СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Война в судьбе поэтов и писателей Ямала

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Война в судьбе поэтов и писателей Ямала»


Великая Отечественная война

в судьбе поэтов и писателей Ямала


♫ Звучит песня «Священная война».

На экране – документальные кадры о войне.

Ведущий. День Победы… Всего два слова, а как много в них заключено….

Долгих четыре года...Что принесли они людям, чем наполнен был каждый день этой страшной войны? Кто-то оставлял свой дом, своих детей, свою свмью.. Кто-то со слезами провожал своих самых дорогих людей: мужа, брата, сына.. Кто-то оставался, чтобы своим трудом приближать самый желанный день - День Победы;.. Кто-то... Вдумайтесь, ведь за каждым словом "кто-то" стоит конкретное имя, семья, жизнь, судьба!... Кто они, эти люди, не оставшиеся в стороне от общей беды? Разве можно забыть о тех, кто подарил нам сегодня мирное небо, тишину полярной ночи, огни северного сияния, шелест летнего леса... В День Победы мы вспоминаем всех, кто своей кровью и потом завоевывал каждый день будущей мирной жизни.

Сегодня наш рассказ о писателях и поэтах Ямала, о замечательных людях, прославивших свой родной край боевыми и трудовыми успехами, прославив­ших его своими стихами и песнями, поэмами и рассказами.

УЧЕНИК. Трудно пришлось тем, чья молодость совпала с тяжелей­шими годами Великой Отечественной войны. Они ушли на фронт, они видели все её ужасы своими глазами, они совершали ежеминутный подвиг во имя Победы.

  • ТЫКО ВЫЛКА / Илья Константинович Вылка 1886 - I960/ – ненецкий
    писатель и скульптор. Во время войны руководил обороной острова от
    фашистов.

  • ИВАН АНТОНОВИЧ ЮГАНПЕЛИК – участник Великой Отечественной войны, на фронте был тяжело ранен.


Ученик читает стихотворение П. Явтысыя " Ненецкая баллада "


ВЕДУЩИЙ. Отцы ушли на фронт, дома остались женщины и дети. Они взвали­ли на свои плечи всё: и ведение хозяйства, и заботу о семье, и помощь фронту. В 1943 году начался сбор средств для строительства танка "Малютка". Пионеры и школьники Тюменской области участвовали в сборе денег. Только школьники Ямало-Ненецкого округа внесли 2740 рублей.


Ученик читает стихотворение Л. Лапцуя "Помните!"


ВЕДУЩИЙ: Тяжёлое детство было у ненецкого поэта Л. Лапцуя. Оно пришлось на годы Великой Отечественной войны. Мальчику-подростку нужно было выполнять непосильную работу, чтобы спасти семью от голода, чтобы помогать фронту.

Голодно и холодно было долгой полярной ночью, но люди верили, что наступит тот долгожданный час, когда залпы Победы будут слышны и на Ямале. Люди верили, и вера согревала их сердца, не давала потерять надежду. Как важно было в это тяжёлое время не растерять таких важных человеческих качеств, как сочувствие, сострадание взаимовыручка...


Ученик читает стихотворение Л. Лапцуя " Память"


УЧЕНИК: Роман РУГИН, хантыйский поэт, родился в 1939 году. Совсем маленьким мальчиком ему довелось встретить жестокие годы войны.

Ученики читают стихотворения Р. Ругина

" Память о войне", " Дети войны"

ВЕДУЩИЙ: Их отцы ушли на фронт. Многие так и не вернулись, так и не увидели, как выросли их дети, как возмужали сыновья, с каким достоинством выполняют в хозяйстве всю мужскую работу.

УЧЕНИК: ЮВАН ШЕСТАЛОВ – мансийский поэт, родился 22 июня 1937г. Его отец ушёл воевать, а для жителей северного посёлка начались трудовые полуголодные будни...

  • МИКУЛЬ ШУЛЬГИН – первый профессиональный поэт-ханты. Он родился в 1940 году в семье рыбака. Отец будущего поэта в годы Великой Отечественной войны с оружием в руках защищал Родину, участво­вал в освобождении Ленинграда от вражеской блокады.

Звучит седьмая симфония Дмитрия Шостаковича (сначала тихо, потом всё громче и громче)


УЧЕНИК (на фоне затихающей музыки): Вернувшись с войны, отец Микуля Щульгина снова, как и прежде, стал рыбаком. На всю жизнь сохранил сын чувство гордости за своего отца, воина и труженика, усвоил отцовские уроки.

Ученик читает стихотворение М. Шульгина «Я так горжусь своим отцом…»

УЧЕНИК: А вот хантыйскому поэту РОМАНУ РУГИНУ не довелось встретить отца. Он погиб. Вот, какие строки посвятил поэт своему отцу.


Ученик читает стихотворение Р. Ругина «Отцу»


ВЕДУЩИЙ: Женская доля...Тяжкая во все времена, во все эпохи... Особенно во время войны. Женщина - жена, мать, сестра, дочь. Женщина даёт человеку жизнь. Война эту жизнь отнимает. Но какие бы войны ни происходили на земле, всегда, во все времена женщина прово­жала сына, брата, мужа защищать свою землю, свою родину. Ждать и верить, надеяться и молиться, трудиться с утра до поздней ночи, чтобы забыться, но не забыть. Плакать и ждать...


Ученик читает стихотворение Р. Ругина «Горсть родной земли»


ВЕДУЩИЙ: Память о той страшной войне, унёсшей жизни миллионов людей, жива и сегодня. Как забыть то горе, которое посе­лилось почти в каждом доме, в каждой семье? Как простить врагу смерть твоего самого родного, самого дорогого, самого любимого человека?.. Память жива. Она не даёт людям покоя, она боится повторения той страш­ной трагедии...

Мы помним и чтим тех героев, которые не пощадили своей жизни, не стру­сили, не бросили свою Родину на растерзание врагу.


Ученик читает стихотворение П. Явтысыя «У обелисков»


ВЕДУЩИЙ: И каждый год в День Победы мы вспоминаем всех и каждого, мы несём к могилам и памятникам не только цветы, но и частицу своего сердца, частицу той памяти, которая будет жить вечно!


Ученик читает стихотворение Р. Ругина «День Победы