Тематическая беседа для учащихся 5 классов
«Волшебный мир театра»
Цель: расширение представлений учащихся о театре, как синтетическом виде искусства.
Задачи:
знакомство с видами спектаклей в музыкальных театрах, театральными профессиями;
развитие интереса к музыкально-театральным жанрам;
развитие ассоциативно-образного мышления, творческого воображения, музыкального мышления.
Организационный момент. Мотивация деятельности учащихся. Ребята, сегодня у нас необычная встреча.
*2019 год объявлен в России Годом Театра! И я приглашаю вас совершить путешествие в удивительный Мир Театра.
Кто в театре был однажды
Не забудет никогда.
Сцена, занавес, актёры –
Начинается игра!
Телевидение, радио, компьютер в нашей жизни присутствует ежедневно. А с театром удаётся соприкоснуться лишь время от времени. Что же это за удивительный мир? Театр – это необыкновенная страна. Дороги этой страны освещены огнём факелов, сиянием свечей. За поворотами переулков, на широких площадях мелькают платья Коломбин, костюмы Арлекинов и Петрушек. Театр может перенести зрителя в далёкое прошлое, показать настоящее, будущее или погрузить в сказку.
*Главные творцы в театре -артисты. В стране театра не бывает скучной жизни: слёзы и смех, вымысел, музыка, шутки – всё здесь сплетено в невероятно захватывающие события. Равнодушных в театре нет. А создавали эту страну тысячи людей.
И даже догадываюсь, что вы наверняка мне сможете назвать, какие бывают театры.
*Драматический театр, Театр оперы и балета, Театр танца, Кукольный театр, Театр Юного Зрителя, Театр комедии, Театр мюзикла. В великом театральном царстве живут оперные, комедийные, балетные, драматические и детские театры.
*Самые известные театры.- показ слайдов
История театра. *Театр – самый древний вид зрелищного искусства. Его история насчитывает более 2,5 тысяч лет и он продолжает оставаться динамичным живым искусством. С древних времен люди сопровождали ритуалы и обряды театрализованными действами (мистериями). В них они разыгрывали сцены из жизни богов. Первые профессиональные актеры и специальные здания для таких действ появились в Древней Греции более 2500 лет назад.
*В переводе с греческого языка «театр» означает «место для зрелища» или само зрелище. *В античном мире действие спектаклей развёртывалось на лоне природы. Это придавало античному театру естественность и живость. *Актеры в Древней Греции выступали в масках, обозначающих либо сценический тип персонажа (царь, герой, и т. п.), либо душевное состояние (радость, горе, надменность, отчаянье и т. д.) и в париках. Прошло много времени, прежде чем театральные действа стали «разыгрывать» по-разному. В одних сюжет продолжали рассказывать, в других только петь, а в третьих – танцевать, ни говоря ни слова.
3.Музыкальный театр. Конечно же, на каждом уроке нас всегда радует МУЗЫКА. Поэтому мы посвятим сегодня больше времени МУЗЫКАЛЬНОМУ ТЕАТРУ. И музыкальным спектаклям. Видеофрагменты напомнят вам какие музыкальные спектакли показывают в театре.
***Опера. (объяснить значение слова)
С чего обычно начинается опера? С увертюры. («Океан-море синее»- знакома ли эта увертюра?) Ее исполняет оркестр. Какую роль она играет? Ее играет оркестр и ней звучат музыкальные темы, характеризующие главных героев, события, которые будут происходить с ними и то, как закончится сюжет, но всё в кратком варианте.
Балет. Какие еще балеты П.Чайковского знаете?
Мюзикл
Чем отличается мюзикл от оперы и балета? * Мюзикл – это развлекательное представление, в которых соединились музыка, танец, пение, сценическое действие. В нем переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография. Мюзикл появился намного позже оперы и балета. В начале 20 века.
Мюзикл – самый современный музыкальный спектакль. В настоящее время - очень распространенный и востребованный жанр музыкально-театрального искусства. Вобрал в себя музыку, танец, акробатику, свето- и цветовые эффекты, компьютерные технологии и даже фигурное катание.
Как же создается музыкальный спектакль- опера, мюзикл или балет? Откуда композитор берет сюжет для музыкальных спектаклей? (из литературы). Пример.
Что пишется в первую очередь? Краткое содержание! Сначала над будущим спектаклем трудится либреттист. *Он пишет либретто. Слово «либретто» итальянское, в переводе означает «книжечка». По сути своей это содержание оперы или балета. Обычно либреттист берёт какое-нибудь литературное произведение – трагедию, комедию, сказку – и переделывает его сообразно музыкально-сценическим требованиям.
