МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ с. Александров-Гай»
Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ. СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ»
Программа по учебному предмету
«ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ»
(ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ)
3 года обучения
Составитель:
преподаватель музыкально- теоретических дисциплин
Мамонова Н.С
Александров-Гай
2016 г.
Структура рабочей программы
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цель и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
III. Годовые требования по классам
- Примерный репертуарный список по классам
IV. Требования к уровню подготовки выпускников
- Требования к уровню подготовки выпускников
- Примерный репертуарный список выпускных экзаменов
V. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
VI. Методическое обеспечение учебного процесса
VII. Список литературы и средств обучения
Пояснительная записка
1.Характеристика учебного предмета, его место
и роль в образовательном процессе
Рабочая программа учебного предмета «Вокальный ансамбль» (эстрадный вокал)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом педагогического опыта в области эстрадного пения в детских школах искусств.
Учебный предмет «Вокальный ансамбль» входит в вариативную часть дополнительной общеразвивающей рабочей программы в области музыкального искусства.
Эстрадное пение является одним из самых популярных направлений используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Большую значимость для обучающихся имеет работа в вокальном ансамбле, совместное пение помогает учащимся глубже воспринимать
музыку, активно выражают свои переживания и чувства, помимо этого, в процессе пения у обучающихся формируется много личностных качеств: чувства товарищества, коллективизма, воли, организованности. Актуальность рабочей программы заключается в том, что ее содержании способствует художественно-эстетическому развитию обучающихся, приобщению их к современной эстрадной музыке, раскрытию их разносторонних способностей.
Разнообразный репертуар для вокального ансамбля включает в себя музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную.
Современные музыкальные стили отличаются не только гармоническим, мелодическим и ритмическим своеобразием, манерой исполнения, эстетикой, но и своими законами аранжировки. Так, в настоящее время участие «бэк-вокала» в концертных программах «звѐзд» стало желательным, а вокальные подголоски в аранжировке множества стилей просто обязательны.
Требования к исполнителям популярной музыки возрастают, в концертных выступлениях большое внимание уделяется именно «живому» звуку. Наряду с сольным исполнением эстрадной музыки, возникает потребность в ансамблевом исполнении.
Предлагаемая рабочая программа рассчитана на трехлетний срок обучения для обучающихся в возрасте от 9-10 лет.
Данная рабочая программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самих обучающихся. Отбор произведений и песенного репертуара осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (репертуар зависит, в том числе, от дат, особых праздников, конкурсов и школьных мероприятий).
Недельная нагрузка по предмету «Вокальный ансамбль» (эстрадный вокал)» составляет 1 час в неделю. Занятия проходят в форме малых групп (от 2-х человек).
Эффективным способом музыкального развития детей является пение в ансамбле, в том числе, с преподавателем, позволяющий совместными усилиями создавать художественный образ, развивающий умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующий вокальные навыки пения ритмично, синхронно. Ансамблевое пение доставляет большое удовольствие обучающимся и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя певцами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.
Данная рабочая программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме выпускных экзаменов, в виде академического концерта по предмету вокальный ансамбль. Возможны другие формы итоговой аттестации. При выборе той или иной формы завершения обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.
2. Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки, аттестации | Затраты учебного времени |
Годы обучения | 1-й год | 2-й год | 3-й год |
Полугодия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Количество недель | 16 | 19 | 16 | 19 | 16 | 19 |
Аудиторные занятия | 16 | 19 | 16 | 19 | 16 | 19 |
Самостоятельная работа | 16 | 19 | 16 | 19 | 16 | 19 |
Максимальная учебная нагрузка | 32 | 38 | 32 | 38 | 32 | 38 |
3.Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Вокальный ансамбль » составляет 3 года.
4. Форма проведения учебных занятий
Занятия проходят в групповой форме. Количественный состав малых групп – от 2-х человек.
