Рабочая программа кружка «Волшебная кисточка» для обучающихся 1-4 классов составлена на основе авторских программ «Изобразительное искусство», соответствующих федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2007 года. В федеральный компонент государственного стандарта заложены следующие приоритетные направления художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка, информационно-коммуникативная деятельность, рефлексивная деятельность. Новым стандартом предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляющегося в вариативном и дифференцированном характере обучения.
В связи с введением ФГОС второго поколения внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание в образовательном процессе, поэтому ей отводится определенное пространство и время. Данная дополнительная образовательная программа «Волшебная кисточка» рассматривается как программа реализующаяся во внеурочной деятельности. Программа охватывает теоретический и практический блоки содержания.
Развитие личности младшего школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
Курс внеурочной деятельности «Акварелька» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Программа рассчитана на 1 год. В 1- 4 классе 34 часа, 1 раз в неделю (34 рабочие недели). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.
Основной формой проведения занятий является игра, беседа, путешествие, праздник, выставка. На ознакомление с произведениями изобразительного искусства отводится 10 минут и показывается две иллюстрации во время беседы, остальное время отводится на практическую работу. Рабочая программа предусматривает чередование индивидуального творчества, коллективной или групповой художественно-творческой деятельности.
ведущие художественные музеи России.
применять основные средства художественной выразительности в живописи, рисунке,
декоре, в иллюстрировании произведений литературы и музыки.
оценки произведений искусства при посещении выставок.
Многоцветие земли в произведениях художников. И снова осень к нам пришла
Выставка рисунков «Дары осени». Узоры на вазе.
Форма в живописи и графике. Красота родной земли (нетрадиционные формы рисования)
Богатый урожай. Филимоновская игрушка. Готовимся к выставке
Мы рисуем сказочную птицу. Мы готовимся к рисованию любимой сказки
Иллюстрирование любимой сказки. Гжельская роспись на предметах быта. Чародейка-зима в произведениях художников
Готовимся к встрече сказки, праздника Нового года.
Зимний пейзаж в произведениях художников. Зимние развлечения с друзьями
Лыжная прогулка. Русские воины. Волшебный мир русского костюма. Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.
Космическая красота. Полхов-Майданские игрушки
Образ доблестного воина. Праздничный салют. Цветы нашей Родины
Декоративная композиция в цвете. Выставка лучших рисунков.
N п/п | Наименование разделов и тем занятий | Планируемые результаты | Дата |
предметные | личностные | метапредметные |
1 | Золотая осень Красота природы русского леса | Знать/понимать начальные сведения о рисунке, живописи, иллюстрации, узоре, палитре; об основных цветах спектра. Уметь: высказывать простейшие суждения о картинах | Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Организовывать своё рабочее место. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Пользоваться языком изобразительного искусства. | |
2 | Многоцветие земли в произведениях художников | Знать/понимать начальные сведения об основных цветах спектра; основные жанры и виды искусств; художественные росписи по дереву, фарфору, глине; об особенностях работы акварелью и гуашью. Уметь: высказывать простейшие суждения о картинах | Мотивация к учебной деятельности, владение культурой поведения и общения. | Работать по предложенному учителем плану; Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Слушать и понимать высказывания собеседников. | |
3 | И снова осень к нам пришла | Овладение основами художественной грамоты; знание цветов и рисовальных материалов; умение передавать форму, величину изображения; соблюдение последовательности выполнения рабо-ты. Умение сравнивать и правильно оп-ределять пропорции предметов, их цвет | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Проговаривать последовательность действий на уроке; Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | |
4 | Выставка рисунков «Дары осени» | Знать: основные жанры и виды искусств; художественные росписи по дереву, фарфору, глине. Уметь: высказывать простейшие суждения о картинах. | Формирование эстетических потребностей — потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности. | Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Пользоваться языком изобразительного искусства. | |
5 | Узоры на вазе. | Знать: об особенностях работы акварелью и гуашью, об основных цветах спектра. Уметь: отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения. Составлять простейшие аппликационные композиции. Лепить животных и птиц. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Принимать и удерживать цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам). Слушать и понимать высказывания собеседников. | |
6 | Форма в живописи и графике | Знать/понимать начальные сведения о рисунке, живописи, иллюстрации, узоре, палитре; об основных цветах спектра. Уметь: высказывать простейшие суждения о картинах | Формирование эстетических потребностей — потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности. | Организовывать своё рабочее место. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); Пользоваться языком изобразительного искусства. | |
7 | Красота родной земли (нетрадиционные формы рисования) | Знать/понимать начальные сведения об основных цветах спектра; основные жанры и виды искусств; художественные росписи по дереву, фарфору, глине; об особенностях работы акварелью и гуашью. Уметь: высказывать простейшие суждения о картинах | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Работать по предложенному учителем плану; Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Слушать и понимать высказывания собеседников. | |
8 | Богатый урожай | Овладение основами художественной грамоты; знание цветов и рисовальных материалов; умение передавать форму, величину изображения; соблюдение последовательности выполнения работы. Умение сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение, цвет. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Проговаривать последовательность действий на уроке; Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Согласованно работать в группе. | |
