Цель урока: Умение решать задачи на определение массовой доли растворенного вещества, используя расчетные формулы, закрепить знания о физических характеристиках растворов и растворенных веществ, проверить способность к самостоятельной деятельности. Образовательная задача: ознакомить учащихся с зависимостью растворимости от природы растворенного вещества, природы растворителя, температуры; дать понятие о ненасыщенных, насыщенных и перенасыщенных растворах. Развивающая задача: определить факторы, влияющие на растворимость веществ, сформировать умения пользоваться графиками растворимости веществ и таблицей растворимости. . |
5 мин. | II. Проверка пройденного материала. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» осуществляет проверку знаний учащихся. ? О каком веществе идет речь: оно входит в состав клеток и тканей любого животного и растения, тело взрослого человека состоит на 60-80% из него, в огурцах и салате оно составляет 95% от массы, а потеря 10-20% его может привести к гибели животного организма? ? Какими физическими свойствами обладает вода? ? Можно ли воду считать универсальным растворителем? ? Какие бывают растворы? Приведите примеры. ? Какие теории растворов существовали в 19 веке? ? В чем сущность физической теории растворения? ? В чем сущность химической теории растворения? ? Какие опыты доказывают, что растворение – химический процесс? ? Что такое раствор? ? Что такое кристаллогидраты? Кристаллизационная вода? ? Какова современная теория растворения? ? Какова роль растворов в природе и технике? (В природе и технике растворы имеют огромное значение: 1) растения усваивают вещества в виде растворов; 2)усвоение пищи связано с переводом питательных веществ в раствор; 3) все природные воды являются растворами; 4) растворами являются важнейшие физиологические жидкости – кровь, лимфа и т.д.; 5) многие технологические процессы в химической и других отраслях промышленности, например получение соды, удобрений, кислот, металлов, бумаги, протекают в растворах.) | Демонстрируют свои знания. Отвечают на разноуровневые вопросы. | Учебник |
5 мин. | III. Подготовка к восприятию новой темы. С помощью приема «Корзина идей» проводит первичное восприятие по данной теме. Проверка домашнего задания. FeSO4 ∙ 7Н2О ώ (Н2О) = 126/278 = 0,453 или 45,3% Na2SO4 ∙ 10Н2О ώ (Н2О) = 180/322 = 0,559 или 55,9% Задания для слабоуспевающих учащихся. Вставьте пропущенные слова: 1) Растворение – это ………………………………………….процесс. 2) Растворы – это …………………… системы, состоящие из частиц …………………вещества, ……………… и продуктов их взаимодействия ……………. . 3) Растворы бывают в трех ……………….. состояниях: воздух – это …………… раствор; настойка календулы – это…………..раствор, сплавы металлов – это …………… растворы. 4) Признаком химического взаимодействия при растворении серной кислоты в воде является ……………………. . | Демонстрируют свои знания. Внимательно слушают учителя. | Корзина |
15 мин. | IV. Актуализация знаний.  Таблица. Окраска некоторых кристаллогидратов и безводных солей. Формула кристаллогидрата | Цвет кристаллогидрата | Цвет безводной соли | CuSO4 ∙ 5H2O CuCl2∙6 H2O CоCl2∙6 H2O | Синий Голубой Темно-розовый | Белый Зеленый Синий | Химический состав мирового океана и крови человека Химический элемент | Доля в % от суммы растворенных солей в | воде Мирового океана | Крови человека | Хлор | 55,0 | 49,3 | Натрий | 30,6 | 30,0 | Кислород | 5,6 | 9,9 | Калий | 1,1 | 1,8 | Кальций | 1,2 | 0,8 | Растворимость веществ зависит: В зависимости от того, достигнут коэффициент растворимости или нет, растворы делят на насыщенные, ненасыщенные и перенасыщенные. Насыщенным называют такой раствор, в котором при данной температуре вещество больше не растворяется. Ненасыщенным называют такой раствор, в котором при данной температуре находится меньше растворяемого вещества, чем в его насыщенном растворе. Перенасыщенным называют такой раствор, в котором при данной температуре находится в растворенном состоянии больше вещества, чем в его насыщенном растворе при тех же условиях. Запись в тетрадь ненасыщенные (вещество при данной температуре еще растворяется)  Растворы насыщенные (больше не растворяется) перенасыщенные (содержит больше вещества, чем насыщенный р-р) Перенасыщенные растворы неустойчивы, избыток вещества легко выпадает в осадок. Способы приготовления перенасыщенных растворов. Задание для группы 1 группа Расшифровать и объяснить термин. Работа по вариантам. Ствещево (вещество) трагид (гидрат) Тремодивэ (эвдиометр) терильвостра (растворитель) Лазина (анализ) тезнис (синтез) Ярацаиэ (аэрация) читоска (очистка) Слушаем определение и дополняем. Как вы думаете, что мы еще будем повторять на этом этапе? (выслушать) 2 группа . Выбрать и расставить в правильной последовательности этапы очистки воды: Дистилляция, магнит, аэрация, хроматография, кристаллизация, флотация, отстаивание, фильтрование, хлорирование, делительная воронка. Проверка и комментарии. Почему ваш порядок правильный? Почему нельзя использовать другие способы разделения смесей? На каких физических свойствах они основаны? 3 группа Используя индивидуальные карты изучения предмета, за 3 минуты выполнить в тетради: Определить с какими из веществ будет реагировать вода, записать возможные уравнения реакции, расставить коэффициенты и указать тип реакции. Na, Ag, NaCl, H2SO4, CO2, MgO, S, BaCL2 К доске с этим же заданием 4 человека, записать по 1 уравнению реакции и дать объяснение. Проверка и комментарии. Почему не реагирует вода с другими веществами? Как называются полученные вещества? 4 группа . Задание по вариантам. Осуществить цепочку превращений, указать тип реакции. Ca --- CaO----Ca(OH)2 P---P2O5----H3PO4 У вас на столах есть этикетки медицинских препаратов. Какие способы применения их вы знаете? Обратите внимание, что на них написаны и масса и процентный состав. Какими видами смесей они являются? Используя индивидуальные карты изучения предмета, за 3 минуты определите массу вещества и растворителя для вашего препарата. По одному человеку от пары и вида препарата к доске, записать решение, проверка от учащихся другой пары. Прокомментировать результаты.. |
10 мин. | V. Закрепление урока. От данных слов образуйте сложные имена прилагательные. С помощью метода «Аквариум» проводит закрепление урока. Закрепление новых знаний 1. Определите, каким будет раствор соли (насыщенным, ненасыщенным или пересыщенным) при следующих температурах: а) раствор ВаCl2 при 90 °C, если в 100 г воды растворили 60 г соли; б) раствор ВаCl2 при 90 °С, если в 100 г воды растворили 50 г соли; в) раствор NaCl при 70 °C, если в 100 г воды растворили 40 г соли; г) раствор NaCl при 50 °C, если в 100 г воды растворили 30 г соли. 2. Способность вещества растворяться называют ……………… . 3. По растворимости все вещества можно разделить на три группы: ………… , ……………… и ……………… . 4. Растворимость в воде кислот, солей и оснований можно определить, используя ……………….. . 5. Согласно данным таблицы растворимости азотная кислота – ……………… , сульфат бария – ………………. , а гидроксид кальция – ……………………… . 6. При повышении температуры растворимость большинства твердых веществ ………………. , а газов – ……………………. . 7. По способности растворенного вещества растворяться в данном растворе различают растворы ………, ………………… и ………….. Составить синквейн 1 строчка (название) 2 строчка (два прилагательных) 3 строчка (три глагола) 4 строчка (фраза на тему синквейна) 5 строчка (одно существительное Ответьте на вопросы: 1.Почему вода играет важную роль в природе и жизни человека? 2.Какую роль имеет постоянное движение воды? 3.Какую роль играет водный баланс в организме человека? 4.Любую ли воду можно употреблять в качестве питьевой воды? Почему? 5.Какие вещества могут раствориться в воде? | Ученики демонстрируют свои знания. | |
5 мин. | VI. Итог урока. С помощью метода «Телеграмма» проводит итог урока. Оценивание фишками Проводит рефлексию. - Скажите, добились ли мы цели, которую поставили перед собой? - Чем сегодня на уроке мы занимались и что полезного вы узнали? -Какую трудность вы ощутили в процессе выполнения заданий? -Что вам понравилось? | На стикерах записывают свое мнение по поводу урока, и отправляют своим одноклассникам телеграмму.
Оценивают работу своих одноклассников. | Стикеры Фишки |