СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Волкова Н.А. Знакомство детей 3-4 лет с дымковской игрушкой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации для воспитателей второй младшей группы. Конспекты непосредственной образовательной деятельности. Выставка «Дымковская игрушка». Выставка «Дымковские барышни». Лепка «Уточка».

Просмотр содержимого документа
«Волкова Н.А. Знакомство детей 3-4 лет с дымковской игрушкой.»

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».


Волкова Н.А. Знакомство детей 3-4 лет с дымковской игрушкой.


Самым высоким видом искусства, самым талантливым,

самым гениальным является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом, сохранено,

то, что народ пронёс через столетия.

Михаил Иванович Калинин


Направление «Художественно-эстетическое развитие».

Образовательная область «Художественное творчество».


Задачи.

  • Привлечь внимание детей к дымковским игрушкам.

  • Знакомить детей с образами, характерными для русской игрушки.

  • Способствовать развитию интереса детей к народной игрушке.

  • Формировать умение детей выделять и называть отдельные элементы узора, их цвет.

  • Формировать умение детей лепить по образцу дымковской игрушки.



Перспективные план

«Знакомство детей 3 – 4 лет с дымковской игрушкой».


Месяц

Деятельность

Игрушки

Октябрь

Выставка «Дымковская игрушка».

Животные

Декабрь

Выставка «Дымковские барышни».

Барышни

Апрель

Лепка «Уточка».

Уточка




























Альбом «Дымковская игрушка».


Картина

стр.

Серия «Домашние животные».


1

Домашние животные

3

Собачка Жучка

4

Дымковская собачка

5

Роспись дымковской собачки

6

Конь

7

Дымковский конь

8

Роспись дымковского коня

9

Баран

10

Дымковский баран

11

Роспись дымковского барана

12

Козлик

13

Дымковский козлик

14

Роспись дымковского козлика

15

Домашние животные

16

Серия «Барышни».


2

Дымковские барышни

17

Хозяюшка

18

Водоноска

19

Нянюшки

20

Дымковские барышни – описание

21-22

Дымковские барышни – роспись

23

Дымковские барышни

24

Серия «Уточка».

3

Дымковская игрушка – уточка.

2

Материал для лепки.

3

1 этап – Лепим туловище уточки. Разминание.

4

2 этап – Лепим туловище уточки. Скатывание.

5

3 этап – Лепим туловище уточки. Сдавливание.

6

4 этап – Лепим хвост уточки. Оттягивание.

7

1 этап – Лепим голову уточки. Разминание.

8

2 этап – Лепим голову уточки. Скатывание голов.

9

3 этап – Лепим клюв уточки. Оттягивание.

10

Части уточки.

11

1 этап – Лепим уточку. Соединение частей.

12

2 этап – Лепим уточку. Глаза

14

3 этап – Лепим уточку. Украшение уточки.

15




Выставка «Дымковская игрушка».


Задачи. Привлечь внимание детей к дымковским игрушкам. Вызвать радость от рассматривания яркой, нарядной, расписной игрушки. Знакомить детей с образами, характерными для русской игрушки. Обратить внимание детей на узоры, украшающие дымковские игрушки. Формировать умение детей выделять и называть отдельные элементы узора, их цвет. Закреплять с детьми названия цветов и оттенков.

Экспонаты выставки.

  • Дымковские игрушки – животные.

  • Картины из альбома для детей 3-4 лет «Дымковская игрушка»,

    серия «Домашние животные».

    Беседа.

    Экспонаты выставки расположены на столах и стендах. В руках у педагога Петрушка (или другая игрушка). Педагог ведёт диалог с детьми от имени игрушки.

    — Здравствуйте, дети! Я, Петрушка – народная игрушка. По ярмаркам гуляю, чудеса собираю. Привёз я вам чудо-расчудесное, чудо сказочное – Дымковскую игрушку.

