Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».
Волкова Н.А. Ориентировка детей во времени. Сутки.
Совместная деятельность воспитателя с детьми 5-6 лет.
“Время (в философии) – это необратимое течение (протекающее лишь в одном направлении — из прошлого, через настоящее в будущее)”.
Википедия
Направление «Познавательно-речевое развитие».
Образовательная область «Познание».
Формирование элементарных математических представлений.
Задачи.
Дать детям представление о том, что утро, вечер, день, ночь составляют сутки.
Рассказать о значении солнца в смене частей суток.
Расширять представления детей о деятельности людей в разное время суток.
Уточнить представления детей о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки.
Помочь детям запомнить последовательность частей суток.
Закреплять знания детей о последовательно времени суток.
Содержание.
Вид деятельности | Задачи. |
Беседа «Сутки». | Дать детям представление о том, что утро, вечер, день, ночь составляют сутки. Рассказать о значении солнца в смене частей суток. Расширять представления детей о деятельности людей в разное время суток. Поддерживать интерес детей к потешкам. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать рассказ педагога. |
Малоподвижная игра «Сутки». | Уточнить представления детей о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки. Развивать координацию движений детей, умение действовать по сигналу. Формировать интерес детей к познавательным играм. |
Игровая ситуация «Назови соседей». | Расширять представление детей о сутках. Помочь детям запомнить последовательность частей суток. Развивать внимание детей. |
Исследование «Вечер». | Обогатить знания детей о времени суток – вечер. Расширять представления детей о жизни людей в вечернее время. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью людей. Поддерживать интерес детей к загадкам. Развивать любознательность детей. |
Ситуация общения «День да ночь, и сутки прочь». | Закрепить представление детей о сутках. Поддерживать интерес детей к народным пословицам. Продолжать развивать речь детей как средство общения. |
Игровое упражнение «Продолжи ряд». | Помочь детям запомнить последовательность частей суток. Развивать внимание детей. Воспитывать терпение детей. |
Словесная игра «Загадки в стихах». | Расширение представлений о частях суток. Формировать умение детей узнавать время суток по описанию. Развивать внимание, мышление детей. |
Дидактическая игра «Кого пропустили». | Закреплять знания детей о последовательности частей суток. Развивать внимание детей. Воспитывать терпение. |
Беседа «Ночь». | Обогатить знания детей о времени суток – ночь. Расширять представления детей о жизни людей в ночное время. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью людей. Поддерживать интерес детей к загадкам. Развивать любознательность детей. |
Интеллектуальная разминка «Когда это бывает». | Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление. Закрепить знания детей о частях суток. |
Ситуация общения «Это правда или нет?» | Закреплять знания детей о последовательно времени суток. Поощрять желание детей вслушиваться в слова текста и обнаруживать смысловые несоответствия. Поддерживать желание детей высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Развивать слуховое внимание детей, критичность мышления, умение соотносить усвоенные знания с воспринимаемым материалом. |
Малоподвижная игра «Что вы делали…» | Расширять представления детей о деятельности людей в разное время суток. Закреплять представления детей о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки. Упражнять детей в изображение действий с помощью мимики, жестов. |
Диагностическое задание «Наш день». | Выявить знания детей о последовательности частей суток. |
Сентябрь
Беседа «Сутки».
Задачи. Дать детям представление о том, что утро, вечер, день, ночь составляют сутки. Рассказать о значении солнца в смене частей суток. Расширять представления детей о деятельности людей в разное время суток. Поддерживать интерес детей к потешкам. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать рассказ педагога.
Игровой материал. Презентация «Сутки», часть 1.
Беседа.
— Далеко – далеко в космосе живёт Солнышко. Дети, что дарит нам Солнце? (ответы детей).
— Солнце землю осмотрело, каждый луч оставил след. В мире нет важнее дела, чем дарить тепло и свет. Свет и тепло Солнца нужны всем: людям, животным, растениям. Солнце по небу гуляет, Землю освещает. Ночью Солнышко не видать, ушло оно спать.
