Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы посредством слова и текста
Логинова Елена Владимировна
педагогический стаж - 20 лет
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА :
использование ИКТ на уроках русского
языка и литературы с целью
повышения мотивации обучающихся
к учебной деятельности
ЦЕЛЬ :
содействовать развитию творческих
способностей учащихся; умениям
применять знания и навыки; воспитывать
достойного гражданина и патриота
своей Родины
Центральное место в воспитательной системе школы занимает гражданско-патриотическое воспитание:
формирование гражданственности, патриотизма, трудолюбия, нравственности, формирование социально значимых ценностей, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе; развитие познавательных интересов
Целью
патриотического воспитания является
создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания детей для формирования социально-активной личности. Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за свое будущее
Задачи
гражданско-патриотического воспитания
Обучающая
уметь выделять основные положения в изучаемом материале, оформлять конспекты, рефераты, сопоставлять различные точки зрения
Просветительская
приобщить к истории культуры и литературы, раскрыть удивительные человеческие судьбы
Эстетическая
донести непреходящий характер художественных ценностей
Лингвистическая и коммуникативная
обогатить устную и письменную речь.
Воспитательная
развить у школьников чувство патриотизма, обучить навыкам научно-исследовательской работы; развить познавательные интересы учащихся
В процессе воспитания гражданственности и патриотизма на уроках РУССКОГО ЯЗЫКА , использую следующие методические приемы:
Разъяснения учителя, раскрывающие патриотический смысл содержания текстов упражнений учебника или текстов изложений;
Фронтальная беседа, раскрывающая смысл темы, по которой учащиеся будут составлять предложения или писать сочинения;
Написание сочинений-рассуждений в рамках ГИА на темы гражданственности и патриотизма. Например, «Слово о Родине», «Юные герои войны», «Этих дней не смолкнет слава» и т.д.
Патриотизм, как и любовь к ближнему,
начинается с родного дома Генри Джеймс
Работа со словарями также имеет большое воспитательное значение. Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например: Прочитайте в «Школьном толковом словаре» и «Словаре иностранных слов» словарные статьи, посвященные слову «патриот, патриотизм». Сравните определения. В этимологических словарях могут найти значение и происхождение слов
Изучение фразеологизмов . Для обогащения словаря учащихся, развития речи, расширения кругозора, необходимо изучение фразеологизмов. Обращаясь к фразеологическим словарям, ученики узнают историю своего народа, быт, обычаи, традиции, происхождение профессий, игр и т.д.
Изучаем тему «Лексика». Даю ребятам задание: выписать из толкового словаря значение слов «Родина», «Отчизна». Раскройте их лексический смысл.
— РОДИНА — 1) Отечество, родная сторона.
2) Место рождения, происхождение кого-либо, чего-либо. ОТЕЧЕСТВО, ОТЧИЗНА, РОДИНА — синонимы. Подберём однокоренные слова к слову Родина: род, родители, родиться, родня, родной, родственный, родинка, родник, природа
Русский язык и литература взаимосвязаны в воспитании патриотизма. Изучая пословицы и поговорки на уроках литературы можно повторять или изучать такие темы на уроках русского языка:
«Тире между подлежащим и сказуемым» (8 кл.) – Родная сторона — мать, чужая — мачеха; Родина — мать, умей за неё постоять, Отца с матерью почитать — горя не знать,
Семьей дорожить — счастливым быть, Дружно за мир стоять — войне не бывать
«Прилагательные полные и краткие» (5 кл.) – Своя земля и в горести мила ; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило , Друг - ценный клад, недругу никто не рад
«Степени сравнения имен прилагательных» (6 кл.) – Родина краше солнца, д ороже золота; Любовь к Родине с ильнее смерти
РАБОТА С ТЕКСТОМ
( 1)Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы. (2) Впервые после долгой блокадной зимы они отправились пешком с Петроградской стороны на Невский проспект, ко Дворцу пионеров. (3) Они обходили перевёрнутые трамваи, прятались от взрывов в подворотнях, пробирались по грудам развалин на тротуарах. (4) Зимой девочки похоронили мать, умершую от голода, и остались одни в закопчённой квартире с обледеневшими стенами. (5)Чтобы согреться, сжигали мебель, одежду, книги. (6) Ослабевшую Нюру, до войны солистку знаменитого ансамбля, которым руководил Исаак Осипович Дунаевский, на санках отвезли в детский дом девушки – бойцы отряда противовоздушной обороны. (7) Рая Иванова поступила в ремесленное училище.(8) На исходе первой блокадной зимы их разыскала руководитель студии Р.А. Варшавская. (9) Как и другие работники Дворца пионеров, она, только недавно выписанная из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев. (10) До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.
(11) Из уст в уста передавалась казавшаяся невероятной весть: «Дворец пионеров ждёт нас!» (12) Об этой новости нельзя было узнать ни из газет, ни из сообщений по радио. (13) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. (14) Так были помечены и Эрмитаж, и Русский музей.
(15) Из района в район, из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час…», и по улицам осаждённого города двигались дети – так начался подвиг педагогов и воспитанников ленинградского Дворца пионеров.
(16) Дети, конечно, были глубоко потрясены войной. (17) Они видели, как рушатся дома от взрывов, как падают в голодном беспамятстве люди. (18) Вера Бородулина потеряла отца, Витя Панфилов пережил смерть семерых родных... (19)В каждом доме было горе.
