Система работы учителя ФК в рамках развития военно патриотического воспитания.
Всё может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может – защитить себя, и сделать это должен тот, кто пьет ее воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой.
А.В. Суворов.
В современных условиях, когда происходят большие изменения в жизни общества, одним из главных вопросов является работа с подрастающим поколением по патриотическому воспитанию. Школьный возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно заложить в восприимчивую душу ребенка человеческие ценности.
Любому государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.
Одним из важнейших аспектов военно-патриотического воспитания является военно-прикладная физическая подготовка граждан к защите Отечества. Основная роль в этом отводится урокам физической культуры.
На которых необходимо осуществить решение одной из задач военно-патриотического воспитания учащихся - Физическое развитие учащихся, формирование здорового образа жизни. Участие в подготовке учащихся к военной службе.
В процессе совместной деятельности учителя и учащихся происходит овладение знаниями, умениями и навыками, развиваются физические качества и способности.
Главной задачей прикладной физической подготовки является а также проявлять настойчивость в достижении общей цели, преодолевать доступные им препятствия, проявлять сообразительность, что способствует воспитанию у детей некоторых характерных черт положительного отношения к труду.
Уже в 1-м классе мы начинаем с детьми разучивать строевые упражнения, лазания и перелезания, ползание, метаем в цель - это все упражнения военно -прикладного характера. И,конечно же, играем в различные игры; в том числе «Захвати знамя», «Разведчики»,»Самый меткий» и др.Всреднем и старшем звене – спортивные игры.
В процессе военно-спортивных игр воспитываются волевые качества. Значение игр для формирования волевых качеств учащихся определяется, прежде всего тем, что игра является для детей интересным и серьезным видом практической деятельности, требующим от них предварительного продумывания задачи, составления плана действий сознательного и самостоятельного подбора средств и, наконец, проверки всего этого на практике.
В ходе игры
1.создаются условия для многократного проявления участниками инициативы, т.е. способности проявить творчество и самостоятельность при выполнении поставленной задачи, найти средства и приемы выполнения приказа командира или капитана.
2.создаются благоприятные условия для воспитания у школьников дисциплинированности. Ребята убеждаются на практике в том, что успех каждой игры во многом зависит от дисциплинированности ее участников
Например: в начальной школе, после прохождения каждой темы провожу «Веселые старты» с уклоном на пройденный вид спорта. 4а класс по уровню физической подготовки был выше всех классов этой параллели. Но их команда часто проигрывала, т.к. «хромала» дисциплина. После проведения беседы почему проигрывают, результаты поменялись.. Учащиеся 4а класса – патриоты своего класса.
Младшие школьники активно занимаются физкультурой, участвуют в соревнованиях, спортивных праздниках. В подростковом возрасте интерес уменьшается, а в старших классах вообще угасает. Но вместе с тем и занимающихся в спортивных секциях становится меньше. И эта проблема должна волновать не только нас, но и родителей, которые зачастую не хотят понимать, что физическая культура - это прежде всего здоровье детей. Приоритет ставится на учебу. Даже порой наказывают детей, занимающихся спортом, тренировками.
Но вместе с тем у многих детей есть желание заниматься, бережно относиться к своему здоровью, повышать уровень физической подготовки, развиваться интеллектуально, чем готовят себя к предстоящей жизни.
Занимаясь на уроках ФК, непременно идет совершенствование физической подготовленности учащегося.
Чтобы оценить уровень физической подготовленности, его необходимо измерить. Общая физическая подготовленность измеряется с помощью тестов (прыжок в длину с места, п/т, подтягивания на перекладине, отжимания в у/л, метание набивного мяча, кросс 1000 м). Тестирование двигательных возможностей ученика является одной из наиболее важных областей деятельности учителя физической культуры. Оно помогает решению ряда сложных педагогических задач: выявляет уровни развития кондиционных и координационных способностей обучающихся, позволяет оценивать качество технической и тактической подготовленности. На основе результатов тестирования можно: сравнивать подготовленность как отдельных учащихся, так и классов, проводить спортивный отбор для занятий тем или иным видом спорта, для участия в соревнованиях; осуществлять в значительной степени объективный контроль за обучением (тренировкой) школьников, выявлять преимущество и недостатки применяемых средств и методов обучения, форм организации занятий; наконец, обосновывать нормы (возрастные, индивидуальные) физической подготовленности подростков.
На основании анализа тестов выявляются «слабые» места, над которыми необходимо работать. Учащиеся из года в год прослеживают свои результаты и видят на сколько растет (падает) их уровень физической подготовленности. И те, кто серьезно относится к урокам ФК, понимают, что им нужно «подтянуть».
