Тема урока: «Вокальная музыка. «Россия, Россия, нет слова красивей…»
(5 класс)
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель урока: создать единый музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры: песни, народной музыки, а так же произведений литературы, развивать логическое мышление, пробуждать интерес к вокальной музыке о России, развивать вокально-хоровые навыки, прививать любовь к Родине, к знанию культуры своего народа и своего края.
Формируемые УУД:
Личностные УУД
Формирование мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценке; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
Регулятивные УУД
умение удерживать цель деятельности до получения ее результата; умение видеть ошибку; умение оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
Познавательные УУД
умение эмоционально исполнять музыкальные произведения; музицировать; высказываться о музыке. Воспринимать на слух музыкальное произведение.
Давать образную характеристику прослушанного произведения.
Коммуникативные УУД
умение слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.
Методы обучения: словесные, наглядные, практический, проблемный, частично-поисковый, исследовательский, ИКТ.
Формы организации обучения: индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения: пианино, компьютер, презентация «Россия, нет слова красивей», музыка песни «Моя Россия» на муз. Г.Струве, сл. Н. Соловьева, видео «Гимна России», аудиозапись русской народной песни «Во поле береза стояла».
Учебник « Музыка 5 класс » Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.
Ход урока
I.Организационный момент.
Учитель (поёт): Здравствуйте, ученики!
Обучающиеся отвечают пением в ответ: «Здравствуйте, учитель!»
II .Мотивация. Актуализация. Целеполагание
1.Беседа с фронтальным опросом:
-Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
- В каких музыкальных жанрах ярко проявляется союз музыки и литературы?
Эпиграф к нашему уроку сегодня:
«Россия…какое красивое слово!
И роса, и сила, и синее что-то» С. Есенин
Так о России писал С.Есенин.
- А вы знаете стихи о России?
- А песни?
Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
- Чем мы будем заниматься?
- Как цели поставим перед собой?
III. Первичное усвоение новых знаний.
1.Беседа.
- Составьте ассоциативный ряд со словом Россия.
Дети дают ответы: Москва, Россия, березы, родной дом, природа, люди.
- Какие выводы вы можете сделать из сказанного?
Родина, Россия, Русь! Трепетно и вдохновенно воспевают писатели и поэты, музыканты и художники в своих произведениях. Именно произведения искусства помогают нам почувствовать и понять свое отношение к Родине, учат бережно относится к природе, ценить людей, сохранять культуру и традиции своего народа.
Тема нашего урока: «Россия, Россия, нет слова красивей…»
2. Работа с учебником стр. 10,11.
- Давайте сейчас прочитаем в учебнике отрывок из рассказа В.Белова «Тихая моя Родина» и найдём в нём слова, связанные с музыкой.
(Слайд 1 презентации).
Отрывок из рассказа В. Белова
«Тихая моя родина, врачуешь душу своей зеленой тишиной. Но будет ли предел тишине!
Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и затерялась в траве, а я выхожу не к молодым березам, а к белым сказкам моей земли. Омытые июльскими дождями, они стыдливо полощут ветками, приглушая двухнотный, непонятно откуда слышимый голос кукушки: «Ук-ку, ук-ку!» - словно дует кто-то коротко и ритмично… И вновь трепетно нарастает березовый шелест.
Я сажусь у теплого стога и думаю, что вот отмашет время еще какие-то полстолетия и березы понадобятся одним лишь песням, а песни тоже ведь умирают, как люди. И мне чудится в шелесте берез укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья, копили певучесть для пастушьих рожков…
Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родимой травы…»
-Вы услышали звуки музыки? Какие?
- Весь текст о тишине, и в то же время он наполнен звуками. Здесь всё звучит, дышит музыкой.
(Слайд 2 презентации)
Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с красивой и нежной девушкой. Березу считают символом России, символом Родины. Она воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре.
- Но прежде, чем мы вспомним русскую народную песню «Во поле береза стояла..», хотелось уточнить, а что же такое песня? (Слайд 3 презентации).
Это соединение слова и звука, ритма и интонации. Именно на примере песни становится очевидными сходство и различие между литературной речью и речью музыкальной.
Песня относится к вокальному жанру музыки.
- как вы понимаете понятие вокальная музыка?
(Слайд 4 презентации)
Прослушайте русскую народную песню «Во поле береза стояла...»
-Подумайте, что изображает музыка? Какое настроение передает? Какие чувства вызывает у вас эта музыка?
-Какую картину рисует?
-Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы создать образ? (динамика, регистр, тембр)
А теперь мы с вами послушаем песню «Моя Россия» сл. Н.Соловьевой, муз. Г.Струве
-Как ты думаешь, почему композиторы, художники, поэты с таким искренним и глубоким чувством воспевают в своих произведениях родную природу?
-Какую картинку вы увидели, прослушав эту песню?
-С каким настроением исполняется эта песня?
-Какие чувства здесь передает автор?
Физкультминутка.
Дыхательное упражнение «Паровоз».
- Ребята, чем для нас является Москва?
Москва - это столица нашей Родины, сердце России. (Слайд 5 презентации).
Россия – это огромная страна, но у каждого человека есть родной уголок, край, где он родился, дом, где он живет, это все, что его окружает.
- А какая песня является торжественной, определяющей принадлежность к какому-либо государству?
Это гимн. (Слайд 6 презентации).
Просмотр, стоя, видеофрагмента «Гимна России».
IV. Обобщение и закрепление полученных знаний на уроке.
- С какими музыкальными произведениями мы познакомились?
- Какое произведение вам понравилось больше всего и почему? О чем эти произведения?
- Достигли ли мы поставленной цели в начале урока?
V. Вокально—хоровая работа.
Распевание.
Разучивание песни.
VI. Рефлексия.
- О чем говорили на уроке? Что запомнилось? Что понравилось?
Оцените свою работу на уроке.
Ответьте на вопросы (записаны на доске)
Сегодня я узнал…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Хочу пожелать, чтобы вы всегда любили свою Родину, свою страну и не забывали о своей малой Родине.
(Слайд 7 презентации)
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называют
Одним широким словом «Русь».
Всего хорошего вам. До встречи на следующем уроке!