Бороздина Г.В., учитель музыки,
мировой художественной культуры,
основ православной культуры
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46»
Волшебный ключ к детским сердцам
С ранних лет самой большой радостью для меня была музыка. Музыкальные звуки рождали в сердце удивительную смесь радости и печали, таинственное переплетение восторга и разочарования, трепетное сочетание размышления и сомнения – состояние, близкое к слезам и улыбке, в котором мы так часто пребываем в жизни. Ни одно искусство не умеет его так выразить, как музыка.
Благодаря музыке мне удалось найти в себе неведомые прежде силы, увидеть жизнь в новых тонах и красках, открыть целый мир высоких чувств, страстей, поэтических строк. Близкими мне стали мысли Михаила Матусовского:
Любой счастливой мысли появленье,
И дерзость строк, пришедших неспроста, -
Все возникало с чувства удивленья,
Всё начиналось с чистого листа.
Стремление постичь предметов свойства,
Найти им надлежащие места –
Всё предварялось жаром беспокойства,
Всё начиналось с чистого листа.
Тропа зимы и разнотравье лета,
Земная и иная красота,
«Война и мир», «Ромео и Джульетта» -
Всё начиналось с чистого листа.
У пульта, за роялем, на арене,
Над глиной, на подмостках, у холста –
Да что искусство – мира сотворенье –
Всё начиналось с чистого листа.
Еще в детстве я мечтала стать учителем. Помню, из обычной школьной тетради в клеточку делала импровизированный классный журнал и выставляла оценки своим одноклассникам. Вскоре моя мечта начала осуществляться. После окончания школы я поступила на музыкальное отделение Курского педагогического училища (так оно раньше называлось). Окончив его с отличием, я поступила в Сумский государственный педагогический институт имени А.С. Макаренко на музыкально-педагогический факультет и так же закончила его с отличием. Были предложения от преподавателей продолжить обучение в аспирантуре, но хотелось вернуться в родной Курск, велико было желание на практике прикоснуться к миру гуманной и гармоничной профессии Учителя! Его герои – дети, школа, творчество, искусство, успех, и надежным путеводителем в этом мире для меня стала музыка.
Музыка – это роскошное царство божественных звуков. Неисчерпаемы уникальные возможности семи волшебных нот. Они будоражат чувства и призывают биться человеческие сердца. И это неслучайно, ведь своим происхождением слово «музыка» обязано музам – покровительницам искусств в древнегреческой мифологии. «Величие искусства, пожалуй, ярче всего проявляется в музыке», - говорил Иоганн Гёте.
Всем знаком нотный стан. Он символично отражает пять основных позиций учителя искусства:
Первая линейка – ИСКУССТВО УЧИТЬ
Вторая линейка – ИСКУССТВО РАЗВИВАТЬ
Третья линейка – ИСКУССТВО ВОСПИТЫВАТЬ
Четвертая линейка – ИСКУССТВО ТВОРИТЬ
Пятая линейка – ИСКУССТВО УДИВЛЯТЬ
Моя педагогическая мелодия звучит уже более трех десятилетий. Все секреты педагогического мастерства бережно охраняет изящный, таинственный скрипичный ключ, ловко и умело отмыкающий хрупкие и доверчивые детские сердца, а ноты помогают раскрыть многогранную личность учителя.
Нота «ДО» (ключевое слово – ДОбро). Как сказал Дмитрий Борисович Кабалевский: «Прекрасное пробуждает ДОброе». По основной специальности являясь учителем музыки, я решаю задачу введения обучающихся в мир большого музыкального искусства, старюсь привить им любовь и понимание музыки во всем богатстве ее форм и жанров, воспитать в них музыкальную культуру как часть духовной культуры. Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше. Многолетняя работа в должности учителя музыки позволяет делиться в разнообразных формах накопленным опытом с коллегами, студентами учреждений среднего и высшего профессионального образования.
Нота «РЕ» (ключевое слово – РЕбенок). По словам Виктора Гюго: «РЕбенок – это грядущее». Специфика нашей школы с углубленным изучением отдельных предметов позволяет индивидуально работать с музыкально одаренными детьми, постигать с ними искусство игры на фортепиано.
О, Музыка! Ты – дивный Свет,
Несущий душам просветленье!
И пусть покоя в жизни нет –
Но есть святое вдохновенье!
Когда-нибудь рассеют Тьму
В душе божественные звуки!