    Петрушка обращает внимание детей на дымковскую игрушку. Дети с педагогом рассматривают дымковские игрушки.

    Дымковские игрушки из глины слепили, на лавке долго сушили. В русской печке игрушки закалили, белой краской побелили. Разноцветные узоры нарисовали, золотыми квадратиками украшали. Дети, что вы чувствуете, когда смотрите на дымковскую игрушку? (ответы детей).

    — Дети, когда я вижу дымковскую игрушку, я чувствую радость. Дымковская игрушка – русская, народная игрушка, яркая, нарядная, расписная.

    Петрушка обращает внимание детей на картину «Домашние животные».

    — Дымковские мастера животных любили, из глины животных лепили. Дети, вы узнали домашних животных? (ответы детей).

    — Это баран, конь, козлик и собачка.


    Петрушка обращает внимание детей на картину «Собачка Жучка».

    — Вот собачка Жучка, хвостик–закорючка, шёрстка пёстренькая, зубки остренькие. Гав!


    Петрушка обращает внимание детей на картину «Дымковская собачка».

    Дымковская собачка – игрушка. У собачки есть голова, уши, шея, туловище, лапы, хвост. Педагог указкой показывает перечисляемые части тела.


    Петрушка обращает внимание детей на картину «Роспись дымковской собачки».

    — Собачка белая, ушки и хвост чёрные. На туловище и лапах собачки разноцветный узор из кругов, голубого цвета, и чёрных точек. Педагог указкой показывает перечисляемые элементы росписи.


    Петрушка обращает внимание детей на картину «Конь».

    — Ходит конь по бережку, вороной по зелёному. Он головушкой помахивает, чёрной гривушкой потряхивает, золотой уздой побрякивает.






    Петрушка обращает внимание детей на картину «Дымковский конь».

    Дымковский конь – игрушка. У коня есть голова, шея, туловище, ноги, хвост. На голове – уши. На шее – грива. На ногах – копыта. Педагог указкой показывает перечисляемые части тела.


    Петрушка обращает внимание детей на картину «Роспись дымковского коня».

    — Дымковский конь белый, грива, хвост и копыта коня чёрные, ушки – красные. На туловище и ногах коня разноцветный узор из кругов голубого и розового цвета и чёрных точек. Педагог указкой показывает перечисляемые элементы росписи.


    Петрушка обращает внимание детей на картину «Баран».

    — Гулял баран по лугу, щипал баран траву. Тёплая шуба, крутые рога, ими он ловко бодает врага.


    Петрушка обращает внимание детей на картину «Дымковский баран».

    Дымковский баран – игрушка. У барана есть голова, шея, туловище, ноги. На голове – уши и рога. На ногах – копыта. Педагог указкой показывает перечисляемые части тела.


    Петрушка обращает внимание детей на картину «Роспись дымковского барана».

    — Дымковский баран белый, уши, нос и копыта чёрные, рога – красные. На туловище и ногах барана разноцветный узор из кругов и точек. Педагог указкой показывает перечисляемые элементы росписи.


    Петрушка обращает внимание детей на картину «Козлик».

    — Козлик рогатый, козлик бородатый. Убежал за плетень, проплясал целый день. Ножками козлик топ-топ! Глазками козлик хлоп-хлоп!


    Петрушка обращает внимание детей на картину «Дымковский козлик».

    Дымковский козлик – игрушка. У козлика есть голова, шея, туловище, ноги, хвост. На голове – уши, рога и борода. На ногах – копыта. Педагог указкой показывает перечисляемые части тела.


    Петрушка обращает внимание детей на картину «Роспись дымковского козлика».

    — Дымковский козлик белый, уши, нос и копыта чёрные, рога – красные. На туловище и ногах козлика разноцветный узор из больших и маленьких кругов. Педагог указкой показывает перечисляемые элементы росписи.


    Петрушка обращает внимание детей на картину «Домашние животные».

    — Чудо-расчудесное в Дымково живёт, по двору гуляют, красотой удивляют.












