ВОКАЛьная опора и АНКЕРОВКА
Дрожащий голос, вокальные зажимы, не получается взять высокие ноты, спеть тихо ровным плотным звуком, есть трудности в пропевании долгих фраз – такие проблемы возникают из-за отсутствия, либо недостаточной вокальной опоры певца. Опора – это способность сохранять равномерный напор выдыхаемого воздуха. Важно отметить, что вокальная опора неразрывно связана с анкеровкой.
Анкеровка в вокале (от англ. «якорь») – это использование крупных мышц головы, шеи, тела для поддержки звукового потока и мелких мышц голосовых связок. Иными словами анкеровка помогает перенести напряжение с голосовых связок и с диафрагмы на другие крупные мышцы головы, шеи и тела.
Опора – это не давление. Опора – это фиксация. Опорой не является выпяченный живот и его движение в сторону спины. Диафрагма участвует в процессе опоры. Но не только диафрагма.
В процессе обучения вокалу, мы часто слышим такие рекомендации: «не напрягай шею, плечи», «расслабься». Однако не всё так однозначно. В нашем теле много мышц. Необходимо дифференцировать момент фиксации организма, его собранности и момент зажима.
Наличие анкеровки в пении определяет профессионализм вокалиста. Обращали ли внимание на то, как стоит академический певец перед началом выступления и во время пения? Он всегда собран, подтянут, мышцы тела находятся «в полной готовности», то есть в тонусе. Его можно сравнить со спортсменом - бегуном, стоящим на старте. Он ни в коем случае не расслаблен, но предельно организован.
Так и певец, перед выходом на сцену, он должен сосредоточить внимание на крупных мышцах своего тела (мышцы головы, шеи и спины), и максимально их активизировать. Однако во время пения нужно не только следить за фиксацией, важно не упускать из виду поддержку мышцами тела своего голосового аппарата.
Попробуйте произнести звук «хм» так, как будто вы удивились. А теперь спойте «хм» на одном высоком звуке несколько раз. Вы почувствуете как работает «поршень» - ходит вверх-вниз. А теперь спойте на «хм» долгий звук. Чувствуете ощущение мышечной собранности под вашими рёбрами? Это и есть опора.
Задачи анкеровки:
Анкеровка тела влияет на вокальный выдох, то есть создает поддержку звуку. Не позволяет интонации плавать, поддерживая звуковой поток.
Анкеровка головы и шеи создает пространство для гортани в целом, позволяя ей двигаться свободнее.
Вот три простые, но действенные упражнения:
1.Фиксация головы шеи. Возьмём спортивную палку для упражнений. Берём её двумя руками, помещаем сзади шеи и незначительно надавливаем на шею. Пробуем спеть плотно относительно для себя высокую ноту – ха-а-ам, теперь ещё одну , на полтона выше….А теперь держите палку перед собой и спойте то же самое в расслабленном состоянии шеи. Звучит гораздо слабее. Заметьте, что для плотности звука, требуется гораздо больше усилий в области диафрагмы, и вы начинаете её поджимать настолько, что может возникнуть зажим, или не будет нужной плотности звука.
2. Фиксация мышц плечевого пояса. Берём ту же палку, перемещаем её за спину в районе плеч и поём те же звуки с помощью плечевой поддержки. Ставим палку перед собой, расслабляем плечи. Поём наш звук. Сразу ощущаем напряжение диафрагмы и звук поётся труднее.
3.Спинная анкеровка. Помещаем палку за спиной под лопатки, и упираемся в неё всей спиной. Поём наши звуки. Почувствовали как легко и без напряжения работает диафрагма? Убираем палку, расслабим спину, шею, плечи и споём звук без поддержки спинной анкеровки. Звучание стало слабым, но, чтобы оно стало плотнее, требуется гораздо больше усилий диафрагмы.
Анкеровка, как таковая, тренирует и развивает мышцы. Когда певец обретает навыки их фиксации, его вокал становится ярким, свободным и полётным.
Выполняя эти упражнения, вы сможете плотно брать более высокие ноты. Делать их нужно регулярно, так как тот этого зависит достижение цели - обретение красивого плотного звука.
Анкеровка, как таковая, тренирует и развивает мышечную память. Обретая навыки фиксации, ваш вокал приобретёт яркость, свободу и полётность.