водоросли
ОГЭ биология
1. В связи с выходом первых растений на сушу у них появились
1) вегетативные органы
2) семена
3) споры
4) Гаметы
2. Как питаются многоклеточные зелёные водоросли?
1) усваивают азот с помощью ризоидов
2) всасывают корнями из грунта минеральные вещества
3) образуют органические вещества из неорганических веществ
4) поглощают всей поверхностью таллома органические вещества из воды
3. К низшим растениям относят
1) мхи
2) водоросли
3) хвощи
4) Папоротники
4. На рисунке изображён представитель
1) болезнетворных бактерий
2) одноклеточных грибов
3) одноклеточных водорослей
4) вирусов
5. Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений.
Группа 1
Хламидомонада
Группа 2
Улотрикс
Кукушкин лён
Ламинария
Хвощ полевой
Ряска
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих растений в группы?
1) среда обитания
2) источник питания для человека
3) способ питания растений
4) деление тела на части
6. Какую особенность в строении зелёной эвглены можно наблюдать и у хламидомонады?
1) пищеварительную вакуоль
2) чувствительный к свету глазок
3) один жгутик
4) большое и малое ядра
7. Водоросли, в отличие от мхов,
1) являются низшими растениями
2) размножаются половым путём
3) используют кислород для дыхания
4) являются многоклеточными организмами
8. Установите соответствие между растением и отделом, к которому его относят: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
РАСТЕНИЕ ОТДЕЛ
1) Зелёные водоросли 2) Моховидные
А) спирогира
Б) сфагнум
В) хламидомонада
Г) хлорококк
Д) кукушкин лён
Е) улотрикс
9. Многоклеточная нитчатая зелёная водоросль спирогира это обитатель
1) верхнего слоя почвы
2) проточных пресных водоёмов
3) суши, что её отличает от прочих водорослей
4) водоёмов с солёной водой
10. Водоросли важный компонент водной экосистемы, так как они
1) способствуют очищению воды
2) используют органические вещества в процессе дыхания
3) способствуют зарастанию водоёмов и их заболачиванию
4) обогащают воду кислородом и создают органические вещества
11. Представитель какого отдела царства
Растения изображён на рисунке?
1) Бурые водоросли
2) Покрытосеменные
3) Плауновидные
4) Моховидные
12. Для водорослей, в отличие от всех остальных растений, характерно
1) расчленение тела на органы
2) обитание в водной среде
3) наличие в клетках хлорофилла
4) отсутствие покровных и механических тканей
13. Какие растения состоят из сходных по строению клеток, не образующих тканей?
1) Водоросли 2) плауны
3) Папоротники 4) мхи
14. Водоросли, в отличие от мхов,
1) являются многоклеточными организмами
2) используют кислород для дыхания
3) размножаются половым путём
4) являются низшими растениями
15. Водоросли, в отличие от папоротников,
1) являются многоклеточными организмами
2) используют кислород для дыхания
3) размножаются половым путём
4) являются низшими растениями
16. На какой картинке
изображена водоросль?
17. К группе отделов Водоросли относят
1) все водные растения
2) одноклеточные водные организмы
3) растения, не имеющие корней, стеблей и листьев
4) растения, обитающие на дне водоёма
18. Изучите таблицу, в которой приведены две группы организмов.
Группа 1
Группа 2
Хламидомонада
Улотрикс
Хвощ полевой
Саргасса
Кукушкин лён
Папоротник орляк
- наличие вегетативных органов
2) зависимость оплодотворения от воды
3) преобладание гаметофита в жизненном цикле
4) способность к фотосинтезу
19. Олений мох по своему строению относят к
1) грибам
2) лишайникам
3) моховидным
4) травянистым растениям
20. У зелёных мхов, в отличие от водорослей,
1) клетки имеют большое и малое ядра
2) оплодотворение происходит при наличии воды
3) слоевище разделено на ткани и органы
4) осуществляется половое и бесполое размножение
21. На рисунке изображён представитель отдела
1) Моховидных
2) Папоротниковидных
3) Зелёных водорослей
4) Покрытосеменных
22. Как питается торфяной мох сфагнум?
