Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».
Волкова Н.А. Познавательные прогулки с детьми 5 – 7 лет.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Зима. Февраль 1 неделя.
Тема недели «Маленькие исследователи».
“Если запастись терпением и проявить старание,
то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы”.
Леонардо да Винчи
Направление «Познавательное развитие».
Образовательная область «Познание».
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Задачи.
Познакомить детей с последним месяцем зимы.
Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы.
Расширять представления детей о том, как в феврале изменяется жизнь растений и животных.
Расширять знания детей о ветре.
Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям.
Поддерживать интерес детей к народным названиям месяцев.
Обогащать природоведческий словарь детей.
Развивать познавательный интерес детей.
Февраль 1 неделя. Тема недели «Маленькие исследователи».
День недели | Дневная прогулка |
Понедельник | Наблюдение из окна «Трескучий мороз». Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. |
Вторник | Наблюдение «Февраль – лютый снежень». Познакомить детей с последним месяцем зимы. |
Среда | Исследование «Зимний ветер». Расширять знания детей о ветре. |
Четверг | Исследование «Февральские ветра». Расширять знания детей о ветре, зимних явлениях природы. |
Пятница | Наблюдение «Февраль – бокогрей» Расширять представления детей о том, как в феврале изменяется жизнь растений и животных. |
Наблюдение из окна «Трескучий мороз»
(в морозный день).
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Беседа.
…. Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои. Глядит — хорошо ли метели Лесные тропы занесли, И нет ли где трещины, щели, И нет ли где голой земли? | Пушисты ли сосен вершины, Красив ли узор на дубах? И крепко ли скованы льдины В великих и малых водах? Идёт — по деревьям шагает, Трещит по замёрзлой воде, И яркое солнце играет В косматой его бороде. Н. А. Некрасов |
— Дети, как вы думаете, почему мороз называют трескучим? (предположения детей).
— Трескучий мороз – сильный мороз. Во время сильного мороза у деревьев с треском лопается кора. Бедные деревья от мороза не убегут, за одеждой не спрячутся. Дети, а как мы защищаемся от мороза? (ответы детей).
— Мы себя оберегаем, от мороза защищаем, много одежды одеваем. Дети, напомните мне, что такое обморожение? (ответы детей).
— Мороз открытые участки тела холодом обжигает, кожу убивает. Дети, как вы считаете, чаще всего, что люди обмораживают? (ответы детей).
— Мороз щёки и нос кусает, отморозить желает. Нос и щёки шарфом прикрываем, от мороза защищаем. Дети, как нам на прогулке от мороза себя защитить? (ответы детей).
— В мороз стоят на месте нельзя, нужно двигаться всегда. Бегаем, прыгаем, ножками топаем, в ладоши хлопаем. Движения – это жизнь. Дети, вспомним приметы зимы. (Ответы детей).
— Приметы зимы: холод, мороз, снег, снегопад, сугробы. Дети, что мы узнали о трескучем морозе? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что в трескучий мороз деревья трещат. Мороз опасен для здоровья и жизни не только людей, но и деревьев.
Весёлые упражнения «Мороз».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Мёрзнут щеки, мёрзнет нос, Мёрзнут наши ручки. | Ладони приложим к щекам. Закроем нос ладошкой. Хлопки в ладоши. |
Ой мороз, мороз, мороз Брось ты эти штучки! | Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте. |
Перестань мороз шалить, Перестань кусаться, | Притопы двумя ногами. |
Дай немножко поиграть, С горки покататься! Игорь Белкин | Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте. |
Наблюдение «Февраль – лютый снежень».
Задачи. Познакомить детей с последним месяцем зимы. Расширять знания детей о зимних явлениях природы и жизни животных зимой. Поддерживать интерес детей к народным названиям месяцев. Обогащать природоведческий словарь детей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, наступил третий и последний месяц зимы. Кто знает, как его зовут? (ответы детей).
В феврале мороз трескучий,
Щиплет за уши и нос.
И сугробов снежных кучи
Дядька нам февраль принёс.
А. Вятский
— Февраль в народе прозвали «лютый снежень». Дети, как вы думаете, почему? (предположения детей).
— Лютый – значит злой, сердитый. Снежень – много снега. В феврале трескучие морозы, много снега. Знаменит февраль вьюгами да метелями. Это последний, самый страшный месяц зимы. Для лесных жителей это месяц лютого голода. Тощают все звери. Нагулянный с осени жирок уже не греет, не питает их. Кончаются запасы у зверюшек и в норах, в подземных кладовых. Лесники помогают травоядным животным, завозят в лес сено. Сено – это сушёная трава. Всё больше лесных птиц перелетает ближе к человеческому жилью. Дети, как вы считает, почему? (ответы детей).
— Зимой в лесу трудно найти корм, поэтому лесные птицы перебираются поближе к людям. Они кочуют с места на места в поисках корма. Таких птиц называют кочующие птицы. В голодные времена птицы надеются на помощь людей. Дети, как мы помогаем лесным гостям пережить суровую зиму? (ответы детей).
— Мы кормушки смастерили, птичек в гости пригласили. Разный корм птицам предлагаем, зиму пережить помогаем. Дети, что мы узнали о феврале? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что февраль – последний месяц зимы, лютый и снежный.
Весёлые упражнения «Мороз».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Мёрзнут щеки, мёрзнет нос, Мёрзнут наши ручки. | Ладони приложим к щекам. Закроем нос ладошкой. Хлопки в ладоши. |
Ой мороз, мороз, мороз Брось ты эти штучки! | Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте. |
Перестань мороз шалить, Перестань кусаться, | Притопы двумя ногами. |
Дай немножко поиграть, С горки покататься! | Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Исследование «Зимний ветер»
(в ветреный день).
