СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Волнуйтесь спокойно, впереди ЕГЭ

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условия для развития психологической готовности к ЕГЭ обучающихся 11 класса

Просмотр содержимого документа
«Волнуйтесь спокойно, впереди ЕГЭ»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Иркутска

средняя общеобразовательная школа №55


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

___________ Т.В.Машкова

«___»_________2021 г.

Председатель МС

____________ Елшина Л.А.

«___»_________2021 г.













ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

Психология

«Волнуйтесь спокойно, впереди ЕГЭ» (11 классы)




Рабочая программа составлена на основе:


ООП ООО МБОУ г. Иркутска СОШ № 55




педагог-психолог Шилова Марина Юрьевна





Класс (-ы) 11 классы




Иркутск 2021


Пояснительная записка

Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ как форма экзамена имеет достаточно жесткие требования к его проведению, а так же каждый год происходит ряд изменений в контрольно-измерительных материалах, а так же в системе их оценки. Это приводит многих выпускников в ситуацию стресса, что во многом сказывается на результате экзамена.

ЕГЭ в настоящее время стало иметь достаточно высокую значимость в сфере образования. Являясь с одной стороны проверкой усвоенных знаний за период школьного обучения, а так же вступительным шагом на пути высшего образования. С другой стороны, этот экзамен проверяет социальную и психологическую готовность выпускников к постоянно меняющимся и стрессовым ситуациям в современном мире.

Исходя из этого, актуальность данного практикоориентированного курса «Волнуйтесь спокойно – впереди ЕГЭ» определяется необходимостью создать условия для развития психологической готовности у обучающихся 11 класса.

В понимании психологической готовности мы опирались на определение предложенное М.Ю. Чибисовой, которая определяла её как сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускников при сдаче ЕГЭ.

Данный курс разработан на основе программы Розенцвейг О.М., Какутенко Н.Н. «Волнуйтесь спокойно – впереди ЕГЭ». Авторы дополнили понимание психологической готовности к экзамену и выделили следующие компоненты

Процессуальный компонент – знание выпускника о процедуре проведения экзамена;

Познавательный компонент – умение выпускника работать с различной информацией, что определяется достаточным уровнем развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление.

Личностный компонент – развитие такого личностного качества, как организованность, самостоятельность, умение управлять своими эмоциональными состояниями, планировать своё время, расставлять приоритеты.

Таким образом, курс «Волнуйтесь спокойно – впереди ЕГЭ» способствует решению проблем возникающих при сдаче ЕГЭ, которые связаны с особенностями восприятия обучающимися понимания ситуации экзамена, недостаточный уровень развития самоконтроля и саморегуляции, низкой стрессоустойчивостью.

Цель курса: создать условия для развития психологической готовности к ЕГЭ обучающихся 11 класса

Цель конкретизируется в следующих задачах:

1. Формирование адекватного представления об ЕГЭ;

2. Развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление);

3. Развитие способов саморегуляции эмоциональных состояний;

4. Актуализация индивидуальных психологических способностей подготовки к ЕГЭ;

5. Обучение различным способам работы с текстом, его запоминанием и систематизацией;


Теоретико-методологической основой программы курса являются работы таких исследователей, как Маркова Т.И., Панов И.И., Савинков А.И., Ступницкая М,А., Ибисова М.Ю., Сауткин В.С., Косов Л.В. и др.

Срок реализации программы: 1 год

Методы работы: пошаговое обучение, обучение через погружение.

Формы работы: учебные занятия с элементами тренинговой работы, практикумы, релаксационные техники

Контингент: обучающиеся 11 класса

Условия проведения: класс или любое другое просторное, хорошо освещенное помещение, компьютер, диск с записями. Группа формируется из учащихся одного класса.

Описание места курса в учебном плане

Данный курс является составной частью учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса. Курс является факультативным, проходит 1 час в неделю, 34 часа в год.

Содержание курса

Программа курса представлена в 3 этапа:

I этап – «Я знаю, для чего обучаюсь» - направлен на формирование адекватного представления о процедуре экзамена, определение основных ошибок и причин, которые их вызывают, разработка алгоритма подготовки к экзамену;

II этап – «Я умею учиться» – направлен на развитие познавательного компонента и развитие способов работы с информацией;

III этап– «Я и экзамен: кто кого» - направлен на развитие личностного компонента психологической подготовки к экзамену.

Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие высших психических функций, навыков идентификации, понимания и управления эмоциональными состояниями. Так же в состав занятий входят упражнения, которые направлены на овладение практическими приемами и способами организацией учебного пространства и работы с информацией. Необходимый элемент всех занятий – психотехники, направленные на развитие групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие учебного коллектива.

В построение системы мероприятий направленных на реализацию программы факультативного курса используются такие методические средства, как:

• психогимнастические упражнения;

• релаксационные методы;

• использование эмоционально-символических методов.

Действующие эффективные методы обучения – интерактивные беседы, рассказы и притчи, творческая индивидуальная и групповая деятельность, групповые дискуссии, ролевые игры.

Структура занятия: вводная, основная и завершающая части

Вводная часть направлена на мотивацию обучающихся на занятие, создание благоприятного психологического климата и ситуации проблемы на занятии.

Основная часть предполагает работу по поиску решения поставленной проблемы на занятии, разработку нового способа действий и его закрепление.

Завершающая часть направлена на закрепление материала, снятие эмоционального напряжения, обсуждение пройденного занятия.

Планируемые результаты

В ходе освоения содержания курса обучающиеся получают возможность:

1. Сформировать практические навыки развития познавательных процессов (внимание, память, мышление);

2. Сформировать практические навыки снятия эмоционального напряжения;

3. Сформировать представление об изучаемых понятиях, как составной части психологической готовности к экзаменам;

4. Сформировать умение составлять план действий по целеполаганию;

5. Сформировать представление о вариантах запоминания и представления информации.


Умения, приобретаемые обучающимися при изучении курса

1. Умение различать и вербализовать свое эмоциональное состояние;

2. Умение работать с информацией через развитие операций познавательного процесса мышление;

3. Умение сотрудничать с товарищами, работая в группе;


Ожидаемый результат:

1. Формирование представления о процедуре проведения ЕГЭ;

2. Накопление практического опыта работы с информацией;

3. Формирование алгоритма действий выхода из стрессовой ситуации;

4. Овладение способами управления эмоциональными состояниями;

5. Овладение способами построения плана действий для достижения поставленной цели

6. Овладение способами развития и развитие познавательных процессов (память, мышление, речь)




















Календарно-тематическое планирование занятий с учащимися 11 класса



Четверть, месяц

Дата по плану

Дата по факту

тема занятия

Кол-во часов

Блок 1: «Я знаю, для чего обучаюсь»

I

сентябрь



ЕГЭ. Что это такое и с чем его едят?


1



Личная значимость ЕГЭ

1



Ошибки это плохо?

1



Что нужно сделать, чтобы сдать ЕГЭ?

1

октябрь



Целеполагание. Мои цели

1



Мой план подготовки к ЕГЭ

1



Уровень притязаний

1



Обучение ради достижения. Карта будущего

1

II

ноябрь



Самореализация

1



Жизненные ценности

1



Ресурсы личности

1



Формула успеха

1

Блок 2: «Я умею учиться»

II

декабрь



Познавательные процессы

1



Ощущения и восприятия

1



Внимание как познавательный процесс

1



Практикум по развитию внимания

1

III

январь



Память как познавательный процесс




Практикум по развитию памяти




Мышление как познавательный процесс




Практикум по развитию мышления


Блок 3: «Я и экзамен: кто кого»

III

февраль



Стресс, причины появления

1



Спокойствие, малыш! Пути преодоления стресса на экзамене

1



Что такое тревожность. Преодоление тревожности

1

март



Способы снятия нервно-психического напряжения

1



Релаксация как способ снятия напряжения

1



Как стать уверенным. Уверенность на экзамене.

1

IV

апрель



Запретные чувства. Держи себя в руках

1



Ответственность на экзамене

1



Сопричастность как проявление ответственности

1



Самоконтроль и установка, одно и тоже?

1



Организация и организованность, что общего?

1

май



Поддержка, прежде всего

1



Уверенно шагая

1



Сдаем ЕГЭ

1



Зачет

1