Чтобы спектакли получились, актёры, исполняющие оперу, должны очень хорошо уметь петь, обладать красивым мощным голосом; актёры, выступающие в балетном спектакле должны владеть своим телом, очень красиво танцевать. Им приходится много тренироваться, репетировать. И у них есть учителя, как у вас в школе, только называются по-другому. В балете танцы актёрам ставит и доводит их до совершенства балетмейстер, а в опере всю работу с голосами артистов проводит хормейстер. *Посмотрите, как пишутся эти слова: балетмейстер (от слова «балет»), хормейстер (от слова «хор»), мейстер – звучит похоже на «мастер». Легко запомнить! Балетмейстер –балетный мастер, хормейстер – хоровой мастер.
Вообще в театре оперы и балета всё и вся подчинено Музыке! Она здесь самая главная. И не удивительно, что некоторые музыкальные профессии здесь так важны. * Ну, например, вот этот человек с изящной палочкой в руке…подскажите, кто это? (дирижёр) Кем руководит дирижер? Да, дирижёр управляет целым оркестром, где много музыкантов. Кстати, обратите внимание, на эту фотографию. Возле сцены есть обособленное заглублённое помещение перед сценой, предназначенное для размещения оркестра, сопровождающего спектакль. Здесь сидят музыканты во время спектакля. Как называется это место?*(Оркестровая яма).
Кроме оперы и балета есть необычные музыкальные спектакли – например, рок-оперы, оперетты- небольшие оперы; иногда в опере есть балетные номера, а в современных балетах иногда звучит хор и много спецэффектов. Об этом вы еще узнаете на уроках музыки.
Мы поговорили о музыкальном театре – и о музыкальных спектаклях- опере, мюзикле, балете , но музыка сопровождает не только музыкальные спектакли. Много музыки написано специально для драматических спектаклей, она сопровождает кукольный спектакль… *Музыку к пьесе в драматическом театре композитор создает обычно в содружестве с драматургом или по заказу театра. Например, знакома вам эта музыка? («Утро» Э.Григ- ее написал композитор к драме Г.Ибсена) В отличие от оперного и балетного театров, в драматическом театре всё основывается на литературном произведении — драме или сценарии, предполагающем импровизацию. Основным средством выразительности для артиста драматического театра, наряду с физическими действиями, является речь. Но зачем в таких спектаклях нужна музыка? (ответы)
Ребята, а что произойдет, если не будет музыки в спектаклях? Какую роль она играет? (подчеркивает характер героев, место действия, ярче раскрывает события). Без музыки спектакли станут скучными, пустыми, не будет столько яркости в представлении и впечатлений у зрителя. Поэтому музыка играет в спектакле очень важную роль.
4. Игра. Театр – это целый мир. Чтобы состоялся хотя бы один спектакль, трудятся в театре люди разных профессий.
И какие еще профессии встречаются в театре? Давайте, поиграем в «Угадайку»! Я вам буду загадывать загадки, а вы выбирать нужные отгадки. Вот и посмотрим, кто из вас больше знает о театре.
ИГРА С ЗАГАДКАМИ.
Он по сцене ходит, скачет,
То смеется он, то плачет!
Хоть кого изобразит, —
Мастерством всех поразит!
И сложился с давних пор
Вид профессии — ...(актёр)
Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный,
Он в оркестре – президент!
С кем звучит оркестр и хор?
Знаем!!! это ……..(дирижёр)
Всеми он руководит,
Мыслит, бегает, кричит!
Он актёров вдохновляет,
Всем спектаклем управляет,
Как оркестром дирижер,
Но зовётся — ...(режиссёр)
Есть в оркестре дирижер,
Есть в театре режиссер.
Чтобы лучше видел зритель,
Есть в театре… (осветитель) –
тот, кто ведает освещением (сцены), созданием световых эффектов.
Из картона помидор
Ловко сделал… (бутафор).-
Бутафоры - род театральных художников, на которых лежит приготовление всей обстановки игрища, кроме живописи (декораций), бутафорские вещи и другие принадлежности: оружие, мебель, трость, посуда, чучело птицы либо зверя и пр.
Бутафория (итал. buttafuoria) — поддельные, специально изготовляемые предметы (скульптура, мебель, посуда, украшения, оружие и др.), употребляемые в театральных спектаклях взамен настоящих вещей.
Был человек, а стал актер:
Его преобразил… (гример).- человек, профессионально изменяющий образ актёра (театра, кино, цирка и пр.) для соответствующей роли.