5. Цель учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности обучающихся, овладение знаниями и вокальными навыками, приобщение обучающихся к пению в вокальном ансамбле, формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства, формирование устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
6.Задачи учебного предмета
Задачами предмета «Вокальный ансамбль» (эстрадный вокал) являются:
- развитие значимых для образования, социализации, самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и художественно-творческих способностей обучающегося, его личностных и духовных качеств,
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства,
- приобретение и расширение знаний (основы музыкальной и вокальной грамотности, основы физиологии голосового аппарата, основы физиологии речевого, опорно-двигательного и дыхательного аппарата, основы закона сцены.)
- воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности
- приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
- оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
- воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, и в досуговой деятельности.
Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных направления.
Первое – формирование основных навыков и приемов вокального мастерства, умение петь в ансамбле, становление голосового аппарата. Второе - развитие музыкальных способностей обучающихся: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы, музыкальности и артистизма.
7. Структура программы
Рабочая программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
- методическое обеспечение учебного процесса.
8. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- Объяснительно-иллюстративный;
- Объяснительно-побуждающий;
- Репродуктивный (воспроизведение пройденного материала);
- Частично-поисковый или эвристический (способствует включению обучающихся в поисковую и творческую деятельность);
- Игровой (использование игровых ситуаций способствует повышению у детей интереса к изучаемому материалу, развивает память, внимание, наблюдательность, координацию движений, пространственные представления);
- Практический (упражнения).;
- Словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- Наглядный (показ, наблюдение, демонстрация сценических движений);
- Практический ( упражнения, приобретение навыков работы с микрофоном и фонограммой минус 1);
- Эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
9.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Для успешной реализации данной рабочей программы созданы следующие материально-технические условия:
- учебное помещение (класс), соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям по площади и уровню освещения, температурному режиму;
- наличие в классах фортепиано;
- наличие концертного зала;
- аудио- и видеоаппаратура.
Дидактический материал:
- научная и специальная литература;
- репертуарные сборники, нотные сборники;
- видеозаписи, аудиозаписи.
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам, который укомплектован печатными изданиями. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
II. Содержание учебного предмета
Первый год обучения
В течение года обучающиеся в классе вокального ансамбля должны быть ознакомлены с вокальными навыками в эстрадной манере исполнения.
Цели первого года обучения:
- расширение параметров вокального исполнительства (расширение певческого диапазона, выравнивание звучности голоса на всѐм диапазоне);
- знакомство с ансамблевыми произведениями различных стилей.
Задачи:
- развитие певческого дыхания (развитие навыка «пение на опоре»);
- развитие навыков артикуляции (отнесение внутри слова согласных к последующему слогу);
- закрепление навыка интонационно чистого пения в ансамбле;
- работа над высокой певческой позицией;
- сглаживание переходных звуков;
- формирование ощущения головного и грудного резонирования;
- развитие навыков звуковедения: пение легато, стаккато, нон легато;
- развитие навыка свободного пения без эмоциональной перегрузки, ведущей к форсированию звука;
- целенаправленная работа над выразительностью исполнения – фразировкой, агогикой, динамической нюансировкой;
- работа над выразительностью сценического образа, передаваемого через мимику, жесты, пластику движений;
- работа с микрофоном под минусовую фонограмму.
Получить элементарное представление :
- о строении голосового аппарата;
- о правильной постановки корпуса при пении;
- о правильном ощущение гортани при пении (нижняя челюсть свободна);
- о правильном певческом формирование гласных в сочетании с согласными звуками, чёткое произношение согласных звуков;
- о слуховом осознании чистой интонации.
- получить навыки пения в унисон, как основы для развития гармонического слуха;
В рабочую программу первого года обучения входит пение элементарных вокальных упражнений в медленном темпе, с использованием следующих интервалов: чистая прима, малая и большая секунды, малая и большая терции, чистая октава. Формирование правильного певческого звука - открытого, но лёгкого. Получение знаний о первоначальной работе с микрофоном, и формирование навыков пения с фонограммой. В течение года обучающиеся должны разучить 2-3 вокально-эстрадных произведений .
Промежуточная аттестация проводится в форме Академических концертов: 1 и 2 полугодие - 2 разнохарактерных произведения, чётко исполняя интонационно-интервальные передвижения голоса.
