СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Волкова Н.А. Февраль 1. Лютый снежень. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека познавательный прогулок на каждый день на 1 неделю февраля. Наблюдения знакомят детей с последним месяцем зимы, с народными названиями месяца, расширяют знания детей о зимних явлениях природы, об изменениях в жизни растений и животных. Исследования расширять знания детей о ветре.

Просмотр содержимого документа
«Волкова Н.А. Февраль 1. Лютый снежень. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.»

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».


Волкова Н.А. Познавательные прогулки с детьми 5 – 7 лет.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.


Зима. Февраль 1 неделя.


Тема недели «Маленькие исследователи».



Если запастись терпением и проявить старание,

то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы”.

Леонардо да Винчи


Направление «Познавательное развитие».

Образовательная область «Познание».


Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.



Задачи.

  • Познакомить детей с последним месяцем зимы.

  • Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы.

  • Расширять представления детей о том, как в феврале изменяется жизнь растений и животных.

  • Расширять знания детей о ветре.

  • Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

  • Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям.

  • Поддерживать интерес детей к народным названиям месяцев.

  • Обогащать природоведческий словарь детей.

  • Развивать познавательный интерес детей.















Февраль 1 неделя. Тема недели «Маленькие исследователи».


День недели

Дневная прогулка

Понедельник

Наблюдение из окна

«Трескучий мороз».


Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы.


Вторник

Наблюдение

«Февраль – лютый снежень».


Познакомить детей с последним месяцем зимы.


Среда

Исследование

«Зимний ветер».


Расширять знания детей о ветре.


Четверг

Исследование

«Февральские ветра».


Расширять знания детей о ветре, зимних явлениях природы.


Пятница

Наблюдение

«Февраль – бокогрей»


Расширять представления детей о том, как в феврале изменяется жизнь растений и животных.

























Наблюдение из окна «Трескучий мороз»

(в морозный день).


Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Беседа.

…. Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит — хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?


Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идёт — по деревьям шагает,

Трещит по замёрзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

Н. А. Некрасов

— Дети, как вы думаете, почему мороз называют трескучим? (предположения детей).

Трескучий мороз – сильный мороз. Во время сильного мороза у деревьев с треском лопается кора. Бедные деревья от мороза не убегут, за одеждой не спрячутся. Дети, а как мы защищаемся от мороза? (ответы детей).

— Мы себя оберегаем, от мороза защищаем, много одежды одеваем. Дети, напомните мне, что такое обморожение? (ответы детей).

— Мороз открытые участки тела холодом обжигает, кожу убивает. Дети, как вы считаете, чаще всего, что люди обмораживают? (ответы детей).

— Мороз щёки и нос кусает, отморозить желает. Нос и щёки шарфом прикрываем, от мороза защищаем. Дети, как нам на прогулке от мороза себя защитить? (ответы детей).

— В мороз стоят на месте нельзя, нужно двигаться всегда. Бегаем, прыгаем, ножками топаем, в ладоши хлопаем. Движения – это жизнь. Дети, вспомним приметы зимы. (Ответы детей).

Приметы зимы: холод, мороз, снег, снегопад, сугробы. Дети, что мы узнали о трескучем морозе? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что в трескучий мороз деревья трещат. Мороз опасен для здоровья и жизни не только людей, но и деревьев.

Весёлые упражнения «Мороз».

— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Мёрзнут щеки, мёрзнет нос,

Мёрзнут наши ручки.

Ладони приложим к щекам. Закроем нос ладошкой.

Хлопки в ладоши.

Ой мороз, мороз, мороз

Брось ты эти штучки!

Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте.

Перестань мороз шалить,

Перестань кусаться,

Притопы двумя ногами.

Дай немножко поиграть,

С горки покататься!

Игорь Белкин

Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте.



Наблюдение «Февраль – лютый снежень».