В театре работает,
Костюмы бережёт,
Погладит, заштопает,
Блёстки пришьёт.
Актёру примерит
Пиджак,.. например,
Его профессия … (костюмер).
Пусть на улице тепло,
Но на сцене — снег и дождик.
Нарисует нам его
Замечательный… (художник).
Спектакль на славу удался
И публика довольна вся!
Художнику особые овации
За красочные ...(декорации)
Завершился первый акт, объявляется антракт!
Что такое в театре антракт? (перерыв)
Вот и вспомнили профессии, которые нужны для работы в театре. Конечно, самая лучшая награда для артистов – это аплодисменты зрителей! Но аплодисменты адресованы не только артистам, но и всем тем людям, которые трудятся над спектаклем.
Во всех театрах всей страны
Работы разные важны.
Но все же, как тут ни крутись,
А главный человек — артист.
Еще, конечно, режиссер,
Художник, бутафор, гример;
Покажет вам, где что лежит,
Ответственный за реквизит.
Поставит танцы балетмейстер,
Займется голосом хормейстер,
В оркестре на подбор таланты:
Что дирижер, что музыканты,
И просто в мире равных нету
Таким художникам по свету.
Ведут спектакли неизменно
Рабочий с машинистом сцены,
Костюм подгонят по размеру
С любовью наши костюмеры,
За всем следит орлиным взором
Наш друг — помощник режиссера.
Ну все. Перечислять устали.
А очень многих не назвали!
Гардеробщик, билетеры,
И коменданты, и вахтеры;
Кассир, бухгалтер и водитель,
Ну и конечно главный- зритель!
Столько людей разных профессий трудятся в театре, для того чтобы каждый вечер во время спектакля случалось маленькое чудо, которое заставляет зрителя приходить в театр вновь и вновь…а благодарные зрители не прячут своих счастливых глаз и не скупятся на аплодисменты.
5. Правила поведения в театре. На уроках музыки мы учимся культуре исполнителя, слушателя. Вы часто сами представляете, что выступаете на сцене. И, конечно, важно быть культурным зрителем, если вы пришли в театр. В любом театре соблюдается театральный этикет. Назовите основные правила поведения. *Давайте посмотрим на экран – правила поведения в театре.
-В театр приходи вовремя. К встрече с тобой готовились актёры и музыканты, рабочие сцены и осветители. Все эти люди позаботились о том, чтобы тебе не пришлось ждать начала спектакля. Необходимо уважать также и зрителей, которые пришли вовремя.
-В гардеробе подавай своё пальто гардеробщику, перекинув его через барьер.
-Не забудь заранее проверить, не оторвалась ли вешалка на твоём пальто, чтобы не было стыдно перед окружающими за свою неряшливость.
Если ты пришёл в театр с большой сумкой или пакетом, сдай их в гардероб.
• До третьего звонка нужно занять места в зале .Проходя к своему месту, иди вдоль рядов кресел лицом к сидящим зрителям.
• Если ты уже занял своё место в зрительном зале, а мимо тебя проходят зрители на свои места, обязательно встань и дай им дорогу.
• Садись на то место, которое указано в твоём билете. Если же твоё место оказалось вдруг занятым и его не хотят освобождать, не вступай в спор — попроси работника театра уладить это недоразумение.
• Сидя в кресле, не клади руки на оба подлокотника.
• Во время спектакля не разговаривай — впечатлениями можно поделиться во время антракта. Не позволяй себе также вертеть в руках номерок из гардероба.
-- В антракте не беги в буфет, расталкивая окружающих.
• Не вставай со своего места, пока не закончится спектакль, — не мешай другим зрителям.
• Не торопись в гардероб за верхней одеждой, как будто тебе не понравился спектакль и ты стремишься поскорее убежать домой. Сколько бы ни собралось после спектакля зрителей в гардеробе, все успевают одеться за 10—15 минут.
А теперь представим, что мы пришли в театр. Наше путешествие завершается небольшим фрагментом из детского мюзикла. А как он называется вы сразу догадаетесь сами. (мюзикл "Волк и семеро козлят" - Театр Алексея Рыбникова - КЦ "Москвич"- 11.06. 2015 г.
Муз. А. Рыбникова, режиссер А. Рыхлов)
* Сейчас мы и посмотрим, кто самый культурный зритель.
Ребята, вам понравилось наше путешествие? Музыка из опер, балетов, мюзиклов становится известной и любимой, ее легко узнают зрители. Я желаю вам почаще бывать в театре и получать радость и новые впечатления от интересных спектаклей!!!!