Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».
Волкова Н.А. Познавательные прогулки с детьми 5 – 7 лет.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Зима. Январь 2 неделя.
Тема недели «Зимние забавы».
“Природа так обо всем позаботилась,
что повсюду ты находишь, чему учиться”.
Леонардо да Винчи
Направление «Познавательное развитие».
Образовательная область «Познание».
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Задачи.
Продолжать знакомить детей с временным понятием – год.
Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы.
Закрепить с детьми свойства льда.
Продолжать знакомить детей с зимними забавами.
Показать детям значение зимних забав для человека.
Закрепить с детьми правила безопасного поведения на горке.
Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям.
Фенологический календарь природы.
Зима: первозимье, коренная зима, перелом зимы.
Коренная зима (примерно с 22 декабря по 14 февраля) — это период стужи и метелей.
Январь 2 неделя. Тема недели «Зимние забавы».
День недели | Дневная прогулка |
Понедельник | Наблюдение «Январь – начало года». Продолжать знакомить детей с временным понятием – год. |
Вторник | Целевая прогулка по участку детского сада. Исследование «Зимние забавы». Обратить внимание детей на зимние забавы. |
Среда | Исследование «Снежки». Показать детям значение зимних забав для человека. |
Четверг | Наблюдение «Сугроб». Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. |
Пятница | Исследование «Ледяные зимние забавы». Закрепить с детьми свойства льда. |
Наблюдение «Январь – начало года».
Задачи. Продолжать знакомить детей с временным понятием – год. Закрепить знания детей о зимних явлениях природы. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, после праздника Новый год пришёл к нам в гости месяц Январь.
Январь — начало года,
Силён его мороз.
Уснула вся природа.
Теперь уж не до гроз.
Под снежным покрывалом
Покоится земля.
В краю большом и малом
Всё белые поля.
Бери скорее санки,
Из дома выбегай.
Поедем спозаранку
Кататься в снежный край.
Татьяна Керстен
— Дети, как вы считаете, почему январь – начало года? (предположения детей).
— Люди придумали календарь. Они поделили время на года. Год на месяцы. Январь – первый месяц года. Дети, почему уснула вся природа? (ответы детей).
— Природа, растения и многие животные спят, потому что зимой морозы. Что укрывает, спасает Матушку–Землю от сильного мороза? (ответы детей).
— Снег, снежное покрывало спасает Матушку-Землю, растения и спящих животных от мороза. Дети, вспомним приметы зимы. (Ответы детей).
— Холода, морозы и снега зимы нам не страшны! Мы играем, катаемся на санках и с ледяных горок. Дети, что мы узнали о Январе? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что январь – начало года.
Весёлые упражнения «Мороз».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Мёрзнут щеки, мёрзнет нос, Мёрзнут наши ручки. | Ладони приложим к щекам. Закроем нос ладошкой. Хлопки в ладоши. |
Ой мороз, мороз, мороз Брось ты эти штучки! | Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте. |
Перестань мороз шалить, Перестань кусаться, | Притопы двумя ногами. |
Дай немножко поиграть, С горки покататься! | Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Целевая прогулка по участку детского сада.
Исследование «Зимние забавы».
Задачи. Обратить внимание детей на зимние забавы. Показать детям значение зимних забав для человека. Закрепить с детьми правила безопасного поведения на горке. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать познавательный интерес детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
Как на горке, на горе На широком на дворе Кто на санках, Кто на лыжах, Кто повыше, Кто пониже, Кто потише, | Кто с разбегу, Кто по льду, Кто по снегу. С горки — ух, На горку — ух, Бух! Захватывает дух! Александр Прокофьев |
— Дети, как вы думаете, о чём говорится в этом стихотворении? (ответы детей).
— Поэт рассказывает о зимних забавах детей. Дети, как вы думаете, что такое зимние забавы? (ответы детей).
— Зимние забавы – это игры, которыми мы забавляемся только зимой. Дети, какие зимние забавы вы знаете? (ответы детей).
— Зимой взрослые и дети катаются на ледянках со снежных горок, на санках, лыжах, и коньках. Дети, почему люди зимой предпочитают забавы подвижные, быстрые?
— Зимой морозы. Мороз не велик, да стоять не велит. Зимние забавы помогают зимой гулять, на морозе не замерзать. Дети, вокруг садика гуляем, зимние забавы замечаем.
Дети вместе с педагогом идут вокруг здания детского сада. Педагог обращает внимание детей на зимние забавы детей других групп или за забором детского сада. Вернувшись на свой участок, дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, вспомним правила безопасности при катании с горки. (Ответы детей).
Педагог обобщает ответы детей.
Правила безопасности при катании с горки.
На горку ступеньки ведут, покататься зовут.
Не толкаемся и ждём, на горку по очереди идём.
На горке не стоим, на ледянке сидим.
На друзей не наезжаем, свободной дорожки ожидаем.
Внизу горки не сидим, быстро встаём, ледянку берём.
Возле горки снежки не кидаем, никого не толкаем.
— Дети, что мы узнали о зимних забавах? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что зимние забавы – это игры зимой: санки, ледянки, лыжи и коньки.
Исследование «Снежки».
Задачи. Продолжать знакомить детей с зимними забавами. Показать детям значение зимних забав для человека. Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
Снег да метели,
Смех да веселье,
Лыжи да коньки,
Пожалуйте, пожалуйте
Играть в снежки!
Маргарита Ивенсен
— Дети, что это за игра в снежки? (ответы детей).
— Игра в снежки – это старинная зимняя забава. Дети, кто знает, как играть в эту игру? (ответы детей).
— Играя в снежки две команды устраивают шуточный бой, кидая снежки друг в друга. Дети, а как сделать снежки? (ответы детей).
