Военно-исторический мастер-класс как одна из нетривиальных форм профориентационной работы в дополнительном образовании.
Дырдина Анастасия Алексеевна
педагог-организатор,
Нисютин Сергей Андреевич
педагог-организатор,
МБУ ДО «Дом детского творчества»
МО «Мелекесский район»
Ульяновской области
Одной из нетривиальных форм профориентации в дополнительном образовании является форма мастер-класса. Данная педагогическая технология представляет собой публичную демонстрацию умений и навыков эксперта в каком-либо деле. Учащиеся, окунаясь в атмосферу какой-либо сферы деятельности в рамках мастер-класса, имеют возможность примерить на себе социальные роли, связанные с выбранной областью деятельности.
Правильный выбор будущей профессии очень часто значит гораздо больше школьной успеваемости и багажа знаний, который впоследствии нигде не будет применен. Как показывает практика, адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни.
Выбранный нами мастер-класс позволит детям ознакомиться с профессией геймдизайнера, которой не обучают в вузах. Данная профессия в последнее время становится все более востребованной и высокооплачиваемой и может являться творческим способом дополнительного заработка, а так же приятного времяпрепровождения.
Знакомство с созданием настольных игр в нашем случае следует начинать с военно-исторической игры, которая абстрактно симулирует такое значимое историческое событие как битву за Москву.
Военная игра Battle for Moscow – простая в освоении военно-историческая игра, восстанавливающая события Битвы за Москву (известной на Западе, как «Операция Тайфун»). Адольф Гитлер рассматривал взятие Москвы, как одну из главных военных и политических целей «Операции Барбаросса», но история позволила советским войскам сдержать оборону, перейти в контрнаступление, а затем и в общее наступление на Берлин. Как всё будет обстоять в игре, решают действия игроков.
Фрэнк Чедвик выпустил эту игру впервые в 1986 году. В 2009-ом Battle for Moscow вернулась в печать, причём с обновлённым оформлением и переработанными правилами под логотипом компании Victory Point Games.
Игровой процесс простой подразумевает под собой пошаговую стратегию.
Игровой Ход:
Фазы Немецкого игрока:
Фаза Пополнений.
Фаза Танкового Движения. Все немецкие танковые корпуса могут двигаться.
Фаза Атаки. Все немецкие части могут атаковать.
Фаза Движения. Все немецкие войска могут двигаться (включая тани, которые уже двигались в Фазу 2).
Фазы Советского игрока:
Фаза Пополнений/Подкреплений
Фаза Железнодорожного Передвижения (Специальная). Все Советские подразделения, которые начинают эту Фазу на ЖД-линии могут перемещаться вдоль неё.
Фаза Атаки. Все советские войска могут атковать.
Фаза Движения. Все советские подразделения могут двигаться (включая те, что уже двигались в Фазе 6).
Служебная Фаза:
Служебная Фаза. Передвигается маркер хода, или, если закончен последний ход, то определяется Победитель.
Ход мастер-класса осуществляется следующим образом. Учащиеся знакомятся с исторической справкой о событии. Следующим этапом следует изготовление компонентов из заранее изготовленного и розданного материала. Третьим этапом педагог объясняет правила игры и происходит отыгрыш нескольких ходов. Впоследствии, вместе с учащимися, педагог обсуждает механики игры и проводит рефлексию.
Следует отметить, что проведение военно-исторических мастер-классов в формате настольной ролевой игры, не столь распространённое явление. Почему же мы выбрали данную форму из огромной массы педагогических технологий? Чем данная форма профориентационной работы может быть полезна в учебно-воспитательной работе дополнительного образования? Как можно связать настольную игру и исторические события?
Данный мастер-класс дает возможность подробного знакомства с историей Великой Отечественной Войны, а именно с этапом осени 1941 года, операцией Тайфун и боевыми действиями этого исторического периода. Учащиеся проведут симуляцию железнодорожных передвижений и ознакомятся с особенностями почвенных и погодных условий в местах танковых сражений. У детей появится возможность поверхностного знакомства с деятельностью военных штабов и штабных офицеров при планировании и осуществлении общевойсковых операций, что может оказать положительный эффект в направлении военно-патриотического воспитания. Так же, следует оценить экономическую сторону затрат на подготовку к мастер-классу. Игра распространяется в формате принт энд плей, что буквально означает «распечатай и играй». Знакомство с геймдизайном и некоторыми механиками работы данной настольной игры, позволит провести профориентацию на профессию геймдизайнера в полной мере.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Книжный интернет-магазин. Аннотация к настольной игре «Битва за Москву» URL: https://www.labirint.ru/games/493094// (дата обращения 10.04.2021).