СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Волкова Н.А. Январь 3. Зимние сказки. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека познавательный прогулок на каждый день на 3 неделю января. В беседах педагог вспоминает зимним сказкам «Морозко», «Снегурочка», «Снеговик», «Госпожа Метелица». Наблюдения и беседы расширяют и обогащают знания детей о зимних явлениях природы, напоминают детям правила безопасного поведения в морозы, поддерживать интерес детей к играм со снегом и к сказкам.

Просмотр содержимого документа
«Волкова Н.А. Январь 3. Зимние сказки. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.»

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».


Волкова Н.А. Познавательные прогулки с детьми 5 – 7 лет.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.


Зима. Январь 3 неделя.


Тема недели «В гостях у сказки».


Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша Земля”.

Константин Паустовский

Направление «Познавательное развитие».

Образовательная область «Познание».


Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.



Задачи.

  • Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы.

  • Напомнить детям правила безопасного поведения в морозы.

  • Поддерживать интерес детей к народным приметам.

  • Поддерживать интерес детей к играм со снегом.

  • Поддерживать интерес детей к сказкам.


Фенологический календарь природы.

Зима: первозимье, коренная зима, перелом зимы.

  1. Коренная зима (примерно с 22 декабря по 14 февраля) — это период стужи и метелей.



















Январь 3 неделя. Тема недели «В гостях у сказки».


День недели

Дневная прогулка

Понедельник

Наблюдение

«Морозко».


Напомнить детям правила безопасного поведения в морозы.


Вторник

Наблюдение

«Снегурочка».


Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы.


Среда

Исследование

«Крещенские морозы».


Познакомить детей с понятием "крещенские морозы".


Четверг

Наблюдение

«Снеговик».


Поддерживать интерес детей к играм со снегом.


Пятница

Наблюдение

«Госпожа Метелица».


Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы.


















Наблюдение «Морозко».


Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Поддерживать интерес детей к русским народным сказкам. Напомнить детям правила безопасного поведения в морозы. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать воображение детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Беседа.

— Дети, посмотрите вокруг себя, полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.

— Морозко с ёлки на ёлки перескакивает, по веточкам потрескивает да пощёлкивает. Дети, как вы думаете, кто такой Морозко? (ответы детей).

— Морозко в русских народных сказках живёт. Добрых, трудолюбивых да вежливых людей награждает, злых, ленивых, грубых людей замораживает. Дети, каким вы представляете себе Морозко? (ответы детей).

— Каждый видит Морозко разным. Но мы точно знаем, что это взрослый человек, мужчина. Дети, как вы думаете, Дед Мороз и Морозко – родственники? (ответы детей).

— Дети, как вы считаете, где живёт Морозко? (ответы детей).

— Морозко живёт в русских народных сказках да на далёком Севере. Дети, когда к нам приходит Морозко? (ответы детей).

— Морозко к нам приходит только зимой. Дети, как нужно гулять в морозные дни? (ответы детей).

Мороз не велик, да стоять не велит. Бегаем, прыгаем, в подвижные игры играем, катаемся на санках и лыжах. Движения – это жизнь. Дети, что мы узнали о Морозко? (ответы детей).

Вывод. Морозко – герой русских народных сказок, приходит к нам зимой. Помогает добрым, трудолюбивым да вежливым людям.


Весёлые упражнения «Мороз».


— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Мёрзнут щеки, мёрзнет нос,

Мёрзнут наши ручки.

Ладони приложим к щекам. Закроем нос ладошкой.

Хлопки в ладоши.

Ой мороз, мороз, мороз

Брось ты эти штучки!

Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте.

Перестань мороз шалить,

Перестань кусаться,

Притопы двумя ногами.

Дай немножко поиграть,

С горки покататься!

Игорь Белкин

Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте.

По желанию детей упражнения повторяются.








Наблюдение «Снегурочка».


Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Поддерживать интерес детей к русским народным сказкам. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать воображение детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Беседа.

— Дети, посмотрите вокруг себя, полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.

— Есть такая русская народная сказка, где старик со старухой дочку себе из снега вылепили, и назвали её … как? (ответы детей).