    Выставка «Дымковские барышни».


    Задачи. Способствовать развитию интереса детей к народной дымковской игрушке. Вызвать радость от рассматривания яркой, нарядной, расписной игрушки. Знакомить детей с образами, характерными для русской игрушки. Обратить внимание детей на узоры, украшающие дымковские игрушки. Формировать умение детей выделять и называть отдельные элементы узора.

    Экспонаты выставки.

  • Дымковские игрушки – барышни.

  • Картины из альбома для детей 3-4 лет «Дымковская игрушка»,

    серия «Барышни».

    Беседа.

    Экспонаты выставки расположены на столах и стендах. В руках у педагога Петрушка (или другая игрушка). Педагог ведёт диалог с детьми от имени игрушки.

    — Здравствуйте, дети! Я, Петрушка – народная игрушка. По ярмаркам гуляю, чудеса собираю. Привёз я вам чудо-расчудесное, чудо сказочное – Дымковскую игрушку.

    Петрушка обращает внимание детей на дымковскую игрушку. Дети с педагогом рассматривают дымковские игрушки.

    Дымковские игрушки из глины слепили, на лавке долго сушили. В русской печке игрушки закалили, белой краской побелили. Разноцветные узоры нарисовали, золотыми квадратиками украшали. Дети, что вы чувствуете, когда смотрите на дымковскую игрушку? (ответы детей).

    — Дети, когда я вижу дымковскую игрушку, я чувствую восторг, радость. Дымковская игрушка – русская, народная игрушка, яркая, нарядная, расписная.

    Петрушка обращает внимание детей на картину «Дымковские барышни».

    — Барышни-красавицы в Дымково живут: хозяюшки, водоноски и нянюшки.

    Петрушка обращает внимание детей на картину «Хозяюшка».

    Хозяюшка – хлопотунья рано утром встала, тесто замешала, хлеб испекла и нам принесла.

    Петрушка обращает внимание детей на картину «Водоноска».

    Водоноска к колодцу пошла, на коромысле у неё два ведра. А в колодце вода сладка, а в колодце вода хороша.

    Петрушка обращает внимание детей на картину «Нянюшки».

    Нянюшки – красавицы деток качали, песни напевали. Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай, ты, собачка, не лай, деток наших не пугай.

    Петрушка обращает внимание детей на картины «Дымковские барышни – описание».

    Дымковские барышни черноглазые да чернобровые. Губки алые, щёчки румяные. Длинные волосы в причёску собраны, да кокошником прикрыты.

    — Дымковские барышни в ярких блузках да длинных юбках. Юбки белым фартуком прикрыты. На юбках и фартуках разноцветные узоры.


    Петрушка обращает внимание детей на картину «Дымковские барышни – роспись».

    Дымковская роспись проста, вот бежит по фартуку волна. Круги и точки добавляем, узор на фартуке завершаем. Полосы широкие и узкие пересекаем, юбку барышни украшаем. Педагог указкой показывает перечисляемые элементы росписи.

    Петрушка обращает внимание детей на картину «Дымковские барышни».

    — Чудо-расчудесное в Дымково живёт, по селу гуляют, красотой удивляют.


    Лепка по мотивам дымковской игрушки.

    «Уточка».


    Задачи. Способствовать развитию интереса детей к народной игрушке. Формировать умение детей лепить по образцу дымковской игрушки конструктивным способом. Познакомить детей с новыми приёмами лепки – сдавливание, оттягивание. Закрепить приёмы лепки: разминание, скатывание, соединение частей лепки. Напомнить детям правила безопасного обращения с материалом для лепки. Воспитывать аккуратность.

    Материалы к деятельности.

    На каждого ребёнка.

  • Доска для лепки.

  • Пластилин или глина, разделённый на два неравных куска.

  • Стека.

  • Золотые квадратики (3 шт.).

  • Влажные салфетки.


