Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17»
Статья
«ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ,
ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ НА УРОКАХ ОБЖ И В КАДЕТСКИХ КЛАССАХ"
Казанцев В.В.
Преподаватель ОБЖ
МАОУ СОШ№17 г. Тобольск
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ НА УРОКАХ ОБЖ И В КАДЕТСКИХ КЛАССАХ
Слова А.В. Суворова: «Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может – защитить себя, и сделать это должен тот, кто пьет воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой».
В интересах безопасности государства и подготовки молодого поколения к службе в армии, руководством страны с 1994 года принимаются меры по оформлению и повышению эффективного направления: «Военно-патриотическое воспитание».
Президентом Российской Федерации был издан указ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи». Сегодня патриотическое воспитание российской молодежи является одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики в условиях реформирования общества и его военной организации, а так же в сфере образования.
В то же время патриотическое воспитание включает комплекс мер духовного, идеологического, социально-политического, психологического, педагогического, военно-технического и иного характера, реализация которых призвана способствовать оформлению функций защитника Отечества, особенно в условиях военной деятельности.
Специфика задач патриотического воспитания предполагает существенную дифференциацию его содержания. Соотношение общего и особенного, специфического проявления в нем, в двух основных моментах:
- общее в содержании патриотического воспитания является доминирующим и составляет его ядро. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач, по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной или альтернативной службе.
- в современных условиях, когда решается проблема профессионализации личного состава Вооруженных Сил, значительно возрастает роль и значение специфического компонента содержания патриотического воспитания. Это предполагает его более глубокую и последовательную дифференциацию, более основательную и всестороннюю разработку в соответствии с теми конкретными задачами и, прежде всего патриотического характера, которые возлагаются на защитников Отечества в условиях военной деятельности, в процессе прохождения военной службы.
В настоящее время, военно-патриотическое воспитание, одно из специфических направлений по воспитанию молодежи и подрастающего поколения. Эта сфера включает в себя всю совокупность ценностей, созданных и используемых обществом для оптимизации военно-патриотического воспитания. Военно-патриотическое воспитание в единстве с нравственным, эстетическим и интеллектуальным воспитанием приобретает значение одного из основных факторов всестороннего развития личности.
Военно-патриотическое воспитание не может существовать без здорового образа жизни. Здоровый образ жизни - это индивидуальная система привычек, которая обеспечивает человеку необходимый уровень жизнедеятельности для решения задач, связанных с выполнением обязанностей и для решения заданных запросов и личных проблем.
Помогая подросткам формировать индивидуальную систему здорового образа жизни, необходимо учитывать все особенности этого возраста. Военно-патриотическое воспитание является важным этапом становления личности.
В современных условиях не ослабевает, а еще более возрастает значение подготовки молодежи к защите Родины-России. Это требует заблаговременной подготовки юношей к действительной военной службе. Только в том случае, если юноша, призванный в Вооруженные силы, будет обладать необходимыми военными знаниями и навыками, он сможет в более короткие сроки овладеть сложными современными вооружениями и боевой техникой, выработать у себя в соответствии с требованиями военной присяги высокие моральные и боевые качества.
Можно с уверенность сказать, что система начальных военных знаний, включающая в себя и сведения о военной службе составляющая часть курса ОБЖ, в который включено военно-патриотическое воспитание. Основы безопасности жизнедеятельности и основы военной службы, ныне положительно помогают решать задачи, как личной, так и общественной безопасности человека. В современных условиях формы получения начальных военных знаний, безопасности жизни и военной службы, самые разнообразные. Большую роль играют военкоматы, воинские части, штабы ГО, ГИБДД. Сам же процесс ознакомления учащихся с курсом Основы Безопасности Жизнедеятельности, связан непосредственно с образовательным учреждением на уроках ОБЖ.
