Тема: Воды суши. Реки.
Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с новыми понятиями, терминами и определениями; начать формирование у учащихся представления о реках – их частях, составе, видах; составлять описание географического объекта – реки .
Развивающая: развивать умение работать с картами атласа, художественной литературой, а также развивать логическое мышление анализировать, делать выводы.
Воспитательная: воспитывать любовь к рекам , видеть красоту реки; воспитывать любовь и бережное отношение к природным объектам – рекам, разъяснить правила поведения на водоемах во время отдыха.
Оборудование: физическая карта РФ, карта полушарий, интерактивная доска, проектор, атласы и контурные карты, картины, схемы, слайды, план описание ГП реки; стихи, посвященные рекам.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы и целей урока:
Мы сегодня на уроке
О реке поговорим.
Много нового узнаем,
То, что знаем, повторим.
Чтобы крепче были знания
По географии у вас,
Не большую я разминку
Провести хочу сейчас
3. Повторение пройденного материала « Географическая разминка»
а) Найти лишнее слово
- Волна, цунами, океан, течение, впадина
- Море, материк, остров, полуостров, архипелаг
- Море, пролив, губа, бухта, океан, залив, остров
- Японские острова, острова Индонезии, Филиппинские острова, остров Шри –Ланка
б) Задания на знание фактов:
– Что называется океаном, морем, заливом, проливом?
– Расположите океаны по мере уменьшения их площади.
– Что называется полуостровом, архипелагом?
в) Задания на знание закономерностей, связей:
– Чем отличаются понятия море и залив?
– Докажите, что гидросфера – это единая оболочка Земли. (Круговорот воды в природе.)
г) Задания на проверку умений:
– В каком направлении и на каком расстоянии от нашего населенного пункта находится ближайшее море? К какому океану оно относится?
д) Занимательные вопросы:
– Назовите и покажите цветные моря? (Черное, Красное, Желтое, Белое.)
Изучение нового материала.
Сегодня мы узнаем дети
О реке и речной сети,
Об истоках и притоках,
Ну а также о порогах,
О речной долине, русле,
И, конечно же, об устье.
О водопаде и бассейне
Поговорим мы, несомненно.
Тема эта необъятна,
Мы начнем с азов, ребята.
– Обратите внимание на картину художника А.М.Васнецова "Северный край”.
(Еще на уроке висят репродукции картин Н.М.Ромадина "Керженец”, И.И.Левитана "Большая вода”.) Много великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки. Не только художники, но и писатели… Кто не помнит гоголевских строк: "Чуден Днепр при тихой погоде…”
– Любили реки и поэты. Много прекрасных строк посвятили они рекам. ( Учащиеся читают отрывки из стихов о реках).
Для начала мне скажите.
Ум свой быстро напрягите,
И ответьте не тая,
Что такое все ж река?
(Учащиеся дают свои определения и записывают в тетрадь)
От рельефа же зависит
Почему одна река
Так раздольна и спокойна,
А другая бурная.
- Рек на свете много: равнинные, горные.
- Как вы думаете. Чем отличаются реки, текущие по равнине от рек, текущих в горах?
Реки с плавным течением текут среди полей, зеленых равнин.
С гор сбегают вниз веселые говорливые горные речки. Они отличаются от равнинных рек быстрым течением, студеной водой и с шумными водопадами. Часто твердые породы
Путь реке преграждают,
Затрудняют им теченье,
Их порогом называют
-Самая порожистая река в России Ангара. Пороги мешают судоходству. Но зато на таких реках строят гидроэлектростанции.
Задумывались ли вы, как возникает река?
У каждой реки есть начало – исток. Это может быть небольшой родничок, бьющий из-под земли, озеро, болото, ледник.
– Река состоит из истока, русла и устья.
Русло- путь, который выбрала себе река. Изобразите в тетради рисунок реки и подпишите её составные части.
Вернемся к рисунку. Нам его следует дорисовать
– Где берет начало река?
– Где еще могут брать начало реки и её притоки?
– Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало из родника и приток, берущий начало их болота .
– Сколько притоков получилось ?
– Как их будем различать? Как определим, какой левый, какой правый? (Нужно встать по направлению течения, лицом к устью. Если река впадает слева, то это левый приток, а если справа – то правый.)
Главная река с её притоками и образуют речную систему.
( Работа с картой полушарий в атласе) – определите у какой из рек речная система больше? У Амазонки или Нила? У Енисея или Волги?
– Вся площадь, с которой река собирает воду, называют бассейном этой реки. (Работа с контурной картой: закрасить в синий цвет бассейн р. Обь, в зеленый – р. Енисей, в красный – р.Лена, в желтый – р. Волга.
Границы между соседними речными бассейнами называется водоразделом.
Некоторые реки в конце пути разветвляются на несколько рукавов. Такое место называют дельтой реки. В конце пути река добегает до моря и впадает в него, щедро даря ему свои воды. Место впадения реки в море называют устьем.
4. Закрепление пройденного материала
а) Учащиеся получают карточки – задания по пройденному на уроке материалу.
1.Определите, к бассейну какого океана относятся перечисленные реки:
Амур Тихий океан
Амазонка Атлантический океан
Миссисипи Индийский океан
Конго Северный Ледовитый океана
2.Распределите реки по материкам:
Муррей Евразия
Волга Африка
Нил Северная Америка
Парана Южная Америка
Макензи Австралия
3. Подберите пару: река – исток.
Амазонка Байкал
Волга Анды
Нил Валдайская возвышенность
Ангара озеро Виктория
4. Подберите пару: река – устье.
Нигер Азовское море
Ганг Аравийское море
Обь Карское море
Дон Гвинейский залив
5. Из списка географических объектов выберите только те, которые относятся к внутренним водам.
Река | Залив | Озеро |
Ручей | Водохранилище | Пруд |
Море | Океан | Водопад |
Болото | Горный ледник | Подземные воды |
Речной канал | Родник | Источник |
б) Поработаем с картой атлас "Физическая карта России”.
Найдите реки: 1 вариант- Обь, 2 вариант- Енисей. Опишите речную систему по плану:
1) Главная река.
2) Исток главной реки, устье главной реки.
3) Левые и правые притоки.
Домашнее задание
а) Параграф 31
б) письменно:
при каких условиях на реках образуются пороги и водопады? В чем их отличия?
как реки зависят от климата?
в чем значение рек?
в) творческое задание - составить загадки, ребусы