СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Волонтерство как средство вовлечение студентов в социальную практику

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье затрагиваются вопросы формирования у студентов активной гражданской позиции, системы ценностных ориентаций посредством вовлечения в волонтерскую деятельность. Рассматриваются вопросы становления личности подростка в условиях профессионального образования. 

Просмотр содержимого документа
«Волонтерство как средство вовлечение студентов в социальную практику»

Волонтерство как средство вовлечение студентов

в социальную практику

© И.С. Петрова

ОБПОУ «Курский государственный техникум технологий и сервиса» г. Курск, ул. Тракторная, д.8, e-mail kgtts@mail.ru


Аннотация. В статье затрагиваются вопросы формирования у студентов активной гражданской позиции, системы ценных ориентаций посредством вовлечения в волонтерскую деятельность. Рассматривается проблемы становления личности подростка в условиях профессионального образования.

Ключевые слова. Волонтерство, социализация, добровольческая деятельность, социальная практика, коллектив, профессиональное образование, духовно-нравственное воспитание личности, творчество.


Volunteering as a means of involving students

in social practice

IS Petrova

Abstract. The article addresses issues of formation of students ' active citizenship, system of valuable orientations by engaging in volunteer activities. Examines the problems of formation of the personality of the adolescent in terms of professional education.

Keywords. Volunteering, socialization, volunteerism, social practice team, professional education, spiritual and moral education of the individual, creativity.


Студенчество – один из самых интересных, плодотворных и важных периодов в жизни каждого человека. Именно в студенческие годы идет процесс рефлексии – самоанализа и переосмысления чувств, эмоций, состояний, ценностных установок, стереотипов поведения. Именно в это время определяется профессиональная ориентация личности, осознается ее место в обществе, происходит социализация молодежи.

Профессиональное образовательное учреждение, куда попадает вчерашний школьник, становится основной средой для профессионального и личностного развития и самоопределения. Основная задача профессионального образования – подготовить высококвалифицированного специалиста, профессионала своего дела, способного успешно конкурировать на рынке труда. Но этого недостаточно для полноценной жизнедеятельности в социуме. Сегодня концептуальными являются положения о приоритете личности в образовании, формировании ее гуманного мировоззрения и творческого потенциала. Поэтому недостаточно выпустить профессионала! Важно взрастить активную, творческую личность, ответственную за свои поступки, нравственно устойчивую, психологически готовую к решению сложных социальных задач. На наш взгляд, вовлечение подростков в добровольческую деятельность является успешным средством социализации молодого поколения, в результате чего студенты включаются в ряд процессов, благодаря которым усваивают социально значимую систему нравственных норм, ценностей и знаний, позволяющую им интегрировать в социум и реализовать себя в нем. Выбрать правильный путь подростку непросто. Ведь в образовательное учреждение СПО он попадает в сложном подростковом возрасте. Ребенку приходится решать целый ряд важных задач: самоопределение, утверждение своих жизненных принципов и идеалов, ценностных приоритетов. Подросток ищет смысл жизни, свое предназначение, раскрывает свои таланты и дарования.

Сегодня волонтерство – позитивно мотивированное и хорошо себя зарекомендовавшее средство вовлечения студентов в социальную практику. К сожалению, реалии современной жизни демонстрируют нам неблагоприятные условия социализации детей и подростков. Многие живут в неблагополучных семьях, уже оказываются втянутыми в криминогенную среду. Высок риск асоциального поведения, злоупотребление вредными привычками. Все это приводит студента к нормативным девиациям, расшатываю системы ценностных ориентаций, духовной и социальной деградации. В связи с этим создание волонтерского движения в образовательном учреждении будет являться эффективным средством успешной социализации молодежи. Волонтерская деятельность вовлекает подростков в общественную жизнь не только техникума, но и родного города, делает их непосредственными участником процесса, а не просто сторонними наблюдателями. Сопричастность к общественным делам, активное участие в социально значимых проектах, акциях дает возможность подросткам заявить о себе как о полноправном участнике жизненных реалий. Ребята выходят далеко за пределы образовательной организации, где обучаются, становятся важным звеном в решении актуальных общественно важных проблем города, региона. Так на базе ОБПОУ «Курский государственный техникум технологии и сервиса» был создан волонтерский отряд «Импульс». Основное направление деятельности добровольческой организации – это адресная помощь социально незащищенным слоям общества: детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим в детских домах города, «трудным подросткам» из реабилитационных центров, ветеранам ВОВ и труда, одиноким пенсионерам. Социальная направленность добровольческой деятельности обусловлена реалиями современной жизни. Помоги тому, кому нужна сегодня твоя помощь, подари внимание, заботу, отдай долг памяти, да просто не будь равнодушным к проблемам другого человека. Волонтерский отряд «Импульс» ежегодно организует тематические вечера, праздники, профориентационные мероприятия, мастер-классы, которые проходят в детских домах, реабилитационных центрах для несовершеннолетних, на базе нашего техникума. Также наши волонтеры неоднократно принимали участие в городских добровольческих акциях: «Вместе за некурящий город», «10000 шагов к здоровью», «Почти их память» и другие. Задачи подобных социально значимых акций самые благородные – пропаганда здорового образа жизни, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции молодежи. В таких акциях ребята участвуют с огромных удовольствием, осознавая свою сопричастность к решению актуальных воспитательных задач современности. Подобная деятельность дает возможность подростку получить уникальный социальный и коммуникативный опыт, найти друзей и единомышленников. К тому же волонтерская работа – это творчество, которое позволяет выразить субъективное отношение к миру. Творчество предполагает наличие у человека способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Так рождаются волонтерские проекты, определяются цели и задачи работы волонтерского отряда, в результате чего безликое население превращается в живых и чувствующих людей, активных, мыслящих граждан своей страны.

Ведущие педагоги, психологи и социологи считают, что волонтерская деятельность студентов может помочь решить многие социальные проблемы общества: способствовать успешной социализации подростков, формированию у них активной гражданской позиции, развитию лидерских качеств. Работа волонтера учит самостоятельно планировать деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Вовлечение в социально значимые проекты дает возможность принимать активное участие в жизни не только образовательного учреждения, но и города, региона. Таким образом, подросток становится частью большой работы, содержание и результаты которой ему интересны и понятны. Кроме того вовлекаясь в волонтерскую работу, подросток становится членом коллектива, члены которого объединены общей социально значимой целью, совместной деятельностью, отношениями общественной зависимости. Коллектив формирует гуманные взаимоотношения сверстников (дружеские отношения, внимание, уважение мнения другого, взаимопомощь), учит жить и работать в команде, считаться с интересами других, подчинять свои интересы интересам коллектива. У студентов формируются принципы гражданской ответственности, развиваются навыки общения, личностные социально ориентированные качества.

Список литературы и источников

  1. Макарова Т.А. Творчество как способ и условие активности личности // Аналитика культурологии. №10, 2008.

  2. http://www.dslib.net/teoria-vospitania/socialno-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-volonterskoj-dejatelnosti-vospitannikov.html

  3. http://www.brsu.by/sites/default/files/socmed/materialy/neformalnoe_obrazovanie.pdf



Петрова Ирина Сергеевна, педагог-организатор, преподаватель ОБПОУ «Курский государственный техникум технологий и сервиса»

Petrova Irina Sergeevna, teacher-organizer, teacher of the Moscow State Technical University of Technology and Service

1