  • Образец уточки, слепленный педагогом и украшенный золотыми квадратиками.

  • Дымковские игрушки – птицы.

  • Картины из альбома для детей 3-4 лет «Дымковская игрушка», серия «Уточка».


    1. Беседа.

    В руках у педагога Петрушка (или другая игрушка).

    — Здравствуйте, дети! Я, Петрушка – народная игрушка. По ярмаркам гуляю, чудеса собираю. Привёз я вам чудо-расчудесное, чудо сказочное – Дымковскую игрушку.

    Дети с педагогом рассматривают дымковскую игрушку.

    Педагог обращает внимание детей на образец уточки.

    — Дети, это дымковская уточка. Уточка одна, скучает она. Как нам уточку развеселить, подружек ей подарить? (Предложения детей).

    — С помощью пластилина мы слепим уточек – подружек для дымковской игрушки. Дети, из каких частей состоит уточка? (Ответы детей).

    — У уточки есть туловище и голова. Дети, что больше туловище или голова? (Ответы детей).

    — Туловище уточки больше, чем голова. На туловище у уточки хвост. На голове – клюв. Дети, вы обратили внимание, что дымковские мастера украшают свои игрушки золотыми квадратиками. Где у уточки приклеены квадратики? (Ответы детей).

    — Золотые квадратики украшают крылья и грудь уточки.


    2. Лепка.

    — Дети, вот перед вами пластилин, осторожно обращаемся с ним.

    Правила безопасности при работе с пластилином:

  • Пластилин не еда, в рот не берём его никогда.

  • Домик пластилина доска, для лепки она нужна.

  • О чистоте не забываем, руки салфеткой вытираем.



    Педагог обращает внимание детей на картины «Этапы лепки уточки».

    — Дети, лепку уточки мы начнём с головы или с туловища? (Ответы детей).

    — Лепят сначала большие части поделки, затем маленькие. Дети, перед вами два куска пластилина, большой и маленький. Из какого кучка пластилина мы слепим туловище? (Ответы детей).

    — Из большого куска пластилина мы слепим туловище уточки, а из маленького кусочка– голову.

    Педагог показывает каждый этап лепки уточки поясняет свои действия.

    Дети лепят вместе с педагогом.

    Педагог и дети берут большой кусок пластилина.

    — Дети, лепим туловище уточки.

    1 этап – разминаем пластилин, чтобы пластилин стал мягким, пластичным.

    Пластилин разминать начинаем,

    Кусочек пальчиками сжимаем.

    Раз – сжимаем! Два – сжимаем!

    Крепко, сильно нажимаем.

    Разминаем, разминаем

    И лепить мы начинаем.

    2 этап – скатываем большой кусок пластилина в шар.

    В ладони пластилин возьмём,

    И катать его начнём.

    Ладони по кругу бежали,

    Ладони по кругу бежали,

    Ладони по кругу бежали,

    Шар из пластилина скатали.

    3 этап – легко сдавливаем шар, с целью придать туловищу овальную форму.

    На шар ладонями легко нажимаем,

    Овальное яйцо получаем.

    4 этап – пальцами руки оттягиваем от туловища хвостик.

    Пальцами кусочек сжимаем,

    Тянуть пластилин начинаем.

    Немного потянули,

    Хвостик уточке оттянули.


    Педагог и дети берут маленький кусок пластилина.

    — Дети, лепим голову уточки.

    1 этап – разминаем пластилин, чтобы пластилин стал мягким, пластичным.

    Пластилин разминать начинаем,

    Кусочек пальчиками сжимаем.

    Раз – сжимаем! Два – сжимаем!

    Крепко, сильно нажимаем.

    Разминаем, разминаем

    И лепить мы начинаем.







    2 этап – скатываем маленький кусок пластилина в шар.

    В ладони пластилин возьмём,

    И катать его начнём.

    Ладони по кругу бежали,

    Ладони по кругу бежали,

    Ладони по кругу бежали,

    Шар из пластилина скатали.

