СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Волкова Н.А. Ноябрь, 2 неделя. Предзимье. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека познавательный прогулок на каждый день на 2 неделю ноября. Наблюдения «Предзимье», «Птицы», «Синичкин день».

Исследования «Пегий ноябрь», «Синицы», малоподвижные игры.

Просмотр содержимого документа
«Волкова Н.А. Ноябрь, 2 неделя. Предзимье. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.»


Волкова Н.А. Познавательные прогулки с детьми 5 – 7 лет.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.


Осень. Ноябрь 2 неделя.


Тема недели «Кто как готовится к зиме».


Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней –

один из элементов нравственности, частица мировоззрения”.

Константин Георгиевич Паустовский


Направление «Познавательное развитие».

Образовательная область «Познание».


Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.



Задачи.

  • Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе.

  • Расширять и обогащать знания детей об особенностях ноябрьской погоды.

  • Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь зверей.

  • Закреплять знания детей о последовательности различных событий: что было раньше, что позже.

  • Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц.

  • Обратить внимание на птиц, прилетающих на зиму из леса в город.

  • Показать детям значении птиц для окружающей природы.

  • Упражнять детей в умение различать животных и растения.

  • Поощрять желание детей наблюдать за птицами.

  • Воспитывать у детей желание бережно относится к птицам.

  • Развивать любознательность детей, память

  • Развивать интерес к народным приметам.

  • Поддерживать интерес детей к животным


Фенологический календарь природы.

Осень: начало осени, золотая осень, глубокая (поздняя) осень, предзимье.

  1. Предзимье (примерно с 23 октября по 26 ноября) — переход к зиме. Начинается он с первого выпавшего снега и продолжается до ледостава на водоёмах и установления санного пути. В это время звери после линьки покрываются густой, тёплой шерстью. Погода неустойчива — морозы сменяются оттепелями, снег — дождём.


Ноябрь 2 неделя. Тема недели «Кто как готовится к зиме».


День недели

Дневная прогулка

Вечерняя прогулка

Понедельник

Наблюдение

«Предзимье».


Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь зверей.


Весёлые упражнения

«Кто идёт по лесу».


Поддерживать интерес детей к животным.

Вторник

Исследование

«Пегий ноябрь».


Расширять и обогащать знания детей об особенностях ноябрьской погоды.


Малоподвижная игра «Животное – растение».


Упражнять детей в умение различать животных и растения

Среда

Целевая прогулка

по участку детского сада «Птицы».


Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц.


Весёлые упражнения

«Медведи».


Поддерживать интерес детей к животным.


Четверг

Исследование

«Синицы».


Обратить внимание на птиц, прилетающих на зиму из леса в город.


Малоподвижная игра

«Лесные звери».


Поддерживать интерес детей к животным леса.

Пятница

Наблюдение

«Синичкин день».


Показать детям значении птиц для окружающей природы.


Весёлые упражнения «Предзимье».


Поддерживать интерес детей к животным.










Наблюдение «Предзимье».


Задачи. Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе. Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь зверей. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Беседа.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Что вы видите? Какая сегодня погода? Дети делятся своими впечатлениями.

— Дети, по календарю природы сейчас предзимье. Как вы думаете, что такое предзимье? (предположения детей).

Предзимье – это подготовка природы к зиме. Начинается предзимье с первого выпавшего снега. Дети, а у нас уже выпал снег? (ответы детей).

— Погода в предзимье неустойчивая: то холод, то тепло, то снег, то дождь. Мы с вами куртки тёплые надели, шапки да сапоги, а вот у животных курток нет. Дети, как животные готовятся к зиме? (предположения детей).

— Все звери с наступлением осени меняют летний мех на зимний мех — густой и тёплый. Многие животные готовят запасы еды на зиму. Белки орехи и шишки в дупла собирают, грибы на веточках сушат. Мыши да хомяки колоски подбирают, зерно в норки собирают. Некоторые животные решили зиму перехитрить. Ложатся спать осенью, а просыпаются весной. Дети, что это за звери? (ответы детей).

— Медведи да ежи осень гуляют, много кушают, жир запасают. В берлогах да норах зиму встречают, сладким сном засыпают. Дети, что такое предзимье? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что предзимье, это подготовка природы к зиме.


