Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Иркутска
средняя общеобразовательная школа №55
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
___________ Т.В.Машкова
«___»_________2021 г.
Председатель МС
____________ Елшина Л.А.
«___»_________2021 г.
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
Психология
«Волнуйтесь спокойно, впереди ЕГЭ» (11 классы)
Рабочая программа составлена на основе:
ООП ООО МБОУ г. Иркутска СОШ № 55
педагог-психолог Шилова Марина Юрьевна
Класс (-ы) 11 классы
Иркутск 2021
Пояснительная записка
Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ как форма экзамена имеет достаточно жесткие требования к его проведению, а так же каждый год происходит ряд изменений в контрольно-измерительных материалах, а так же в системе их оценки. Это приводит многих выпускников в ситуацию стресса, что во многом сказывается на результате экзамена.
ЕГЭ в настоящее время стало иметь достаточно высокую значимость в сфере образования. Являясь с одной стороны проверкой усвоенных знаний за период школьного обучения, а так же вступительным шагом на пути высшего образования. С другой стороны, этот экзамен проверяет социальную и психологическую готовность выпускников к постоянно меняющимся и стрессовым ситуациям в современном мире.
Исходя из этого, актуальность данного практикоориентированного курса «Волнуйтесь спокойно – впереди ЕГЭ» определяется необходимостью создать условия для развития психологической готовности у обучающихся 11 класса.
В понимании психологической готовности мы опирались на определение предложенное М.Ю. Чибисовой, которая определяла её как сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускников при сдаче ЕГЭ.
Данный курс разработан на основе программы Розенцвейг О.М., Какутенко Н.Н. «Волнуйтесь спокойно – впереди ЕГЭ». Авторы дополнили понимание психологической готовности к экзамену и выделили следующие компоненты
Процессуальный компонент – знание выпускника о процедуре проведения экзамена;
Познавательный компонент – умение выпускника работать с различной информацией, что определяется достаточным уровнем развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление.
Личностный компонент – развитие такого личностного качества, как организованность, самостоятельность, умение управлять своими эмоциональными состояниями, планировать своё время, расставлять приоритеты.
Таким образом, курс «Волнуйтесь спокойно – впереди ЕГЭ» способствует решению проблем возникающих при сдаче ЕГЭ, которые связаны с особенностями восприятия обучающимися понимания ситуации экзамена, недостаточный уровень развития самоконтроля и саморегуляции, низкой стрессоустойчивостью.
Цель курса: создать условия для развития психологической готовности к ЕГЭ обучающихся 11 класса
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Формирование адекватного представления об ЕГЭ;
2. Развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление);
3. Развитие способов саморегуляции эмоциональных состояний;
4. Актуализация индивидуальных психологических способностей подготовки к ЕГЭ;
5. Обучение различным способам работы с текстом, его запоминанием и систематизацией;
Теоретико-методологической основой программы курса являются работы таких исследователей, как Маркова Т.И., Панов И.И., Савинков А.И., Ступницкая М,А., Ибисова М.Ю., Сауткин В.С., Косов Л.В. и др.
Срок реализации программы: 1 год
Методы работы: пошаговое обучение, обучение через погружение.
Формы работы: учебные занятия с элементами тренинговой работы, практикумы, релаксационные техники
Контингент: обучающиеся 11 класса
Условия проведения: класс или любое другое просторное, хорошо освещенное помещение, компьютер, диск с записями. Группа формируется из учащихся одного класса.
Описание места курса в учебном плане
Данный курс является составной частью учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса. Курс является факультативным, проходит 1 час в неделю, 34 часа в год.
Содержание курса
Программа курса представлена в 3 этапа:
I этап – «Я знаю, для чего обучаюсь» - направлен на формирование адекватного представления о процедуре экзамена, определение основных ошибок и причин, которые их вызывают, разработка алгоритма подготовки к экзамену;
II этап – «Я умею учиться» – направлен на развитие познавательного компонента и развитие способов работы с информацией;
III этап– «Я и экзамен: кто кого» - направлен на развитие личностного компонента психологической подготовки к экзамену.
Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие высших психических функций, навыков идентификации, понимания и управления эмоциональными состояниями. Так же в состав занятий входят упражнения, которые направлены на овладение практическими приемами и способами организацией учебного пространства и работы с информацией. Необходимый элемент всех занятий – психотехники, направленные на развитие групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие учебного коллектива.
