площади воды занимают воды Мирового океана (солёная вода) и голубая полоска 4% пресная вода. Не расходуйте воду зря. Помните, что запасы воды на Земле ограничены! Воды много, но людям, растениям и животным нужна пресная вода, а также и на производстве тоже нужна пресная вода, т.к. солёная быстро выводит из строя механизмы.
ПОЧЕМУ НУЖНО БЕРЕЧЬ ПРЕСНУЮ ВОДУ?
Ученые пытались сделать пресной морскую воду, но это оказалось сложным делом, да и стоит такая опресненная вода дорого.
Ответы детей на вопрос: Почему нужно беречь воду?
Поиграем!
Хлопните в ладоши, когда услышите слово или словосочетание, подходящее по смыслу к слову «дождь»: ливень, грибной, толстый, громкий, сильный, водяные струи, стучит по крыше, косой, моросящий, осенний, неуклюжий, мокрый, мохнатый, зонт, лужа, сугроб, метель, резиновые сапожки, плащ дождевик.
Хлопните в ладоши, если услышите слово, имеющее отношение к снегопаду: сильный, тихий, шелестящий, поднимается вверх, падает, белый, толстый, устилает землю, льет как из ведра, пушистый, невидимый.
Назовите явление природы, не связанное с водой: снегопад, роса, эхо, туман.
Назовите лишнее слово и объясните свой выбор:
Лёд, роса, туман, дождь.
Речная вода, град, дождь, капель.
Сосулька, капля, снежинка, иней.
Назовите лишнее животное и обоснуйте свой ответ:
Ворона, соловей, утка, голубь.
Окунь, рак, осьминог, щука.
Лиса, еж, жираф, волк.
Дельфин, медуза, сом, акула.
Лебедь, воробей, утка, гусь.