Весёлые упражнения «Предзимье».


— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте, рассказ запоминайте. Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.


Мороз да снега,

Скоро зима.

Руки вперёд, ладони параллельно друг другу – в стороны. Руки на пояс.

Медведи зимой будут спать,

Не стоит им мешать.

Ладони вместе, под щёку, голову склоним на плечо, спим. Погрозим пальчиком.

Мышки колоски подбирают,

На зиму зерно запасают.

Наклон вперёд, руки вниз.

Руки вперёд, ладони вместе.

Белочки грибы собирают,

На веточках закрепляют.

Наклон вперёд, руки вниз.

Встаём прямо, руки вверх.

Серые зайцы шубки меняют,

Белые пушистые одевают.

Прыжки на двух ногах месте, руки перед грудью.

Предзимье зверям помогает,

О зиме напоминает.

Руки вперёд, ладони параллельно друг другу – в стороны. Руки на пояс.


По желанию детей упражнения повторяются.






Исследование «Пегий ноябрь».


Задачи. Расширять и обогащать знания детей об особенностях ноябрьской погоды. Формировать умение заинтересованно слушать рассказ. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Беседа.

— Дети, я хочу вам рассказать одну историю.

Высунулась из-за леса снеговая туча, наделала в лесу переполоху!

Увидал тучу Заяц-беляк да как заверещит: — Скорей, туча, скорей! Я давным-давно белый, а снегу всё нет да нет! Того и гляди, охотники высмотрят!

Услыхала туча Зайца и двинулась в лес. — Нельзя, туча, назад, назад! — закричала серая Куропатка. — Землю снегом засыплешь – что я есть стану? Ножки у меня слабые, как я до земли дороюсь?

Туча двинулась назад. — Давай вперёд, нечего пятиться! — заворчал Медведь. — Засыпай берлогу мою скорей: от ветра и мороза укрой, от глаза чужого спрячь!

Туча помедлила и опять двинулась в лес. — Сто-ой, сто-ой! — завыли волки. — Насыплешь снегу – ни пройти, ни пробежать. А нас, волков, ноги кормят!

Туча заколыхалась – остановилась. А из лесу крик и вой.

— Лети к нам, туча, засыпай лес снегом! — кричат одни.

— Не смей снег высыпать! – воют другие. – Назад поворачивай!

Туча то вперёд, то назад. То посыплет снежком, то перестанет.

Потому-то ноябрь и пегий: то дождь, то снег, то мороз, то оттепель. Где снежок белый, где земля чёрная. Ни зима, ни осень!

— Дети, почему ноябрь пегим прозвали? (ответы детей).

— Цель нашего исследования выяснить: можно ли в городе назвать ноябрь пегим? Дети, приступайте, пожалуйста, к исследованию.

Через некоторое время педагог уточняет у детей, что они выяснили. Дети делятся своими впечатлениями. Педагог благодарить детей, которые заметили что-то необычное.

— Дети, что мы узнали? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что ноябрь в городе тоже пегий.

Весёлые упражнения «Предзимье».


— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте, рассказ запоминайте. Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Мороз да снега,

Скоро зима.

Руки вперёд, ладони параллельно друг другу – в стороны. Руки на пояс.

Медведи зимой будут спать,

Не стоит им мешать.

Ладони вместе, под щёку, голову склоним на плечо, спим. Погрозим пальчиком.

Мышки колоски подбирают,

На зиму зерно запасают.

Наклон вперёд, руки вниз.

Руки вперёд, ладони вместе.

Белочки грибы собирают,

На веточках закрепляют.

Наклон вперёд, руки вниз.

Встаём прямо, руки вверх.

Серые зайцы шубки меняют,

Белые пушистые одевают.

Прыжки на двух ногах месте, руки перед грудью.

Предзимье зверям помогает,

О зиме напоминает.

Руки вперёд, ладони параллельно друг другу – в стороны. Руки на пояс.


Целевая прогулка по участку детского сада «Птицы».


Задачи. Поощрять желание детей наблюдать за птицами. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц. Воспитывать у детей желание бережно относится к птицам, подкармливать их зимой. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Беседа.

— Дети, сегодня у нас целевая прогулка по участку детского сада. Цель нашей прогулки: птицы. Во время путешествия мы наблюдаем за птицами. Не забывайте, что птицы любят прятаться на деревьях. Вспомним правила наблюдения за птицами.