— Снегурочка, так звали героиню этой сказки. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе. Дети, почему Снегурочку так назвали? (ответы детей).

— Снегурочку вылепили из снега, чистого, холодного. Дети, что случилось со Снегурочкой весной? (ответы детей).

— Весной Снегурочка растаяла под лучами тёплого солнца. Снегурочка была хорошей девочкой, и умная, и смышлёная, и весёлая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоёт — заслушаешься. Поэтому Снегурочка не исчезла совсем, а перенеслась … Дети, как вы думаете, куда перенеслась Снегурочка? (ответы детей).

Где Снегурочка живёт?

Там, где холод, снег и лёд.

Там, где кружится пурга,

Где глубокие снега.

Ей построила зима

Ледяные терема.

Там Снегурочка живёт,

Новогодний праздник ждёт!

Э. Богуславская

— Снегурочка живёт в царстве Деда Мороза. Снегурочка с Дедом Морозом приезжают к нам на Новогодние праздники. Дети, что мы узнали о Снегурочке? (ответы детей).

Вывод. Снегурочка – героиня русских народных сказок. Её вылепили из чистого, холодного снега. Снегурочка – помощница Деда Мороза.

Весёлые упражнения «Снег».

— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог читает стихотворение, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

Кружимся.

И на землю тихо

Падает, ложится.

Приседаем, руки в стороны.

И под утро снегом

Поле забелело,

Встаём прямо, руки вперёд, ладонями вверх.

Точно пеленою

Все его одело.

Обнимаем плечи руками.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной.

Руки вверх, ладони соединяем вместе.

И заснул под нею

Крепко, непробудно...

Иван Суриков

Ладони вместе, под щёку, голову склоним на плечо, спим.



Исследование «Крещенские морозы»

(19 января).

Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Познакомить детей с понятием "крещенские морозы". Поддерживать интерес детей к народным приметам. Напомнить детям правила безопасного поведения в морозы. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Беседа.

— Дети, посмотрите вокруг себя, полюбуйтесь чудесным днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.

Дети, какое сейчас время года? (зима).

Улицей гуляет

Дедушка Мороз,

Иней рассыпает

По ветвям берёз;


Ходит, бородою

Белою трясёт,

Топает ногою,

Только треск идёт.

Спиридон Дрожжин

— По народным приметам на этой недели приходят на Русь самые сильные, крещенские морозы. Назвали морозы так, потому что сегодня, 19 января, церковный праздник Крещение. Дети, а к нам морозы пришли? (ответы детей).

— Дети, как вы считаете, что нам помогает почувствовать мороз? (ответы детей).

— Мороз ощущает наша кожа, открытые участки лица: щёки нос. Дети, какие крещенские морозы в этом году слабые или сильные, лютые? (ответы детей).

— Сила мороза зависит от ветра. В ветреные дни мороз сильнее. Дети, как нужно гулять в морозные дни? (ответы детей).

— «Наша русская кровь на морозе горит!» Чтобы кровь горела и грела, нужны движения. В мороз стоят на месте нельзя, нужно двигаться всегда. Бегаем, прыгаем, в подвижные игры играем, катаемся на санках и лыжах. Движения – это жизнь. Некоторые люди не боятся мороза, и в Крещение ныряют в холодную воду в проруби. Дети, что мы узнали о крещенских морозах? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что крещенские морозы, как и все морозы опасны. Но подвижные игры защитят нас от морозов.


Весёлые упражнения «Мороз».


— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Мёрзнут щеки, мёрзнет нос,

Мёрзнут наши ручки.

Ладони приложим к щекам. Закроем нос ладошкой.

Хлопки в ладоши.

Ой мороз, мороз, мороз

Брось ты эти штучки!

Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте.

Перестань мороз шалить,

Перестань кусаться,

Притопы двумя ногами.

Дай немножко поиграть,

С горки покататься!

Игорь Белкин

Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте.

По желанию детей упражнения повторяются.



Наблюдение «Снеговик».


Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Поддерживать интерес детей к играм со снегом. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Беседа.

Если позволяют погодные условия педагог с детьми лепят Снеговика.

