Педагогическую технологию (ПТ) обучения предмету ОБЖ (БЖ) можно определить как совокупность целей, задач, содержания, методов, приёмов и форм в психологической последовательности. Это целостный процесс, который можно выразить следующей формулой:
"ПТ = Цели + Задачи + Содержание + Методы (приёмы, средства) + Формы обучения".
Существенной составной частью современных педагогических технологий являются методы обучения. Ведь от уровня мастерства преподавателя, его умения правильно, интересно проводить занятия зависят качество обучения, эффективность усвоения учебного материала учащимися, их познавательная активность и заинтересованность.
Для повышения качества обучения предмета ОБЖ профессиональном училище, кроме традиционных образовательных методов используются элементы современных (инновационных) образовательных технологий: проблемное обучение (анализ ситуаций); информационно-компьютерное (применение в обучении персонального компьютера и баз данных); блочно-модульное (по содержанию рабочих программ и календарно-тематических планов); педагогический менеджмент (уроки-дискуссии, игры, фронтальный опрос); интегрированное обучение (использование межпредметных связей, бинарных занятий); внеаудиторные занятия (КВН, заседания клуба знатоков ОБЖ, экскурсии, военизированные эстафеты, самостоятельная работа и др.). Основным критерием качества обучения предмета может служить позитивная динамика учебных достижений обучающихся.
Физическое воспитание объективно существует на протяжении всей истории человечества. Но только в первой половине XIX века в России его стали внедрять в учебный процесс, делать первые шаги по развитию физической культуры, которая является частью общей культуры общества. Как учебная дисциплина, она представлена во всех общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, формирует у обучающихся физическую культуру, обеспечивает им эффективную учебную и будущую профессиональную деятельность.
Достижению высокой психологической устойчивости личного состава в годы Великой Отечественной войны способствовала высокая физическая подготовка, соответствовавшая по содержанию и форме всей серьёзности складывавшейся обстановки. Приказ и как его личностное воплощение - приказ самому себе выступали в качестве силы, побуждавшей воина к активной деятельности, направлявшей его поведение на выполнение боевых задач.
Физическая подготовка является одним из основных предметов боевой подготовки, важной и неотъемлемой частью воинского обучения и воспитания личного состава, одним из направлений повышения боеспособности Вооружённых сил Российской Федерации.
Хорошая физическая подготовка позволяет военнослужащим успешнее преодолевать трудности службы, предупреждать переутомление и в определённой степени делает боевую учёбу интересней, привлекательней.
Хотя ныне техника, транспортные средства, разнообразные машины сокращают затрату мускульной энергии солдата, уменьшают физические усилия, из этого вовсе не следует, что требования к физической подготовке военнослужащих снизились.
Особенно необходимы высокая физическая и психологическая подготовка в борьбе с терроризмом, в боевых операциях по уничтожению незаконных вооружённых формирований в горна-лесистой местности Северного Кавказа. Поэтому внимание к ним военнослужащих в последние годы постоянно возрастает.
В процессе физической подготовки формируются сила, быстрота, выносливость и ловкость, что повышает способности обучаемого в учебном процессе.
Задачами физической культуры учащихся являются:
формирование здорового образа жизни;
гармоничное физическое и духовное развитие;
развитие и поддержание на требуемом для допризывной молодёжи уровне выносливости, силы, быстроты и ловкости;
формирование навыков в передвижении по пересечённой местности в пешем порядке и преодолении искусственных препятствий с использованием разнообразных способов передвижения;
воспитание уверенности в своих силах, целеустремлённости, смелости и решительности, инициативы и находчивости, настойчивости и самообладания.
Специальная задача определяется требованиями по подготовке к профессиональной деятельности и службе в Вооружённых силах.