Второй год обучения
В течение учебного года необходимо проработать с обучающимися 3-4 ансамбля, включая ансамбль солирующих голосов.
Цели второго года обучения:
- расширение параметров вокального исполнительства (расширение певческого диапазона, выравнивание звучности голоса на всѐм диапазоне);
- знакомство с ансамблевыми произведениями различных стилей.
Задачи:
- развитие певческого дыхания (развитие навыка «пение на опоре»);
- развитие навыков артикуляции (отнесение внутри слова согласных к последующему слогу);
- закрепление навыка интонационно чистого пения в ансамбле;
- работа над высокой певческой позицией;
- сглаживание переходных звуков;
- формирование ощущения головного и грудного резонирования;
- развитие навыков звуковедения: пение легато, стаккато, нон легато;
- развитие навыка свободного пения без эмоциональной перегрузки, ведущей к форсированию звука;
- целенаправленная работа над выразительностью исполнения – фразировкой, агогикой, динамической нюансировкой;
- работа над выразительностью сценического образа, передаваемого через мимику, жесты, пластику движений;
- работа с микрофоном под минусовую фонограмму.
В течение второго года обучения продолжается работа над разносторонним воспитанием обучающихся и развитием музыкально-певческих способностей: музыкального слуха, певческого голоса, внимания, музыкального мышления, памяти, эмоциональности и творческих способностей. Развитие вокальных навыков, работа над дыханием, дикцией, выявление и развитие индивидуальной манеры исполнения, работа над сценической свободой и звуковедением. Формирование у обучающихся основных свойств певческого голоса: звонкости, полётности, микстового (смешенного) звучания, тембровой ровности, пения с вибрато. Обучение умению петь активно, но не форсировано. Обучение непринуждённому, естественному, льющемуся пению и гибкому владению голосом.
В программу второго года обучения входит пение вокальных упражнений, включающих в себя мажорные и минорные гаммы, трезвучия, опевания, скачки на октаву вверх и вниз. Разучивание ритмических упражнений на 2/4 3/4 и 4/4 . В результате второго года обучения обучающийся должен расширить диапазон голоса (желательно до 1, 5 октав), а так же выровнять звучность гласных. Продолжается работа над дыханием , связанным с ощущением опоры, совершенствуется работа с учебной фонограммой «минус» и работа с микрофоном.
В течение года обучающиеся должны разучить и отработать 2-3 вокальных произведений различного характера и содержания. Уметь пластично вести звук, синхронно и ритмично петь, чувствовать движение мелодии и динамику развития произведения.
Промежуточная аттестация проводится в форме Академических концертов: 1 и 2 полугодие - 2 разнохарактерных произведения, чётко исполняя интонационно-интервальные передвижения голоса.
Третий год обучения.
В течение учебного года необходимо проработать с обучающимися 3-4 ансамбля, включая ансамбль солирующих голосов.
Цели:
- расширение параметров эстрадного вокального исполнительства (выявление технических и выразительных исполнительских возможностей обучающихся).
Задачи:
- развитие навыков певческого дыхания (увеличение продолжительности фонационного выдоха);
- развитие навыков артикуляции (формирование свободы и подвижности артикуляционного аппарата);
- развитие тембровых и динамических возможностей голоса;
- работа над выразительностью сценического образа, передаваемого через мимику, жесты, пластику движений;
- работа над стилистическими особенностями произведений;
- работа над 2-х голосными произведениями;
- работа с микрофоном под минусовую фонограмму или a cappella.
Продолжается работа над укреплением вокально-технических навыков и освоением эстрадного вокального репертуара. Обучение умению анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение. Одна из главных задач третьего года обучения – соединение грудного и головного регистров, то есть микст. Хорошо замикстованный средний регистр даёт возможность развивать диапазон, совершенствовать верхний регистр и преодолевать переходные ноты. Продолжается формирование умения работать с профессиональной фонограммой (минус) и микрофоном.