В построение системы мероприятий направленных на реализацию программы факультативного курса используются такие методические средства, как:
• психогимнастические упражнения;
• релаксационные методы;
• использование эмоционально-символических методов.
Действующие эффективные методы обучения – интерактивные беседы, рассказы и притчи, творческая индивидуальная и групповая деятельность, групповые дискуссии, ролевые игры.
Структура занятия: вводная, основная и завершающая части
Вводная часть направлена на мотивацию обучающихся на занятие, создание благоприятного психологического климата и ситуации проблемы на занятии.
Основная часть предполагает работу по поиску решения поставленной проблемы на занятии, разработку нового способа действий и его закрепление.
Завершающая часть направлена на закрепление материала, снятие эмоционального напряжения, обсуждение пройденного занятия.
Планируемые результаты
В ходе освоения содержания курса обучающиеся получают возможность:
1. Сформировать практические навыки развития познавательных процессов (внимание, память, мышление);
2. Сформировать практические навыки снятия эмоционального напряжения;
3. Сформировать представление об изучаемых понятиях, как составной части психологической готовности к экзаменам;
4. Сформировать умение составлять план действий по целеполаганию;
5. Сформировать представление о вариантах запоминания и представления информации.
Умения, приобретаемые обучающимися при изучении курса
1. Умение различать и вербализовать свое эмоциональное состояние;
2. Умение работать с информацией через развитие операций познавательного процесса мышление;
3. Умение сотрудничать с товарищами, работая в группе;
Ожидаемый результат:
1. Формирование представления о процедуре проведения ЕГЭ;
2. Накопление практического опыта работы с информацией;
3. Формирование алгоритма действий выхода из стрессовой ситуации;
4. Овладение способами управления эмоциональными состояниями;
5. Овладение способами построения плана действий для достижения поставленной цели
6. Овладение способами развития и развитие познавательных процессов (память, мышление, речь)
Календарно-тематическое планирование занятий с учащимися 11 класса
Четверть, месяц | Дата по плану | Дата по факту | тема занятия | Кол-во часов |
Блок 1: «Я знаю, для чего обучаюсь» |
I | сентябрь | | | ЕГЭ. Что это такое и с чем его едят? | 1 |
| | Личная значимость ЕГЭ | 1 |
| | Ошибки – это плохо? | 1 |
| | Что нужно сделать, чтобы сдать ЕГЭ? | 1 |
октябрь | | | Целеполагание. Мои цели | 1 |
| | Мой план подготовки к ЕГЭ | 1 |
| | Уровень притязаний | 1 |
| | Обучение ради достижения. Карта будущего | 1 |
II | ноябрь | | | Самореализация | 1 |
| | Жизненные ценности | 1 |
| | Ресурсы личности | 1 |
| | Формула успеха | 1 |
Блок 2: «Я умею учиться» |
II | декабрь | | | Познавательные процессы | 1 |
| | Ощущения и восприятия | 1 |
| | Внимание как познавательный процесс | 1 |
| | Практикум по развитию внимания | 1 |
III | январь | | | Память как познавательный процесс | |
| | Практикум по развитию памяти | |
| | Мышление как познавательный процесс | |
| | Практикум по развитию мышления | |
Блок 3: «Я и экзамен: кто кого» |
III | февраль | | | Стресс, причины появления | 1 |
| | Спокойствие, малыш! Пути преодоления стресса на экзамене | 1 |
| | Что такое тревожность. Преодоление тревожности | 1 |
март | | | Способы снятия нервно-психического напряжения | 1 |
| | Релаксация как способ снятия напряжения | 1 |
| | Как стать уверенным. Уверенность на экзамене. | 1 |
IV | апрель | | | Запретные чувства. Держи себя в руках | 1 |
| | Ответственность на экзамене | 1 |
| | Сопричастность как проявление ответственности | 1 |
| | Самоконтроль и установка, одно и тоже? | 1 |
| | Организация и организованность, что общего? | 1 |
май | | | Поддержка, прежде всего | 1 |
| | Уверенно шагая | 1 |
| | Сдаем ЕГЭ | 1 |
| | Зачет | 1 |