СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воды суши. Реки.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с новыми понятиями, терминами и определениями; начать формирование у учащихся представления о реках – их частях, составе, видах;   составлять описание географического объекта – реки  .

Просмотр содержимого документа
«Воды суши. Реки.»

Тема: Воды суши. Реки.

Цели урока:

  1. Образовательная: познакомить учащихся с новыми понятиями, терминами и определениями; начать формирование у учащихся представления о реках – их частях, составе, видах; составлять описание географического объекта – реки .

  2. Развивающая: развивать умение работать с картами атласа, художественной литературой, а также развивать логическое мышление анализировать, делать выводы.

  3. Воспитательная: воспитывать любовь к рекам , видеть красоту реки; воспитывать любовь и бережное отношение к природным объектам – рекам, разъяснить правила поведения на водоемах во время отдыха.

Оборудование: физическая карта РФ, карта полушарий, интерактивная доска, проектор, атласы и контурные карты, картины, схемы, слайды, план описание ГП реки; стихи, посвященные рекам.


Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы и целей урока:

Мы сегодня на уроке

О реке поговорим.

Много нового узнаем,

То, что знаем, повторим.

Чтобы крепче были знания

По географии у вас,

Не большую я разминку

Провести хочу сейчас

3. Повторение пройденного материала « Географическая разминка»

а) Найти лишнее слово

- Волна, цунами, океан, течение, впадина

- Море, материк, остров, полуостров, архипелаг

- Море, пролив, губа, бухта, океан, залив, остров

- Японские острова, острова Индонезии, Филиппинские острова, остров Шри –Ланка

б) Задания на знание фактов:

– Что называется океаном, морем, заливом, проливом?
– Расположите океаны по мере уменьшения их площади.
– Что называется полуостровом, архипелагом?

в) Задания на знание закономерностей, связей:

– Чем отличаются понятия море и залив?
– Докажите, что гидросфера – это единая оболочка Земли. (Круговорот воды в природе.)

г) Задания на проверку умений:

– В каком направлении и на каком расстоянии от нашего населенного пункта находится ближайшее море? К какому океану оно относится?

д) Занимательные вопросы:

– Назовите и покажите цветные моря? (Черное, Красное, Желтое, Белое.)

  1. Изучение нового материала.

Сегодня мы узнаем дети

О реке и речной сети,

Об истоках и притоках,

Ну а также о порогах,

О речной долине, русле,

И, конечно же, об устье.

О водопаде и бассейне

Поговорим мы, несомненно.

Тема эта необъятна,

Мы начнем с азов, ребята.

– Обратите внимание на картину художника А.М.Васнецова "Северный край”.

(Еще на уроке висят репродукции картин Н.М.Ромадина "Керженец”, И.И.Левитана "Большая вода”.) Много великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки. Не только художники, но и писатели… Кто не помнит гоголевских строк: "Чуден Днепр при тихой погоде…”

– Любили реки и поэты. Много прекрасных строк посвятили они рекам. ( Учащиеся читают отрывки из стихов о реках).

Для начала мне скажите.

Ум свой быстро напрягите,

И ответьте не тая,

Что такое все ж река?

(Учащиеся дают свои определения и записывают в тетрадь)

От рельефа же зависит

Почему одна река

Так раздольна и спокойна,

А другая бурная.


- Рек на свете много: равнинные, горные.

- Как вы думаете. Чем отличаются реки, текущие по равнине от рек, текущих в горах?

Реки с плавным течением текут среди полей, зеленых равнин.

С гор сбегают вниз веселые говорливые горные речки. Они отличаются от равнинных рек быстрым течением, студеной водой и с шумными водопадами. Часто твердые породы

Путь реке преграждают,

Затрудняют им теченье,

Их порогом называют

-Самая порожистая река в России Ангара. Пороги мешают судоходству. Но зато на таких реках строят гидроэлектростанции.

Задумывались ли вы, как возникает река?

У каждой реки есть начало – исток. Это может быть небольшой родничок, бьющий из-под земли, озеро, болото, ледник.

– Река состоит из истока, русла и устья.

Русло- путь, который выбрала себе река. Изобразите в тетради рисунок реки и подпишите её составные части.

Вернемся к рисунку. Нам его следует дорисовать

– Где берет начало река?
– Где еще могут брать начало реки и её притоки?

– Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало из родника и приток, берущий начало их болота .

– Сколько притоков получилось ?

– Как их будем различать? Как определим, какой левый, какой правый? (Нужно встать по направлению течения, лицом к устью. Если река впадает слева, то это левый приток, а если справа – то правый.)
Главная река с её притоками и образуют речную систему.

( Работа с картой полушарий в атласе) – определите у какой из рек речная система больше? У Амазонки или Нила? У Енисея или Волги?

– Вся площадь, с которой река собирает воду, называют бассейном этой реки. (Работа с контурной картой: закрасить в синий цвет бассейн р. Обь, в зеленый – р. Енисей, в красный – р.Лена, в желтый – р. Волга.

Границы между соседними речными бассейнами называется водоразделом.

Некоторые реки в конце пути разветвляются на несколько рукавов. Такое место называют дельтой реки. В конце пути река добегает до моря и впадает в него, щедро даря ему свои воды. Место впадения реки в море называют устьем.

4. Закрепление пройденного материала

а) Учащиеся получают карточки – задания по пройденному на уроке материалу.

1.Определите, к бассейну какого океана относятся перечисленные реки:

Амур          Тихий океан

Амазонка                                               Атлантический океан

Миссисипи                                             Индийский океан

Конго                                                     Северный Ледовитый океана        

2.Распределите реки по материкам:

Муррей         Евразия

Волга         Африка

Нил         Северная Америка

Парана         Южная Америка

Макензи         Австралия

3. Подберите пару: река – исток.

Амазонка                         Байкал

Волга          Анды

Нил         Валдайская возвышенность

Ангара         озеро Виктория

4. Подберите пару: река – устье.

Нигер          Азовское море

Ганг         Аравийское море

Обь         Карское море

Дон         Гвинейский залив

5. Из списка географических объектов выберите только те, которые относятся к внутренним водам.

Река

Залив

Озеро

Ручей

Водохранилище

Пруд

Море

Океан

Водопад

Болото

Горный ледник

Подземные воды

Речной канал

Родник

Источник

б) Поработаем с картой атлас "Физическая карта России”.

Найдите реки: 1 вариант- Обь, 2 вариант- Енисей. Опишите речную систему по плану:

1) Главная река.

2) Исток главной реки, устье главной реки.

3) Левые и правые притоки.

  1. Домашнее задание

а) Параграф 31

б) письменно:

  • при каких условиях на реках образуются пороги и водопады? В чем их отличия?

  • как реки зависят от климата?

  • в чем значение рек?


в) творческое задание - составить загадки, ребусы