Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Суруловская основная школа им.Героя Советского Союза К.С.Бадигина»
кружок
по внеурочной занятости
в рамках волонтёрской практики
«Продлёнка» и Волонтёрский центр «Приятное с Полезным»»
« ЮНЫЙ КОНСТРУКТОР»
с детьми из отдалённых сёл, находящимися на подвозе в рамках программы «Школьный автобус»
в возрасте 7-12лет
Руководитель кружка:
Учитель технологии и информатики
Новиков Е.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа по робототехнике научно-технической направленности, так как в наше время робототехники и компьютеризации, ребенка необходимо учить решать задачи с помощью автоматов, которые он сам может спроектировать, защищать свое решение и воплотить его в реальной модели, т.е. непосредственно сконструировать и запрограммировать.
Техническое творчество — мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления. Таким образом, инженерное творчество и лабораторные исследования — многогранная деятельность, которая должна стать составной частью повседневной жизни каждого.
Актуальность данной программы:
- необходимость вести работу в естественнонаучном направлении для создания базы, позволяющей повысить, в дальнейшем, интерес и любознательность к наукам (физике, биологии, технологии, информатике, геометрии);
- востребованность развития широкого кругозора и формирования задатков инженерного мышления;
-отсутствие конструкторских навыков.
Целью работы кружка «Юный конструктор» является развитие технических интересов и технического творчества детей
Программа предусматривает развитие способностей детей к наглядному моделированию. Она представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для детей 7-12 лет и рассчитана на 1 год обучения. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей на основе системы развивающих занятий по моделированию из конструктора .
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления;
- ознакомление с окружающей действительностью;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в практической деятельности;
- формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора .
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей, умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
В Программу заложены ведущие дидактические принципы:
Доступность, ясность программных блоков (мастерских) даёт возможность широко использовать комплекс в разных видах детской деятельности (игровой) при работе с детьми в дошкольных учреждениях;
Вариативность постановки задач и способов их решения открывают широкие возможности для психолого-педагогической коррекции и диагностики.
Виды совместных заданий:
-Выполнение творческого проекта. Открытость интерактивной среды программы, творческо-эвристический характер деятельности при работе с ней создают безграничные возможности для выполнения детьми творческих работ по конструированию, моделированию, рисованию, дизайну;
-Выполнение познавательного задания;
-Выполнение задач проблемно-поискового характера.
Особенности организации учебного процесса:
Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Занятия проходят в рамках волонтёрской практики «Продлёнка» и Волонтёрский центр «Приятное с Полезным». Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для дошкольников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное моделирование. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение выполненного задания. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при выполнении любых заданий.
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В кружке занимаются дети 6-7 лет, программа рассчитана на 1 год. Кружок «Юный конструктор» относится к кружкам научно-технической направленности.
Занятия в кружке «Юный конструктор» предусматривают работу с детьми из отдалённых сёл, находящимися на подвозе по начальному ознакомлению с деталями металлического конструктора, по изготовлению макетов и моделей технических объектов из наборов готовых деталей. Работая с наборами готовых деталей, дошкольники получают возможность в более короткий срок изготовить модель, т. е. не затрачивая время на изготовление отдельных деталей.
Настоящая программа труд предусматривает расширение политехнического кругозора детей дошкольного возраста, развитие их пространственного мышления, мелкой моторики и формирование устойчивого интереса к конструкторско-технологической деятельности.
Основная задача работы кружка — познакомить со способами конструирования из металлического конструктора, развивать конструкторские и технологические способности, творческое мышление, самостоятельность и смекалку в практической работе.
Результат освоения плана:
расширение технического кругозора, любознательности;
развитие креативного и логического мышления, воображения, памяти;
повышение уровня развития психических познавательных процессов;
повышение коммуникативных навыков детей
обогащение словарного запаса
оформление выставок детских работ.
Срок реализации программы -1 год.
Количество занятий в неделю- 3.
Продолжительность занятия – 40 минут.
Список средств обучения.
Конструктор металлический «Мастер» №1, 174 детали, Россия.
Инструкции по сборке.
Альбомные листы, цветные карандаши.
