Урок по предмету "Окружающий мир" в 4-м классе по теме:

Подготовила и провела
учитель начальных классов
МКОУ СОШ №6
Магомедова Виктория Павловна






Цели:
Сформировать представление учащихся о водоёмах нашего края.
Раскрыть значение водоёмов в природе и жизни человека, показать необходимость и способы охраны.
Закрепить умения и навыки работы с физической картой. Развивать наблюдательность и любознательность, умения рассуждать, анализировать, выделять главное.
Формировать экологическое сознание и бережное отношение учащихся к окружающей природе.
Воспитывать любовь к природе родного края.
Оборудование: индивидуальные печатные рабочие тетради, физическая карта Ставропольского края, физическая карта Ставропольского края (для каждого ученика)
Ход урока
I. Организационный момент: Сообщение темы и целей уроков.
Чтоб тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать!
(Кроссворд на доске)

Вопросы:
Форма поверхности, образовавшаяся от неправильного распахивания земли? (овраг)
Формы поверхности, изображенные на карте Красноярского края коричневым цветом? (горы)
Нижняя часть горы, холма? (подошва)
Часть горы или холма, которая находится между подошвой и вершиной? (склон)
Какое море России находится в субтропиках? (Чёрное море)
Форма поверхности, которая выше равнины, но ниже горы? (холм)
Вся территория земной поверхности разделена на природные … ? (зоны)
- Какова тема нашего урока? (водоёмы)
II. Проверка знаний. Работа с сигнальными карточками.
Если вы согласны покажите зеленую карточку, если не согласны, то покажите красную карточку .
Балка – это углубление с пологими, поросшими растениями склонами.(+)
Возвышенность, высота которой более 1000 метров, - холм.(-)
Терриконы не наносят вред окружающей природе и человеку.(-)
Старый заброшенный карьер – это рана на поверхности Земли.(+)
Строители, закончив строить дом, весь мусор закопали в землю, привезли грунт и разбили небольшой сквер. Они поступили правильно.(+)
Саяны находятся на севере Красноярского края.(-).
Терриконы – это горы, которые вырастают там, где добывают из недр земли много полезных ископаемых.(+).
Овраги имеют пологие, не осыпающиеся склоны, заросшие растениями.(-)
Полуостров Таймыр расположен на севере нашего края.(+).
(Ответ: + - - + + - + - +)
III. Работа над новой темой: "Водоемы нашего края".
- Каким цветом на карте обозначена вода? (голубым, синим)
- Одинакова ли вода на вкус? (Нет, вода бывает солёная и пресная).
- Какая вода в водоёмах нашего края? (пресная)
- Где вода солёная? (в морях и океанах)
- На какие две группы можно разделить водоёмы по происхождению? (искусственные и естественные) (На доске закрепляются карточки)
- Назовите искусственные водоёмы. (карточки с названиями)
- Назовите естественные водоёмы. (карточки с названиями)
е
стественные искусственные
река канал
озеро водохранилище
море пруд
океан
ручей
-Назовите естественны е водоемы Ставропольского края.(р. Кума, р. Кубань, р. Калаус, р.Тамузловка, р. Золка, р. Егорлык.)
- Перечислите искусственные водоемы Ставропольского края. (Ставропольский канал, терско-Кумский канал, Октябрьское водохранилище)
- Вспомним схему реки.( Схема на доске, подписывают части реки6 Исток, берег, русло, приток, устье)
- Посмотрите на карту Ставропольского края.
- Реки показаны тонкими извилистыми линиями. Их часто сравнивают с кровеносными сосудами. В нашем крае реки расположены неравномерно, поэтому о Ставрополье всегда говорили «Рек много, а воды нет». Многие реки имеют длину менее 100 км- их называют малые реки. Летом они сильно мелеют, а зимой замерзают на 1-2 месяца. Поэтому эти реки имеют такие названия: Сухая Буйвала, Сухая Падина.)
IV. Сообщения детей.
1. Кубань.( Эльбрус, 5 км 970м, Кочубеевский р-он, Новоалександровский р-он,; притоки-Малый и Большой Зеленчук, Уруг. Зимой замерзает на 1-2 месяца.)
