СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вокруг тебя – мир. «Неизвестный цветок» А. П. Платонова.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проведение открытого урока по данной теме

Просмотр содержимого документа
«Вокруг тебя – мир. «Неизвестный цветок» А. П. Платонова.»

Кудакова Людмила Владимировна, учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ №28

Тема урока: Вокруг тебя – мир. «Неизвестный цветок» А. П. Платонова.

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий

Используемые технологии: технология продуктивного чтения, технология развития критического мышления, ИКТ

Приемы: «Ромашка Блума», «Дырявое письмо», работа в группах, вопрос автору, чтение по ролям, анализ текста

Оборудование урока:

1. Учебники литературы 6 кл. под редакцией В.Я. Коровиной

2. Мультимедийная презентация

3. Раздаточный материал

  1. Цель урока: убедиться в том, что все хорошее долго остается в памяти человека, что ближним бывает необходима твоя помощь

Результаты деятельности:

Личностные (ЛР): Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Метапредметные (МПР):

РУУД: находить необходимую информацию в тексте.

ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

КУУД: оформлять свою мысль в устной речи; обосновывать высказанное суждение; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности

Предметные (ПР):познакомить со сказкой-былью «Неизвестный цветок», обратив внимание учащихся на своеобразие языка писателя, неповторимость его стиля; раскрыть художественное выражение мысли писателя.













Сценарий урока

Для экономии времени убираю организационный момент!!!

(Слайд с фото писателя) Вообразите себе, что перед вами немолодой человек с приятным лицом. Большой лоб, выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он, кажется, многое видел, пережил. Лицо мужественное. Это Андрей Платонович Платонов. Именно он умел в обыкновенных буднях увидеть сказочные картины мира природы. Сегодня мы попытаемся открыть удивительный мир мудрой платоновской прозы.

(Слайд с темой урока) Тема нашего урока: Вокруг тебя – мир. «Неизвестный цветок» А. П. Платонова.

Она записана в ваших тетрадях.



Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова А.П. Платонова

На доске эпиграф:

Лишь добро одно бессмертно,
Зло подолгу не живёт.

Раскройте смысл этих слов.



Озвучиваю вывод: А.П. Платонов прожил трудную жизнь. Но понял, что главные законы человеческой жизни – это милосердие, любовь ко всему живому, тревога за будущий мир, единение людей. Именно этими качествами наделяет писатель своих героев.

(Слайд с целью урока) Именно поэтому цель урока: убедиться в том, что все хорошее долго остается в памяти человека, а ближним бывает необходима твоя помощь.


(Выступление Саницкого А.)  Сказка-быль «Неизвестный цветок» - была написана Платоновым в 1950 году. В это время он уже был тяжело болен, почти не вставал с постели. А спустя год Платонов умер в атмосфере непризнания, житейских невзгод, мучимый туберкулезом.

Несмотря на тяжелые обстоятельства жизни, Платонов сохранил любовь ко всему живому и трепетное отношение к миру природы. Он пристально вглядывается в окружающий мир, его волнует каждый цветок, каждая травинка, писатель чувствует их неповторимость. Сказка-быль «Неизвестный цветок» звучит как светлый гимн жизни, которая рождается в страданиях, борется за существование, умирает и снова возрождается. Все в мире неразрывно слито, и в этом состоит его гармония.

(Слайд с фото дочери Платонова) Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятила свою жизнь памяти отца.
Она организовала свыше 50 посмертных изданий Платонова.
«Неизвестный цветок» – один из последних рассказов писателя. Спустя годы это произведение было высоко оценено.



(Слайд-анимация Сказка-быль)

Почему А. Платонов назвал своё произведение сказкой-былью? Что в нём сказочного и что реального?

Сказка - Быль

1.Сказочное повествование 1.Жизнь девочки

2.Говорящий цветок 2. Помощь пионеров

3.Жизнь цветка 3.Жизнь природы





(Слово учителя) Итак, жанр произведения выбран неслучайно:

1. Именно сказка учит своего читателя добру и состраданию чужому горю, не должно быть сирот на свете.


2.Автор сочувствует цветку, он восхищается этим одиноким цветочком - тружеником. Его друзья - лучики солнца и ветер.

Перед нами сказка-быль «Неизвестный цветок», написанная незадолго до смерти писателя и подаренная дочке Маше. Это своеобразное завещание.