Правила наблюдения за птицами.

  • Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

  • Не нужно подбегать к птицам, мы мешаем им отдыхать или кушать.

  • Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

    Дети вместе с педагогом спокойно гуляют вокруг здания детского сада. Педагог обращает внимание детей на птиц не только на участке, но и за территорией детского сада. Просить детей рассказать, что они знают об этой птице, дополняет рассказ детей. Благодарит тех детей, кто не шумит, не бегает, а спокойно наблюдает за птицами.

    — Дети, почему не слышно чириканья воробьёв? (предположения детей).

    — Дети, как вы считаете, почему птицы не встречают ноябрь радостным пением? (предположения детей).

    — Ноябрь, предвестник зимы. Холод и голод ожидает птиц. Дети, как вы думаете, где птицы ищут корм в ноябре? (предположения детей).

    — Дети, кто поможет птицам в холодные и голодные дни? (ответы детей).

    — Дети, что мы узнали о поведение птиц в ноябре? (ответы детей).

    Вывод. Дети, мы узнали, что ноябрь, предвестник зимы. Не слышно пение птиц. Птицы заняты очень важным делом, они целый день ищут себе корм. Люди должны помочь птицам в это трудное время.

    Весёлые упражнения «Предзимье».

    — Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте, рассказ запоминайте. Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

    Мороз да снега,

    Скоро зима.

    Руки вперёд, ладони параллельно друг другу – в стороны. Руки на пояс.

    Медведи зимой будут спать,

    Не стоит им мешать.

    Ладони вместе, под щёку, голову склоним на плечо, спим. Погрозим пальчиком.

    Мышки колоски подбирают,

    На зиму зерно запасают.

    Наклон вперёд, руки вниз.

    Руки вперёд, ладони вместе.

    Белочки грибы собирают,

    На веточках закрепляют.

    Наклон вперёд, руки вниз.

    Встаём прямо, руки вверх.

    Серые зайцы шубки меняют,

    Белые пушистые одевают.

    Прыжки на двух ногах месте, руки перед грудью.

    Предзимье зверям помогает,

    О зиме напоминает.

    Руки вперёд, ладони параллельно друг другу – в стороны. Руки на пояс.



    Исследование «Синицы».


    Задачи. Поощрять желание детей наблюдать за птицами. Обратить внимание на птиц, прилетающих на зиму из леса в город. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц. Воспитывать желание бережно относится к птицам, подкармливать их зимой.

    Исследование.

    — Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите? (ответы детей).

    С грудкой жёлтой птица,

    Называется синица.

    Дайте, дети, мне ответ,

    Синицы в городе или нет?

    — Юные орнитологи, исследования продолжаем, жизнь птиц изучаем. Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: есть ли среди птиц синицы. Задание понятно? (ответы детей).

    — Вспомним правила наблюдения за птицами. Педагог обобщает ответы детей.

    Правила наблюдения за птицами.

  • Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

  • Не нужно подбегать к птицам, мы мешаем им отдыхать или кушать.

  • Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.


    — Орнитологи приступайте, пожалуйста, к исследованиям.

    В конце прогулки педагог предлагает детям рассказать о своих наблюдениях. Благодарит детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

    — Дети, синицы прилетели в наш город? (ответы детей).

    Вывод. Дети, мы узнали, что синицы прилетели (не прилетели) в город.


    Рассказ педагога.

    Сегодня я хочу рассказать вам о синице. Синица – красивая птица: жёлтые пёрышки её украшают, чёрная полоса внимание привлекает. Своё имя она получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь! Синь-синь!».

    Синица – любопытная птица, всем интересуется, всюду суёт свой клювик, ни минуты не сидит на мес­те. Она легко прыгает по веткам и с помощью ост­рых и цепких коготков ловко лазает по стволам деревьев.

    Синица – лесная птица, лес от вредных насекомых очищает, растения защищает. Зимой в стайки синицы собираются, поближе к людям перебираются. Зимой синицы доброе дело продолжают, вредных насекомых истребляют.

    Дети, вы синицам зимой помогите, кормушки смастерите. Синицы жирную пищу предпочитают, от холода лучше она защищает. Несолёное сало, масло, семечки в кормушку положите, синичек зимой покормите.