Солнышко-ведёрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!
— Утро. Восход. Солнце всходит на небо.
Свети, свети, солнышко,
На зелёное полюшко,
На белую пшеницу,
На чистую водицу,
На наш садочек,
На аленький цветочек.
— День. Солнце по небу гуляет, Землю освещает.
Солнце, солнце,
уходи до утра.
Всем ребятам
спать пора, спать пора.
— Вечер. Закат. Солнце закатывается за горизонт.
Ночь пришла,
Темноту привела,
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Вышла маменька,
Закрыла ставеньку.
Засыпай,
Баю-бай.
— Ночью на небе Луна, верный спутник Земли она.
— Утро, день, вечер, ночь – это сутки. Утро, день, вечер, ночь друг друга не обгоняют, друг за другом шагают.
— Дети, когда люди утром встречаются, они говорят друг другу «Доброе утро!» Расскажите мне, друзья, что мы делаем утром? (ответы детей).
Утром солнышко встаёт,
Спать ребятам не даёт!
– Ну-ка, детки, подымайтесь,
Заряжайтесь, умывайтесь,
Аккуратно одевайтесь
И за завтрак принимайтесь…
Надежда Григорьева
— Дети, утром мы просыпаемся, поднимаемся. одеваемся, умываемся, зарядкой заряжаемся, завтракаем, занимаемся.
— Дети, когда люди днём встречаются, они говорят друг другу «Добрый день!» Расскажите мне, друзья, что мы делаем днём? (ответы детей).
В полдень солнышко в зените, У него лучи, как нити, Землю щедро согревают, Всех обедать приглашают. | Дальше, дальше день бежит, Нам пословица гласит: – Долог день до вечера, Когда делать нечего… Надежда Григорьева |
— Дети, днём мы гуляем. обедаем, отдыхаем, трудимся, играем.
— Дети, когда люди вечером встречаются, они говорят друг другу «Добрый вечер!» Расскажите мне, друзья, что мы делаем вечером? (ответы детей).
Ну, а вечером, ребята,
Всё окутает прохлада,
Солнцу отдых тоже нужен
А ребятам — вкусный ужин.
Надежда Григорьева
— Дети, вечером мы ужинаем, гуляем, общаемся с близкими, играем, готовимся ко сну.
— Дети, перед сном люди говорят друг другу «Спокойной ночи!» Расскажите мне, друзья, что мы делаем ночью? (ответы детей).
Ночью на небе — луна,
Очень строгая она:
Наблюдает — все ли
Улеглись в постели?
Закрывайте глазки,
Пусть вам снятся сказки.
Закрывайте очи
Всем — спокойной ночи!
От утра и до утра
Сутки знает детвора.
Надежда Григорьева
— Дети, утро, день, вечер, ночь – это сутки.
Информация для педагогов. В современном деловом этикете «доброе утро» рекомендуется говорить в промежуток с 8 до 11 часов. С 11:00 до 18:00 — «добрый день», а позднее — «добрый вечер», однако в зимних условиях иногда «добрый вечер» уместно говорить с наступлением темноты.
Октябрь
Малоподвижная игра «Сутки».
Задачи. Уточнить представления детей о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки. Развивать координацию движений детей, умение действовать по сигналу. Формировать интерес детей к познавательным играм.
Игра.
Закличка
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть,
Становитесь в круг смелей,
И игру начнём скорей.
— Дети, в игру «Сутки» играем, части суток вспоминаем.
Педагог называет части суток и показывает движения.
Утро – весело шагаем.
День – прыгать начинаем.
Вечер – «пружинкой» отмечаем,
Ночью – крепко засыпаем.
— Дети, правило игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Игровое правило.
Части суток называю я, а вы покажете движения, друзья.
Педагог называет части суток по порядку, затем в разброс. Игра проводится в быстром темпе.