    3 этап – пальцами руки оттягиваем от головы клюв.

    Пальцами кусочек сжимаем,

    Тянуть пластилин начинаем.

    Немного потянули,

    Клюв уточке оттянули.

    — Дети, о чистоте не забываем, руки салфеткой вытираем.


    — Дети, на полянку приглашаю, весёлые упражнения выполнить предлагаю.


    Весёлые упражнения «Утята».

    — Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте, рассказ запоминайте. Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

    Вот идут утята

    Весёлые ребята.

    Дети идут за педагогом по кругу.

    Остановились.

    Кря! Кря! Кря!

    Руки на пояс, наклон головы вперёд на каждое слово.

    Крыльями махали,

    Песню напевали.

    Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз.

    Кря! Кря! Кря!

    Руки на пояс, наклон головы вперёд на каждое слово.

    Травку щипали,

    Песню напевали.

    Наклон туловища вниз.

    Встаём прямо.

    Кря! Кря! Кря!

    Руки на пояс, наклон головы вперёд на каждое слово.

    Домой идут утята

    Весёлые ребята.

    Дети идут за педагогом по кругу.

    Остановились.

    Кря! Кря! Кря!

    Руки на пояс, наклон головы вперёд на каждое слово.


    — Дети, за столы приглашаю, уточку лепить продолжаем.

    Дети садятся за столы.


    — Дети, мы слепили туловище уточки с хвостиком и голову с клювом. Лепим уточку.

    1 этап – соединяем туловище и голову.

    Туловище и голову соединяем,

    Тихонечко прижимаем.

    — Дети, о чистоте не забываем, руки салфеткой вытираем.


    2 этап – стекой нарисуем уточке глаза.

    Туловище, хвостик, клюв, голова.

    А где же глаза?

    Стекой глаза отмечаем,

    Чуть-чуть нажимаем.



    3 этап – украшаем крылья и грудь уточки золотистыми квадратиками.

    Дымковским мастерам подражаем,

    Золотом уточку украшаем.

    — Дети, о чистоте не забываем, руки салфеткой вытираем.


    3. Заключительная часть.

    Поделки детей стоят на одной доске.

    — Чудеса! Какие красивые уточки у нас получились! Дети, возьмём в руки волшебную камеру, сделаем волшебный снимок. Педагог соединяет большие и указательные пальцы рук перед глазами. Дети повторяют за педагогом.

    — Щёлк. Дети, повторяем за мной волшебные слова.

    Педагог по частям произносит текст. Дети за ним повторяют.

    По моему хотению,

    по моему велению,

    уточки – красавицы оживите,

    в Дымково летите.

    — Дети, после лепки обязательно вымоем руки с мылом. Дети моют руки.


    Поделки дети могут забрать домой или они некоторое время украшают группу. Когда вы уберёте поделки детей, вы можете им пояснить, что уточки улетели в Дымково.


    Внимание. Нельзя ломать поделки детей из пластилина (глины) на виду у детей. Если вы используете пластилин повторно, скатайте его в шары в отсутствие детей.


    Информация для педагога


    Конструктивный способ лепки – лепка фигуры из отдельных деталей.


    Приёмы лепки.

    Разминание – многократное сжимаем пальцами рук кусочек пластилина, с целью сделать его мягким, пластичным.


    Скатывание – формируем большие или маленькие шары при помощи круговых движений между прямыми ладонями. Положим кусочек пластилина между ладонями, немножко прижмём и выполняем кругообразные движения, чтобы скатать шарик. Шарик периодически поворачиваем, чтобы он стал круглым.


    Сдавливание – легко сдавливаем шар, с целью придать туловищу овальную форму.


    Оттягивание – оттягиваем большим, указательным и средним пальцами кусок пластилина от основной формы и формируем новый элемент лепки.


    Соединение – соединяем детали лепки прикладывания и несильного прижимания детали друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

    талей.