Задачи. Расширять знания детей о ветре. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Поддерживать интерес детей к загадкам. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Исследование.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, полюбуйтесь чудесным, зимний днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку.
Он летит издалека, Гонит в небе облака, Гонит волны в океане, Кружит вихрем в урагане. | Может ласково подуть, Может стихнуть и уснуть. В каждом уголке на свете Очень разный дует… (ветер). |
— Дети, что такое ветер? (ответы детей).
— Ветер – это потоки воздуха, которые движутся над землёй. Ветры бывают разные: сильные и слабые, тёплые и холодные. Дети, можем ли мы увидеть ветер? (ответы детей).
— Ветер невидим, но если мы посмотрим на деревья, то увидим работу ветра. Если ветки деревьев качаются сильно – дует сильный ветер, если чуть-чуть шевелятся – слабый ветер. Дети, как вы считаете, какой сегодня ветер? (ответы детей).
Педагог предлагает детям повернуться лицом к ветру.
— Ветер можно почувствовать. Зимой ветра часто дуют с холодного Севера. Они несут морозный, холодный воздух. Дети, вы чувствуете ветер? (ответы детей).
— Ветер любит забираться под шапки, пуховики и морозит людей. Поэтому всегда нужно хорошо закрывать спину, заправлять майки, рубашки в штаны, а лучше носить комбинезон (он хорошо закрывает спину). Шапку зимой не снимаем, уши от мороза и ветра скрываем. Дети, что мы узнали о зимнем ветре? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что ветер – это потоки воздуха, которые движутся над землёй. Зимний ветер очень холодный, северный.
Весёлые упражнения «Ветер».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.
Педагог выразительно читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Ветер южный прилетел, И тихонечко пропел: На носочки ты вставай, Облака ты разгоняй. | Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз. Руки вперёд, ладони вверх. Встаём на носочки, руки вверх, Движение рук слева-направо. |
Ветер северный летел, В наши уши он свистел: Береги здоровье, детка Не то ждёт тебя, таблетка! | Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз. Ладонями прикрываем уши. Руки вперёд, ладони вверх. Пальцы рук к вискам, покачаем головой влево – вправо. |
Мы здоровье сберегаем, Спинки плотно закрываем, Ветер, ветер пролетай, И гулять нам не мешай. | Руки за спину, прыжки на двух ногах. Руки на пояс, шагаем на месте. |
Исследование «Февральские ветра»
(в ветреный день).
Задачи. Расширять знания детей о ветре, зимних явлениях природы. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать познавательный интерес детей.
Исследование.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, полюбуйтесь чудесным, зимний днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, что такое ветер? (ответы детей).
— Ветер – это потоки воздуха, которые движутся над землёй. Ветры бывают разные.
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
Самуил Маршак
— Позёмка – это сильный ветер, но летит он низко, по земле, передвигая снег с места на место. Если идёт снег и дует сильный ветер, то это метель С ветром дружат, быстро летают, с полей снег поднимают и в лес угоняют, засыпают снегом ели зимние метели. Есть у метели подруги. Кружат, завихряют, снег вздымают, метели подруги – пурга да вьюга. Метель, пурга, вьюга по полям и лесам гуляют, все дороги заметают, сугробы наметают. Ну, а если ветер ещё сильнее дует. Над землёю пролетают, снегом засыпают, ветром сбивают, словно таран, это зимний буран или буря.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Александр Пушкин
— Дети, какой сегодня ветер? (ответы детей).
— Дети, что мы узнали о февральских ветрах? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что в феврале дуют разные ветра: позёмка, метель, вьюга, пурга, буран или буря.
Наблюдение «Февраль – бокогрей»
(в солнечный день).
Задачи. Расширять представления детей о том, как в феврале изменяется жизнь растений и животных. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Поддерживать интерес детей к народным названиям месяцев. Обогащать природоведческий словарь детей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать познавательный интерес детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, наступил третий и последний месяц зимы. Кто помнит, как его зовут? (ответы детей).
— Февраль – третий месяц зимы. Февраль называют лютым, снеженем, но есть у него ещё одно название – «бокогрей». Дети, как ы думаете, почему февраль – «бокогрей»? (предположения детей).
Месяц звали «бокогреем»:
Только солнышко пригреет,
И затихнет вдруг метель,
Как затренькает капель.
С одного лишь греет бока,
А с другим – одна морока:
Мёрзнет, сущая беда!
Кончится ль зима когда?
Марина Халеева
— В феврале в ясный день солнышко пригревает, бока греет. А спряталось солнышко и стало холодно, морозно. Дети, как вы считаете почему? (ответы детей).
— Зима – холодное время года, дуют холодные ветра. Днём снег на солнышке подтаивает, ночью – замерзает и превращается в наст, плотный, крепкий, тяжёлый. Снег из друга, сохраняющего тепло, теперь превращается в смертельного врага. Дети, как вы думаете, почему? (предположения детей).
— Под тяжёлым снегом ломаются ветви деревьев. Куропатки, рябчики, тетерева зимой ночуют, зарывшись в снег с головой. Но вот беда, когда после дневной оттепели ударит ночью мороз и покроет снег ледяной коркой – настом. Птицы не могут выбраться из-под снега и могут задохнуться без воздуха. Птицы и звери днём радуются солнцу теплу, а ночью замерзают. Дети, что нового мы узнали о феврале? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что февраль – не только лютый и снежный, но и бокогрей. В феврале то тепло, то холодно.