9 | Филимоновская игрушка | Знать: основные жанры и виды искусств; художественные росписи по дереву, фарфору, глине. Уметь: высказывать простейшие суждения о картинах. | Начальное формирование навыков восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников. | Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Пользоваться языком изобразительного искусства. | |
10 | Готовимся к выставке | Знать: об особенностях работы акварелью и гуашью, об основных цветах спектра. Уметь: отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения. Составлять простейшие аппликационные композиции. Лепить животных и птиц. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Организовывать своё рабочее место. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); Пользоваться языком изобразительного искусства. | |
11 | «Зимняя сказка» Мы рисуем сказочную птицу | Знать/понимать начальные сведения о рисунке, живописи, иллюстрации, узоре, палитре; об основных цветах спектра. Уметь: высказывать простейшие суждения о картинах | Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. | Работать по предложенному учителем плану; Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Слушать и понимать высказывания собеседников. | |
12 | Мы готовимся к рисованию любимой сказки | Знать/понимать начальные сведения об основных цветах спектра; основные жанры и виды искусств; художественные росписи по дереву, фарфору, глине; об особенностях работы акварелью и гуашью. Уметь: высказывать простейшие суждения о картинах | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Проговаривать последовательность действий на уроке. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Согласованно работать в группе. | |
13 | Иллюстрирование любимой сказки | Овладение основами художественной грамоты; знание цветов и рисовальных материалов; умение передавать форму, величину изображения; соблюдение последовательности выполнения рабо-ты. Умение сравнивать и правильно оп-ределять пропорции предметов, их рас-положение, цвет. | Формирование эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру. | Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Пользоваться языком изобразительного искусства. | |
14 | Гжельская роспись на предметах быта | Знать: основные жанры и виды искусств; художественные росписи по дереву, фарфору, глине. Уметь: высказывать простейшие суждения о картинах. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Принимать и удерживать цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства. | |
15 | Чародейка-зима в произведениях художников Готовимся к встрече сказки, праздника Нового года. | Знать: об особенностях работы акварелью и гуашью, об основных цветах спектра. Уметь: отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения. Составлять простейшие аппликационные композиции. Лепить животных и птиц. | Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. | Организовывать своё рабочее место. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Пользоваться языком изобразительного искусства. | |
16 | Выставка рисунков «Здравствуй, гостья – зима!» | Знать: основные жанры и виды искусств; художественные росписи по дереву, фарфору, глине; Уметь: верно и выразительно передавать в рисунке простую форму, пропорции, общее строение и цвет; отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения; лепить животных, игрушки; составлять простейшие аппликационные композиции. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Работать по предложенному учителем плану; Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Слушать и понимать высказывания собеседников. | |
17 | «Русские картины» Зимний пейзаж в произведениях художников | Знать: основные жанры и виды искусств; художественные росписи по дереву, фарфору, глине; Уметь: отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения; лепить животных, игрушки; составлять простейшие аппликационные композиции. | Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. | Проговаривать последовательность действий на уроке. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | |
18 | Зимние развлечения с друзьями | Знать/понимать начальные сведения об основных цветах спектра; основные жанры и виды искусств; художественные росписи по дереву, фарфору, глине; об особенностях работы акварелью и гуашью. Уметь: высказывать простейшие суждения о картинах. | Мотивация к учебной деятельности, владение культурой поведения и общения. | Организовывать рабочее место. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); Пользоваться языком изобразительного искусства. | |
19 | Лыжная прогулка. | Овладение основами художественной грамоты; знание цветов и рисовальных материалов; умение передавать форму, величину изображения; соблюдение последовательности выполнения рабо-ты. Умение сравнивать и правильно оп-ределять пропорции предметов, их рас-положение, цвет. | Формирование эстетических потребностей — потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности. | Работать по предложенному учителем плану; Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Слушать и понимать высказывания собеседников. | |
20 | Русские воины | Знать: основные жанры и виды искусств; художественные росписи по дереву, фарфору, глине. Уметь: высказывать простейшие суждения о картинах. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Проговаривать последовательность действий на уроке; Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Согласованно работать в группе. | |
21 | Волшебный мир русского костюма | Знать: об особенностях работы акварелью и гуашью, об основных цветах спектра. Уметь: отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения. Составлять простейшие аппликационные композиции. Лепить животных и птиц. | Формирование эстетических потребностей — потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности. | Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Пользоваться языком изобразительного искусства. | |
22 | Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина. | Знать: основные жанры и виды искусств; художественные росписи по дереву, фарфору, глине; Уметь: верно и выразительно передавать в рисунке простую форму, пропорции, общее строение и цвет; отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения; лепить животных, игрушки; составлять простейшие аппликационные композиции. | Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом. | Принимать и удерживать цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Слушать и понимать высказывания собеседников. | |