— Снежки мы лепим из снега. Дети, а из какого снега делают снежки? (ответы детей).
— Снежки лепят из чистого, мягкого снега. Дети, а каким снегом не играем в снежки? Почему? (ответы детей).
— Грязный снег одежду загрязняет. Твёрдый, ледяной снег нельзя кидать, он может поранить ваших товарищей. Дети, как вы думаете, кто любит играть в снежки? (ответы детей).
— В снежки играют и взрослые, и дети. Иногда из снега строят снежные крепости и штурмуют крепость с помощью снежков. Дети, почему играют в снежки только зимой? (ответы детей).
— Только зимой есть мягкий, чистый, волшебный снег. Дети, как вы считаете, почему люди придумали такую зимнюю забаву – игра в снежки? (ответы детей).
— Мороз не велик, да стоять не велит. Зимние забавы помогают зимой гулять, на морозе не замерзать. Дети, правила безопасности при игре в снежки запоминаем, никогда не нарушаем.
Правила безопасности при игре в снежки.
Снежки лепим из мягкого, чистого снега
Снежки в голову не бросаем, лицо своё защищаем.
В игре на месте не стоим, замёрзнуть не хотим.
Если кто-то не играет, снежки в него не кидаем.
В снежки без злобы играй, о доброте не забывай.
— Дети, что мы узнали о игре в снежки? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что игра в снежки – это старинная зимняя забава. В снежки играют и взрослые, и дети.
Наблюдение «Сугроб».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Закреплять умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Поддерживать интерес детей к загадкам. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, какое сейчас время года? (зима).
— В гости к нам пришла зима, что она нам принесла. Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку.
Зима месила тесто,
Наутро повсеместно
Из пушистой сдобы
Выросли… Сугробы
— Дети, как вы думаете, что такое сугроб? (предположения детей).
— Сугроб – это скопления снега в одном месте. Дети, как вы считаете, почему вырастают сугробы? (ответы детей).
— После сильных снегопадов на дорогах скапливается снег, возникают сугробы. Когда дуют сильные ветра, они сметают снег в одну кучу, вырастают сугробы. Дети, в какое время года бывают сугробы? (ответы детей).
— Сугробы бывают только зимой, когда идёт снег. Дети, как вы считаете, сугробы – это хорошо или плохо? (ответы детей).
— Сугробы мешают движению машин и людей. Это плохо! Люди очищают дороги и тротуары от снега. Сугробы укрывают корни деревьев и защищают их от мороза. Под сугробами, как под тёплым одеялом, прячется зелёная травка. Это хорошо! Садоводы набрасывают снег к стволам деревьев, а хлеборобы вывозят сне на поля, чтобы растения не замёрзли. Сугробы укрывают тёплым покрывалом берлогу медведя, норки ежей, мышей и других животных. Дети вспомним приметы зимы? (ответы детей).
— Приметы зимы: холод, мороз, снег, сугробы. Дети, что мы узнали о сугробах?
Вывод. Дети, мы узнали, что сугробы – это скопления снега в одном месте. Сугробы мешают людям передвигаться. Сугробы укрывают животных и растения от морозов.
Весёлые упражнения «Снег».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог читает стихотворение, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Белый снег, пушистый В воздухе кружится | Кружимся. |
И на землю тихо Падает, ложится. | Приседаем, руки в стороны. |
И под утро снегом Поле забелело, | Встаём прямо, руки вперёд, ладонями вверх. |
Точно пеленою Все его одело. | Обнимаем плечи руками. |
Тёмный лес что шапкой Принакрылся чудной. | Руки вверх, ладони соединяем вместе. |
И заснул под нею Крепко, непробудно... Иван Суриков | Ладони вместе, под щёку, голову склоним на плечо, спим. |
Исследование «Ледяные зимние забавы».
Задачи. Продолжать знакомить детей с зимними забавами. Закрепить с детьми свойства льда. Напомнить детям правила безопасного поведения на горке. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать познавательный интерес детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
Как много снега в январе!
Построим горку во дворе…
Водой полили из ведра –
Пускай подмёрзнет до утра.
К утру готова горка,
Заледенела корка.
Блестит на солнышке ледком!
Несутся с горки кувырком
Фанерки и картонки,
Мальчишки и девчонки!
Наталия Борисова
— Дети, как вы думаете, почему горку полили водой? (ответы детей).
— Лёд гладкий, скользкий. По ледяной горке легко скользит вниз. Дети, а зачем ещё горки поливают водой? (ответы детей).
— Сугробы, если на них встать ногой, проваливаются. А лёд твёрдый, поэтому ледяная горка не ломается. Дети, для каких зимних забав используют лёд? (ответы детей).
— Зимой заливают ледяные катки для катания на коньках, строят ледяные городки. Дети, что строят из льда в ледяном городке? (ответы детей).
— Ледяные домики и замки, ледяные фигуры и лабиринты, ледяные горки строят из больших кубиков льда. Лёд гладкий, скользкий, твёрдый. Дети, вспомним правила безопасности при катании с ледяной горки. (Ответы детей).
Педагог обобщает ответы детей.
Правила безопасности при катании с горки.
На горку ступеньки ведут, покататься зовут.
Не толкаемся и ждём, на горку по очереди идём.
На горке не стоим, на ледянке сидим.
На друзей не наезжаем, свободной дорожки ожидаем.
Внизу горки не сидим, быстро встаём, ледянку берём.
Возле горки снежки не кидаем, никого не толкаем.
— Дети, что мы узнали о ледяных зимних забавах? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что в ледяных зимних забавах важен лёд: гладкий, скользкий, твёрдый.