СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Волшебное превращение нитей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что можно создать из простой нити, оказывается техник много и изделия получаются замечательные. Так считает ученица 5 класса,подготовив информационный проект.

Просмотр содержимого документа
«"Волшебное превращение нитей"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №5»






« Плетение из нитей»








Автор: Царюк Злата Дмитриевна

обучающаяся 5«В» класса

МАОУ « СОШ№5» г.Усть-Илимск


Руководитель: Мельникова Татьяна

Федоровна, учитель технологии

МАОУ «СОШ№5»

г.Усть-Илимск






Усть-Илимск

2023 г


С одержание

Введение........................................................................................................................................3

1. Виды плетения из ниток..........................................................................................................4

1.1. Вязание крючком.......................................................................................................4

1.2. Макраме......................................................................................................................5

1.3. Вологодское кружево................................................................................................5

1.4. Фриволите......................................................................................................6

2. Технология плетения...............................................................................................................8 2.1. Вязание крючком............................................................................................8

2.2. Вологодское кружевево...................................................................................11

2.3. Макраме........................................................................................................11

2.4. Фриволите....................................................................................................12

Приложение...................................................................................................................13

Заключение......................................................................................................................14

Список использованной литературы и источников................................................................15













































Введение

На уроке технологии у нас была тема: плетение из ниток. Мне эта тема очень понтравилась, и я решила побольше узнать о ней. Мне захотелось не только найти информацию, но и попробовать самой что-то сделать из ниток.

Цель моего проекта:

- собрать информацию о видах плетения из нитей: крючком, макраме, валабодская кружево, фриволите, а также сплести самой какое-то изделие.

Задачи, которые стояли передо мной:

1. Найти информацию о видах плетения.

2. История, технология изготовления, материалы и оборудование.

3. Фотргафии готового изделия.

























1. Виды плетения из ниток


1.1. Вязание крючком

Этот вид вязания появился в XIX веке как род вышивки тамбуром, но с использованием вместо иглы крючка. Большинство же старинных образцов, которые считались связанными крючком, на самом деле были выполнены иглой. Вязание крючком отличается быстротой и возможностью создавать не только плотные, рельефные узоры, но и тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно. Вязание крючком применяют как для изготовления одежды целиком (например, свитер, шарф, платье, шаль, варежки и т.д). Вязание крючком подразделяется на следующие виды: простое вязание с помощью короткого крючка, тунисское вязание длинным крючком, вилочное, с применением крючка и специальной вилки (шалевой скобы), гипюр или ирландское (брюссельское) кружево, где отдельные мотивы, связанные крючком соединяются в изделие.

Существует два способа вязания: плоское и круговое. В простом вязании крючком при плоском вязании возможно направление движения вперёд и назад (с поворотом в конце каждого ряда и вывязыванием петель поворота) — при таком вязании отсутствует изнаночная сторона, либо только вперёд, с обрывом и закреплением нити в конце каждого ряда. В круговом вязании изделия вяжутся либо цилиндрической формы (без шва), либо круговой.

При вязании крючком рабочая нить придерживается большим и указательным пальцами левой (у левшей правой) руки. Крючок держится в правой (у левшей левой) руке большим и указательным пальцами с опорой на третий палец. Нить набрасывается на крючок, продетый в свободную петлю, и вытягивается через неё. Основные типы петель в вязании крючком: воздушная, полустолбик, столбик без накида, столбики с накидами.

Изначально вязальные крючки не были крючками в прямом смысле слова — это были ровные палочки. Сейчас используются крючки из различных материалов: металлические, костяные, пластмассовые, деревянные, и разной толщины (от 0,5 до 15 мм).

Крючки диаметром 3—15 мм употребляют для вязания изделий из толстой шерстяной или синтетической пряжи, полиэфирного шнура. Для ириса, мулине, гаруса берут более тонкий крючок (1,5—2,5 мм в диаметре).

Если для тонких ниток взять толстый крючок, вязаное полотно будет ажурное, с большими просветами. Если же взять толстые нитки и тонкий крючок, то получится плотное вязание. Правильное соотношение — толщина крючка должна быть почти в два раза больше толщины нитки.