— Замечательно! Части суток правильно определяли, утро день, вечер, ночь показали!
Ноябрь
Игровая ситуация «Назови соседей».
Задачи. Расширять представление детей о сутках. Помочь детям запомнить последовательность частей суток. Развивать внимание детей.
Игровой материал. Презентация «Сутки», часть 2, слайды 1 – 7. Или 4 картинки – разное время суток.
Игра.
— Дети, вспомним части суток. Что нарисовано на картинках? (ответы детей).
— Утро, день, вечер, ночь – это что, назовите одним словом. (Ответы детей).
— Утро, день, вечер, ночь – это сутки.
— Дети, кто соседи дня? (ответы детей).
— Соседи дня утро и вечер. Дети, что бывает перед тем, как наступит день? (ответы детей).
— Перед днём утро. Дети, что наступит после дня? (ответы детей).
— После дня наступит вечер.
— Дети, кто соседи утра? (ответы детей).
— Соседи утра ночь и день. Дети, что бывает перед тем, как наступит утро? (ответы детей).
— Перед утром ночь. Дети, что наступит после утра? (ответы детей).
— После утра наступит день.
— Дети, кто соседи ночи? (ответы детей).
— Соседи ночи вечер и утро. Дети, что бывает перед тем, как наступит ночь? (ответы детей).
— Перед ночью вечер. Дети, что наступит после ночи?
— После ночи наступит утро.
— Дети, кто соседи вечера? (ответы детей).
— Соседи вечера день и ночь. Дети, что бывает перед тем, как наступит вечер? (ответы детей).
— Перед вечером день. Дети, что наступит после вечера? (ответы детей).
— После вечера наступит ночь.
— Утро, день, вечер, ночь – это сутки.
— Чудесно, дети! С сутками играли, соседей правильно назвали.
Исследование «Вечер»
(вечерняя прогулка).
Задача. Обогатить знания детей о времени суток – вечер. Расширять представления детей о жизни людей в вечернее время. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью людей. Поддерживать интерес детей к загадкам. Развивать любознательность детей.
Исследование.
День прошёл. Садится солнце.
Сумрак медленно крадётся.
Зажигают фонари,
Заменяют свет они.
Фонари горят как свечи,
Все ответят это? … вечер
— Дети, что такое вечер? (ответы детей).
— Вечер – это время суток, которое наступает после дня, перед ночью. Осенью вечером солнце уходит за горизонт. Дети, как вы думаете, жизнь людей изменяется вечером? (ответы детей).
— Юные исследователи, предлагаю изучить, чем заняты люди вечером. Задание понятно? (ответы детей).
— Дети, приступайте, пожалуйста, к исследованию.
Через некоторое время педагог предлагает детям рассказать о своих наблюдениях. Благодарит детей, которые действительно наблюдали.
— Дети, жизнь людей не замирает вечером. На вечерних улицах много народу, транспорта. Дети, почему люди вечером, в темноте продолжают гулять по улицам? (ответы детей).
— Фонари, полезное изобретение, людям помогают, дороги освещают. Дети, что мы узнали о вечере? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что вечер – это время суток между днём и ночью. Осенью вечером темнеет.
Декабрь
Ситуация общения «День да ночь, и сутки прочь».
Задачи. Закрепить представление детей о сутках. Поддерживать интерес детей к народным пословицам. Продолжать развивать речь детей как средство общения.
Разговор.
— Дети, в народе говорят: «День да ночь, и сутки прочь». А какие части суток не назвали в этой пословице? (ответы детей).
— Утро и вечер забыли, утро и вечер пропустили. Дети, сколько всего частей суток? (ответы детей).
— Всего четыре части суток: утро, день, вечер, ночь. Дети, какое сейчас время суток? (ответы детей).
— Дети, как вы считаете, какое время суток самое светлое? (ответы детей).
