СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это – Бах.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это – Бах.»

Тема: Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это – Бах.

Цель: познакомить со средствами музыкальной выразительности, с музыкальными инструментами (орган), с произведениями Баха.

Планируемые результаты:

1. Предметные: знает средства выразительности; знает музыкальные инструменты; знает ноты; знает произведение «За рекою старый дом»; умеет определять и сравнивать средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.

2. Метапредметные:умеет организовывать рабочее место; способен высказывать свое мнение; умеет осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умеет слушать и понимать речь учителя и одноклассников; умеет участвовать в учебном диалоге.

3. Личностные:проявляет сознательность в обучении;проявляет творческий потенциал на уроке; проявляет эмоциональное отношение к искусству; умеет выражать свое эмоциональное отношение к музыке.

Образовательные ресурсы: аудиопроигрыватель, аудиозаписи нот, аудиозаписи музыкальных произведений («Колыбельная медведицы»Крылатова, «Детский альбом» и «Неаполитанская песенка» Чайковского, «Волынка»И.-С. Баха, «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах».Токката (ре минор), «За рекою старый дом» И. С. Баха).


Ход урока

Этап урока

(длительность в мин)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации учебной деятельности

IОрганизационный этап (2 мин)

- Здравствуйте, ребята!

- Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений.

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений

Мы вместе сочиним урок!

Мои соавторы и судьи,

Оценкой вас не накажу.

За странный слог не обессудьте.

А дальше прозой я скажу.

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работайте старательно,

Слушайте внимательно.

- Здравствуйте!


Слушают.

Фронтальная

II Актуализация знаний (9 мин)

- Ребята, какое задание у вас было на урок сегодня?


- Если вы готовы, выйдите к доске и расскажите стихотворение.

Включается тихая мелодия.





- Ребята, сколько нот вы знаете?

- Можете их перечислить?



- А кто сможет узнать ноты, если их услышит?

Включает на проигрывателе звук каждой ноты.

- Умницы. Вы прекрасно запомнили ноты!

- Выучить стихотворение. Рассказать его хором.



Рассказывают хором стихотворение.

Ровно семь цветов у радуги,

А у музыки семь нот.

На Земле для нашей радости

Вечно музыка живет!

- Семь.

Достают свои цветики-семицветики, которые они делали дома и читают ноты по ним. Кто-то знает наизусть.

Поднимают руки.

Отгадывают мелодии.

Фронтальная

III Постановка темы, цели и задач урока (4 мин)

- Ваши «семицветики» - это не только семь нот, но и важные составные части, из которых музыка складывается.

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?

- Вы абсолютно правы. И как вам известно, именно весной природа просыпается, распускаются первые цветы! Посмотрите, еще один цветок расцвел у нас в классе!

Показывает на рисунок на доске, выполненный цветными мелками: рисунок цветика-семицветика.

- Вы ужезнаете, что каждый лепесток имеет не только свой цвет, но еще и определенное название. Этот волшебный цветок перенесет нас в мир музыки, где всем управляют средства музыкальной выразительности.

-Ребята, кто уже догадался, что мы будем узнавать сегодня на уроке?

Открывает доску, где написаны задачи урока.

- Конечно! Мы сегодня узнаем о средствах музыкальной выразительности; научимся определять средства музыкальной выразительности, которые используются для создания определенного образа в произведении.

Показывают свои цветы.



- Весна.


Слушают.









- Средства музыкальной выразительности.

Фронтальная

IV Открытие новых знаний (14 мин)

- Посмотрите еще раз на цветик-семицветик. Что находится в его сердцевине?

- Верно! Все лепестки выросли из этого главного свойства музыки – интонация.

- Интонация - это не только музыкальное понятие. В первую очередь, это одно из свойств человеческой речи. Даже если мы не знаем языка, на котором говорит человек, мы почти всегда можем догадаться о том, что человек злится, радуется, грустит или о чем-то спрашивает. Мелодическое начало очень тесно связано со звучанием живой человеческой речи, а интонация как раз и является связующим звеном разговорной речи и музыкальной.

- Ребята, скажите пожалуйста, с каким музыкальным жанром наиболее связана речь человека?

- Конечно, с песней! Молодцы! А какую песню человек слышит практически с первого дня своей жизни?

- Правильно! Сейчас мы с вами послушаем всем вам известную «Колыбельную медведицы», которую написал композитор Крылатов.

Включает «Колыбельную медведицы».

- Скажите, какая интонация прозвучала в этой песне?

- Умницы! Ребята, а без чего у нас не могло бы быть песни? Что является «душой музыки»?

- Конечно. Мелодия - это основа любой песни, любого музыкального произведения, а также это одно из важнейших средств музыкальной выразительности. Мелодия никогда не стоит на месте! Она может двигаться плавно вверх или вниз, может крутиться на двух-трех звуках рядом или развиваться стремительными скачками. Снова включает «Колыбельную медведицы».

- Как двигалась мелодия в песне?

- Все верно. Молодцы.