В рабочую программу третьего года обучения входит пение вокальных упражнений, включающих в себя мажорные и минорные трезвучия, арпеджио в медленном темпе, мажорные и минорные гаммы в более быстром темпе, тесситурные скачки, пропевание нотных партий голосами, затем со словами, обращая внимание на дыхание, единое звукообразование и чистоту интонации. В результате третьего года обучения обучающиеся должны отработать ранее полученные вокально - технические навыки, следить за фразировкой и динамикой при исполнении песни. В соответствии со способностями должны овладеть подвижностью голоса и выявить индивидуальный тембр.
В течение учебного года обучающиеся должны разучить и исполнить 3-4 разнохарактерных произведений. Промежуточная аттестация проводится в форме Академических концертов: 1 и 2 полугодие - 2 разнохарактерных произведения, с чёткой ритмической структурой, с правильной интонацией, с исполнением 2-хголосия, должна быть соблюдена стилистика песен.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения рабочей программы учебного предмета «Вокальный ансамбль», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству, совместному музицированию в ансамбле с партнерами;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности голосового аппарата для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать ансамблевый репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
- знание ансамблевого репертуара;
- знание художественно-исполнительских возможностей голосового аппарата;
- знание профессиональной терминологии;
- навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма;
- навыки по воспитанию слухового контроля при ансамблевом музицировании;
- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве ансамблиста.
На выпускном экзамене обучающиеся должны исполнить два произведения: отечественную популярную песню, зарубежную популярную песню , произведение по выбору из пройденного репертуара (романс, ретро, произведение из мюзикла).
III. Годовые требования по классам
Примерный репертуарный список
Первый год обучения.
«Калейдоскоп»– Л. Скрягина
«Колыбельная медведицы»- Е. Крылатов
«Три Желания» - А. Ермолов
«Росиночка – Россия» Е. Зарицкая
«Чунга-чанга»- Г. Гладков
«Песенка пиратки»- В. Тюльканов
«Белоснежка» - А. Ципляускас
«Мама мамонтенка» - "Шаинский"
«Заводная обезьянка»- А. Ципляускас
«Круглая песня» из. реп. гр “Непоседы”
«Ручеёк – журчалочка» А. Ермолов
«Раз ладошка» - Е. Зарицкая
«Песенка на хрустальной лесенке»- О. Полякова
«Котенок- мурлыка» - О. Полякова
« Оранжевая песенка» -К. Певзнер
« Песня Красной шапочки» - М. Дунаевский
« Облака» - В. Шаинский
« Маленькая страна» -И. Николаев
« Прекрасное далёко» - Е. Крылатов
«Чёрный кот» -Ю. Саульский
21. «Московские окна»-Т. Хренников
« Буратино»-А. Рыбников
« Песенка про медведей» -А. Зацепин
«Есть только миг»- А. Зацепин
« Подмосковные вечера» - В. Соловьёв-Седой
« Вместе весело шагать» -В. Шаинский
«Город мечты» -Е. Зарицкая
« Котята» -Е. Зарицкая
« Светит солнышко» -Ж. Колмагорова
« Ручеёк» -Ж. Колмагорова
«Динь – дон»- Шемтюк В.
«Кашалот»- Паулс Р.
«Уголок России» -Шаинский В.
«Малиновый крокодил», «Мери Поппинс»- Чураков Д.
«Новый год», «Праздник»- Ермолов А.
«Карусель мелодий», «Снег» -Арсентьева А.
«Свет звезды» -Серин С.
. «Музыка детства» -Зарицкая Е
«Семь нот» -Верижников Ю.
Примерный репертуарный список
Второй год обучения.