Фактура полотна, вязанного крючком, отличается своеобразным переплетением ниток, плотностью и малым растяжением. Эти свойства позволяют применять для вязания крючком не только шерстяные, но и хлопчатобумажные нитки.


1.2. Макраме

Макраме - это техника узелкового плетения.

Макраме берет свое начало в далекой древности. Наши предки использовали узелковую вязь для изготовления сетей для ловли рыб и птиц. Изначально такие сети плелись из травы или шерсти животных. Позже этот навык усовершенствовали моряки. В истории парусного флота насчитывается более четырех тысяч морских узлов, некоторые из которых используются и в современном плетении в технике макраме. Моряки ловко завязывали различные узлы, а в свободное время оплетали фляжки, бутылки, рукоятки ножей и прочее. В XIV эта техника плетения перешла и обычную жизнь, и стала использоваться в изготовлении предметов обихода и рукоделии. До сих пор макраме не устаревает, приобретая все новые оттенки и способы применения.  

Макраме успешно используется в оформлении интерьера (плетеные панно, кашпо, салфетки, подушки, баночки и вазочки), изготовлении украшений (колье, браслеты, серьги и др.), аксессуаров (сумки, кошельки, чехлы), и декоре одежды и обуви.

Материалы для плетения могут быть самыми разными: пеньковая или льняная верёвки, бумажная бечёвка, кордовая или шёлковая леска, льняные, хлопчатобумажные, шёлковые или синтетические нити, плоская тесьма, сизаль. Главное — правильно подобрать узлы. Материал для плетения макраме должен быть прочным, в меру скрученным и податливым. Для получения чёткого рельефного узора материал для плетения макраме туго скручивают. Нити во время плетения макраме можно удлинять. Ведь не всегда можно отрезать необходимую длину нити. Можно поступить и по другому. Нужно поменять местами длинную и короткую нити. Но лучше всего прикреплять один конец нити к другому с помощью узлов. При этом лишние концы нити можно легко срезать. Очень просто соединять капроновые нити, так как они плавятся.

Классическое макраме делается в белых или светло-бежевых тонах.

1.3. Вологодское кружево

Вологодское кружевоплетение восходит к XVI—XVII вв., но как промысел существует с первой четверти XIX века. Изначально считается, что кружево зародилось в Европе, а наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия. Начало промысла относится к 1820 году, когда близ Вологды в имениях помещиков крепостные стали вплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским.

Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой, («вилюшкой» называют бесконечно тянущуюся гибкую узкую ленту-полотнянку); они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток.

Для изготовления вологодского кружева требуется: подушка-валик; коклюшки (можжевеловые или берёзовые); булавки; сколок.

Типичный материал для вологодских кружев — лён, отбелённый или суровый.

В XVII веке кружевницы осваивали методику плетения кружев с использованием серебряных и золотых нитей, изготовленных из волочёной проволоки или из шёлковой нити-сердечника, обвитой металлической нитью (металлическое кружево).

Вологодское кружево отличают особая плавность линий рисунка, ритмическое повторение элементов орнамента, богатая узорность. Кружево вызывает эмоции, сходные с впечатлением от звучащей мелодии. Вот почему, наверное, вологодское кружево считают «музыкальным». А еще его называют «нетающим инеем». В белоснежных узорах легкого прозрачного кружева часто встречаются элементы, похожие на снежинки и колючие елочки, покрытые белой опушкой. В кружевах XVII века излюбленными были изображения людей, петухов, павлинов, оленей. Так, под влиянием тканей Востока и Византии сложились древнейшие узоры с павлинами, сидящими друг против друга около дерева. Тема снежинки, зимы, зимнего леса стала очень распространенной в творчестве художников северного кружевного промысла России в 1960-е годы. Традиционный для кружева цветочный узор становится главным сюжетом уникальных произведений 1970-х годов.

Вологодское кружево – это всемирно известный бренд. Вологда была и остается одним из признанных центров кружевного дела, бережно хранящим вековые традиции ручного кружевоплетения.


1.4. Фриволите

Фриволите - техника плетения ручного кружева при помощи специальных челноков или иглы с тупым концом.

Точная история возникновения этой техники до сих пор не известна. Одни источники утверждают, что фриволите произошло из мастерства рыбаков, плетущих сети. Другие — что техника плетения кружев с помощью челнока родилась на Востоке и оттуда пришла в Европу. Третья версия говорит о возникновении и совершенствовании такого плетения в европейских монастырях, четвёртая говорит о том, что эта техника выросла из других рукодельных техник.