Раздаточный материал для обыгрывания моделей и макетов
Лего- конструктор пластиковый из 250 деталей
План проведения программы
№ занятия | Название занятия | Содержание |
1. | Организационное занятие. Техника безопасности и правила поведения при работе с конструктором | Порядок, задачи и план работы кружка. Демонстрация моделей, изготовленных из металлического конструктора, рассматривание и зарисовка деталей |
2. | Мир конструкторов | |
3. | Первоначальные понятия о конструкторско-технологической деятельности, рассматривание набора с металлическим конструктором | Элементарные понятия о работе конструкторов и конструкторских бюро, Общее представление о процессе создания машин (основные этапы проектирования и производства). |
4. | Творческое рисование «До чего дошел прогресс. Машины и роботы» | Развивать творческое мышление фантазию, чувство цвета и композиции |
5. | Графическая подготовка в конструкторско-технологической деятельности | Линии чертежа: линия видимого (Обогащение словаря: сплошная линия) контура, линия невидимого (Обогащение словаря: прерывистая линия-пунктир) контура. Условные обозначения. Первоначальные понятия о техническом рисунке, чертеже, эскизе. Различия этих графических изображений. |
6. | Чертеж, схема и картинка. Линии чертежа. | Порядок чтения и составления эскиза плоской детали. Правила и порядок чтения изображений объемных деталей (наглядного изображения). Первоначальные понятия о простейшем сборочном чертеже, состоящем из двух-трех деталей. |
7. | Ребусы, головоломки, лабиринты. | Название и назначение инструментов и деталей в наборах. |
8. | Инструменты и приспособления. | Знакомство с основными видами крепежа и способами применения инструментов |
9. | Колеса и оси. | Демонстрация видов и значения колес, чтение р.н.с. «Разные колеса» |
10. | Зубчатые колеса | Простейшие конструктивные элементы детали (выступ, выем, отверстие), их назначение и графическое изображение на видимой и невидимой частях объекта. |
11. | Рычаги. | Создание рычага и демонстрация его действия, рассказ о древнегреческих изобретателях. |
12. | Начальные основы конструирования из наборов готовых деталей | Знакомство с приемами соединения и крепления деталей |
13. | Соединение готовых деталей путем опоры друг на друга | Закрепление колес с помощью гаек. |
14. | Сборка макетов и моделей из наборов готовых деталей при помощи выступов и выемов | Приемы соединения объемных и плоских деталей |
15. | Создание моделей. Лестница. | Закрепление приемов соединения одинаковых плоских деталей |
16-23. | Мебель. Стол, стул, кресло, диван, кровать. | Правила и приемы монтажа изделий из наборов конструктора. |
24. | Кормушка. | Название и назначение инструментов и деталей в наборах. Правила и приемы пользования монтажным инструментом (отвертка, гаечный ключ) при монтаже и демонтаже. |
25-27. | Тележка | Различные способы соединения деталей. Разъемные и неразъемные соединения. |
28-29. | Качалка | Закрепление приемов соединения одинаковых плоских деталей |
30-31. | Флюгер | Соединение готовых деталей при помощи штырей и отверстий соответствующей формы. |
32-33. | Антенна | Основной принцип такой сборки (наложение одной детали на другую так, чтобы штырь вошел в отверстие). |
34-35. | Качели | Создание подвижного макета с использованием нитей |
36-37. | Мост | Анализ конструкций, отдельных частей, роль опоры и необходимые условия для этого. |
38-39. | Тачка | Установка подвижных колес. |
40-43. | Карусель | Соединение двух состыкованных деталей при помощи третьей наложенной сверху или снизу и т. д |
44-45. | Самокат | Первоначальные понятия о машинах и механизмах. Различие между ними. |
46-47. | Санки | Закрепление приемов соединения одинаковых плоских деталей |
48-49. | Грузовой мотороллер | Дополнение моделей, собранных из готовых деталей, самодельными элементами (например, картонным кузовом). |
50-51. | Мотороллер с прицепом | Закрепление умения создавать знакомую модель, дополняя ее частями и деталями (прицеп) |
52-53. | Пушка | Соединение двух состыкованных деталей при помощи третьей наложенной сверху или снизу и т. д |
54-55. | Багажная тележка | Установка подвижных колес. |
56-57. | Автокар | Создание рычага и демонстрация его действия |
58-59. | Мельница | Соединение при помощи шипов, выемов, щелей, отверстий, соединительных муфт и других соединительных деталей. |
60-61. | Колодец | Соединение двух состыкованных деталей при помощи третьей наложенной сверху или снизу и т. д |
62-63. | Велосипед | Различные способы соединения деталей. Разъемные и неразъемные соединения. |
64-65. | Мотоцикл | Создание подвижных моделей |
66-67 | Автомобиль | Закрепление навыка соединения деталей |
68-69 | Джип | Соединение при помощи шипов, выемов, щелей, отверстий, соединительных муфт и других соединительных деталей. |
70-71 | Джип «Саванна» | Создание подвижных и неподвижных соединений в модели |
72-73 | Автомобиль-амфибия | Установка подвижных колес. |
74-76 | Грузовик | Дополнение моделей, собранных из готовых деталей, самодельными элементами (например, картонным кузовом). |
77-79 | Автокран | Создание подвижного макета с использованием нитей |
80-81 | Автопогрузчик | Соединение двух состыкованных деталей при помощи третьей наложенной сверху или снизу и т. д |
82-85 | Самолет | Закрепление навыка соединения деталей |
86-87 | Вертолет | Соединение при помощи шипов, выемов, щелей, отверстий, соединительных муфт и других соединительных деталей. |
88-89 | Построение творческих, индивидуальных моделей, используя все детали набора. | Сборка моделей машин, механизмов и других технических устройств и сооружений из наборов готовых деталей (по собственному замыслу) с попыткой самостоятельного планирования предстоящих действий. |
90-91 | Оформление итоговой выставки «В стране волшебных построек». | Развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность других. |
Список литературы.
1. Внеклассная работа по труду / Сост. А. М. Гукасова.— М.: Просвещение, 1991.
2.Гульянц Э. К. Учите детей мастерить.— М.: Просвещение, 2012.
3. Гукасова А.М. Элементы технического моделирования: Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. – М.: Просвещение, 2008. – Вып. 5
4. Перевертень Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн. для учителей нач. классов по внеклассной работе.— М.: Просвещение, 1985.
5. Заворотов В.А. От идеи до модели. – М.: Просвещение, 1982
6. Альтов С.Г. И тут появился изобретатель. – М.: Детская литература, 2002г.
7. Китаев И.Г. Юный моделист конструктор сельскохозяйственных машин и тракторов. – М.: Просвещение, 1995г.