— Самое светлое время суток – день. Днём солнце по небу гуляет, всё кругом освещает. Дети, вы знаете, какое время суток самое тёмное? (ответы детей).
— Самоё тёмное время суток – ночь. Ночью солнышко не видать, ушло оно спать. Дети, что наступает после ночи? (ответы детей).
— После ночи приходит утро. Дети, как мы узнаем, что наступило утро? (ответы детей).
— Ночь ушла, темноту увела. Солнышко просыпается, на небо поднимается. Дети, назовите все части суток, начиная с утра? (ответы детей).
— Потрясающе, дети! Утро, день, вечер, ночь – улетают сутки прочь.
Игровое упражнение «Продолжи ряд».
Задачи. Помочь детям запомнить последовательность частей суток. Развивать внимание детей. Воспитывать терпение детей.
Игра.
— Утро, день, вечер, ночь друг за другом шагают, друг друга не обгоняют. Дети сколько всего частей суток? (ответы детей).
— Всего четыре части. Дети, кому флажок предлагаю, тот части суток называть продолжает.
Педагог подаёт флажок ребёнку и говорит, например, «День», ребёнок продолжает перечисление «Вечер, ночь утро». Ребёнок возвращает флажок педагогу.
Педагог передаёт флажок другому ребёнку, называя другую часть суток, например, «Ночь». Ребёнок продолжает: «Утро, день, вечер».
Педагог контролирует, чтобы дети назвали все части суток, соблюдая последовательность.
— Великолепно! Молодцы, дети! Части суток перечисляли, по порядку называли.
Январь
Словесная игра «Загадки в стихах».
Задачи. Расширение представлений о частях суток. Формировать умение детей узнавать время суток по описанию. Развивать внимание, мышление детей.
Игровой материал. Презентация «Сутки», часть 2, слайды 8 – 11.
Игра.
— Дети, какие части суток вы знаете? (ответы детей)
— Утро, день, вечер, ночь – это сутки. Дети, части суток определяем, загадки в стихах отгадаем. Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Игровые правила:
внимательно слушаем стихотворение;
пока стихотворение читают, молчим;
хором отвечаем, время суток называем.
Педагог после каждой ответа, просит детей, объяснить: какие слова в тексте помогли отгадать загадку, называет те слова, на которые не обратили внимание дети.
1. В полдень солнышко в зените, У него лучи, как нити, Землю щедро согревают, Всех обедать приглашают. Дальше, дальше день бежит, Нам пословица гласит: – Долог день до вечера, Когда делать нечего. Надежда Григорьева | 2. Ну, а вечером, ребята, Всё окутает прохлада, Солнцу отдых тоже нужен А ребятам — вкусный ужин. Надежда Григорьева |
3. Утром солнышко встаёт, Спать ребятам не даёт! – Ну-ка, детки, подымайтесь, Заряжайтесь, умывайтесь, Аккуратно одевайтесь И за завтрак принимайтесь. Надежда Григорьева | 4. Ночью на небе — луна, Очень строгая она: Наблюдает — все ли Улеглись в постели? Закрывайте глазки, Пусть вам снятся сказки. Закрывайте очи Всем — спокойной ночи! Надежда Григорьева |
— День, вечер, ночь, утро друг за другом шагают, друг друга не обгоняют.
Педагог указкой показывает на названное время суток.
— Здóрово! Молодцы, дети! Загадки отгадали, время суток правильно назвали.
— А вот ещё загадки. О каком времени суток рассказывается в стихотворении?
1. Мы за столиком сидим, Вкусный завтрак мы едим. Постарались повара, Приготовили с утра Нам омлет и запеканки. Кашу вкусную из манки… Владимир Савончик | 2. Я обед съедаю сам. Открываю рот – и АМ! Чтобы силы были, Супчик мы сварили. Мой хороший аппетит В животе один сидит. Ножками топочет, Он обедать хочет! |
3. Спят мои ручки, Ножки и ушки, Носик мой спит и сопит, Спят мои брови, Лоб и макушка, И голова На мягкой подушке Тоже давно уже спит… Надежда Радченко | 4. Улыбаясь, как живая, В парке, в тишине, Встала баба снеговая В белом зипуне. Но темнеет – вот досада! – Гаснет свет зари, По домам ребятам надо, Что ни говори! Агния Барто |
— Утро, день, вечер, ночь друг за другом шагают, друг друга не обгоняют.