«Рыжее чудо» - В. Тюльканов
«Ябеда» - Р. Васильев
«Нон стоп» - К. Ситник
«Стану звездой"» - А. Ермолов
«Крутой"» - Ф. Клибанов
«Потолок ледяной» - Э. Ханок
«Осторожно добрая собака»- А. Ермолов
«Не отнимайте солнце у детей» - Е. Лучников
«Детская дружба» - В. Тюльканов
«Барбарики» - Любаша
. «Журавлик» - О. Полякова
«Веночек» - Укр. нар. песня
«Звуки музыки» - Р.Роджерс
«Звёздное лето» -А. Пугачёва
«Журавлиная песня» - К. Молчанов
«Папа купил автомобиль» -А. Пугачёва
« Нежность» -А. Пахмутова
« 3 белых коня» -Е. Крылатов
«Всё могут короли» - Б. Бычков
«Бабочка» - А. Ципляускас
«Доброе утро, кошка» -А. Ципляускас
«Крыша дома твоего»-Ю. Антонов
«Надежда» - А. Пахмутова
« До свидания, лето»- А. Зацепин
« Гляжу в озёра синие»- К. Орабелян
«Аист на крыше» -Д.Тухманов
«Леди-джаз» -Ж. Колмагорова
« По ниточке» -Н. Королёва
« Мама» -Ж. Колмагорова
« Всё пройдёт» - М. Дунаевский
«Каникулы», «Рождество»- Марченко Л.
«Yesterday»- Маккартни П.
«Колокола» -Крылатов Е.
«Радуга», «Розовые кони», «Апрельская капель»- Сибирцева Л.
.. «До-ре-ми» -Роджерс Р
«Лесная песенка»- Суэтов С.
«Солнечный лучик» -Поляков П.
«Вороны» -Орехов И.
«Малыш и Карлсон»- Осошник В.
Примерный репертуарный список
Третий год обучения.
«Лебеди» - А. Ципляускас
«Осени не будет»- Я. Старикова
«Россия» - С. Шумова
«Старинный дом» - А. Ципляускас
«Выше солнца» - К. Ситник
«Карнавальная» -В. Сажин
«Зимний вечер» - И. Манкееев
«Тили-тесто» - А. Ципляускас
«Отчий дом»- Ю. Вержиников
«Яблонька» - И. Манкеев
«Наш сосед» -Б. Потёмкин
« Случайный вальс» - Н. Богословский
« Музыка» -А. Варум
« Лето кастаньет»- И. Николаев
« Журавли»- Я. Френкель
«Ты говоришь мне о любви» -Э. Колмановский
«Игрушки»- Е. Крылатов
«Жар- птица» -Е. Зарицкая
« Синий платочек»- Г. Петербургский
« Родительский дом» -В. Шаинский
«Над Россией моей» -М. Девятова
«Миллион алых роз»-Р. Паулс
« Жёлтые тюльпаны»- Н. Королёва
« Детство не вернуть»- В. Тюльканов
« Смуглянка» -А.Новиков
« Хочу на юг»-В. Тюльканов
« Музыка звучит»-А. Варум
« Алёша» -Э. Колмановский
« Старый клён» -А. Пахмутова
«Расскажите птицы»- И. Николаев
IV. Требования к уровню подготовки выпускников.
Выпускники прошедшие курс обучения должны уметь:
- владеют основными приемами и вокальными навыками, приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике,
- исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, умеют работать с микрофоном и фонограммой минус 1;
- чисто интонировать и петь 2-х голосие.
Примерный репертуарный список
выпускных экзаменов
1. «Веселая песенка» - укр.нар.песня
2. «Я взрослая» - О. Полякова
3. «Брусничный гном» - А. Видова
4. «Алые паруса» - А. Ермолов
5. «Счастливого пути» - Ю. Верижников
6. «Снег» - А. Ципляускас
7. «Приметы весны» - А. Стариков
8. «Иван да Марья» - Д. Базин
9. «Секрет» - В. Тюльканов
10. «Бабушка» - В. Тюльканов
11. «Солнышко – зернышко» - Т. Шилова
12. « А знаешь, всё ещё будет» - М. Минков
13. «За тех, кто в море» - А. Макаревич
14. « Надо же» - В. Кузьмин
15. «Букет» - А. Барыкин
16. « Паромщик» - И. Николаев
17. « Полёт на дельтаплане» - Э. Артемьев
18. « Хуторянка» - Е. Дога
19. «Ты не ангел» - В. Чайка
20. « Вальс расставания» - Я. Френкель
21. « Билет на балет» - И. Корнелюк
22. «Песня из кинофильма «31 июня»» - А. Зацепин
23. « Какая странная судьба» - Ф. Лей
24. « Ноктюрн» - А. Бабаджанян
25. « Эти летние дожди» - М. Минков
26. « Лунные ночи» - Д. Баккер Оувенс
27. « Зимний сад» - Е. Дога
28. « Катюша» - М. Блантер
29. « Синие лебеди» - И. Николаев
30. « Ночь и день» - К. Портер
31. « Не отрекаются любя» - М.Минков
V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Важным элементом учебного процесса в школе является систематический контроль успеваемости обучающихся.
