Просмотр содержимого документа
«Военно-промышленный комплекс России. Методическая разработка урока»
План методической разработки урока
учителя географии школы №324 г. Москвы
Сычева О. Е.
по теме:
"Военно-промышленный
комплекс России"
Москва
2004 г.
Цель урока: сформировать у учащихся наиболее полное представление о военно-промышленном комплексе (ВПК) России.
Задача урока: рассказать об особенностях ВПК; проанализировать карты и определить размещение основных отраслей ВПК; раскрыть влияние ВПК на природную среду; обсудить проблемы ВПК.
Тезаурус: военно-промышленный комплекс; отрасли ВПК; конверсия; милитаризация экономики; военная доктрина.
Учебно-наглядный комплекс: учебник географии ( класс; школьный географический атлас 9 класса; настенная политико-административная карта России; настенная схема ВПК России.
Способы действия учащихся: проанализировать схему состава ВПК России "картосхема", помещенные в учебнике; принять участие в обсуждении проблем ВПК России.
Ценностный компонент урока: выяснить познавательный интерес учащихся при изучении ВПК; оценить значение ВПК для хозяйства России
Форма проведения урока: комбинированный урок (лекция, практическая работа, минисеминар).
В начале лекции учитель сообщает классу, что называется военно-промышленный комплекс (ВПК). Затем просит обратить внимание учащихся на схему состава ВПК. Далее учитель говорит, что каждая отрасль ВПК состоит из системы взаимосвязанных элементов: научно-исследовательские институты (НИИ) (теоретические разработки); конструкторские бюро (КБ) (опытные образцы оружия); испытательные лаборатории и полигоны, и производственные предприятия (массовый выпуск оружия).
Следующим этапом лекции является раскрытие особенностей ВПК России. Это:
Ориентация ВПК на высококвалифицированные трудовые ресурсы;
Тесная связь с наукой;
Размещение многих отраслей ВПК в т.н. "закрытых городах";
Выпуск предприятиями ВПК наряду с профильной основной
продукцией и гражданских изделий;
5.ВПК- мощный фактор воздействия на состояние окружающей среды.
Затем следует рассмотрение географии основных отраслей ВПК России. На данном этапе учитель прибегает к помощи группы учащихся, состоящей из семи человек, каждый из которых делает краткое сообщение по "своей" отрасли ВПК (тему своего сообщения, как опережающее индивидуальное задание, наиболее сильные учащиеся получили на предыдущем уроке).В зависимости от ситуации учитель дополняет и корректирует докладчиков.
После рассмотрения географии основных отраслей ВПК следует небольшая практическая работа по характеристике определенного производства.
Учитель разделяет учащихся на шесть групп (6 вариантов), каждая из которых характеризует "свою" отрасль ВПК. При этом учащиеся заполняют такую таблицу:
Отрасль ВПК | Продукция, производимая отраслью | Основные районы (центры) размещения |
| | |
(данная таблица заранее начерчена на доске).
Перед заполнением таблицы учитель сообщает источник информации: картосхему "Основные центры ВПК России". Что касается колонки в таблице "Продукция, производимая отраслью" учитель сам говорит классу нужную информацию.
После истечения лимита времени (7-10 минут) на заполнение таблицы, один из учащихся собирает работы и сдает их на проверку учителю (результаты данной практической работы учитель сообщает классу на следующем уроке).
Значительная часть урока строится в форме обсуждения наиболее характерных для ВПК России проблем. Вначале учитель акцентирует внимание класса на такой злободневной проблеме ВПК как конверсия, попутно поясняя, что это такое. Данную проблему можно обсудить в форме мини-дискуссии. Вопросы, выносимые на обсуждение, могут быть следующими:
Существует ряд точек зрения на проблему конверсии:
Есть ли необходимость в ликвидации ВПК России ?
Отметив две прямо противоположные точки зрения на проблему конверсии
в ВПК России с просьбой обосновать свои доводы.
Обсудив проблемы ВПК России, учитель сообщает классу информацию о принятой Программе перевооружения (модернизация вооружений) в российской армии.
За 2-3 минуты до звонка учитель дает домашнее задание (на контурной карте России отметить основные центры ВПК с указанием их специализации) и выставляет оценки за устные ответы на уроке.