Педагог указкой показывает на названное время суток.
— Великолепно! Молодцы, дети! Загадки отгадали, время суток правильно назвали.
— А вот ещё загадки. О каком времени суток рассказывается в потешке?
1. Солнце, солнце, уходи до утра. Всем ребятам спать пора, спать пора. | 2. Ночь пришла, Темноту привела, Задремал петушок, Запел сверчок. Вышла маменька, Закрыла ставеньку. Засыпай, Баю-бай. |
3. Свети, свети, солнышко, На зелёное полюшко, На белую пшеницу, На чистую водицу, На наш садочек, На аленький цветочек. | 4. Солнышко-ведёрышко, Выгляни в окошечко! Солнышко, нарядись! Красное, покажись! |
— Вечер, ночь, утро, день друг за другом шагают, друг друга не обгоняют.
Педагог указкой показывает на названное время суток.
— Восхитительно! Молодцы, дети! Загадки отгадали, время суток правильно назвали.
— А вот ещё загадки. О каком времени суток рассказывается в стихотворении?
1. Ночью на небе один Золотистый апельсин. Миновали две недели. Апельсина мы не ели, Но осталась в небе только Апельсиновая долька. Генрих Сапгир | 2. Просыпайся, глазок! Просыпайся, другой! Да порадуйся солнышку Вместо со мной! Посмотри, как оно Улыбается – Всем, кто делом с утра Занимается! Нина Пикулева |
3. Вот уж вечер. Роса Блестит на крапиве. Я стою у дороги, Прислонившись к иве. Сергей Есенин | 4. День искрится радостью, Вдаль меня манит, Надо мною радуга Весело звенит, У реки под ивою Слышу соловья… Константин Ибряев |
— Ночь, утро, день, вечер друг за другом шагают, друг друга не обгоняют.
Педагог указкой показывает на названное время суток.
— Потрясающе! Молодцы, дети! Загадки отгадали, время суток правильно назвали.
Февраль
Дидактическая игра «Кого пропустили».
Задачи. Закреплять знания детей о последовательности частей суток. Развивать внимание детей. Воспитывать терпение.
Игровой материал. Презентация «Сутки», часть 2, слайды 13 – 16. Или 4 картинки – разное время суток.
Игра.
— Дети, какие части суток вы знаете? (ответы детей)
— Утро наступает, его день догоняет, вечер следом идёт, ночь за собою ведёт. Дети игра называется «Кого пропустили». Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Игровые правила.
Внимательно на картинки посмотрите.
Какое время суток пропустили определите.
Молча руку поднимите.
Педагог просит ответить на вопрос 2 – 3 детей, но только тех, кто молча подняли руку. После ответов уточняет у всех детей: «Вы согласны?» Просить одного из детей, объяснить, почему от так думает. Педагог ещё раз повторяет правильный ответ с пояснением.
Задания.
Утро, вечер, ночь.
Ответ. Пропустили день. После утро наступает день, а не вечер.
Ночь, утро, день.
Ответ. Пропустили вечер. Всего четыре времени суток, а не три.
Вечер, ночь, день.
Ответ. Пропустили утро. После ночи приходит утро, а затем день.
День, вечер, утро.
Ответ. Пропустили ночь. После вечера приходит ночь, а потом утро.
— Замечательно! Молодцы, дети! Ошибку замечали, части суток правильно назвали
Март
Беседа «Ночь».
Задачи. Обогатить знания детей о времени суток – ночь. Расширять представления детей о жизни людей в ночное время. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью людей. Поддерживать интерес детей к загадкам. Развивать любознательность детей.