Многовековая история человечества, опыт минувших деятелей нашей страны неоднократно подтверждали истину о том, что то государство, которое всерьез думает о своей безопасности, уделяет должное внимание боевой мощи Вооруженных Сил - всегда подтверждало историческое испытание на прочность, отстаивало свою честь и независимость в многочисленных схватках с врагами, наказывал агрессоров.
С введением программы ОБЖ стало возрождаться военно-патриотическое воспитание молодежи. После изучения основ безопасности жизнедеятельности стал наблюдаться значительный сдвиг ценностных ориентаций молодых людей призванных на военную службу. Такими нравственными качествами как, например: готовность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным Силам, воинская честь и достоинство, обладают многие юноши. Подготовка юношей к военной службе - это совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти, общеобразовательными учреждениями и организациями независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, должностными лицами по подготовке граждан к военной службе в Вооруженных силах РФ.
Предмет ОБЖ учит предвидеть и распознавать опасности и по возможности избегать их. При этом нужно действовать грамотно, совершенствовать свои физические и психологические возможности, чтобы уметь противостоять опасностям.
Любовь к Родине и Вооруженным Силам, верность конституционному долгу, военной присяге, добросовестность и самоотверженность, гуманизм и оптимизм, трудолюбие и работоспособность, выдержка и терпение, способность к преодолению трудностей – эти качества должны быть присущи каждому гражданину своего Отечества.
Военно-патриотическое воспитание, основанное новой системой ценностей и приоритетов, должно занять достойное место в жизни и деятельности Вооруженных Сил, каждого военнослужащего и допризывной молодежи. В настоящее время с использованием региональных средств массовой информации, ведется пропаганда по изучению основ безопасности жизнедеятельности и военно-патриотического воспитания подрастающей молодежи. Для защиты населения Российской Федерации от вооруженного нападения, обеспечения суверенитета и неприкосновенности ее границ, в стране заблаговременно организуется и обеспечивается оборона. Оборона является главным элементом безопасности и одной из важнейших функций государства. Решение задач обороны и прохождения военной службы достигается в первую очередь на уроках ОБЖ с помощью мер политического, военно-патриотического и экономического характера. Для обороны РФ с применением средств вооруженной борьбы созданы Вооруженные Силы РФ и установлена воинская обязанность граждан страны.
Согласно статье Конституции РФ, защита отечества является долгом и обязанностью каждого гражданина РФ. Кроме того, в соответствии с Законом «Об обороне» ст.9 граждане обязаны принимать участие в мероприятиях гражданской и территориальной обороны.
На занятиях по военно-патриотическому воспитанию юноши изучают и знакомятся с некоторыми видами Вооруженных Сил. Также они знакомятся с воинскими обязанностями граждан РФ, юноши старших классов изучают такие вопросы, как воинский учет, подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение к военной службе, пребывание в запасе (Резерве) и обучение в мирное и военное время.
Программа ОБЖ помогает подросткам подготовиться к военной службе. В Вооруженные Силы РФ призываются молодые люди морально и психологически устойчивы. Рассмотрение военно-патриотического воспитания личности необходимо начинать с понятия «патриотическое воспитание».
Великим полководцам Н.Н.Раневскому, А.П.Ермолову, М.И.Платову принадлежат следующие определения:
Патриотическое воспитание - это воспитание важнейших духовно-нравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему отечеству, гордость за принадлежность к народу и его свершениям, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному служению обществу и государству. Через патриотическое воспитание на уроках ОБЖ, формируется не только гражданин, а гражданин-патриот в самом высоком смысле этого слова, горячо любящий свою Родину, готовый всегда служить ей верой и правдой.
Понятие «патриот», «патриотизм» участвуют в формировании понятий «патриотическое воспитание и образование». Общественная потребность в патриотическом воспитании личности зафиксирована в ряде документов Министерства образования Российской Федерации. В них патриотическое воспитание определяется как «единство обучения и воспитания, как процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом». При этом целью патриотического воспитания выступает подготовка учащихся к жизни в гражданском обществе, демократическом правовом государстве путем формирования у них устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, его институтах, основных социальных связях и отношениях, политических и правовых средствах регулирования общественной жизни.