О, неподвластные уму, Любовь и Музыканта руки…
(Н. Берек)
Достигнутые результаты в освоении фортепианного искусства мы можем услышать в рамках школьных и городских конкурсов исполнительского мастерства, проводимых ДШИ, ежегодной Многопрофильной олимпиады КГУ по направлению «Музыкальное искусство», концертов детской самодеятельности и музыкальных гостиных для воспитанников ДОУ.
Нота «МИ» (ключевое слово – МИр). «Цель жизни в том, чтобы что-то значить для людей, чтобы творчески работать, чтобы хоть немного изменить МИр к лучшему», - сказал Эдмон Ростан. Уроки мировой художественной культуры обладают удивительным свойством. Они помогают человеку прикоснуться к чувствам, мыслям и переживаниям тех людей, которые жили много веков тому назад, лучше понять самого себя и своих современников, а также представить, каким будет человек будущего. Постижению синтеза искусств в рамках учебного курса «Мировая художественная культура» помогают собственные разработки учебно-методических и наглядных пособий, энциклопедического справочника для школьников, компьютерных презентаций. Исследовательские работы старшеклассников успешно представлялись на городском конкурсе, посвященном памяти В.М. Клыкова; на городской олимпиаде по мировой художественной культуре. Системная работа в данном направлении дает возможность осуществлять сотрудничество с Курским институтом развития образования, с кафедрой культурологии КГУ, с научно-методическим центром города Курска через семинары и практикумы, мастер-классы, научно-практические конференции.
Нота «ФА» (ключевое слово – ФАнтазия). Михаил Бабенчиков говорил: «Искусство обращается, прежде всего, к ФАнтазирующему разуму». Главные жители Страны Фантазии – это дети. Именно они заставляют нас быть такими, какие мы есть. И я благодарна за это всем своим выпускникам и родному 6 классу, где в настоящий момент являюсь классным руководителем. Моя основная заповедь – любить ребенка, понимать, принимать, сострадать и помогать ему. Воспитание детей – старейшее из человеческих дел. Оно зависит от трех переменных: взрослые, дети и отношения между ними. Это всегда творческий поиск, интересный досуг, совместные коллективно-творческие дела и проекты, спортивно-оздоровительные семейные праздники, тематические родительские собрания, концертно-исполнительская деятельность, посещения культурно-досуговых центров города и области.
Нота «СОЛЬ» (ключевое выражение – «СОЛЬ жизни»). Народная мудрость гласит: «Жизнь – не сахар, а СОЛЬ, но съесть ее ты изволь». Постижение детьми жизни, ее постулатов немыслимо без обращения к книге мудрости – Библии. В писаниях христианства сказано: «Высоко цени мудрость, и она возвысит тебя… Мудрость дает жизнь владеющему ею». На факультативном курсе «Основы православной культуры» мы с детьми совершаем восхождение по тропе мудрости, получаем нравственные заветы служителей церкви, путешествуем по страницам истории религиозной культуры, выезжаем на экскурсии по святым местам города и области, участвуем в православных конкурсах, достигая высоких результатов в различных видах творчества.
Нота «ЛЯ» (ключевое слово – учитеЛЯ). «Хорошие учитеЛЯ создают хороших учеников», - говорил Михаил Остроградский. Мой жизненный девиз: делать людям добро. Я стараюсь помочь тому, кто рядом, соответствовать времени, в котором живу и месту, которое занимаю. В течение 26 лет являюсь председателем первичной профсоюзной организации. Педагоги, входящие в профсоюз, становятся победителями и занимают призовые места в конкурсах профессионального мастерства, самодеятельного творчества педагогов различных уровней, туристических слетах.
Нота «СИ» (ключевое слово – СИла). «Чтобы привести в движение все свои СИлы, человеку нужно поместить впереди себя благородную цель, способную его воодушевить», - произнес Эрнест Ренан. Наша сила, сила учителя, - в детях. Я благодарна судьбе за то, что работаю в удивительной стране Детства, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, где все время надо спешить стать интересным для окружающих тебя людей, где надо уметь дарить свою энергию, знания и творчество, где надо постоянно удивлять и удивляться самому.
Древние мудрецы когда-то сложили легенду. Давным-давно люди обладали божественными способностями. Однажды они прогневали Бога, и он лишил их этого дара. Бог задумался, куда спрятать отнятое: поместить на вершины гор – человек рано или поздно доберется до них; зарыть глубоко в землю, утопить в океане – но и там ненадежное место. Тогда решил Бог спрятать возвышенный дар туда, где не каждый догадается искать – в человеческую душу.
А что такое душа? Как поймать ту неуловимую высшую суть, что живет в каждом? Именно искусство стало моим волшебным ключом к трепетным детским сердцам.