Беседа.
В сутки раз я прихожу,
Сон, покой я привожу.
Встретить все меня не прочь,
И зовусь я просто… ночь.
— Дети, что такое ночь? (ответы детей).
— Ночь – это время суток, которое наступает после вечера, перед утром. Дети, как вы думаете, почему многие люди спят ночью? (ответы детей).
— Ночью темно, ничего не видно, ночью холоднее, чем днём, поэтому люди спят ночью. Дети, как вы считаете, почему ночью темно и холодно, а днём светло и тепло? (ответы детей).
— Ночью нет солнца. Дети, что дарит солнце нашей планете? (ответы детей).
— Солнце дарит нам свет и тепло.
Солнце землю осмотрело,
каждый луч оставил след.
В мире нет важнее дела,
чем дарить тепло и свет.
— Дети, кому нужны свет и тепло Солнца? (ответы детей).
— Свет и тепло Солнца нужны всем: людям, животным, растениям. Ночью темно и холодно, но это не пугает людей. Жизнь людей не замирает ночью, некоторые люди ночью работают. По ночным улицам проходят люди, проезжает транспорт. Дети, что помогает людям не заблудится на ночных улицах? (ответы детей).
— Фонари, полезное изобретение, людям помогают, дороги освещают. Дети, что такое сутки? (ответы детей).
— Сутки – это утро, день, вечер, ночь. Дети, я открою вам главную тайну ночи. Именно ночью от нас ухолят они сутки и приходят другие, один день недели заменяется другим. Какой сегодня день недели? (ответы детей).
— А какой вчера был день недели? (ответы детей).
— Дни недели поменялись ночью. Дети, что мы узнали о ночи? (ответы детей).
— Ночь – это время суток, когда темно и холодно. Ночью одни сутки уходят и приходят другие сутки.
Интеллектуальная разминка «Когда это бывает…»
Задачи. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление. Закрепить знания детей о частях суток.
Игровой материал. Презентация «Сутки», часть 2, слайды 17 – 18.
Беседа.
— Дети, какие части суток вы знаете? (ответы детей).
— Дети, интеллект ваш проверяю, размяться предлагаю. Когда это бывает определяем, части суток называем. На вопрос отвечаем все дружно, быстро, спокойным голосом, не кричим. Дети, внимание, игра начинается!
Вопросы.
Когда мы просыпаемся? (утром)
Когда мы готовимся ко сну? (вечером)
Какое время суток самое тёмное? (ночь)
Когда солнце всходит на небо? (утром)
Мы завтракаем утром, а обедаем … днём.
Что бывает перед тем, как наступит ночь? (вечер)
Когда мы делаем зарядку? (утром)
Светло днём, а темно ... ночью.
Когда мы гуляем на участке детского сада? (днём)
Что бывает перед тем, как наступит день? (утро)
Когда мы спим? (ночью)
Что наступит после утра? (день)
Закат солнца вечером, а восход … утром.
Что наступит после дня? (вечер)
Когда мы зарядкой заряжаемся? (утром)
Что наступит после вечера? (ночь)
Когда мы обедаем? (днём)
Что наступит после ночи? (утро)
Когда включают фонари на улице? (вечером)
Что бывает перед тем, как наступит вечер? (день)
Когда показывают передачу «Спокойной ночи, малыши»? (вечером)
Когда мы завтракаем? (утром)
Что бывает перед тем, как наступит утро? (ночь)
Когда солнце заходит за горизонт? (вечером)
Какое время суток самое светлое? (день)
Когда мы ужинаем? (вечером)
Сколько всего частей суток? (четыре)
— Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу … Педагог отмечает наиболее активных детей.
— За игру вас, дети, благодарю!!!
Апрель
Ситуация общения «Это правда или нет?»