Так или иначе, в близком к нынешнему виду это рукоделие обрело популярность только в XIX веке. Первые упоминания о фриволите встречаются в европейских книгах по рукоделию 20-х годов того века. По одной из версий, техника зародилась в странах Востока, откуда через колониальную торговлю попала в Англию, где начала стремительно развиваться. Те схемы, которые сейчас называются схемами «классического фриволите», были разработаны именно в странах Востока. Есть мнение, что ранее кружево фриволите выполняли не челноками, а иглой, с помощью которой плели те же узлы, нанизывая их на иглу. Техника «фриволите иглой» существует и сейчас. По этой версии «фриволите челноками» появилось в XIX веке. В России челночное кружево долгое время было практически не известно. В русской портретной живописи, относящейся к XVIII веку и ранее, не обнаружено ни одной детали костюма, выполненной в этой технике. В основном кружева, представленные на портретах той эпохи — это «французские кружева», выполненные в технике, которую сейчас называют «кружевом на коклюшках». Не упоминается фриволите и в русской художественной литературе того времени. Первые упоминания о фриволите в России можно найти в книгах по рукоделию, вышедших в 80-х годах XIX века. В Россию кружево фриволите пришло, вероятно, из Франции, о чём можно судить по названию.

Кружево фриволите применяется для отделки различных предметов одежды, для создания салфеток, украшения скатертей, покрывал и т. д. Кроме того, в технике фриволите изготавливают различную бижутерию: серьги, браслеты, колье, броши, а также перчатки.

На вид изделия кажутся нежными и хрупкими. В действительности они довольно прочные, держат форму, поскольку фриволите вяжут из прочных ниток или тонких шнуров. Данная техника имеет что-то общее с макраме, но она более изящная и кропотливая.







2. Технология плетения

2.1. Вязание крючком

Для вязания крючком: Сначала вывязывается начальная петля. Для этого на расстоянии 15 см от конца нитки нужно сделать петлю. Ввести в нее крючок, захватить рабочую нить и протянуть ее через петлю. После этого нужно потянуть за оба конца нитки, чтобы затянуть петлю на крючке.


Существует несколько видов петель.


1. Начальная петля.

Для вязания крючком сначала вывязывается начальная петля. Для этого на расстоянии 15 см от конца нитки нужно сделать петлю. Ввести в нее крючок, захватить рабочую нить и протянуть ее через петлю. После этого нужно потянуть за оба конца нитки, чтобы затянуть петлю на крючке.

2. Воздушная петля.

Воздушная петля образует основу для вязания первого ряда. Используется для поворота вязания, то есть для перехода от одного ряда к другому. Применяется в узорах филейного и ажурного вязания.

Воздушные петли надо вязать одинаковыми по размеру и не очень плотными, чтобы в них мог легко войти крючок при вязании первого ряда.

Крючок держат в правой руке, начальную петлю придерживают большим и средним пальцами левой руки. Захватывают крючком нить с пальца, накидывая ее на крючок против часовой стрелки. Этот прием называют накидом и обозначают сокращенно “н”. После этого протягивают нить через петлю на крючке. Получается воздушная петля.

3. Цепочка воздушных петель.

Вслед за начальной петлей вывязывают цепочку воздушных петель, которые станут основой первого ряда.

После вывязывания первой воздушной петли движение повторяют несколько раз, пока не вывяжут цепочку из воздушных петель нужной длины. Чтобы сосчитать количество вывязанных в цепочке воздушных петель, поворачивают цепочку к себе лицевой стороной, следя, чтобы она не перекрутилась. Начальная петля и петля, лежащая на крючке (она называется “рабочая петля”), в подсчет не включаются (рисунок ). Если необходимо связать большую начальную цепочку из воздушных петель, легко ошибиться в расчетах, чтобы облегчить себе задачу, воспользуйтесь маленькой хитростью. Начальную цепочку свяжите из ниток с отдельного клубочка, затем аккуратно привяжите новую нить к первой петле начальной цепочки и продолжите вязание по схеме, таким образом, вы легко сможете либо довязать недостающие петли начальной цепочки, либо распустить лишние, не распуская проделанной работы.