Что такое «завещание»? (наказ на будущее).

(Слайд с определением понятия) Завещание - духовная, последняя воля, последнее распоряжение человека.

Создание проблемной ситуации.

Итак, завещание Платонова - «Неизвестный цветок.

Попробуем понять, что же завещал своей дочери А. Платонов.

С текстом рассказа вы познакомились дома. А хорошо ли усвоили прочитанное? Проверим.



Приём «Ромашка Блума». Работа в группах.

А сейчас мы с вами вместе вернемся к тексту сказки и постараемся разобраться, О ЧЕМ И КАК хотел рассказать нам Платонов?

Раздаю лепестки с заданием.

1группа «Литературоведы».

1.К какому художественному приему прибегает автор, чтобы вдохнуть жизнь в цветок?

2.Найдите примеры в тексте сказки.

3. Найдите в тексте слова, помогающие «нарисовать» жизнь цветка (глаголы, глагольные сочетания)

Ответ: Олицетворение.

Ответ: Цветок думает, размышляет, старается выжить среди камней.

«Он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости», «Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть». Читатель не может не сочувствовать цветку, наделенному свойствами человека.

Ответ: Он рос один на пустыре...», «Нечем ему было питаться в камне и глине...», «Он поднимал листья против ветра... он всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям...», «он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости»… )



2 группа – «Художники - лингвисты»

1.Найти в тексте слова, словосочетания, помогающие «нарисовать» образ неизвестного цветка до встречи с Дашей и год спустя (эпитеты);

2. Найти в тексте слова и предложения, помогающие «нарисовать» окружающую цветок действительность (пустырь)

Ответ: у него нет имени, ему трудно выжить на «мёртвой глине», «одна жилка была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета», «…мученье его обозначалось в листьях разными цветами…», «он…был слепой…», «стал настоящим цветком», «венчик…простого светлого цвета, ясного и сильного…», «маленький цветок - труженик» 

Ответ: «на пустыре трава не росла, а лежали одни старые камни, и меж ними…сухая мёртвая глина», «пустырь был … голый»

3 группа «Художники»

Нарисуйте, каким вы видите цветок, дайте ему имя?



4 группа - Прием «Чтение по ролям»

От слов: «Она пошла в пустырь и увидела около камня тот маленький цветок. ..до слов: «Даша склонилась к нему и поцеловала его…» необходимо читать диалог

Подумайте, почему такой грустью наполнены эти строчки сказки?

( Цветок не уверен в себе, он будто извиняется за свою непохожесть на других. Он чувствует себя виноватым за своё нечаянное появление на пустыре.)





Прием «Дырявое письмо». Работа с критической статьей.

Задача: чтение критической статьи вслух, заполнить пропуски.



Вывод: Сочувствие, сопереживание, сострадание - это важные свойства человеческой души. Даша познакомилась с цветком, постаралась понять его, проявила деятельное сострадание, помнила о нем в разлуке, стала настоящим другом.



Дети прикрепляют свои рисунки к доске, образуя сад.

Мы побывали с вами в замечательной сказке о трудолюбии, доброте, любви. А теперь давайте нарисуем свою сказку, превратим пустырь в сад!

К уроку вы подготовили иллюстрации цветов.

Посмотрите на наш пустырь – он ожил и зацвёл. Мы с вами нарисовали сказку, проделали в своем сердце работу, которую проделал маленький цветок – подарили новую жизнь этому прекрасному миру.



(Слайд с целью урока) Ребята, вспомните, какую цель мы с вами ставили в начале урока? Достигли ли мы ее?

Что завещал Платонов? Какими нам надо быть?

«Неизвестный цветок» Платонова стал олицетворением любви к жизни, стойкости и терпения. Герои Платонова они очень восприимчивы, добры, любят жизнь. Они верят, что маленькие добрые дела, которые совершает чистый сердцем человек, могут изменить мир, сделать его добрее и лучше.

(В этот момент можно обыграть ситуацию с цветком-поделкой)

Положите руку на свое сердце. Говорят, там душа человека. Я желаю всем, чтобы наши сердца были всегда открыты для прекрасного, для людей, чтобы каждый из нас в этой жизни подарил другим радость, счастье, новую жизнь, как тот неизвестный цветок, придуманный А.П. Платоновым.