Основными видами контроля успеваемости обучающихся являются:
1) текущий контроль успеваемости обучающихся;
2) промежуточная аттестация обучающихся;
3) итоговая аттестация обучающихся.
Каждый из видов контроля успеваемости обучающихся имеет свои цели, задачи и формы. Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателем регулярно, на основании результатов текущего контроля выводятся оценкой за четверть, за полугодие, за год.
Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде академического концерта по окончании второго полугодия учебного года. Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающихся и степень усвоения им образовательной программы на определенном этапе обучения.
Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются зачеты, академические концерты, контрольные уроки, а также концерты, тематические вечера и прослушивания к ним. Участие в концертах приравнивается к выступлению на академическом концерте, если программа академического концерта будет исполнена в соответствии с требованиями программы учебного предмета. Отметка, полученная за концертное исполнение, влияет на четвертную, годовую и итоговую оценки.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.
Критерии оценки
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую рабочую программу, следует учитывать:
- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
- наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
- овладение практическими умениями и навыками в ансамблевом исполнительстве,
- уровень сформированности вокально-исполнительных навыков (ровное звучание на всем диапазоне; развитое певческое дыхание; навыки правильной артикуляции и дикции; грамотное исполнение музыкального материала; чистота интонирования);
- степень выразительности исполнения и умения свободно держаться на сцене;
- учебная дисциплина юного вокалиста-исполнителя.
- степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») | уверенное , грамотное исполнение музыкального материала эмоциональное, выразительное исполнение программы, точное интонирование и выполнение всех вокально-технических требований, ансамблевого строя. |
4 («хорошо») | за хорошее владение музыкальным материалом, выполнение вокально-технических требований, но с допущением некоторых неточностей, неполное раскрытие художественного образа, слабый ансамблевый строй. |
3 («удовлетворительно») | за недостаточно глубокое знание музыкального материала, отсутствие владения профессиональными навыками, формальный подход к исполнению программы, отсутствие ансамблевого строя. |
2 («неудовлетворительно») | комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий |
«зачет» (без оценки) | отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения |
VI.Методические рекомендации. Методы приема.
Трехлетний срок реализации рабочий программы учебного предмета позволяет: продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к обучающимся.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.
Большое значение имеет репертуар обучающихся. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что преподаватель в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития.
На заключительном этапе у обучающихся сформирован опыт исполнения произведений классической и народной, популярной. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей обучающихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.
Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).
Все выступления в процессе обучения учеников желательно снимать на видеокамеру и совместно с ними анализировать, выявлять ошибки, подчѐркивать лучшие моменты выступления.
Рекомендации по подбору репертуара
Так как эстрадное пение отличается многообразием индивидуальных исполнительских манер, то необходимо подбирать, прежде всего, произведения высокого художественного уровня, музыкальный язык и образный строй которых соответствует душевному миру и пониманию ребѐнка (подростка), подходящие по голосу и тембру. Необходимо осуществлять дифференцированный подход к обучающимся, в соответствии с их способностями. В мутационный возрастной период педагог должен быть предельно осторожен и внимателен.
Необходимо знать закономерности музыкально – певческого развития детей и уметь предугадать динамику развития обучающихся под влиянием отобранного репертуара, уметь гибко и полноценно реагировать в учебно-воспитательном плане на новые веяния в современной музыкальной жизни. Отбор произведений – процесс сложный: с одной стороны, в нѐм фокусируется педагогический и музыкальный опыт, культура преподавателя, с другой стороны, характер отбора обусловлен спецификой музыкального материала, особенностями тех, кто его усваивает.
