СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Волонтёрская практика "Продлёнка" и волонтёрский центр "Приятное с Полезным" . Программа "Юный конструктор по конструированию и робототехнике"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Волонтёрская практика "Продлёнка" и волонтёрский центр "Приятное с Полезным" . Программа "Юный конструктор по конструированию и робототехнике"»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Суруловская основная школа им.Героя Советского Союза К.С.Бадигина»

















кружок

по внеурочной занятости

в рамках волонтёрской практики

«Продлёнка» и Волонтёрский центр «Приятное с Полезным»»


« ЮНЫЙ КОНСТРУКТОР»


с детьми из отдалённых сёл, находящимися на подвозе в рамках программы «Школьный автобус»

в возрасте 7-12лет









Руководитель кружка:

Учитель технологии и информатики

Новиков Е.А.









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная программа по робототехнике научно-технической направленности, так как в наше время робототехники и компьютеризации, ребенка необходимо учить решать задачи с помощью автоматов, которые он сам может спроектировать, защищать свое решение и воплотить его в реальной модели, т.е. непосредственно сконструировать и запрограммировать.

Техническое творчество — мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления. Таким образом, инженерное творчество и лабораторные исследования — многогранная деятельность, которая должна стать составной частью повседневной жизни каждого.


Актуальность данной программы:

- необходимость вести работу в естественнонаучном направлении для создания базы, позволяющей повысить, в дальнейшем, интерес и любознательность к наукам (физике, биологии, технологии, информатике, геометрии);

- востребованность развития широкого кругозора и формирования задатков инженерного мышления;

-отсутствие конструкторских навыков.

Целью работы кружка «Юный конструктор» является развитие технических интересов и технического творчества детей

Программа предусматривает развитие способностей детей к наглядному моделированию. Она представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для детей 7-12 лет и рассчитана на 1 год обучения. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей на основе системы развивающих занятий по моделированию из конструктора .

Основные задачи курса:

- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное;

- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

- формирование навыков творческого мышления;

- ознакомление с окружающей действительностью;

- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности;

- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу;

- формирование навыков применения полученных знаний и умений в практической деятельности;

- формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора .

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей, умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

В Программу заложены ведущие дидактические принципы:

Доступность, ясность программных блоков (мастерских) даёт возможность широко использовать комплекс в разных видах детской деятельности (игровой) при работе с детьми в дошкольных учреждениях;

Вариативность постановки задач и способов их решения открывают широкие возможности для психолого-педагогической коррекции и диагностики.

Виды совместных заданий:

-Выполнение творческого проекта. Открытость интерактивной среды программы, творческо-эвристический характер деятельности при работе с ней создают безграничные возможности для выполнения детьми творческих работ по конструированию, моделированию, рисованию, дизайну;

-Выполнение познавательного задания;

-Выполнение задач проблемно-поискового характера.



Особенности организации учебного процесса:

Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Занятия проходят в рамках волонтёрской практики «Продлёнка» и Волонтёрский центр «Приятное с Полезным». Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для дошкольников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное моделирование. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение выполненного задания. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при выполнении любых заданий.

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В кружке занимаются дети 6-7 лет, программа рассчитана на 1 год. Кружок «Юный конструктор» относится к кружкам научно-технической направленности.

Занятия в кружке «Юный конструктор» предусматривают работу с детьми из отдалённых сёл, находящимися на подвозе по начальному ознакомлению с деталями металлического конструктора, по изготовлению макетов и моделей технических объектов из наборов готовых де­талей. Работая с наборами готовых деталей, дошкольники получают возможность в более корот­кий срок изготовить модель, т. е. не затрачивая время на изго­товление отдельных деталей.

Настоящая программа труд предусматривает рас­ширение политехнического кругозора детей дошкольного возраста, развитие их прост­ранственного мышления, мелкой моторики и формирование устойчивого интереса к конструкторско-технологической деятельности.

Основная задача работы кружка — познакомить со способами конструирования из металлического конструктора, развивать конструкторские и технологические способности, твор­ческое мышление, самостоятельность и смекалку в практической работе.


Результат освоения плана:



  • расширение технического кругозора, любознательности;

  • развитие креативного и логического мышления, воображения, памяти;

  • повышение уровня развития психических познавательных процессов;

  • повышение коммуникативных навыков детей

  • обогащение словарного запаса

  • оформление выставок детских работ.



Срок реализации программы -1 год.

Количество занятий в неделю- 3.

Продолжительность занятия – 40 минут.





Список средств обучения.

  1. Конструктор металлический «Мастер» №1, 174 детали, Россия.

  2. Инструкции по сборке.

  3. Альбомные листы, цветные карандаши.

  4. Раздаточный материал для обыгрывания моделей и макетов

  5. Лего- конструктор пластиковый из 250 деталей










План проведения программы



№ занятия


Название занятия


Содержание


1.


Организационное занятие. Техника безопасности и правила поведения при работе с конструктором


Порядок, задачи и план работы кружка. Демонстрация моделей, изготовленных из металлического конструктора, рассматривание и зарисовка деталей


2.


Мир конструкторов



3.


Первоначальные понятия о конструкторско-технологической деятельности, рассматривание набора с металлическим конструктором


Элементарные понятия о работе конструкторов и конструкторских бюро, Общее представление о процессе создания машин (основные этапы проектирования и производства).


4.


Творческое рисование «До чего дошел прогресс. Машины и роботы»


Развивать творческое мышление фантазию, чувство цвета и композиции


5.