Домашнее задание

1. Написать письмо маме от имени Даши, в котором она расскажет о встрече с неизвестным цветком.

2.Ответить устно на вопрос «Стоит ли жить так, как жил «неизвестный цветок»?»

3. Составить Синквейн: Даша; Цветок



















































Прием «Дырявое письмо». Работа с критической статьей.

Задача: чтение критической статьи вслух, заполнить пропуски.

В последние годы жизни, подвергаясь болезни туберкулеза, А.П. Платонов писал детские произведения, сочетающие в себе реальное с фантастическим. Но в «Неизвестном цветке» особое внимание автор уделяет нравственно-философской проблематике. Эта сказка-быль явилась своеобразным завещанием для дочери больного писателя. Он создал «Неизвестный цветок» за год до своей смерти.

Сложно определить жанровую принадлежность произведения А.П. Платонова. Сам писатель называет свое творение сказкой-былью, так как в ней переплетаются вымышленные и реальные события.

Произведение названо А.П. Платоновым в честь центрального образа – неизвестного цветка, потому что именно его жизнь и судьба лежит в основе повествования.

А.П. Платонов в своем произведении поднимает проблему неравнодушного отношения. Он показывает, как важна помощь других людей в жизни каждого, даже маленького и неизвестного цветка. Писатель демонстрирует тягу к жизни, которую показал цветок, а также жизненные трудности, которые встретились ему на пути.

Своей сказкой-былью писатель хотел сказать, что всякая жизнь безгранична и бесценна, нужно радоваться каждому прожитому дню. Своим произведением А. П. Платонов учит читателей никогда не бояться трудностей, никогда не падать духом и идти всегда до конца. Только терпение и любовь к жизни сделает человека счастливым.

Сюжет «Неизвестного цветка» довольно прост. Цветок борется, несмотря ни на что. На помощь к беззащитному растению приходит девочка-пионерка. Благодаря ей цветок не только вырос сам, но и дал жизнь другим.

Девочка Даша из пионерского лагеря помогла удобрить пустырь, где рос цветок, учит читателей взаимопомощи и доброте.

С образом Даши связаны образы других ребят, которые помогли цветку бескорыстно и от всего сердца.

«Неизвестный цветок» - произведение, которое заставляет задуматься. Оно учит тому, что никогда не нужно опускать руки, что всегда нужно бороться, как бы сложно не было.







Прием «Дырявое письмо». Работа с критической статьей.

Задача: чтение критической статьи вслух, заполнить пропуски.

В последние годы жизни, подвергаясь болезни ____________, А.П. Платонов писал детские произведения, сочетающие в себе реальное с фантастическим. Но в __________________ особое внимание автор уделяет нравственно-философской проблематике. Эта сказка-быль явилась своеобразным _____________для дочери больного писателя. Он создал ______________________ за год до своей смерти.

Сложно определить жанровую принадлежность произведения А.П. Платонова. Сам писатель называет свое творение _________________, так как в ней переплетаются вымышленные и реальные события.

Произведение названо А.П. Платоновым в честь центрального образа – __________________, потому что именно его __________ и судьба лежит в основе повествования.

А.П. Платонов в своем произведении поднимает проблему неравнодушного отношения. Он показывает, как важна _________ других людей в жизни каждого, даже маленького и неизвестного __________. Писатель демонстрирует тягу к жизни, которую показал цветок, а также жизненные _____________, которые встретились ему на пути.

Своей сказкой-былью писатель хотел сказать, что всякая жизнь безгранична и бесценна, нужно радоваться каждому прожитому дню. Своим произведением А. П. Платонов учит читателей никогда не бояться ___________, никогда не падать _______ и идти всегда до конца. Только терпение и __________ к жизни сделает человека счастливым.

Сюжет «Неизвестного цветка» довольно прост. Цветок борется, несмотря ни на что. На помощь к беззащитному растению приходит _____________. Благодаря ей цветок не только вырос сам, но и дал ___________ другим.

_______________ из пионерского лагеря помогла удобрить пустырь, где рос __________, учит читателей _______________ и _____________.

С образом Даши связаны образы других ребят, которые помогли цветку бескорыстно и от всего _______________.

«Неизвестный цветок» - произведение, которое заставляет задуматься. Оно учит тому, что никогда не нужно опускать ___________, что всегда нужно ____________, как бы сложно не было.