Военно-патриотическое воспитание заключается в том, что каждый гражданин должен любить свою Родину, свой родной край, соблюдать законы своей страны. Проявлять уважение к старшему поколению, оказывать помощь младшим. Если потребуется, встать на защиту своей Родины нераздумывая, и защищать ее до последнего дыхания.
Основной целью военно-патриотического воспитания на уроках ОБЖ, является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного демократического государства, формирование у граждан высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Для достижения этих целей в школах должны решаться следующие задачи:
- совершенствоваться нормативно-правовая и организационно-методическая база патриотического воспитания;
- привлекаться к участию в военно-патриотическом воспитании общественные организации, высшие военные учебные заведения, отдельны граждане- участники боевых действий в локальных войнах, которые своим примером, воспитывают будущих воинов.
- повышаться качество патриотического воспитания подрастающего поколения на уроках ОБЖ в школе;
- проводиться научно обоснованная организаторская и пропагандистская деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как основной духовной составляющей России.
В итоге было найдено наиболее результативное решение задач по военно-патриотическому воспитанию, которое достигается через общее образование: детям и подросткам легче привить мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил безопасности поведения дома, на улице, в школе, на природе, а затем в обществе, на производстве и в армии. Поэтому и был создан специальный курс школьной программы «Основы безопасности жизнедеятельности».
Данный курс предназначен для воспитания «личности безопасного типа» - личности хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно считать личные интересы с интересами общества.
Военно-патриотическое воспитание молодежи опирается в основном на ориентирование граждан. Оно является началом получения знаний и навыков по патриотическому воспитанию.
Значение любой деятельности определяется ее целями и результатами. Целями деятельности по ориентированию учащихся на получение начальных знаний об обороне государства является высокая психологическая готовность к их овладению. Военно-патриотическое воспитание не может не интересовать каждого, кто причастен к подготовке граждан к выполнению конституционного долга – к защите Отечества, и особенно к вооруженной защите. Поэтому сейчас проводится большая работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В частности на уроках ОБЖ.. Национальные интересы России в оборонной сфере заключаются, прежде всего, в обеспечении безопасности личности, общества, государства и наконец патриотизме.
К настоящему времени уже сформирована определенная нормативно-правовая база патриотического воспитания. Имеются: постановление Совета Министров РСФСР № 253 от 14 мая 1991 года «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных учебных заведениях РСФСР», Закон РФ «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13 марта 1995 года, Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» от 16 мая 1996 года, обновленный Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года, утвержденная в марте 1998 года Концепция военно-патриотического воспитания и Правительства РФ «О подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» от 31 декабря 1999 года.
Проблемы патриотического воспитания личности нашли отражение в нормативных документах Министерства образования РФ: государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (от 11.06. 2005г. №422), а также подпрограмме МО РФ «Формирование условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи. Увековечение памяти защитников Отечества» в рамках федеральной целевой программы «Молодежь России», в которых определены понятие, содержание проблемы патриотического воспитания, цели и задачи, система программных мероприятий реализации программы, что является основой организации деятельности с детьми.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», определены приоритетные направления образования, среди которых, важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма на уроках ОБЖ.
Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания.
Школа сегодня поставлена в условия самовыживания. До сих пор повышение роли школы в деле воспитания лишь декларируется в концептуальных и нормативных документах, не находя практической реализации в работе образовательных учреждений. В этих условиях педагогу необходимо организовать образовательный процесс так, чтобы создать благоприятные условия для формирования и развития Личности высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной.
Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому. Возрождение и охрана духовных традиций своего народа - вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система класса.
Кадетские классы создаются в целях интеллектуального, общекультурного, физического, духовно-нравственного и морально-волевого развития на базе реализации общеобразовательных программ в соответствии с ФГОСа, а также программ специализированных курсов в системе дополнительного образования. Их адаптации к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на поприще государственной гражданской, военной, правоохранительной и др. служб.