Графическая подготовка в конструкторско-технологической деятельности


Линии чертежа: линия видимого (Обогащение словаря: сплошная линия) контура, линия невидимого (Обогащение словаря: прерывистая линия-пунктир) контура. Условные обозначения. Первоначальные понятия о техническом рисунке, чертеже, эскизе. Различия этих графических изображений.


6.


Чертеж, схема и картинка. Линии чертежа.


Порядок чтения и составления эскиза плоской детали. Правила и порядок чтения изображений объемных деталей (наглядного изображения). Первоначальные понятия о простейшем сборочном чертеже, состоящем из двух-трех деталей.


7.


Ребусы, головоломки, лабиринты.


Название и назначение инструментов и деталей в наборах.



8.


Инструменты и приспособления.


Знакомство с основными видами крепежа и способами применения инструментов


9.


Колеса и оси.


Демонстрация видов и значения колес, чтение р.н.с. «Разные колеса»


10.


Зубчатые колеса


Простейшие конструктивные элементы детали (выступ, выем, отверстие), их назначение и графическое изображение на видимой и невидимой частях объекта.


11.


Рычаги.


Создание рычага и демонстрация его действия, рассказ о древнегреческих изобретателях.


12.


Начальные основы конструирования из наборов готовых деталей


Знакомство с приемами соединения и крепления деталей


13.


Соединение готовых деталей путем опоры друг на друга


Закрепление колес с помощью гаек.


14.


Сборка макетов и моделей из наборов готовых деталей при помощи выступов и выемов


Приемы соединения объемных и плоских деталей


15.


Создание моделей.

Лестница.


Закрепление приемов соединения одинаковых плоских деталей


16-23.


Мебель. Стол, стул, кресло, диван, кровать.


Правила и приемы монтажа изделий из наборов конструктора.


24.


Кормушка.


Название и назначение инструментов и деталей в наборах. Правила и приемы пользования монтажным инструментом (отвертка, гаечный ключ) при монтаже и демонтаже.


25-27.


Тележка


Различные способы соединения деталей. Разъемные и неразъемные соединения.


28-29.


Качалка


Закрепление приемов соединения одинаковых плоских деталей


30-31.


Флюгер


Соединение готовых деталей при помощи штырей и отверстий соответствующей формы.


32-33.


Антенна


Основной принцип такой сборки (наложение одной детали на другую так, чтобы штырь вошел в отверстие).


34-35.


Качели


Создание подвижного макета с использованием нитей


36-37.


Мост


Анализ конструкций, отдельных частей, роль опоры и необходимые условия для этого.


38-39.


Тачка


Установка подвижных колес.


40-43.


Карусель


Соединение двух состыкованных деталей при помощи третьей наложенной сверху или снизу и т. д


44-45.


Самокат


Первоначальные понятия о машинах и механизмах. Различие между ними.


46-47.


Санки


Закрепление приемов соединения одинаковых плоских деталей


48-49.


Грузовой мотороллер


Дополнение моделей, собранных из готовых деталей, самодельными элементами (например, картонным кузовом).


50-51.


Мотороллер с прицепом


Закрепление умения создавать знакомую модель, дополняя ее частями и деталями (прицеп)


52-53.


Пушка


Соединение двух состыкованных деталей при помощи третьей наложенной сверху или снизу и т. д


54-55.


Багажная тележка


Установка подвижных колес.


56-57.


Автокар


Создание рычага и демонстрация его действия


58-59.


Мельница

Соединение при помощи шипов, выемов, щелей, отверстий, соединительных муфт и других соединительных деталей.


60-61.


Колодец


Соединение двух состыкованных деталей при помощи третьей наложенной сверху или снизу и т. д


62-63.


Велосипед


Различные способы соединения деталей. Разъемные и неразъемные соединения.


64-65.


Мотоцикл


Создание подвижных моделей


66-67


Автомобиль


Закрепление навыка соединения деталей


68-69


Джип


Соединение при помощи шипов, выемов, щелей, отверстий, соединительных муфт и других соединительных деталей.


70-71


Джип «Саванна»


Создание подвижных и неподвижных соединений в модели


72-73


Автомобиль-амфибия


Установка подвижных колес.


74-76


Грузовик


Дополнение моделей, собранных из готовых деталей, самодельными элементами (например, картонным кузовом).


77-79


Автокран


Создание подвижного макета с использованием нитей


80-81


Автопогрузчик


Соединение двух состыкованных деталей при помощи третьей наложенной сверху или снизу и т. д


82-85


Самолет


Закрепление навыка соединения деталей


86-87


Вертолет


Соединение при помощи шипов, выемов, щелей, отверстий, соединительных муфт и других соединительных деталей.


88-89


Построение творческих, индивидуальных моделей, используя все детали набора.


Сборка моделей машин, механизмов и других технических устройств и сооружений из наборов готовых деталей (по собственному замыслу) с попыткой самостоятельного планирования предстоящих действий.



90-91


Оформление итоговой выставки «В стране волшебных построек».


Развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность других.






Список литературы.


1. Внеклассная работа по труду / Сост. А. М. Гукасова.— М.: Просвещение, 1991.

2.Гульянц Э. К. Учите детей мастерить.— М.: Просвещение, 2012.

3. Гукасова А.М. Элементы технического моделирования: Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. – М.: Просвещение, 2008. – Вып. 5

4. Перевертень Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн. для учителей нач. классов по внеклассной работе.— М.: Просвещение, 1985.

5. Заворотов В.А. От идеи до модели. – М.: Просвещение, 1982

6. Альтов С.Г. И тут появился изобретатель. – М.: Детская литература, 2002г.

7. Китаев И.Г. Юный моделист конструктор сельскохозяйственных машин и тракторов. – М.: Просвещение, 1995г.