Задачи. Закреплять знания детей о последовательно времени суток. Поощрять желание детей вслушиваться в слова текста и обнаруживать смысловые несоответствия. Поддерживать желание детей высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Развивать слуховое внимание детей, критичность мышления, умение соотносить усвоенные знания с воспринимаемым материалом.
Игровой материал. Презентация «Сутки», часть 2, слайды 19 – 24.
Разговор.
— Дети, какие части суток вы знаете? (ответы детей)
— Дети, вы поможете мне отгадать тайну суток? (ответы детей)
— Я прочитаю вам тайное высказывание, а вы решите: это правда или нет.
Педагог читает высказывания, предлагает детям высказать своё мнение, просить одного или двух детей, доказать свой выбор.
— Дети, так бывает или нет, дайте быстро мне ответ!
После утра вечер наступает,
Позавтракали и спать шагаем?
— Дети, так бывает или нет, дайте быстро мне ответ!
За вечером ночь шагает,
В кроватки легли и крепко засыпаем?
— Дети, так бывает или нет, дайте быстро мне ответ!
После утра день наступает,
После занятий на прогулку шагаем?
— Дети, так бывает или нет, дайте быстро мне ответ!
За вечером день идёт,
В кроватки легли и играть начнём?
— Дети, так бывает или нет, дайте быстро мне ответ!
За днём ночь шагает,
После обеда на небе луна сияет?
— Дети, так бывает или нет, дайте быстро мне ответ!
За ночью утро пришло,
Луна ушла и солнце взошло?
— Дети, я узнала тайну суток. Части суток друг за другом шагают, никого не обгоняют. Утро наступает, его день догоняет, вечер следом идёт, ночь за собою ведёт.
— Восхитительно! Молодцы дети! Тайны суток отгадали, правильно всё объясняли.
Малоподвижная игра «Что вы делали…».
Задачи. Расширять представления детей о деятельности людей в разное время суток. Закреплять представления детей о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки. Упражнять детей в изображение действий с помощью мимики, жестов.
Игра.
Закличка
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть.
— Дети, в игру «Что вы делали…» играем, пантомима изображаем. Правило игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Игровое правило.
Театр открываем, пантомима представляем.
На вопросы жестами и мимикой отвечаем.
— Внимание, дети! Игра начинается. Утро наступает. Покажите мне, друзья, что вы делали с утра?
Дети с помощью пантомима показывают, что они делают утром.
— День наступает, новые дела нас ожидают. Покажите мне, друзья, что вы делаете днём?
Дети с помощью пантомима показывают, что они делают днём.
— Вечер за днём идёт, что нас вечером ждёт. Покажите мне, друзья, что вы будете делать вечером?
Дети с помощью пантомима показывают, что будут делать вечером.
— Вечер придёт, ночь за собою приведёт. Ночь наступает, что нас ожидает. Покажите мне, друзья, что вы будете делать ночью?
Дети с помощью пантомима показывают, что они будете делать ночью.
— Утро, день, вечер, ночь – сутки улетают прочь. Артисты, вы прекрасно выступали.
Май
Диагностическое задание «Наш день»
(индивидуально).
Задача. Выявить знания детей о последовательности частей суток.
Игровой материал. Сюжетные картинки, где изображены разные виды деятельности детей, следующие друг за другом на протяжении дня: уборка постели, гимнастика, умывание, завтрак, занятие и т. д.
Задание.
— … (имя ребёнка) разложи картинки по порядку, начиная с утра.
Ребёнок выполняет задание.
Педагог выбирает одну из картинок, показывает ребёнку и спрашивает.
— А когда ты обедаешь?
— А когда у тебя ужин?
— Ночью ты чем занят?
— Назови одним словом: утро, день, вечер, ночь – это…
Оценка результатов.
3 балла — ребёнок без ошибок разложил картинки и ответил на вопросы.
2 балла — ребёнок без ошибок разложил картинки, но ответил не на все вопросы.
1 балл — ребёнок не справился с заданиями даже после наводящих вопросов.