Методика обучения технике нижнего приема в волейболе.
Техника выполнения: Способы приема мяча, которыми могут овладеть начинающие волейболисты, различны: прием мяча снизу двумя руками, прием мяча снизу одной рукой с последующим падением, прием мяча сверху двумя руками с падением или без падения.
Прием мяча от соперников (подач, нападающих ударов) чаще всего производится снизу двумя руками. Это самый надежный способ, и волейболисты всего мира обычно именно так принимают подачу. Однако в последнее время смягчено судейство первых приемов мяча способом сверху, и игроки часто пользуются им.
В исходном положении ноги согнуты, одна нога немного впереди, руки подготовлены для приема мяча. Большое значение имеет положение рук. Кисти рук согнуты и отведены назад. Руки прямые, развернуты кнаружи, предплечья максимально сближены. Очень важно своевременно занять показанное исходное положение. Для этого игрок должен уметь предвидеть возможное направление полета мяча и своевременно выйти на удобную позицию для приема. Мяч нельзя выпускать из поля зрения.
Прием мяча осуществляется на нижнюю часть предплечий, иногда говорят на «манжеты». В момент приема мяча руки выпрямлены. Грубой ошибкой считается сгибание их в локтевых суставах. Не должно быть сильного встречного движения рук, они приближаются к месту встречи с мячом за счет некоторого разгибания рук. Их подставляют под мяч, регулируя траекторию первой передачи, но не отбивают его. Существует даже выражение «Прием подачи осуществляется ногами», подчеркивающее роль своевременного выбора исходного положения. Степень сгибания ног зависит от траектории подачи. При очень низкой подаче игрок принимает мяч с последующим падением и перекатом в сторону на бедро и спину.
Методика обучения:
Задача 1 в методике обучения нижнего приема . Создать у занимающихся спортсменов правильное представление о технике.
Средства обучения:
а) Указать, какие приемы бывают с различных исходных положений.
б) Показать правильную технику нижнего приема .
в) Разобрать обучающие фильмы и фотографии (наглядно методические карточки)по технике приема.
Задача 2 в методике обучения нижнего приема научить правильно принимать и.п, держать руки при приеме.
1.Имитация нижнего приема , с правильной работой ног и рук.
2. Подбивание волейбольного мяча, подвешенного на шнуре (на месте, после перемещения). Движение рук главным образом за счет разгибания ног. Движение плечевых суставов незначительное, а локтевых — отсутствует. Основная задача — почувствовать положение рук в момент приема мяча.
3.Прием мяча снизу, мяч бросает партнер(расстояние 2—3 м, которое затем постепенно увеличивается до 10—15 м), а также можно выполнять с одним или двумя приемами над собой а другой партнеру.
4.У стены, забора, щита многократно отрабатывается отбивание мяча снизу, встречное движение рук незначительное и производится преимущественно за счет разгибания ног.
5.То же, но мяч вверх-вперед, догнать и выполнить прием снизу после его отскока.
6.Бросить мяч вверх-вперед, догнать и выполнить прием снизу после его отскока.
7.Прием мяча в зоне 6, мяч через сетку набрасывает партнер.
8. Расстояние между двумя игроками 6—7 м.Упражнение начинает игрок с мячом, посылая его ударами в направлении партнера. Последний, выбрав правильную позицию, стремится точно отбить мяч партнеру. Через 2—3 минуты игроки меняются ролями.
Задача 3 в методике обучения нижнего приема научить правильно и точно выполнять прием и доводить мяч до партнера.
1.Пять пар игроков стоят на площадке . Один игрок пары стоит с мячом у сетки. Его партнер занимает позицию в 4—5 м от I. средней линии.Игроки, стоящие у сетки, направляют мяч произвольным способом (передачей, ударом, броском) на своих партнеров, которые передачей двумя руками снизу отправляют мяч обратно. После 6—8 передач игроки меняются местами, и упражнение повторяется.
Расположение игроков двух групп показано на рис.Игроки, стоящие в 4-5 м от сетки, выполняют каждый раз передачи способом снизу то одному, то другому партнеру. Через 8-10 таких передач игроки, смещаясь по кругу, занимают новые позиции, и упражнение повторяется.
3.Игрок зоны 3, имея два мяча, посылает
поочередно их произвольным способом игрокам
6-й зоны, каждый из которых направляет мяч нижним способом в зону 2 или 4. В
последующем каждый игрок зоны 6 выполняет
подряд две передачи. Направление этих пере
дач определяет преподаватель.Он же и перестраивает группу для повтора упражнения.

Игроки парами располагаются соответственно в зонах 1 и 4, 2 и 5, 3 и 6.Мячи находятся у игроков, стоящих у посылают мяч произвольным способом своим партнерам, которые выполняют передачу к сетке способом снизу. После 7—9 серий передач позиции изменяются как в игре. Упражнение повторяется. Условия выполнения передачи мяча к сетке нижним способом нужно усложнить за счет некоторой неточности передачи от сетки и увеличения скорости полета мяча.

5. Два игрока стоят с мячами у сетки . Поочередно они посылают их произвольным способом перед собой. Игрок зоны 6 должен, должен выполнить перемещение вправо, затем влево и т. д., каждый раз передавая мяч к сетке. После 5— 6 таких передач его место занимает следующий игрок зоны 6. Упражнение повторяется. Преподаватель периодически делает перестановки игроков.
6. Игрок в зоне 2 стоит с мячом лицом к сетке (рис. 39). Начиная упражнение, он производит передачу нижним способом в зону 4, когда выбегает игрок этой зоны. Он выполняет передачу (из положения лицом к сетке) в зону 2 и т. д. После передачи каждый игрок становится в конце противоположной колонны.
Задача4 в методике обучения нижнего приема . Совершенствование техники приема.
Прием подачи в зоне 6 у линии нападения и первая передача (первой передачей считается полет мяча по направлению к сетке после приема подачи) в зону 3. Подача выполняется с расстояния 4—6 м от сетки из зоны 6. То же, но
прием подачи в зоне 5 (1).
Прием подачи в зоне б (5, 1) у линии нападения и первая передача в зону 2. Нижняя подача выполняется с расстояния 4—6 м из зоны 1.То же, но первая передача в зону 4.
Прием подачи в зоне 6 (1, 5) и первая передача в зону 3 (2, 4). Расстояние от сетки 4—5 м, подача выполняется из-за лицевой линии. То же, но прием на расстоянии б—8 м от сетки.