4. Соединительный столбик.

Применяется он в филейном вязании для убавления петель.

Крючок вводят во вторую от начала цепочки (ряда) петлю и подхватывают с пальца рабочую нить, накидывая ее на крючок. На крючке находятся две петли. Через них протягивают нить. Получился соединительный столбик (соед. ст.). Чтобы вывязать нужное количество таких петель, повторяют движение на оставшихся воздушных петлях.

5. Столбик без накида.

Применяется во многих узорах для получения плотной ровной поверхности. Крючок вводят в третью от начала цепочки петлю. Подхватив с пальца рабочую нить, накидывают ее на крючок и протягивают через петлю. На крючке находятся две петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее сразу через две петли. Получился столбик без накида (ст. б/н). Чтобы вывязать нужное количество таких петель, повторяют движение на оставшихся воздушных петлях или петлях предыдущего ряда.


6. Столбик с накидом.

Он в два раза выше, чем столбик без накида. Это самый распространенный вид петель для крючка, выполняется легко и быстро.

Накинув нитку на крючок, его вводят в четвертую от начала цепочки петлю. Подхватив с пальца рабочую нить, накидывают ее на крючок и протягивают только через эту воздушную петлю. На крючке находятся три петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее через две воздушные петли. На крючке остались две петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее через эти две петли. Получился столбик с накидом (ст. с/н). Чтобы вывязать нужное количество таких петель, повторяют вязание на оставшихся воздушных петлях (петлях предыдущего ряда).

Для выполнения следующего ряда поворачивают работу и делают три воздушные петли. Они будут считаться первым столбиком с накидом в новом ряду.







2.2 Вологодское кружево


Это кружево выплетается весьма немногими парами коклюшек, причем, прежде всего, выплетается узор, при поворотах которого поворачивается и подушка, а затем делается сетка, для соединения которой для «сцепления» и проведения коклюшки через петли, образуемые при плетении, употребляется тамбурный крючок»





2.3 Макраме


Макраме: Для плетения правостороннего узла нужно взять 4 шнура (или два, согнутые пополам), закрепить их на поверхности. 2 центральные нити – осевые, две по краям – рабочие. Правую нить уложите сверху осевых, а левую – заведите снизу. Правая нить проходит над левой, левая – под правой.






2.4 Фриволите


Фриволите:— техника плетения ручного кружева при помощи специальных челноков или иглы с тупым концом.

Проденьте нить в иглу. Кладете нить на палец. Сверху нити кладете иглу. Если вы имеете представление о том, как нанизываются петли на иглу во время вязания. То выполняйте эти действия, до намеченного вами места создания кружева.

Для того, чтобы конкретизировать свой узор, можно воспользоваться узором пико. Когда вы выполнили петлю, приступите к этому действию снова. Свяжите ещё 4 узла фриволите.

Для того, чтобы получить пико, вам необходимо оставить немного свободной нити от 5 до 6 узла. Выполните ещё одни узел.


















Приложение


Заключение

Вязание крючком, плетение кружев и другие виды плетения из ниток - это древний и любимый народный промысел, которые любили рукодельницы различных эпох.

Благодаря необычной выбранной теме я узнала, что вязать крючком и не только это очень интересно! Благодаря этому проекту, мне ещё больше захотелось поскорей научиться вязать крючким, так как это очень интересно и полезно. Я познакомилась не только с разными видами плетения, но и узнала историю их создания, виды. Я надеюсь, что интерес к данному творчеству все же возобновится, так как сейчас стало появляться очень много изделий сделанных тем или иным видом плетения.



























Список использованной литературы и источников:

1. Жук С.М. Вязание крючком - М: АСТ, Астрель, 2012 - 544 с.

2. Нечаева П.В. 55 узоров для вязания крючком - М: Владис, 2012 - 152 с.

3. Соколовская М.М. Знакомьтесь с макраме. М.,Просвещение, 1990.

4. Плетение в технике АНКАРС: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА.-136 с.

5. Сорокина М.А. Кружева России. Вологодское кружево. М: 2001

Интернет-ресурсы

1. http://vologdalace.ru/.

2. http://www.kruzhevo.ru
























17