Также интересны задачи и цели кадетского воспитания:
формирование у обучающихся общей ориентации на профессии военного, спасателя, пожарного, сотрудников внутренних служб, ФСБ, ФСКН;
получение кадетами первичных знаний и навыков, необходимых для выбора профилируемых профессий, продолжения дальнейшего обучения в специализированных образовательных учреждениях;
формирование и развитие у обучающихся специальных знаний, умений и навыков, морально-волевых и психологических способностей, необходимых для служб в подразделениях МО, МВД, МЧС, ФСБ, СОБР, ФСКН;
формирование и развитие у обучающихся чувства верности к конституционному и воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, воспитание готовности к защите Отечества;
физическое и спортивное совершенствование через развитие военно-спортивных и прикладных видов спорта.
Образовательный процесс в кадетских классах осуществляется с учетом дополнительных образовательных программ по профилируемым курсам, учебным программам по общеобразовательным предметам, имеющим целью подготовку к служению Отечеству на поприще государственной гражданской, военной, внутренней, правоохранительной служб через профессиональную ориентацию по специальностям МЧС, МВД, ФСБ, ФСКН.
Что же касается нашей школы, то у нас открыты 2 класса кадетской направленности (6-8 классы). Безусловно, существует отличие от обычного обучения детей. Оно состоит в том, что внеурочная деятельность представлена огневой и строевой подготовкой по 104 часа каждого предмета. Углубленное изучение ОБЖ также входит в характеристику наших кадетских классов.
Организация образовательного процесса в кадетских классах строится в соответствии с разработанным и утвержденным учебным планом, который соответствует стандартам ФГОС.
Что касается режима кадетских классов на основании ФГОСа, то режим дня кадетского класса обеспечивающий научно обоснованное чередование обучения, специальной подготовки, труда и отдыха регламентируется правилами внутреннего распорядка школы, Уставом внутренней службы кадетов и утверждается директором учреждения.
Учебные занятия в кадетском классе проводятся в составе взвода, занятия по дополнительным образовательным программам могут проводиться в составе группы или отделений.
Для проведения занятий по специализированным предметам (по согласованию) привлекаются:
сотрудники и служащие подразделений ГУ МЧС, МВД России
преподаватели школы;
тренеры-преподаватели ДЮСШ;
работники культуры (библиотека, музей, школа искусств, зал фитнеса, аэробики, хореографии, тренажерный зал);
инструкторы ДОСААФ;
медицинские работники школы, ЦРБ.
Основными формами и видами занятий в кадетских классах согласно ФГОС являются:
урок;
внеурочные занятия;
курс теоретических занятий;
тактические занятия;
тренировки и практические занятия;
учебно-тренировочные сборы;
экскурсии, походы;
спортивные соревнования и военно-спортивные игры;
мероприятия гражданско-патриотического, военно-патриотического, военно-технического, оборонно-спортивного, прикладного характеров.
Учебный год начинается с 1 сентября, заканчивается учебно-тренировочным сбором согласно Положению (кроме учащихся 9 классов) и выполнением контрольно-переводных испытаний. В течение года возможны организация и проведение микроциклов учебно-тренировочных сборов в период учебных каникул.
Перевод учащихся в следующий класс осуществляется на основании решения педагогического совета учреждения с учетом промежуточной аттестации и выполнения контрольно-переводных испытаний по ОФП, СФП, двигательной подготовленности, специализированным курсам и успешного усвоения общеобразовательных программ.
По окончанию освоения обучающимися образовательной программы основного общего образования (9 класс) проводится государственная итоговая аттестация (ОГЭ) в порядке, предусмотренном Федеральными органами управления.Обучающиеся после окончания специализированного кадетского класса имеют право продолжить обучение в других образовательных организациях различной направленности.