Важнейшими условиями успешности физической подготовки являются:
теоретическая, методическая и практическая подготовленность преподавателей, проводящих занятия по физической подготовке;
готовность учебно-материальной базы для занятий по всем разделам физической подготовки;
соблюдение норм и правил безопасности, предупреждение травматизма на занятиях по физической подготовке и других спортивных мероприятиях;
воспитание у обучаемых высокой мотивации и психологической устойчивости к занятиям физической подготовкой и спортом.
Каждый обучаемый несёт личную ответственность за уровень своей физической подготовленности, за развитие индивидуальных физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.
Методы физической подготовки Основные - это методы обучения, развития и воспитания. Методы обучения включают ознакомление, разучивание и тренировку и направлены на приобретение теоретических знаний, формирование у обучаемых прикладных двигательных навыков, привитие им организаторско-методических умений.
Ознакомление способствует созданию пространственного двигательного представления о разучиваемом упражнении. Для ознакомления необходимо назвать упражнение, образцово его показать; объяснить приёмы выполнения и его предназначение.
Разучивание направлено на формирование у обучаемых новых двигательных навыков. В зависимости от подготовленности учащихся и сложности физических упражнений применяются следующие способы разучивания:
в целом - если физическое упражнение несложное, доступно для восприятия или его выполнение по элементам не целесообразно;
по элементам - если физическое упражнение сложное и его можно разучивать по разделениям.
Тренировка закрепляет у обучаемых двигательные навыки путём их многократного выполнения в различных условиях.
Предупреждение ошибочных действий достигается чётким показом и объяснением техники выполнения приёма или действия; использованием подготовительных упражнений; учётом индивидуальных возможностей обучаемых.
Предупреждение травматизма достигается:
своевременной подготовкой мест занятий и инвентаря;
чёткой организацией занятий и соблюдением форм и методов их проведения;
использованием на занятиях индивидуальных возможностей обучаемых, учитывая уровень их физической подготовленности, посредством нормирования нагрузки, подбора оптимальных по сложности действий и способов их выполнения;
систематическим контролем преподавателем физической культуры за выполнением упражнений учащимися;
выполнением учащимися требований дисциплины, знанием ими приёмов страховки и самостраховки, правил предупреждения травматизма.
Методы воспитания направлены на образование морально-психологических качеств у обучаемых. Это достигается:
применением методов убеждения, при мера, соревновательности, поощрения и воздействия коллектива;
оценкой изменений воспитываемых морально-волевых черт характера;
подбором физических упражнений, в которых психологические качества личности проявляются в наибольшей позитивной степени.
Формы проведения физической подготовки Проводится во время учебных занятий, утренней зарядки, спортивно-массовой работы и на тренировках.
Формами её проведения могут быть учебные занятия, соревнования, игры, походы, выполняемые с обязательным соблюдением норм и правил безопасности, гигиенических условий и с активным использованием оздоровительных возможностей природы.
Учебные занятия - основная форма физической подготовки.
Проводятся они В виде теоретических и практических занятий в течение учебного года.
Теоретические предусматривают получение знаний и проводятся В виде лекций и семинаров. Практические - в форме учебно-тренировочных занятий.
Уче6но-тренировочные занятия
Состоят из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.
На подготовительную отводится 7-1 О минут, при этом решаются задачи подготовки организма учащихся к предстоящим физическим нагрузкам.
Содержание подготовительной части составляют общеразвивающие упражнения, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туловища, НОГ; всего тела, упражнения в парах и комплексы вольных упражнений, а также ранее изученные приёмы и действия. Перечисленные упражнения подбираются в зависимости от содержания основной части задания.
Выполнение физических упражнений на месте и в движении начинается с исходного положения, которое принимается по команде "Исходное положение - ПРИНЯТЬ" и выполняется по команде "Упражнение начи-НАЙ". Для окончания выполнения физического упражнения на месте подаётся команда "Стой", в движении - "Упражнение - ЗАКОНЧИТЬ".
Общеразвивающие упражнения, выполняемые на месте, показывает преподаватель стоя лицом (зеркально) или боком к обучаемым, а в движении - навстречу строю.