— Дети, посмотрите вокруг себя, полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.

Раскраснелась детвора –

Накатала три шара!

Друг на друга их сложили,

И ведро нагромоздили.

Нос – морковка, руки – палки.

Вместо глазок – уголки.

К вьюге, к холоду привык

Снежный … (Снеговик)

— Снеговиков лепят во всём мире, в разных странах, где идёт снег. Дети, из какого снега лучше всего лепит снеговика? (ответы детей).

— Снеговиков лепят из влажного, липкого снега. Когда мороз ослабевает, солнце пригревает, снег становится липким, влажным, тяжёлым. В морозные дни снег лёгкий, рассыпчатый. Из него труднее лепить снеговика. Дети, сегодня у нас какой снег? (ответы детей).

— Дети в каких сказках и мультфильмах мы встречаем Снеговиков? (ответы детей).

— Дети, что обычно дают в руки Снеговикам? (ответы детей).

— Чаще всего в руки Снеговикам дают метлу. Снеговик с метлой – это стражник. Он прогоняет метлой от дома злых духов. Дети, что мы узнали о Снеговиках? (ответы детей).

Вывод. Снеговиков лепят зимой из снега. Снеговики – помощники Деда Мороза, защитники дома от злых духов.

Весёлые упражнения «Снеговик».


— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Ох, работа не легка –

Лепим мы снеговика.

Покачаем головой.

Руки в стороны.

Дружно катим снежный ком,

Наклон вниз, руки вниз.

На него другой кладём,

Встаём прямо, руки вперёд.

Сверху третий ком добавим,

Руки вверх.

Длинный нос-морковку вставим,

Руки вперёд, ладони параллельно друг другу.

Вместо глаз возьмём монетки,

Руки вперёд, ладони вверх.

Руки сделаем из ветки,

Руки в стороны.

Шапка будет из ведра,

Руки вверх, ладони параллельно друг другу.

Снеговик готов. Ура!

Гурия Османова

Руки вверх, прыжки на месте.

По желанию детей упражнения повторяются.


Наблюдение «Госпожа Метелица».


Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Поддерживать интерес детей к сказкам. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать воображение детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Беседа.

— Дети, посмотрите вокруг себя, полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.

— В одной немецкой сказке живёт госпожа Метелица. Вот попала к Метелице одна девочка. Метелица ей и говорит: Будешь хорошо работать, и тебе хорошо будет. Ты мне только постель стели получше да перину и подушки взбивай посильнее, чтобы перья во все стороны летели. Когда от моей перины перья летят, на земле снег идёт. Дети, а сегодня у нас идёт снег? (ответы детей).

Добрых да трудолюбивых детей госпожа Метелица награждает, а злых да ленивым наказывает. Сказка вымысел, да в ней намёк, добрым молодцам да красным девицам урок. Дети, как вы думаете, перины госпожи Метелицы – это что? (ответы детей).

— Перины да подушки – это снежные тучи. Дети, как вы думаете, зачем нужно было перину госпожи Метелицы посильнее взбивать? (ответы детей).

— Сильнее перину и подушки взбивали, больше перьев во все стороны летело. А перья – это что? (ответы детей).

— Перья – это снег. Снежные тучи по небу летят, к нам спешат. Снег по миру рассыпают, Землю снежным покрывалом укрывают. Больше снега, теплее растениям под снегом. Дети, что мы узнали о госпоже Метелице? (ответы детей).

Вывод. Госпожа Метелица – сказочная героиня, которая дарит снег людям, любит добрых и трудолюбивых детей.


Весёлые упражнения «Снег».


— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог читает стихотворение, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

Кружимся.

И на землю тихо

Падает, ложится.

Приседаем, руки в стороны.

И под утро снегом

Поле забелело,

Встаём прямо, руки вперёд, ладонями вверх.

Точно пеленою

Все его одело.

Обнимаем плечи руками.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной.

Руки вверх, ладони соединяем вместе.

И заснул под нею

Крепко, непробудно...

Иван Суриков

Ладони вместе, под щёку, голову склоним на плечо, спим.


По желанию детей упражнения повторяются.