Окончание специализированного класса на «хорошо» и «отлично» и наличие значка ГТО дает право на получение положительной характеристики – рекомендации в учебные заведения МЧС, МО, МВД. Согласно ФГОС воспитание кадетов базируется на общечеловеческих ценностях, лучших образцах мировой и национальной культуры, истории Отечества, героических традициях Вооруженных Сил Российской Федерации. Базисом формирования высоких ценностей является устои, традиции, обычаи, ценности своей семьи, своего народа, народов России, своей школы, села, района, региона и страны.
Воспитательный процесс организуется на основе комплексного подхода к решению задач патриотического, правового, нравственного, эстетического и воинского воспитания кадетов. При этом основные задачи его реализуются в процессе повседневной жизни кадетов, в совместной учебной и других видах деятельности кадетов, преподавателей и командиров подразделений.
Эффективность воспитательного процесса достигается через организацию внеурочной деятельности кадетов путем проведения дополнительных мероприятий по организации активного отдыха, социально-активной деятельности кадетов, участие в спортивных мероприятиях, созданием необходимых условий для успешной учебы и досуга кадетов, всесторонним информационным обеспечением, а также сочетанием высокой требовательности к кадетам с уважением их личного достоинства. Основной формой этого процесса является систематическая и целенаправленная индивидуальная работа с каждым кадетом.
Воспитательная работа с кадетами планируется в масштабе кадетского класса на весь период обучения, а также на учебный год и месяц.
Урочная деятельность имеет большое значение, поэтому реализация специализированных курсов и дисциплин в учебном плане за счет школы может осуществляться по следующим направлениям :
история военного искусства;
медицина катастроф;
психология;
этика и эстетика;
мир и церковь;
основы юридических знаний;
гуманитарная подготовка;
основы воинской службы и военного дела
Углубление содержания программ по общеобразовательным предметам, усиление практико-ориентированной направленности уроков:
Включение в содержание уроков истории тем: семья, как основа общества, государства.
- история, уклад, традиции, обычаи семьи, взаимоотношения участников внутри семьи, семья и школа, семья и общество, семья и государство.
- история родной школы, села, района, региона, символы родного края. Состав участников образовательной деятельности, их взаимоотношения.
- законы и др. нормативно-правовые акты, регулирующие эти взаимоотношения (конкретно – Закон, Устав, Положение).
- единоначалие и общественное управление (органы, составы, полномочия) на уровне школы, села, района, региона;
Включение в курс физики, математики, методов измерения длины, высоты, массы тел и предметов.
- биомеханика движений.
- угол вылета спортивных снарядов, механическая зависимость дальности полета спортивных снарядов от угла их вылета.
- зависимость скорости движения от длины и частоты шагов (маятника), дальности полета снаряда от силы финального усилия, совпадения углов приложения силы и вылета снаряда;
Включение в содержание уроков химии занятий по химической и радиационной защите, нейтрализации последствий заражения химическими ОВ, радиационной пылью, методы проведения дегазации, дезактивации.
- химия в деятельности служб МВД, ФСКН. Алкоголь, никотин, наркотоксикопсихотропные вещества. Возникновение зависимости от них и периоды возможной (невозможной) реабилитации;
Включение в содержание уроков биологии занятий по биологической и экологической защите, защите от кровососущих насекомых, грызунов и др.