1) поглощает ризоидами воду и минеральные соли
2) всасывает корнями из грунта минеральные вещества
3) образует органические вещества из воды и углекислого газа
4) поглощает всей поверхностью своего тела органические вещества из воды
23. По каким признакам моховидных отличают от других растений?
1) в процессе их развития происходит чередование поколений
2) размножаются спорами
3) имеют листья, стебель и ризоиды
4) способны к фотосинтезу
24. Вставьте в текст «Мхи» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
МХИ
Мхи это __________ (А) растения, поскольку размножаются спорами, которые образуются в особых органах __________ (Б). В наших лесах встречаются зелёные мхи, например кукушкин лён, и белые мхи, например __________ (В). Для жизнедеятельности мхов крайне важна вода, поэтому они часто встречаются около лесных стоячих водоёмов: озёр и болот. Многовековые отложения мхов на болотах образуют залежи __________ (Г) ценного удобрения и топлива.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) Низшее 2) коробочка 3) Семенное
4) Сорус 5) споровое 6) сфагнум
7) Торф 8) цветков
25. Из спор зелёного мха кукушкина льна развивается(-ются)
1) заросток в виде зелёной пластины
2) предросток в виде зелёных нитей
3) растения с листьями
4) семена будущего растения
26. Установите соответствие между признаком и одноклеточным организмом, для которого он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИЗНАК ОРГАНИЗМ
1) Эвглена 2) амёба
А) форма тела постоянная
Б) передвигается при помощи образования ложноножек
В) поедает бактерии
Г) в цитоплазме имеются хлоропласты
Д) образует на свету органические вещества из неорганических
27. Наиболее простое строение среди высших растений имеют мхи, так как у них
1) образуется мало спор
2) отсутствуют корни
3) есть узкие листья
4) есть воздухоносные клетки
28. Установите соответствие между растением и отделом, к которому его относят : к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
РАСТЕНИЕ ОТДЕЛ
1) Зелёные водоросли 2) Моховидные
А) спирогира
Б) сфагнум
В) хламидомонада
Г) хлорококк
Д) кукушкин лён
Е) улотрикс
29. Мхи представляют тупиковую ветвь в эволюции растений, так как
1) они не дали начало более высокоорганизованным растениям
2) от них произошли древние вымершие папоротники
3) они не имеют корней и размножаются спорами
4) они произошли от одноклеточных водорослей
30. Что происходит в листьях мхов при дыхании?
1) поглощается углекислый газ
2) образуются органические вещества
3) выделяется кислород
4) освобождается энергия
31. Приспособленность мха сфагнума к жизни в условиях избыточного увлажнения проявляется в наличии
1) корневища с придаточными корнями
2) клеток с хлоропластами
3) мёртвых клеток
4) Ризоидов
32. Представители какого отдела царства
Растения изображены на рисунке?
1) Голосеменные
2) Моховидные
3) Покрытосеменные
4) Папоротниковидные
33. Установите последовательность стадий развития в цикле мха кукушкина льна, начиная с попадания спор в почву. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) образование коробочки со спорами
2) формирование органов полового размножения
3) оплодотворение, образование зиготы
4) прорастание спор в ветвящиеся зелёные нити
5) образование листостебельных растений
34. Мхи от водорослей отличаются тем, что
1) размножаются спорами
2) имеют органы
3) фотосинтезируют
4) для оплодотворения нуждаются в воде
36. Представители какого отдела царства Растения
изображены на рисунке?
1) Хвощевидные
2) Голосеменные
3) Покрытосеменные
4) Моховидные
37. Представитель какого отдела царства Растения
изображён на рисунке?
1) Папоротниковидные
2) Голосеменные
3) Плауновидные
4) Моховидные
38. К какой группе организмов относят зелёные растения, не имеющие корней, размножающиеся спорами, в жизненном цикле которых преобладает половое поколение?