Задачи. Познакомить детей с последним месяцем зимы. Расширять знания детей о зимних явлениях природы и жизни животных зимой. Поддерживать интерес детей к народным названиям месяцев. Обогащать природоведческий словарь детей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Беседа.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.

— Дети, наступил третий и последний месяц зимы. Кто знает, как его зовут? (ответы детей).

В феврале мороз трескучий,

Щиплет за уши и нос.

И сугробов снежных кучи

Дядька нам февраль принёс.

А. Вятский

— Февраль в народе прозвали «лютый снежень». Дети, как вы думаете, почему? (предположения детей).

Лютый – значит злой, сердитый. Снежень – много снега. В феврале трескучие морозы, много снега. Знаменит февраль вьюгами да метелями. Это последний, самый страшный месяц зимы. Для лесных жителей это месяц лютого голода. Тощают все звери. Нагулянный с осени жирок уже не греет, не питает их. Кончаются запасы у зверюшек и в норах, в подземных кладовых. Лесники помогают травоядным животным, завозят в лес сено. Сено – это сушёная трава. Всё больше лесных птиц перелетает ближе к человеческому жилью. Дети, как вы считает, почему? (ответы детей).

— Зимой в лесу трудно найти корм, поэтому лесные птицы перебираются поближе к людям. Они кочуют с места на места в поисках корма. Таких птиц называют кочующие птицы. В голодные времена птицы надеются на помощь людей. Дети, как мы помогаем лесным гостям пережить суровую зиму? (ответы детей).

— Мы кормушки смастерили, птичек в гости пригласили. Разный корм птицам предлагаем, зиму пережить помогаем. Дети, что мы узнали о феврале? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что февраль – последний месяц зимы, лютый и снежный.


Весёлые упражнения «Мороз».

— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Мёрзнут щеки, мёрзнет нос,

Мёрзнут наши ручки.

Ладони приложим к щекам. Закроем нос ладошкой.

Хлопки в ладоши.

Ой мороз, мороз, мороз

Брось ты эти штучки!

Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте.

Перестань мороз шалить,

Перестань кусаться,

Притопы двумя ногами.

Дай немножко поиграть,

С горки покататься!

Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте.

По желанию детей упражнения повторяются.




Исследование «Зимний ветер»

(в ветреный день).

Задачи. Расширять знания детей о ветре. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Поддерживать интерес детей к загадкам. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Исследование.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, полюбуйтесь чудесным, зимний днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.

— Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку.

Он летит издалека,

Гонит в небе облака,

Гонит волны в океане,

Кружит вихрем в урагане.

Может ласково подуть,

Может стихнуть и уснуть.

В каждом уголке на свете

Очень разный дует… (ветер).

— Дети, что такое ветер? (ответы детей).

Ветер – это потоки воздуха, которые движутся над землёй. Ветры бывают разные: сильные и слабые, тёплые и холодные. Дети, можем ли мы увидеть ветер? (ответы детей).

— Ветер невидим, но если мы посмотрим на деревья, то увидим работу ветра. Если ветки деревьев качаются сильно – дует сильный ветер, если чуть-чуть шевелятся – слабый ветер. Дети, как вы считаете, какой сегодня ветер? (ответы детей).

Педагог предлагает детям повернуться лицом к ветру.

— Ветер можно почувствовать. Зимой ветра часто дуют с холодного Севера. Они несут морозный, холодный воздух. Дети, вы чувствуете ветер? (ответы детей).

— Ветер любит забираться под шапки, пуховики и морозит людей. Поэтому всегда нужно хорошо закрывать спину, заправлять майки, рубашки в штаны, а лучше носить комбинезон (он хорошо закрывает спину). Шапку зимой не снимаем, уши от мороза и ветра скрываем. Дети, что мы узнали о зимнем ветре? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что ветер – это потоки воздуха, которые движутся над землёй. Зимний ветер очень холодный, северный.

Весёлые упражнения «Ветер».

— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.

Педагог выразительно читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Ветер южный прилетел,

И тихонечко пропел:

На носочки ты вставай,

Облака ты разгоняй.

Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз.

Руки вперёд, ладони вверх.

Встаём на носочки, руки вверх,

Движение рук слева-направо.

Ветер северный летел,

В наши уши он свистел:

Береги здоровье, детка

Не то ждёт тебя, таблетка!

Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз.

Ладонями прикрываем уши.

Руки вперёд, ладони вверх.

Пальцы рук к вискам, покачаем головой влево – вправо.

Мы здоровье сберегаем,

Спинки плотно закрываем,

Ветер, ветер пролетай,

И гулять нам не мешай.

Руки за спину, прыжки на двух ногах.


Руки на пояс, шагаем на месте.



Исследование «Февральские ветра»

(в ветреный день).

Задачи. Расширять знания детей о ветре, зимних явлениях природы. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать познавательный интерес детей.

Исследование.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, полюбуйтесь чудесным, зимний днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.

— Дети, что такое ветер? (ответы детей).

Ветер – это потоки воздуха, которые движутся над землёй. Ветры бывают разные.

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Лёгкая позёмка.

Самуил Маршак

Позёмка – это сильный ветер, но летит он низко, по земле, передвигая снег с места на место. Если идёт снег и дует сильный ветер, то это метель С ветром дружат, быстро летают, с полей снег поднимают и в лес угоняют, засыпают снегом ели зимние метели. Есть у метели подруги. Кружат, завихряют, снег вздымают, метели подруги – пурга да вьюга. Метель, пурга, вьюга по полям и лесам гуляют, все дороги заметают, сугробы наметают. Ну, а если ветер ещё сильнее дует. Над землёю пролетают, снегом засыпают, ветром сбивают, словно таран, это зимний буран или буря.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Александр Пушкин

— Дети, какой сегодня ветер? (ответы детей).

— Дети, что мы узнали о февральских ветрах? (ответы детей).


Вывод. Дети, мы узнали, что в феврале дуют разные ветра: позёмка, метель, вьюга, пурга, буран или буря.















Наблюдение «Февраль – бокогрей»

(в солнечный день).


Задачи. Расширять представления детей о том, как в феврале изменяется жизнь растений и животных. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Поддерживать интерес детей к народным названиям месяцев. Обогащать природоведческий словарь детей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать познавательный интерес детей.

Беседа.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.

— Дети, наступил третий и последний месяц зимы. Кто помнит, как его зовут? (ответы детей).

Февраль – третий месяц зимы. Февраль называют лютым, снеженем, но есть у него ещё одно название – «бокогрей». Дети, как ы думаете, почему февраль – «бокогрей»? (предположения детей).

Месяц звали «бокогреем»:

Только солнышко пригреет,

И затихнет вдруг метель,

Как затренькает капель.

С одного лишь греет бока,

А с другим – одна морока:

Мёрзнет, сущая беда!

Кончится ль зима когда?

Марина Халеева


— В феврале в ясный день солнышко пригревает, бока греет. А спряталось солнышко и стало холодно, морозно. Дети, как вы считаете почему? (ответы детей).

— Зима – холодное время года, дуют холодные ветра. Днём снег на солнышке подтаивает, ночью – замерзает и превращается в наст, плотный, крепкий, тяжёлый. Снег из друга, сохраняющего тепло, теперь превращается в смертельного врага. Дети, как вы думаете, почему? (предположения детей).

— Под тяжёлым снегом ломаются ветви деревьев. Куропатки, рябчики, тетерева зимой ночуют, зарывшись в снег с головой. Но вот беда, когда после дневной оттепели ударит ночью мороз и покроет снег ледяной коркой – настом. Птицы не могут выбраться из-под снега и могут задохнуться без воздуха. Птицы и звери днём радуются солнцу теплу, а ночью замерзают. Дети, что нового мы узнали о феврале? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что февраль – не только лютый и снежный, но и бокогрей. В феврале то тепло, то холодно.