Учитывая неодинаковый уровень физической подготовленности, освобождение от уроков, к каждому из школьников стараюсь подходить индивидуально, консультирую как то или иное упражнение лучше выполнить, даю теоретические задания, ребята самостоятельно разрабатывают комплексы физических упражнений, оказывают помощь в судействе игр или оценке выполнения упражнений другими учащимися, проводим игры в шашки и шахматы, Оказание помощи мне, не у всех вызывает желание. И с этим тоже приходится «бороться». Обьяснять, что это предусмотрено программой.
В последние годы, к сожалению, дети стали чаще болеть.
Мы видим, насколько неблагоприятная картина со здоровьем у детей.
Классы | Кол-во уч-ся | Осн.гр | Подг.гр. | Спец. мед.гр | Освоб. |
5-е | 90 | 40(44%) | 44 | 1 | 5 |
9-е | 112 | 63 (56%) | 39 | 5 | 5 |
11-е (дев.) | 36 | 6 (17%) | 23 | 3 | 4 |
Поэтому очень сложно добиваться высоких результатов.
Грамотное использование военно прикладных физических упражнений на уроках делает занятия более разнообразными, и это повышает интерес учащихся. Наибольшей популярностью пользуется полоса препятствий, буквально с 1-го по 11-й класс.
Она может строиться от 5 станций и больше, в зависимости от :
1.Поставленных задач
2. Возраста занимающихся
3. Уровня физической подготовки
4. Материально технической базы
(Лазание по канату, ходьба в упоре на руках по брусьям, бег по бревну, подтягивание на скамейке, ползание по пластунски, опорный прыжок через коня, бег по кочкам и др.)
Отработка с учащимися навыков преодоления элементов полосы препятствия, способствует развитию силы, ловкости, выносливости - качеств, необходимых будущему защитнику Родины.
Проблема мотивации учащихся к занятиям физкультурой остается все-таки одной из самых острых проблем. Помочь выйти из положения я пытаюсь привлечением детей к участию в различного рода соревнованиях, которые мы проводим в течение учебного года: «Веселые старты», «Добры молодцы», «А ну-ка парни», товарищеские встречи по видам спорта, соревнования между классами. Летом в пришкольном лагере проводиться игра «Зарница», агитирую детей идти заниматься в спортивные секции. Дополнительно занимаюсь со слабозанимающимися и с детьми, пропустившими занятия по болезни, подготавливаю сборные команды лицея.
Самый эффективный путь патриотического воспитания школьников - включение их в различные виды деятельности и отношений путем расширения масштабов этой деятельности не только классной, но и общешкольной. Только в ходе реализации специальной целенаправленной организованной педагогической деятельности школьников, они приобретают важнейшие нравственные, морально-психологические и физические качества. Другими словами - организованность, самостоятельность, дисциплинированность, гражданскую активность, волю к победе, специальные знания, умения и навыки, необходимые будущему защитнику Отечества. Особенно в результате собственной деятельности происходит не только накопление личного опыта учащихся, но и адаптация к условиям социальной жизни, формируется понимание в необходимости правильного и целесообразного поведения, основу которого составляют такие качества, как толерантность, воля, выдержка, умение прислушиваться к самому себе, эмпатийность (Эмпа́тия (греч.— «страсть», «страдание») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания) умение анализировать происходящее с собой, т.е. рефлексировать.
Хотелось бы, конечно, чтобы больше детей занималось в спортивных секциях, но это пока остается одной из наших проблем. По моим подсчетам только 60 человек(из 238) занимаются (25%).
Приятно отметить, что ребята всегда с желанием защищают честь лицея.
Мы принимаем участие в городской спартакиаде школьников по 12 видам спорта (мини-футбол, л/атлетика, волейбол, баскетбол , н/теннис, шахматы, допризывная молодежь, «Президентские состязания», эстафета на приз газеты «Калининградская правда»,городской кросс , плавание, стрельба. Результаты(?) разные.
Перед каждыми соревнованиями мы проводим отбор детей (внутренние соревнования среди уч-ся по шахматам, н/т, л/а) и тренировки сборных команд по футболу, в/б, б/б.
Чем бы наши дети не занимались на уроках ФК – бегали бы кросс, метали бы гранату, играли бы в футбол или баскетбол- происходит воспитание личности, которая требует большого внимания к себе.
Для улучшения работы в области военного-патриотического воспитания и физического развития учащихся необходимо
1. Скорректировать календарно-тематическое планирование
2. Для профессиональной подготовки сборных команд привлекать тренеров из ДЮСШ
3. Ввести раздельное обучение учащихся с 5-6 классов
4. Создать спец.мед. группы
5. Улучшить состояние материально-технической базы лицея.