СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вогнутые и выпуклые зеркала. Построение изображения

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Вогнутые и выпуклые зеркала. Построение изображения»

11 класс Дата урока _____________________________ Глава 3 «Оптика» § 17

Тема урока «Вогнутые и выпуклые зеркала. Построение изображения»

Тип урока: урок постановки учебной задачи

Задачи: усвоение основных характеристик сферических зеркал, способов построения изображений в них, характеристик изображений

Планируемые результаты

Предметные: расширят понятия: отражение света, приводить примеры применения на практике знаний о применении законов в различных областях, анализировать данные и выполнять расчет направлений световых лучей, необходимого для построения изображений, решать практические задания, связанные с данными понятиями

Метапредметные:

познавательные – управлять своей познавательной и учебной деятельностью по средствам постановки целей; уметь самостоятельно приобретать новые знания, анализировать табличные значения, предвидеть возможные результаты своих действий;

регулятивные – соотносить свои действия с планируемым результатом, владеть основами самоконтроль, самооценки;

коммуникативные – с помощью вопросов осуществлять поиск недостающей информации, устанавливать рабочие отношения и совместную деятельность с учителем и одноклассниками.

Личностные: формирование ответственного отношения к учебе, саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, позитивной самооценки и развитие инициативности

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учителя

Формируемые способы деятельности

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта.

Настраиваются на рабочую деятельность.

Отвечают на вопросы:

- Где я?

-Зачем я здесь?

-Что мне нужно делать?

Формировать навыки самоорганизации

II. Проверка домашнего задания

Организовывается самопроверка домашнего задания.



Проверяют домашнее задание у соседа по парте. Фиксируют найденные ошибки. Оценивают домашнюю работу одноклассников.


Уметь оценивать достижения других людей.

III. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи

Давайте вспомним основные понятия, изученные на предыдущих уроках.

Ключевое слово зашифровано в кроссворде.

Вопросы к кроссворду:

1) попадание небесного объекта в тень другого

2) область пространства, куда свет не попадает от светового источника

3) явление, с помощью которого мы можем видеть предметы, которые сами не светятся

4) ученый, основатель геометрии, писавший о прямолинейном распространении света

5) наука (раздел физики) о природе и свойствах света объекта

6) линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света

7) свойство лучей, при котором падающий и отраженный луч могут меняться местами

Учитель: Какое ключевое слово получили? ЗЕРКАЛО.


А сейчас я предлагаю вам посмотреть видео фрагмент « Бесконечное зеркало»

Видеофрагмент (http://www.youtube.com/watch?v=XRTLZbWcMIc)


Как вы думаете, какой предмет лежит в основе данного явления?

Логическое завершение этапа: формулирование темы и целей урока.


Существует много легенд о зеркале. По одной из них, Японцы считают, что именно зеркалу все нации мира обязаны тем, что на земле ежедневно восходит солнце. Согласно старинному мифу, богиня солнца Аматерасу глубоко обиделась на родного брата Сусаноо и заперлась в глубоком каменном гроте. Без света и тепла все живое на земле стало гибнуть. Тогда озабоченные судьбой мира, боги решили выманить светлую Аматерасу из пещеры. Зная любопытство богини, на ветках стоящего рядом с гротом дерева повесили нарядное ожерелье, рядом положили зеркало и велели громко петь священному петуху. На крик птицы Аматерасу выглянула из грота, увидев ожерелье, не удержалась от искушения его примерить. А в зеркало не могла не посмотреться, чтобы оценить украшение на себе. Как только светлая Аматерасу заглянула в зеркало, мир озарился и остается таким по сей день. Зеркало по сей день входит в обязательный набор подарков для японской девочки, достигшей девяти лет. Оно символизирует честность, прямоту, непорочность, а также то, что все женщины до сих пор так же любопытны, как и Аматерасу.


Осознают важность решения поставленной учебной задачи



Отвечают на вопросы кроссворда.























Развитие навыков целеполагания

IV. Сообщение темы. Постановка целей и задачи урока

Формировать умения принимать и сохранять учебную задачу

V. Мотивирование к учебной деятельности

Выражать свои смысл. Развивать навыки самомотивации

VI. Создание ситуации затруднения. Изучение нового материала

Введение определения плоского зеркала

Плоским зеркалом (или просто зеркало) называют плоскую поверхность, зеркально отражающую свет.

Существуют следующие виды зеркал:

Сферическое зеркало — зеркало, отражающая поверхность которого имеет вид сегмента сферы.

Учитель: Каждый из нас ежедневно смотрится в зеркало, но никто не задумывался о том, какое изображение мы в нем видим. Каковы его особенности. Рассмотрим изображение предмета в плоском зеркале.

Вы все хорошо знаете, что изображение предмета в зеркале образуется за зеркалом, там, где его на самом деле нет. Такое изображение называется мнимым. И прямым, а не перевернутым.

Сейчас я вам предлагаю экспериментальным способом узнать особенности изображения плоского зеркала.

Работа в группах : Рассмотрение особенностей изображения, даваемого плоским зеркалом.


Учащиеся выполняют эксперимент, после чего идет обсуждение и делается вывод.

Вывод: изображение в плоском зеркале всегда является:

- мнимым;

- прямым, т.е. не перевернутым;

- равным по размеру самому предмету;

- находится на таком же расстоянии за зеркалом, на каком предмет расположен перед ним, т.е. симметричным.

