СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Водная среда обитания

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Водная среда обитания»

Проверочная работа . В заданиях 1- 4 обведите правильный (ответ один или два). 1.Наука, которая изучает взаимоотношения живых организмов: а – экология; б – зоология; в – ботаника; г - анатомия. 2.Солнечный свет относится к факторам: а – неживой природы; б –живой природы; в – биологическим; г – антропогенным.   3 . Животным свет необходим для: а - ориентации в пространстве; б – дыхания; в – создания жилища; г – создания органических веществ. 4. Выберите факторы живой природы: а- строительство гнезда птицей среди растений; б – опыление растений насекомыми; в- изменение температуры окружающей среды; г- распашка степей. 5.Установите соответствие между факторами среды и их примерами   Факторы среды: А- строительство гнезда из сухой травы 1-абиотические Б- температура воздуха 2-биотические В-распространение семян животными 3–антропогенные Г- выжигание травы влажность  Д- солнечный свет  

Проверочная работа .

В заданиях 1- 4 обведите правильный (ответ один или два).

1.Наука, которая изучает взаимоотношения живых организмов:

а – экология; б – зоология;

в – ботаника; г - анатомия.

2.Солнечный свет относится к факторам:

а – неживой природы; б –живой природы;

в – биологическим; г – антропогенным.

  3 . Животным свет необходим для:

а - ориентации в пространстве;

б – дыхания;

в – создания жилища;

г – создания органических веществ.

4. Выберите факторы живой природы:

а- строительство гнезда птицей среди растений;

б – опыление растений насекомыми;

в- изменение температуры окружающей среды;

г- распашка степей.

5.Установите соответствие между факторами среды и их примерами

  Факторы среды: А- строительство гнезда из сухой травы

1-абиотические Б- температура воздуха

2-биотические В-распространение семян животными

3–антропогенные Г- выжигание травы влажность

Д- солнечный свет

 

Правильный ответ 1- А 2- А 3- А 4- А,Б 21231

Правильный ответ

1- А

2- А

3- А

4- А,Б

21231

  Я думаю, что определить тему нашего урока вам поможет загадка. В ней живут и рыбы, и киты, Моллюски, иглокожие и раки, Простейших много, есть ещё моржи И царство это словно в полумраке. А глубже окунись – увидишь только ночь, Но и на дне есть жизнь, хоть нет там света, Светящиеся органы помочь Смогли передвигаться рыбам этим. Богата жизнь в ней – она этим горда! Вы знаете ее –это …….

  Я думаю, что определить тему нашего урока вам поможет загадка.

В ней живут и рыбы, и киты,

Моллюски, иглокожие и раки,

Простейших много, есть ещё моржи

И царство это словно в полумраке.

А глубже окунись – увидишь только ночь,

Но и на дне есть жизнь, хоть нет там света,

Светящиеся органы помочь

Смогли передвигаться рыбам этим.

Богата жизнь в ней – она этим горда!

Вы знаете ее –это …….

Водная среда обитания

Водная

среда обитания

Я предлагаю вам ввести в урок элемент деловой игры «Форум».  Форум (общение)  — место (площадка) для общения и споров людей на различные темы. Наша тема: «Водная среда обитания». Задание получают все. Вопросы форума: 1.Приспособленность водных обитателей к недостатку кислорода. 2.Приспособленность водных обитателей к плотности воды. 3.Подвижность-особенность водной среды. 4. Стабильность водной среды.

Я предлагаю вам ввести в урок элемент деловой игры «Форум».

Форум (общение)  — место (площадка) для общения и споров людей на различные темы. Наша тема: «Водная среда обитания».

Задание получают все.

Вопросы форума:

1.Приспособленность водных обитателей к недостатку кислорода.

2.Приспособленность водных обитателей к плотности воды.

3.Подвижность-особенность водной среды.

4. Стабильность водной среды.

Приспособленность водных обитателей к недостатку кислорода. Растения дышат: а) водоросли - всей поверхностью тела; б) водные растения – камеры, полости в листовых пластинках, черешках, стеблях, имеющих камеры или полости, которые заполнены воздухом.

Приспособленность водных обитателей к недостатку кислорода.

Растения дышат:

а) водоросли - всей поверхностью тела;

б) водные растения – камеры, полости в листовых пластинках, черешках, стеблях, имеющих камеры или полости, которые заполнены воздухом.

Приспособления у животных Органы дыхания различны: · жабры (рыба), · дыхательная трубка (ранатра  или водяной палочник   )  · воздухозаборники (водяные жуки, клопы), · запасание воздуха под водой в виде пузыря (паук серебрянка), · формирование пузыря, заменяющего легкое (жуки-плавунцы).

Приспособления у животных

Органы дыхания различны:

· жабры (рыба),

· дыхательная трубка (ранатра или водяной палочник   )

· воздухозаборники (водяные жуки, клопы),

· запасание воздуха под водой в виде пузыря (паук серебрянка),

· формирование пузыря, заменяющего легкое (жуки-плавунцы).

Приспособленность водных обитателей к плотности:  - мелкие животные (медузы, рачки) – парят в воде, не опускаясь на дно; - некоторые водоросли – благодаря пузырькам воздуха в их тканях; - у рыб обтекаемая форма тела, покрытая слизью

Приспособленность водных обитателей к плотности:

- мелкие животные (медузы, рачки) – парят в воде, не опускаясь на дно;

- некоторые водоросли – благодаря пузырькам воздуха в их тканях;

- у рыб обтекаемая форма тела, покрытая слизью

Подвижность-особенность водной среды Характерной чертой ее является подвижность - она ясно выражена в проточных, быстро текущих реках, ручьях и даже в стоячих водоемах это имеет место.