2. Кума.( горы Кум Баши Скалистого хребта на высоте 2100м, притоки-Мокрая Буйвала, Томузловка, Мокрый Карамык, Суркуль, Золка, Подкумок. Плавни- затопляемые весной низкие места рек и островки, поросшие камышом и кустарником.)
3. Терек.( Ледники Главного Кавказского хребта, впадает в Каспийское море. Курской район 40 км.)
4. Маныч-Гудило.( Рогоз, тростник-болотные травы.)
5. Соленые озера.(Ставрополь, Красногвардейский район,Калаус-Светлоград)
6.Провал. (Машук. Сероводород-бесцветный газ с резким неприятным запахом)
IV. Рассказ учителя.
Каналы.
Вода служит главным помощником хлеборобов и животноводов края. Но воды не хватает, особенно в восточных и северных районах края. Поэтому люди строят каналы и водохрнилища.
Большой Ставропольский канал имеет длину 480км. Он перебрасывает воду из Кубани в Калаус.
Невинномысский канал -55км, подает воду Кубани в реку Егорлык.
У села Левокумского р. Кума соединяется с Терско-Кумским каналом. По нему вода подается в русла рек Сухая Падина, Горькая Балка и Сухая Кума.
Чограйское водохранилище. 7окм длина, S=200 км². Его заполняет Кумо-Маныческий канал.
Отказненское водохранилище на Куме поставляет воду заводу пластмасс г.Буденновска.
Сенгилеевское водохранилище снабжает водой город Ставрополь. Получает воду из реки Кубань.
Пруды слушат для орошения засушливых районов, поддержания уровня воды в реках, в них разводят рыбу, водоплавающих птиц. Также служат местом отдыха.
V. Физминутка.
Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд.
Мы на пляже,
Солнце жжёт.
Побежим скорее в реку,
Окунёмся, поплывём.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.
V. Работа по теме.
1. - О какой роли водоёма была физминутка? (Ответы детей.)
Что мы делали?
Водоем- место отдыха людей. А что еще вы знаете о значении водоемов?
- Люди берут из водоемов воду для питья.
- Дом для растений и животных.
-Вода для хозяйственных нужд.
- Перевозка грузов.
-Вода для заводов и фабрик.
2. -Да, значение воды очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные.
- А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема?
- Прочитайте текст учебника на с. 155 – 156.
Почему водоёмы должны быть чистыми? (Ответы детей.)
Как взрослые и дети должны охранять водоёмы? (Ответы детей.)
- В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистные сооружения, где использованная в производстве вода очищается и используется снова.
- В сельском хозяйстве люди применяют удобрения. Удобрения повышают плодородие почвы, а ядохимикаты помогают избавиться от опасных насекомых. Но верно говорят6 «Все хорошо в меру». Случается, что этих веществ используется больше, чем это го требуется. Тогда дождевая вода обязательно принесет часть удобрений и ядохимикатов в водоемы. Вот вам и опасное загрязнение.
VI. Закрепление изученного.
Работа в парах.
- Составьте памятку «Правила поведения у водоёмов».
После прослушивания и обсуждения ответов детей, составляется общая памятка.
Оберегай животных и растения водоёмов.
Не мой в водоёмах машины и другие транспортные средства, так как в воду попадёт бензин или машинное масло.
Следи за чистотой воды, расчищай родники и ручьи.
Не выбрасывай мусор в водоёмы и не оставляй его на берегу.
В меру используй ядохимикаты и удобрения.
– Молодцы! Хорошо справились с заданием.
VII. Обобщение. Вывод.
-Каково значение водоёмов для жизни всего живого? (Ответы детей, составление схемы на доске).

- К какому выводу мы пришли в конце нашего урока?
Значение водоёмов очень велико в природе и жизни человека. Водоёмы нуждаются в охране.
- Что интересного вы узнали о водоёмах нашего края? (ответы детей).
VIII. Итог урока.
Я повторил....
Я узнал...
Я запомнил...
Я удивился...
IX. Оценки за работу на уроке.
X. Домашнее задание.
Прочитать текст, ответить на вопросы с. 154 – 158.
Выполнить задание в рабочей тетради с. 51, № 4,6.