Р ассмотрение построения изображения в плоском зеркале:

Итак, что такое зеркало мы узнали, установили его свойства, а теперь должны научиться строить изображение в зеркале, с учетом выше указанных свойств. Работаем вместе со мной в своих тетрадях. (Учитель работает на доске, учащиеся в тетради.)

Итак, изображение должно быть таким же по

размерам, как и предмет, находиться за зеркалом

на таком же расстоянии, как и предмет перед

зеркалом.

Выполнение теста

1.Плоское зеркало – это

А. Гладкая поверхность, хорошо отражающая свет

Б. Плоская поверхность, не имеющая

шероховатостей

Д. Любая поверхность, зеркально отражающая

свет

Е. Среди ответов нет верного

2. Каково изображение светящейся точки и

где оно образуется в плоском зеркале?

1. Мнимое, за зеркалом

2. Действительное, перед зеркалом

3. Действительное, за зеркалом

4. Мнимое, перед зеркалом

3.На рисунке показаны изображения S’ точки S

в плоском зеркале. На каком из них допущена

ошибка?





Задание:

Построить изображение

предмета в плоском

зеркале.



























Самостоятельная работа учащихся с оборудованием.

1 группа: Задание: сравните расстояние от изображения до зеркала с расстоянием от предмета до зеркала.

  1. Определите, на каком расстоянии находится предмет перед зеркалом?

  2. Определите расстояние, на котором изображение находится за зеркалом?

  3. Какое это изображение ? ( прямое или обратное)

  4. Сделайте вывод.

изображение предмета в плоском зеркале находится на таком же расстоянии за зеркалом, на каком предмет расположен перед ним;

2 группа: Задание: сравните размеры изображения и предмета

  1. Определите высоту предмета.

  2. Определите высоту изображения.

  3. Сделайте вывод.

изображение предмета в плоском зеркале является прямым и равным по размеру самому предмету;


3 группа: используя текст, проверьте: является ли изображение предмета в плоском з еркале зеркальным.

На листе бумаги напишите несколько печатных букв и прочтите их в зеркале. Напишите буквы, которые и в зеркале читаются правильно. Повторите опыты со словами. Напишите зеркальное слово на бумаге и прочтите его в зеркале. Сделайте вывод.



Выражать свои мысли в соответствии с задачей

VII. Закрепление изученного материала

Работа с классом:

Задание: На листе бумаги расположите два зеркала под углом друг к другу. Получите в них изображение шахматной фигуры. Сколько изображений получилось?( у всех получилось разное количество изображений.) Почему?

А сейчас предлагаю вам выполнить опыт

« Многократное отражение».

Оборудование: два одинаковых зеркала, транспортир, фигура, изображение которой необходимо получить.

1.Соедините зеркала.

2.Поставьте небольшой предмет в центр транспортира.

3.Поставьте зеркала на транспортир и разверните, чтобы угол между ними был 180 градусов. (1)

4.Уменьшите угол между зеркалами до 120 градусов. (2)

5.Уменьшите угол между зеркалами до 90 градусов.(3)

6.Уменьшите угол между зеркалами до 60 градусов.(5)

Формула для расчёта числа изображений, даваемых двумя плоскими зеркалами: n = (3600 – α)/α.


Подумайте и ответьте на вопрос, где можно применить такое свойство зеркала?

В текстильной промышленности. Если между зеркалами поместить цветной рисунок, то получим изображение в виде узоров. Сфотографировав эти узоры, можно фотографии использовать для составления орнаментов, чтобы потом их изобразить на ткани, коже, дереве.

У вас на столах лежат карточки с абстрактными изображениями. Используя зеркала посмотрите, что может получится.

Данную особенность плоского зеркала часто используют для торговой рекламы. Для этого в витрине между зеркалами помещается, например, один флакон духов, а создается впечатление множества таких флаконов.

Сейчас очень популярны зеркальные лабиринты.

Просмотр видео ролика « зеркальный лабиринт»

https://www.youtube.com/watch?v=WPgMjhFgZt0

1. Но зеркала исполизовали и используют в медицине ( стоматоглогии), в военном деле, армии … Особы интерес здесь представляет перископ.

Представление самодельного перископа. (опережающее дом. Задание).

2. Всем вам из детства хорошо известна, такая игрушка, как калейдоскоп. В основе его работы тоже лежит зеркало. ( Демонстрация устройства)

3. Выступление с докладом области применения свойства зеркала.

Сейчас мне хотелось бы вернуться к началу нашего урока. К просмотру видео о « Бесконечном зеркале». Вы знаете, когда я первый раз посмотрела этот видеоролик, первый вопрос который я себе задала: « Возможно ли это сделать в домашних условиях?» Рассмотрев особенности создания данного эффекта мне показалось это возможным. Реализовать данный проект согласилась одна ученица.


Работа в парах с оборудованием. Рассуждение ребят по данному вопросу.



Выполняют опыт « Многократное отражение». Делают вывод: при уменьшении угла между зеркалами, число изображении увеличивается.












Отвечают на вопрос.










Работа в парах




Просмотр видеоролика.





Ученик представляет перископ, изготовленный своими руками. Объясняет устройство, принцип работы и области применения.




Ученик представляет презентацию по данному вопросу.



Представление проекта « Бесконечная рамка» (опережающее дом. Задание).


Осуществлять актуализацию полученных на уроке знаний и умений

IX. Подведение итогов урока. Рефлексия.


Отслеживать цель учебной деятельности

X. Домашнее задание

§18, ответить на контрольные вопросы, упр. 13 (1,4)