Подвижность-особенность водной среды

Характерной чертой ее является подвижность - она ясно выражена в проточных, быстро текущих реках, ручьях и даже в стоячих водоемах это имеет место.

Приспособления:  1.Форма тела должна быть всегда обтекаемой; 2.Сплюснутой с боков (карась); 3 Сплюснутой в спинно-брюшном направлении (пиявка), 4.Круглой в поперечном сечении (угорь), 5. Каплевидной (жук-плавунец), 6. торпедообразной (кальмар).

Приспособления:

1.Форма тела должна быть всегда обтекаемой;

2.Сплюснутой с боков (карась);

3 Сплюснутой в спинно-брюшном направлении (пиявка),

4.Круглой в поперечном сечении (угорь),

5. Каплевидной (жук-плавунец),

6. торпедообразной (кальмар).

Тело должно минимизировать трение о воду. Это достигается особенностями его покровов: · покров слизи (рыба); · очень гладкая («полированная») твердая поверхность (морская черепаха), · мягкий слой на поверхности твердого корпуса (кит).

Тело должно минимизировать трение о воду. Это достигается особенностями его покровов:

· покров слизи (рыба);

· очень гладкая («полированная») твердая поверхность (морская черепаха),

· мягкий слой на поверхности твердого корпуса (кит).

Конечности: · имеют плавательную перепонку (лягушка),  · преобразованы в плавники (дельфин),   · преобразованы в ласты (тюлень).   Специальные выросты и приспособления к движению в воде могут включать: · плавательную перепонку вокруг тела или специальную типа «зонтик» (каракатица, медуза), · водоструйный («реактивный») двигатель (кальмар, личинка стрекозы), · хвост с плавником (рыба).

Конечности:

· имеют плавательную перепонку (лягушка),

· преобразованы в плавники (дельфин),

· преобразованы в ласты (тюлень).

Специальные выросты и приспособления к движению в воде могут включать:

· плавательную перепонку вокруг тела или специальную типа «зонтик» (каракатица, медуза),

· водоструйный («реактивный») двигатель (кальмар, личинка стрекозы),

· хвост с плавником (рыба).

Стабильность водной среды: вода нагревается и охлаждается очень медленно, поэтому водные обитатели не подвержены резким температурным перепадам; историческое развитие видов в водной среде происходит очень медленно ( например, водоросли мало изменились с течением времени); именно водная среда богата « живыми ископаемыми »: многими моллюсками, рыбами , ракообразными.

Стабильность водной среды:

  • вода нагревается и охлаждается очень медленно, поэтому водные обитатели не подвержены резким температурным перепадам;
  • историческое развитие видов в водной среде происходит очень медленно ( например, водоросли мало изменились с течением времени);
  • именно водная среда богата « живыми ископаемыми »: многими моллюсками, рыбами , ракообразными.

Планктон – совокупность мелких водных организмов, которые пассивно переносятся водными массами.

Планктон – совокупность мелких водных организмов, которые пассивно переносятся водными массами.

Работа в парах

Работа в парах

Задание 1.   Работа с текстом Вставить в текст пропущенные слова: Часть природы, в которой обитают живые организмы, называется - __________. Дельфин обитает в __________ среде. Водная среда обитания характеризуется __________ плотностью; давление повышается с увеличением __________ . Колебания температур __________ . Для водной среды характерен недостаток ______ и ________ . Задание 2.   Выбрать лишний термин из предложенных. Объяснить свой выбор. А) коралл, белая акула, дождевой червь, морж; Б) плавники, обтекаемая форма тела, ласты, роющие конечности; В) черви, кораллы, дельфин, прудовик; Г) наземно-воздушная, водная, ветреная, почвенная. Задание 3. Определить правильность утверждений («да» - «нет»): 1. Условия в воде нестабильны, резко меняются . 2. В водной среде много кислорода. 3. В водной среде низкая плотность  . 4. В водной среде мало света . 5. На глубине ниже 200 м - вечная темнота. 6. Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде  .

Задание 1.   Работа с текстом Вставить в текст пропущенные слова:

Часть природы, в которой обитают живые организмы, называется - __________. Дельфин обитает в __________ среде. Водная среда обитания характеризуется __________ плотностью; давление повышается с увеличением __________ . Колебания температур __________ . Для водной среды характерен недостаток ______ и ________ .

Задание 2.   Выбрать лишний термин из предложенных. Объяснить свой выбор.

А) коралл, белая акула, дождевой червь, морж;

Б) плавники, обтекаемая форма тела, ласты, роющие конечности;

В) черви, кораллы, дельфин, прудовик;

Г) наземно-воздушная, водная, ветреная, почвенная.

Задание 3. Определить правильность утверждений («да» - «нет»):

1. Условия в воде нестабильны, резко меняются .

2. В водной среде много кислорода.

3. В водной среде низкая плотность  .

4. В водной среде мало света .

5. На глубине ниже 200 м - вечная темнота.

6. Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде  .

  V. Рефлексия. Ребята, вам предложены предложения. Выберите любое понравившееся из них и продолжите предложение : 1. Сегодня на уроке я узнал (а) … 2. Мне было интересно … 3. На уроке мне было труднее всего … 4. У меня сегодня получилось … 5. Я смог (смогла)

 

V. Рефлексия.

Ребята, вам предложены предложения. Выберите любое понравившееся из них и продолжите предложение :

1. Сегодня на уроке я узнал (а) …

2. Мне было интересно …

3. На уроке мне было труднее всего …

4. У меня сегодня получилось …

5. Я смог (смогла)

 Домашнее задание, итоги урока. Д/з: п.6 учебника, стр.21- вопросы к параграфу,

Домашнее задание, итоги урока.

Д/з: п.6 учебника, стр.21- вопросы к параграфу,

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!