23 | Украшение деревянных саночек(детской деревянной лошадки) | Знать: основные жанры и виды искусств; художественные росписи по дереву, фарфору, глине; Уметь: отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения; лепить животных, игрушки; составлять простейшие аппликационные композиции. | Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы, выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом. | Принимать и удерживать цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Слушать и понимать высказывания собеседников. | |
24 | Нетрадиционные формы рисования | Знать: основные жанры и виды искусств; об основных цветах спектра. Уметь: высказывать суждения о картинах; верно и выразительно передавать в рисунке простую форму, цвет. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Работать по предложенному учителем плану. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. | |
25 | «Весенние деньки» Тематическая композиция о весне. Весна разноцветная. | Знать/понимать начальные сведения о рисунке, живописи, иллюстрации, узоре, палитре; об основных цветах спектра. Уметь: высказывать простейшие суждения о картинах | Мотивация к учебной деятельности, владение культурой поведения и общения. | Организовывать своё рабочее место. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт. | |
26 | Космическая красота. | Знать/понимать начальные сведения об основных цветах спектра; основные жанры и виды искусств; художественные росписи по дереву, фарфору, глине; об особенностях работы акварелью и гуашью. Уметь: высказывать простейшие суждения о картинах | Мотивация к учебной деятельности, владение культурой поведения и общения. потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности. | Организовывать своё рабочее место. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Согласованно работать в группе. | |
27 | Полхов-Майданские игрушки | Овладение основами художественной грамоты; знание цветов и рисовальных материалов; умение передавать форму, величину изображения; соблюдение последовательности выполнения работы. Умение правильно определять пропорции предметов. | Формирование эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, | Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы всего класса. | |
28 | Образ доблестного воина. | Знать: основные жанры и виды искусств; художественные росписи по дереву, фарфору, глине. Уметь: высказывать простейшие суждения о картинах. | Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников. | Организовывать своё рабочее место. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт. | |
29 | Праздничный салют | Знать: об особенностях работы акварелью и гуашью, об основных цветах спектра. Уметь: отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения. | Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы. | Проговаривать последовательность действий на уроке. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); Пользоваться языком изобразительного искусства. | |
30 | Цветы нашей Родины | Знать/понимать начальные сведения о рисунке, живописи, иллюстрации, узоре, палитре; об основных цветах спектра. Уметь: высказывать простейшие суждения о картинах | Формирование эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности. | Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Пользоваться языком изобразительного искусства. | |
31 | Элементы растительного орнамента | Знать начальные сведения об основных цветах спектра; основные жанры и виды искусств; художественные росписи по дереву, фарфору. Уметь: высказывать простейшие суждения о картинах | Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы, выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом. | Организовывать своё рабочее место. Ориентироваться в учебнике (в оглавлении, в словаре). Пользоваться языком изобразительного искусства. | |
32 | Декоративная композиция в цвете. Выставка лучших рисунков. | Овладение основами художественной грамоты; знание цветов и рисовальных материалов; умение передавать форму, величину изображения; соблюдение последовательности выполнения рабо-ты. Умение сравнивать и правильно оп-ределять пропорции предметов, их рас-положение, цвет. | Формирование эстетических потребностей —общения с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности. | Работать по предложенному учителем плану; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Слушать и понимать высказывания собеседников. | |
33 | Нетрадиционные формы рисования | Знать: основные жанры и виды искусств; художественные росписи по дереву, фарфору, глине. Уметь: высказывать простейшие суждения о картинах. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Проговаривать последовательность действий на уроке. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы. | |
34 | Выставка рисунков «Вот и лето пришло!» | Знать: об особенностях работы акварелью и гуашью, об основных цветах спектра. Уметь: отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения. Составлять простейшие аппликационные композиции. Лепить животных и птиц. | Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунке. Расширять кругозор учащихся. Формировать умение составлять композиции по рисункам. | | |
Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2013.
Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2013.
Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.
Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2012.
Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2013.
Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – М., 2014.
Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 2013.
Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 2013.
Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителя / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 2013.
Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2014.
Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. – М., 2015.
Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2 класс. – М., 2015.
Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 2013.
Савенкова Л.Г. изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя / Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова. – М.: Вентана-Граф. 2013.
Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство» 2кл. / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2012.
Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство»: 1 кл. / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2013.
Энциклопедический словарь: «Избранный Брокгауз». – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.