- методы проведения дезинфекции, дератизации. Реализация здоровьесберегающих технологий через проведение специальных упражнений гимнастики для глаз, традиционной и парадоксальной дыхательной гимнастики по методу Стрельниковой, корригирующих упражнений на осанку, стопу , методов укрепления и развития сердечно-сосудистой, костно-мышечной и дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта. Методы определения уровня здоровья по антропометрии и тестовым заданиям и испытаниям. Методы массажа и самомассажа БАТ и точек соответствия. Построение эко-, астро- и биоритмологического режима дня, факторы здоровья, ЗОЖ и его составляющие. Соблюдение правил гигиены жилища, питания, сна, бодрствования, тела, одежды и обуви, требований общественной гигиены и санитарии. Ознакомление со здоровьесберегающими технологиями: ОПТ, ППТ, УВТ, САЛРТ, ЛОТ. Их реализация в учебно-воспитательном процессе;
Включение в содержание уроков географии занятий по ориентированию на местности с использованием естественных и искусственных ориентиров, методы определения расстояния до недоступных предметов. Картография (абрис, схема), азимутальный ход. Преодоление естественных и искусственных препятствий. Техника безопасности при проведении экскурсий, походов. Методы оказания первой медицинской помощи при форс-мажорных ситуациях;
Включение в содержание уроков физической культуры программ по ОФП и СФП, строевой подготовке, преодолению естественных и искусственных вертикальных и горизонтальных препятствий.
- факторы здоровья, ЗОЖ и его составляющие. Методы определения уровня здоровья по антропометрии, зависимость уровня здоровья от уровня развития основных физических качеств (сила, гибкость, выносливость). Физическое, психическое, духовное и социальное здоровье. Ритмологический режим дня. Соблюдение гигиены питания, сна, бодрствования, тела, одежды и обуви. Спортивная форма, одежды ( необходимость и обязательность) самостраховка, самозащита. Оказание первой медицинской помощи при травмах (растяжениях, вывихах, переломах), тепловых ударах и обморожениях.
Включение в содержание уроков ОБЖ занятий по строевой и огневой подготовке, оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения при ЧС различного характера, деятельности медицины катастроф, поисковой деятельности.
Внеурочная деятельность в кадетских классах согласно ФГОСу заключается в следующем:
Коллективно-творческие дела;
Занятия в СОГ, ГНП МАОУДОД ДЮСШ;
Занятия в кружках и клубах МБОУДОД ДП и Ш;
Занятия в клубах ДОСААФ по прикладным и военно-техническим видам спорта;
Занятия в школе искусств по развитию художественного творчества, музыкального образования, хореографической подготовки;
Изучение библиотечного и музейного дела;
Занятия на дистанционных курсах по интересам, участие в конкурсах по выбранным специализированным направлениям;
Занятия проектной деятельностью, участие в конкурсах районного, регионального и Российского уровней по научно-исследовательским, поисковым работам;
Занятия по самостраховке, самозащите, самообороне;
Заключение
Итак, кадетское движение как одно из актуальных направлений модернизации образования на современном этапе, нацелено на возрождение в молодежной среде духа патриотизма, чести, ценности дружбы, гражданского достоинства, желания отстаивать независимость и величие своей Родины. Возрождение кадетского образования, интерес к кадетским традициям - это свидетельство того, что мы вновь обретаем свою историю, восстанавливаем связь с прошлым. В нашей речи появились, казалось бы, исчезнувшие навсегда слова: Отечество, кадеты, господа, русский офицер.
В основе образовательного процесса в кадетских классах лежит, прежде всего, деятельностный подход, что позволяет максимально возможно улучшить степень обученности и уровень воспитанности. Основой для внедрения и постоянного совершенствования образовательной программы кадетских классов является процесс непрерывного воинского воспитания: выполнение уставных требований, соблюдение кодекса кадетской чести, ношение военной формы и атрибутики, беспрекословное подчинение вышестоящим начальникам, умение жить в условиях внутреннего самоуправления.
Используемая литература:
ОБЖ журнал №8 2002. О проблемах воспитания патриотизма.
ОБЖ журнал №3 2001. Еще раз о патриотическом воспитании.
Государственная программа «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2001-2010 годы.
Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие, Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс,2005.
Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе, сост. Н.В Мазыкина, Б.И Мишин, под. Ред. А.К. Бруднова, 2000.
Военно-патриотическое воспитание:1-11 классы. – М.: ВАКО 2009.-(Педагогика. Психология. Управление), Микрюков В.К.
Рожков С.А. Воспитываем патриотов: Патриотическое воспитание в школе. Пед. Вестн.2003.