(20) Впереди было ещё почти два года блокады...
(21) А в мае 1942 года во Дворце пионеров работали многочисленные кружки – танцевальные, вокальные, фортепьянные, рукоделия, рисования, художественного слова. (22) Искусство помогало детям выжить, но они ещё не знали о его подлинной силе.
(23) Летом 1942 года ребят впервые пригласили на военный крейсер. (24)Они поехали на грузовой машине, захватив музыкальные инструменты и танцевальные костюмы. (25) На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина. (26) По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27) Знавшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. (28) Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда. (29) Прощаясь с детьми, команда построилась. (30) Ребята стали вручать подарки, которые привезли с собой.
(31) Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины». (32) Моряки знали цену мужеству .
(По Л.Овчинниковой)
• К какому типу речи он относится?
Повествование
• Какова его основная мысль?
Неимоверные испытания выпали на долю ленинградских детей, но они не сдались, выстояли и приобрели несокрушимое мужество
Художественный
• Определите стиль речи
• В каком значении употребляется в тексте слово «подлинная» (предложение 22)?
1) настоящая 2) достоверная 3) точная 4) естественная
• Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
1) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.
2) Рая Иванова училась в ремесленном училище.
3) Летом 1942 года воспитанники Дворца пионеров выступали на военном крейсере.
4) Рая и Нюра Ивановы предложили руководителю студии
Р.А. Варшавской собрать детей во Дворце пионеров
РАБОТА СО СЛОВОМ «МУЖЕСТВО»
Лексическое значение слова
МУЖЕСТВО - моральное качество, характеризующее поведение и моральный облик человека, которому присущи смелость, стойкость, выдержка, самообладание, самоотверженность, чувство собственного достоинства.
Словарь по этике. - 1981
МУ́ЖЕСТВО, - присутствие духа в опасности, в беде и т. п.; храбрость, бесстрашие. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999
Синонимы
Смелость, храбрость, отвага, бесстрашие, неустрашимость, доблесть; непреклонность, твердость духа, стоицизм, стойкость, бесстрашность, дерзость, героизм, геройство, отважность, решимость, твердость, мужественность, непоколебимость, безбоязненность, несгибаемость, трусость, малодушие
Антоним
трусость, малодушие
Фонетический разбор
мужество — слово из 3 слогов: му-же-ство. Ударение падает на 1-й слог
м [м] согласный, звонкий непарный (сонорный), твёрдый
у [`у] гласный, ударный
ж [ж] согласный, звонкий парный, твёрдый, шипящий, шумный
е [ы] гласный, безударный
с [с] согласный, глухой парный, твёрдый, шумный
т [т] согласный, глухой парный, твёрдый, шумный
в [в] согласный, звонкий парный, твёрдый, шумный
о [а] гласный, безударный
8 букв, 8 звуков
Состав слова
В литературе
***А. Ахматова «Мужество»
***В. Кетлинская "Мужество"
***Генри Лайон Олди "Мужество похвалы"
***Чарльз Портис "Настоящее мужество"
***Тамоников Александр "Батальон мужества"
***Сергей Макаров "Крест за мужество"
В искусстве
Ф. Гойя. «Какое мужество»
Монумент «Мужество»
П. А. Кривоногов
«Мужество»
Мудрые высказывания
Мужество есть великое свойство души, народ, им отмеченный, должен гордиться собою .
Н. Карамзин
Мужество – добродетель, в силу которой люди в трудностях совершают прекрасные дела
Аристотель
Сандро Боттичелли:
"Духовное мужество"
В кинематографе
В музыке
Отражение народных идеалов - патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости - мы видим в древнерусской литературе, в летописи “Повести временных лет”, которую изучаем на протяжении трех лет
Повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” - это прославление боевого товарищества, осуждение предательства
Героизм и самоотверженность героев в борьбе за свою землю, дает представ-
ление о патриотизме, как беззаветной преданности Родине
Изучая “Житие Александра Невского”, ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов
На примере Андрея Соколова мы видим несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество в рассказе М.А. Шолохова “Судьба человека”. При анализе текста я ставлю перед ребятами проблемный вопрос, ответ на который я прошу оформить в виде сочинения- рассуждения в рамках подготовки к ГИА. Например, “Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?”, “А как бы ты поступил на его месте?”. Такие вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого, привлекают опыт ученика, что делает такой урок личностно ориентированным
М.А. Шолохов “Судьба человека”
Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности включает в себя различные формы:
- Проектная деятельность
- Участие в метапредметной олимпиаде «Не прервется связь поколений» , в конкурсе «История моей семьи в истории страны»
- Тематические классные часы
- Экскурсии, знакомства с историческими местами
- Конкурсы военной (инсценированной песни)
- «Уроки мужества»
- Дискуссии по нравственной тематике
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны
Формы патриотического воспитания во внеклассной работе
- Конкурсы плакатов, газет, посвященных Великой Отечественной войне
- Участие в акции «Бессмертный полк»
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить
Я верю , что мои обучающиеся никогда не позволят себе приветствовать фашизм или делать героями в одном ряду «Бессмертного полка» Гитлера или Гебельса