Веками люди смотрят в небеса, чтоб звёздной россыпью налюбоваться,
Чтобы мечтой крылатой, как звезда по млечному пути промчаться.
И на земле созвездия горят, везде, где детский голос раздаётся,
Где школьный непослушный рой весёлым смехом отзовётся.
Волонтёрское движение - важная составляющая системы гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения.
Единственный путь, ведущий к знаниям -
это деятельность...
Бернард Шоу
Ушла в прошлое старая общественная система воспитания молодёжи. Не будем сейчас говорить, насколько пионерия и комсомол были хороши или плохи. Но они занимали определенную нишу в жизни общества. Когда их не стало, это пространство оказалось пустым. А, как известно, свято место пусто не бывает. Выбор приоритетным направлением ВС класса – гражданско – патриотического воспитания – стало одним из вариантов решения данной проблемы. Основной целью программы является совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у подростков высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, оказание позитивного влияния на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
Актуальность:
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются национальные ценности:
*патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
*гражданственность – служение Отечеству, правовое общество, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода совести;
*семья – любовь и верность, здоровье, уважение к родителям, забота о старших и младших;
*труд и творчество – уважение к труду, творчество, целеустремлённость и настойчивость;
*наука- ценность знания, стремление к истине.
Систематическая работа по патриотическому воспитанию проводится во всех школах России. Не является исключением и наша школа. Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех категорий граждан Павлокорчагинского микрорайона. Поэтому главный акцент делается на работу в классе, как интегрирующий центр совместной воспитательной деятельности класса, семьи и общественных организаций, волонтёрскому движению.
Цель:
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В то же время положение в мире отчетливо доказывает востребованность патриотического воспитания подрастающего поколения, налаживания четкой системы в его осуществлении. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
*определить приоритеты в вопросах воспитания гражданственности, патриотизма,
чувства товарищества, возрождения национального самоуправления и создать условия для
их реализации;
*способствовать формированию мотивации к активному участию в общественной жизни класса и школы;
*содействовать укреплению нравственности основанной на духовных отечественных традициях;
*способствовать формированию законопослушности и сознательному поддерживаемому гражданами правопорядку;
*содействовать формированию человеческих и гражданских качеств, как милосердие, доброта, забота о ближнем;
*создать условия для самореализации участников, повышения их социальной активности.
“Стратегия модернизации содержания общего образования ” определят основную конечную цель образования – как приобретение учащимся определенного набора компетенций, владение которыми позволит выпускнику средней школы успешно социализироваться в будущей жизни и профессии. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся. Появление новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. «Важнейшим элементом социализации молодого человека является его общественно-политическая активность».
Волонтёрское движение, на мой взгляд, может стать одной из таких форм работы реализации гражданско – патриотического воспитания. Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.
Волонтёрское движение - способ организации подростков вокруг решения важной задачи – первичной профилактики ЗОЖ и забота о старшем поколении через деятельность школьного музея.
Направления деятельности:
Информационно – просветительское. Формирование здорового образа жизни. Беседы со специалистами. Изготовление плакатов, видео, выпуск газеты. Оформление информационного стенда. Листовки.
Исследовательское. Изучение личностных качеств волонтеров, выявление отношения к проблеме. Акции. Опросы. Мини-тренинги для учащихся.
Консультативное. Курирование деятельности волонтеров, оказание информационной и психологической помощи участникам. Интерактивные игры. Слёт волонтёров.
Забота. Оказание посильной помощи нуждающимся в ней людям. Мероприятия. Встречи. КВНы. Фотоконкурсы.
Информационный модуль. (Приложение 1. Сценарий Агитбригады «Если хочешь быть здоров!»)
Исследовательский модуль. (Приложение 2. Проект Память Поколений)
Консультативный модуль.
Забота.(Приложение 3. Диск 65-летие Победы)
Преимущества волонтёрского движения:
Экономические - Где взять людей, если у вас работает пятеро, и из них только двое могут реально проводить профилактические программы? Да если еще учитывать минимальную оплату труда (если кто согласится) в 1000 рублей — вам надо 20000 рублей без учета расходов на проведение мероприятий. Где же взять ресурсы? — Волонтеры!
Идеологические - Лучший способ воспитать человека — не воспитывать, а привлечь его к воспитанию других. Лучший способ информировать — привлечь к информированию других.
Коммуникативные – Использование волонтёров, лидерство дают возможность достичь более эффективной передачи информации.
Оценочные - Мнения волонтеров — это «взгляд со стороны».
Количественные - За счет волонтеров происходит значительное увеличение количества привлеченных к деятельности, число проводимых мероприятий.
Ожидаемые результаты:
*основной результат работы – формирование в ходе деятельности более ответственной, социально-адаптированной, здоровой личности;
*владеть знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения;
*привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности;
*готовность молодежи к защите Отечества;
*ученик – это человек, призванный решать личные, социальные, производственные проблемы XXI века, носитель глобального мышления, ощущающий себя гражданином мира.
Учащиеся классного коллектива систематически поддерживают связь с детским садиком, убирают территорию ,проводят мероприятия ,то есть добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку.
Воспитание патриотизма является сложным процессом. На мой взгляд, патриотизм не должен быть ложным, в нем не должно быть ни искусственного сгущения мрачных красок, ни фальшивого оптимизма, он не должен быть официально-торжественным, принудительным. Мне кажется, что любить можно только самому, искренно, по доброй воле, из глубины. Нельзя любить Бога, родину и людей по приказу и перестать любить в силу запрета.
Необходимо жить в ладу с исторической памятью и самосознанием собственного народа, отраженного в традициях его социального, экономического, духовного и культурного развития. Волонтёрство - это социально значимое молодёжное движение, способствующее формированию и закреплению базовых гражданских качеств: социальной активности, ответственности.
«Сегодняшние мальчишки завтра станут опорой не только для своих близких. Они – будущая опора страны. Гражданами и патриотами, готовыми отстоять свою Родину и преумножать ее богатство своим трудом, знаниями и талантом, становятся сегодняшние юные граждане нашей страны». Президент России Владимир Путин.
МБОУ СОШ №9 г.Новоалтайска
Классный руководитель 9 класса Гоц Гульсина Фартовна
2014 г.
4