Серьѐзного внимания заслуживает анализ произведения в тембровом отношении, то есть выявление особенностей выразительных средств, которые могут оказать то или иное влияние на характер певческого звучания, на тембр голоса в процессе работы над песней.
Ввиду недостаточного количества музыкальных произведений, написанных специально для детского вокального ансамбля, рекомендуется преподавателям самостоятельно делать переложения сольных песен. Как показала практика, аранжировать для ансамбля или солиста и бэк-вокала можно практически любую сольную песню. Всѐ зависит от творческой инициативы преподавателя и обучающихся.
Методы приема.
1. Метод демонстрации.
Прослушивание лучших образцов исполнения, использование наглядных пособий, личный пример.
2. Словесный метод.
Беседа, рассказ, обсуждение, сообщение задач.
3. Метод разучивания.
По элементам, по частям, в целом виде.
4. Метод анализа.
VII. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Баранов Б.В. Курс хороведения. Учебник. - М.: 1991.-214с.
Белощенко С.Н. Голосо-речевой тренинг: Методическое руководство к изучению предмета «Сценическая речь».- СПб., 1997.-24с.
Вейс П. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио./ Оформление обложки А.Ф. Лурье. - СПб.: Изд. «Лань», 1997.-64с.
Ветлугина Н. Музыкальный букварь для детей младшего возраста. - М.: «Музыка», 1987.-110с.
Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. - М.: «Музыка», 1972.-30с.
Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Методические рекомендации для учителей музыки. – Новосибирск.: «Наука», 1991.-40с.
Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы. – М.: «Музыка», 1977.-50с.
Огородников Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Методическое пособие. - Л.: «Музыка», 1972.-152с.
Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. «Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом» - М.: «Академия», 1999, 222с.
Попов С.В. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора. – Изд. 2-е – М.: «Музыка», 1961.-112с.
Романовский Н.В. Хоровой словарь. Изд. 2-е.- Л.: «Музыка», 1972.-135с.
Соколов В.Г., Попов В.С., Абелян Л.М. Школа хорового пения. М., 1987. Вып. 2. Разд.1
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М., 1947.
Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет/ Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. – М.: «Просвещение», 1988.-142с.
В.Емельянов - «Вокальные упражнения»
" В. Коробко -Школа вокала"
« Вокальные упражнения» Левина Е.А.
Обухова Е.Э. "С любовью к России: Пособие для музыкального руководителя"
В.Емельянов « Развитие голоса».
Крупа-Шушарина С.В. Яворовская И.А. "Сборник песен для детей и юношества"
А. Н. Стрельниковой «Дыхательная гимнастика»
Е. Белоброва «Техника вокала - развитие голоса»
Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. – М.: МГПИ, 1983.
Белоброва Е. Техника эстрадного вокала. – М., 2009.
Бергер Н.А. Сначала-ритм. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Композитор, 2004.
Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке. – СПб.: КАРО, 2004.
Бруссер А.М., Оссовская М.П. Глаголим. ру. Аудиовидео уроки по технике речи. Часть 1. – М.: ИПЦ Маска, 2007.
Вербов А. Техника постановки голоса. – Л.: Тритон, 1931.
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М., 2000.
Каноны круглого стола. Составитель Е.Филимонова. – СПб.: Союз Художников, 2003.
Карягина А.В. Джазовый вокал: практическое пособие для начинающих. – СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2008.
11. Коробка В.И. Вокал в современной музыке. – М., 1989.
Лаптева Е.В. 600 упражнений для развития дикции. – М.: Астель: Профиздат, 2007.
Линклэйтер К. Освобождение голоса. – М., ГИТИС, 1993.
Миловский С.А. Распевание на уроках пения. – М.: Музыка, 1977.
Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М.– Л, 1965.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Рудин Л.Б. Основы голосоведения. – М.: Изд. Отдел Российской Общественной академии голоса, 2009.
Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М.:, 1961.
Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха. – М.: Музыка, 1996.