    Наблюдение «Синичкин день».

    (12 ноября).

    Задачи. Закреплять представления детей о птицах. Показать детям значении птиц для окружающей природы. Развивать интерес к народным приметам. Формировать желание детей заботиться о птицах зимой. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

    Беседа.

    — Дети, кто видел, кто знает, синицы прилетели в наш город? (ответы детей).

    — Дети, есть такая пословица «Не велика птичка-синич­ка, а и то свой праздник знает».

    12 ноября экологический праздник – Синичкин день. В этот день жители разных городов и сёл готовятся к встрече «зимних гостей» – птиц, остающихся на зимовку в наших краях: синиц, щеглов, снегирей, свиристелей. Люди заготавливают для них подкормку, в том числе и «синичкины лакомства»: несолёное сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника или арахиса, – делают и развешивают кормушки. Дети, как вы думаете, зачем они это делают? (ответы детей).

    — Почему птиц зимой нужно подкармливать? (ответы детей).

    — Дети, почему люди назвали праздник Синичкиным днём, а не Воробьиным, или Голубиным? (предположения детей).

    — Синицы, не только красивые, но и полезные птицы. Вредных жуков и червяков уничтожают, деревья спасают. Дети, что мы можем с вами сделать в Синичкин день? (ответы детей).

    Педагог вместе с детьми вывешивают птичьи кормушки.

    — Дети, а вы знаете, что предусмотрительные синицы пря­чут про запас в щёлки коры и развилки деревьев жучков, паучков и мошек. За один день синица может сделать около тысячи таких захоронок. Когда наступят холода, синица найдёт припасён­ного летом жучка и склюёт его. Делая запасы, эти птицы стараются не только для себя, но и для других птичек. Вот почему си­ницы внимательно обследуют, непрерывно обша­ривают места, где их может ждать приготовлен­ное кем-то угощение.

    — Дети, запомните народные приметы.

  • Если птицы целыми стайками появились у дома, значит, вот-вот грянут морозы.

  • Если синица свистит – быть ясному дню, если пищит – быть ночному морозу.

  • Если собирается много синиц на кормушках – к метели и снегопаду.


    Синицы.

    Спозаранок скачут птицы 

    По заснеженным ветвям – 
    Желтогрудые синицы 
    Прилетели в гости к нам. 
    «Тинь-тень, тили-тень, 
    Всё короче зимний день – 
    Не успеешь пообедать, 
    Солнце сядет за плетень. 
    Ни комарика, ни мушки. 
    Всюду только снег да снег. 
    Хорошо, что нам кормушки 
    Сделал добрый человек!

    Юрий Синицын



    Весёлые упражнения «Кто идёт по лесу».


    Задачи. Поддерживать интерес детей к животным. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.

    Игра.

    — Кто идёт по лесу? Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте, рассказ запоминайте. Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.


    Ёжик топал по тропинке

    И листочки нёс на спинке.

    Ёжик топал не спеша,

    Тихо листьями шурша.

    Ходьба по кругу топочущим шагом.

    А навстречу скачет зайка,

    Длинноухий попрыгайка.

    Шубку серую свою

    Он сменил на белую.

    Прыжки на месте, руки перед грудью.


    Тихо крадётся лиса,

    Рыжая краса.

    К зиме шубку обновила,

    На пушистую сменила.

    Ходьба по кругу на носочках, руки на пояс.

    На месте лиса замерла,

    Повернулась и ушла.

    Остановились.

    Поворот на 180 градусов.

    Идёт по лесу серый волк,

    Голодный волк, сердитый волк.

    Скоро зима, скоро холода.

    Голод придёт тогда.

    Ходьба по кругу - широкий пружинистый шаг с чуть наклонённым вперёд корпусом.


    По желанию детей упражнения повторяются.




















    Малоподвижная игра «Животное – растение».

    Задачи. Упражнять детей в умение различать животных и растения. Развивать логическое мышление, внимание детей, умение действовать по сигналу. Поддерживать интерес детей к познавательным играм.

    Игра.

    Закличка

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Я зову вас поиграть.