1) Мохообразные 2) Папоротникообразные
3) Голосеменные 4) Плауновидные
39. Мхи, в отличие от папоротников, участвуют в
1) образовании торфа
2) отложении каменного угля
3) обогащении атмосферы кислородом
4) создании органических веществ из неорганических
40. Что из перечисленного является спорофитом у кукушкина льна?
1) коробочка на ножке
2) зелёное листостебельное растение
3) зелёная нить предросток
4) отдельная спора
41. Чем моховидные растения отличаются от папоротникообразных? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) в размножении зависят от воды
2) всасывают воду всей поверхностью тела
3) имеют корни и побеги с листьями
4) имеют ризоиды
5) образуют коробочку со спорами
6) размножаются спорами
42. У мхов из споры развивается
1) коробочка на ножке 2) семя
3) зелёная нить 4) заросток
43. Какой цифрой обозначено
бесполое поколение мха кукушкин лён?
44. Мхи относятся к высшим растениям, так как они
2) размножаются спорами
3) живут во влажных местах
4) Многолетние
45. Половое поколение преобладает в цикле развития
1) Папоротникообразных 2) цветковых
3) голосеменных 4) мохообразных
46. На какой картинке
изображён мох?
47. Какие растения относятся к отделу Мохообразные?
1) обитающие на суше и размножающиеся семенами
2) листостебельные, не имеющие корней, размножающиеся спорами
3) все растения влажных мест обитания
4) все травянистые растения
48. К какому отделу высших растений относится изображенное
на рисунке растение?
1) Покрытосеменные 2) Голосеменные
3) Папоротникообразные 4) Мохообразные
49. Установите соответствие между характеристикой и растением, к которому они относятся. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЕ
1) Клён 2) сфагнум
А) травянистое растение
Б) есть развитая проводящая система
В) доминирующая стадия – гаметофит
Г) размножается семенами
Д) не требует воды для оплодотворения
Е) не имеет корней
ВОДОРОСЛИ
Водоросли, как правило, обитают в воде, где составляют основную массу растительности.
Их клетки состоят из цитоплазмы, одного или нескольких ядер и пластид, именуемых
хроматофорами. У большинства водорослей хроматофоры зелёного цвета из-за
содержащегося в них хлорофилла. Они выполняют роль хлоропластов. Кроме хлорофилла
хроматофор может содержать пигменты оранжевого, жёлтого, синего, красного и бурого
цветов, часто маскирующих зелёную окраску водорослей. В связи с этим водоросли имеют
самую различную окраску, что обеспечивает наилучшее улавливание света на различных
глубинах.
Способы размножения у водорослей очень разнообразны. Бесполое размножение
осуществляется почкованием, делением клетки надвое, обрывками нитей. Образование
спор осуществляется в специальных
органах спорангиях или внутри вегетативной клетки. Чаще всего образуются подвижные
споры зооспоры.
Половое размножение осуществляется посредством половых клеток гамет, которые,
сливаясь попарно, образуют зиготу. После периода покоя зигота прорастает, образуя
зооспоры или новое растение. У морских водорослей зигота прорастает без периода покоя.
Для большинства водорослей установлено, что развитие спор и гамет зависит от условий
внешней среды. Если они благоприятны, водоросли размножаются бесполым путём; в
неблагоприятных же условиях образуются гаметы.
Водоросли играют огромную роль в образовании органического вещества и выделении
кислорода в атмосферу планеты. Из морских водорослей получают в промышленных
масштабах бром и йод, агар-агар, а также альгиновую кислоту, которую используют для
получения пластика и непромокаемых тканей.
Используя содержание текста «Водоросли», ответьте на следующие вопросы.
1) Каковы особенности клеточного строения водорослей?
2) В чём различие полового и бесполого размножения водорослей?
3) В морях красные водоросли встречаются на бóльших глубинах, чем бурые. Причём
чем больше глубина, тем водоросли краснее. Как можно объяснить такое явление?