Сложные упражнения выполняются по разделениям. Например: "Наклониться, руки назад, делай - РАЗ; строевая стойка, делай - ДВА; присесть, руки вперёд, ладонями вниз, делай - ТРИ; строевая стойка, делай - ЧЕТЫРЕ". После освоения упражнения по разделениям подаётся команда на его выполнение в целом: "Упражнение - начи-НАЙ".
Для повышения интенсивности нагрузки в подготовительной части занятия ранее изученные упражнения выполняются одно за другим без пауз для отдыха по команде "Потоком, упражнение - начи-НАЙ".
Основная часть занятия проводится в течение 30-35 минут, как правило, на трёх-четырёх учебных местах, с последующей их сменой.
Содержание основной части занятия составляют физические упражнения, приёмы и действия, предусмотренные программой по физической подготовке в 1-м классе. Выполнение физических упражнений на учебных местах организуется групповым или фронтальным способом.
При групповом способе класс по окончании подготовительной части делится на три-четыре группы. Преподаватель, указав каждой группе учебные места и порядок замены, подаёт команду "К местам занятий шагом (бегом) - МАРШ". Группы учащихся в колонне по одному выдвигаются кратчайшим путём к местам занятий, располагаются так, чтобы указанные места находились слева от строя, и обозначают шаг на месте. Затем по общей команде останавливаются и поворачиваются налево. Преподаватель подаёт команду "К выполнению упражнений - ПРИ-ступить". Старшие групп (заранее подготовленные учащиеся) выходят на середину строя, поворачиваются лицом к развёрнутому строю группы, называют выполняемое упражнение и подают команду "Вольно" (на занятиях по гимнастике - "Гимнастическую стойку - ПРИНЯТЬ").
ДЛЯ смены мест занятий преподаватель подаёт команду "Класс, упражнение - ЗАКОНЧИТЬ". Обучаемые прекращают выполнение упражнений и строятся в одну шеренгу. Смена мест занятий производится по командам "Напра-ВО", "Для смены мест занятий шагом (бегом) - МАРШ".
При фронтальном способе занятий преподаватель по окончании подготовительной части определяет первое учебное место и подаёт команду "К месту занятия шагом (бегом) - МАРШ". Класс выдвигается кратчайшим путём к указанному месту, по командам преподавателя останавливается и поворачивается налево. После выполнения упражнений переходит ко второму месту занятий, затем - к третьему и т.д.
На заключительную часть занятия отводится 3-5 минут. За это время при водятся в порядок учебные места, организм обучаемых приходит в относительно спокойное состояние, подводятся итоги. Содержание заключительной части составляют ходьба и бег в медленном темпе, упражнения в глубоком дыхании и для расслабления мышц.
На учебных сборах на базе воинской части с целью повышения плотности занятий проводятся комплексные учебно-тренировочные занятия, направленные на повышение общей и специальной физической подготовки обучаемых.
В содержание комплексных занятий включаются физические упражнения из двух и более разделов физической подготовки в различных сочетаниях и изученные ранее программные упражнения, приёмы и действия, а также упражнения на тренажёрах, комплексные упражнения, подвижные игры и эстафеты.
РЕФЕРАТ
Военно – патриотическое воспитание
Цели:
способствовать развитию патриотизма граждан, особенно молодых людей, воспитанию чувства гордости за свою страну и родной край, уважения к славной истории Отечества, подвигу советского народа в Великой Отечественной войне, формированию в средствах массовой информации (далее - СМИ) достойного образа современной России.
Задачи:
популяризация среди молодых граждан Российской Федерации героизма и мужества старшего поколения в годы Великой Отечественной войны на при мере доблести и отваги советских воинов в Курской битве, создание на этой основе условий для развития у молодёжи важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, умения их применить в различных сферах жизни общества, готовности к выполнению гражданского долга, проявления заботы о ветеранах Великой Отечественной войны.
Преподаватель Аюпов Р.М.