    — Дети, наша живая природа очень разнообразна. Есть животные: звери, птицы, насекомые, рыбы. А есть растения: цветы, травы, кусты, деревья. Игра называется «Животное – растение». Я называю слова, а вы, пожалуйста, определите животное это или растение. Дети, правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.

    Педагог показывает движения.

    Игровые правила:

  • растение – руки вверх поднимаем;

  • животное – руки на пояс, прыжок и замираем:

  • тишину соблюдаем, слово на слух воспринимаем;

  • слово называю я, а вы покажете движения, друзья.


    — Дети, внимание! Игра начинается!!

    Игра проводится в быстром темпе. Педагог называет животное или растение, дети выполняют движения. Игра продолжается, пока дети поддерживают к ней интерес.


    — Превосходно, дети! Животных и растения различаете, правильно определяете.























    Весёлые упражнения «Медведи».


    Задачи. Поддерживать интерес детей к животным. Закреплять знания детей о последовательности различных событий: что было раньше, что позже. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.

    Игра.

    — Медведи – хозяева тайги, готовятся к спячке они. О жизни медведей расскажем, что раньше, что позже покажем. Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте, рассказ запоминайте. Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.


    Летом медведи по лесам гуляли,

    забот не знали.

    Ходьба «по-медвежьи» на месте или по кругу.

    Осенью медведи по лесу гуляют,

    жир запасают, спать готовятся.

    Руки на пояс, повороты туловища влево – вправо.

    Зимой медведи в берлоге

    будут спать, да лапу сосать.

    Приседаем, ладони сложим вместе и под щёку.

    Весной медведи проснутся,

    встанут злые, голодные: р-р-р.

    Встаём прямо, изобразим злого медведя.

    Будут по лесу гулять

    да еду себе искать.

    Ходьба «по-медвежьи» на месте или по кругу.


    По желанию детей упражнения повторяются.



























    Малоподвижная игра «Лесные звери»

    (вариант игры «Замри»)


    Задачи. Поддерживать интерес детей к животным леса. Развивать внимание, воображение детей. Воспитывать терпение детей.

    Игра.

    Закличка

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Я зову вас поиграть,

    Становитесь в круг смелей,

    И игру начнём скорей.


    — Если сверху из вертолёта посмотреть на лес, он напоминает зелёное море. Деревья колышутся, как будто волны в море. Зелёное море – так называют лес, тайгу. Дети, волшебство начинаем, воображение включаем. Мы море, но не простое, а лесное – Зелёное море тайги. В зелёном море колышутся ветки деревьев. Под зелёными ветвями прячутся звери.

    Волны колышутся раз,

    Волны колышутся два,

    Волны колышутся три,

    На месте звери замри.

    — Дети, вы лесные звери. Когда прозвучит сигнал: «Замри», вы превращаетесь в зверей и замираете. Звери все разные: длинноухие зайцы, хитрые лисицы, смелые волки, грозные медведи, проворные белки. Когда прозвучит сигнал: «Отомри», все звери пляшут, радуются, что охотник их не заметил. Дети, правило игры запоминаем, никогда не нарушаем.

    Правило игры: пока не прозвучит слово «Отомри» стоять и не шевелиться.


    Игра продолжается, пока дети поддерживают к ней интерес.





















    Весёлые упражнения «Предзимье».


    Задачи. Поддерживать интерес детей к животным. Развивать память, общую моторику детей, координацию речи с движениями.

    Игра.

    — Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте, рассказ запоминайте. Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.


    Мороз да снега,

    Скоро зима.

    Руки вперёд, ладони параллельно друг другу – в стороны. Руки на пояс.

    Медведи зимой будут спать,

    Не стоит им мешать.

    Ладони вместе, под щёку, голову склоним на плечо, спим. Погрозим пальчиком.

    Мышки колоски подбирают,

    На зиму зерно запасают.

    Наклон вперёд, руки вниз.

    Руки вперёд, ладони вместе.

    Белочки грибы собирают,

    На веточках закрепляют.

    Наклон вперёд, руки вниз.

    Встаём прямо, руки вверх.

    Серые зайцы шубки меняют,

    Белые пушистые одевают.

    Прыжки на двух ногах месте, руки перед грудью.

    Предзимье зверям помогает,

    О зиме напоминает.

    Руки вперёд, ладони параллельно друг другу – в стороны. Руки на пояс.


    По желанию детей упражнения повторяются.