- Еще два средства музыкальной выразительности, без которых не может быть музыки - это лад и динамика. Скажите, какие лады вам известны?

- Хорошо! Какой из них придает музыке темную краску, а какой - светлую?

- Вы умницы! У вас на столе лежат квадратики с изображением солнца и тучки с дождем. Мы с вами сейчас поиграем - когда будет звучать мажорная музыка, вы поднимаете солнышко, а когда минорная - тучку.

Включает музыку из «Детского альбома» Чайковского.

- Вы заметили, насколько по-разному звучали произведения? Но отличаются они не только ладом, но еще и динамикой.

- Динамика - это сила звука. И сейчас я покажу, как обозначается динамика в нотах.

Пишет на доске буквы f и p.

- f – значит громко.

- p – значит тихо.

- А теперь давайте послушаем пьесу Чайковского «Неаполитанская песенка» подумаем, что в этой песенке необычного?

Включает «Неаполитанскую песенку» Чайковского.

- Абсолютно точно! То есть в произведении меняется темп! Это еще одно средство музыкальной выразительности. Темп определяет скорость исполнения музыкального произведения: быстро, умеренно, медленно.

- А сейчас, сядьте все очень прямо и ровно и положите правую руку на сердце. Что вы чувствуете?

- Верно. У кого-то сердце бьется быстро, у кого-то медленно. У каждого по-разному. Так и в произведениях - каждое исполняется в своем темпе - в том, которое указал композитор. Иногда, как мы уже убедились, в произведении меняется темп. А еще, у каждого из вас сердце бьется в разном ритме! У одних - ровно, у других - нет. Этот ритм присутствует и в музыке.

- у нас с вами осталось еще 2 лепестка: тембр и регистр.

- Что же такое регистр? Регистр - это высота звучания голоса или инструмента.

- Определите, у кого регистр самый высокий, а у кого самый низкий: волк, птица, человек.

- Правильно! Молодцы!

Физкультминутка

В понедельник я купался,

А во вторник — рисовал.

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал,

Очень долго танцевал.

А в субботу, воскресенье

Целый день я отдыхал.


- У каждого инструмента тоже разные возможности, например, фортепиано обладает всеми регистрами, а скрипка - только высоким! И мы всегда сможем отличить звучание скрипки от фортепиано. В этом нам помогает последнее средство музыкальной выразительности - тембр.

- Тембр - это окраска звучания. У каждого инструмента свой тембр. Так же, как и у каждого человека свой, ни на чей не похожий, голос. И именно благодаря различию тембров мы легко отличаем один инструмент от другого. Давайте попробуем!

Включает Токкату (ре минор) Баха (орган).

- Ребята, как вы думаете, какой музыкальный инструмент вы слушали?

Вешает изображение органа на доску.

- Орган! Конечно. Орган - это старинный клавишный духовный музыкальный инструмент. 300 лет назад музыку для органа писал

Иоганн Себастьян Бах.

- Ребята, напомните мне, кто это.

- Давайте прослушаем еще одно его произведение - «Волынка».

Включает «Волынку» Баха.

- Интонация.


Слушают.











- С песней.


- Колыбельную.





Слушают музыку.

- Убаюкивающая, нежная, спокойная.


- Мелодия.







Прослушивают еще раз.

- Плавно, без больших скачков.


- Мажор и минор.



- Минор - темную, мажор - светлую.






Слушают произведения и поднимают нужный квадратик.








Слушают пьесу.




- Сначала песня звучит очень спокойно, а потом ускоряется.



- Биение сердца.












- Высокий – у птицы, средний – у человека, низкий – у волка.



Изображают плавание.

Изображают рисование.

Умываются.

Бегают на месте.

Прыгают.

Кружатся на месте.

Хлопают в ладоши.

Садятся на корточки, руки под щеку будто засыпают.












Слушают токкату.



Предполагают.
















- Немецкий композитор.



Слушают произведение.

Фронтальная

VПрименение изученного материала (творческая деятельность обучающихся) (10 мин)

Дыхательная гимнастика

Руководитель – регулировщик, который стоит на музыкальном перекрестке.

Обучающиеся – музыкальные машинки, готовые ехать по жесту регулировщика. «Регулировщик» поднимает руки – «машины» готовы (жест внимания). Регулировщик повел руку вверх – машины набирают воздух (вдох). Регулировщик повел руку вниз – машины поехали (выдыхают со звуком: а-о-у-ы-и-е-я). Регулировщик показывает внизу – машины поехали тихо, поднял руки выше – машины поехали громко. Регулировщик опустил руки вниз – машины остановились (закончили). 

- Ребята, сейчас мы споем песню, которую выучили на прошлом занятии.

Знакомство и разучивание песни «За рекою старый дом» И. С. Баха (русский текст Д. Тонского).

Выходят к доске.

Выполняют дыхательную гимнастику.











Поют песню.


Учат песню под руководством учителя.

Фронтальная

VI Постановка домашнего задания

- Ребята, на обратной стороне вашего цветика-семицветика напишите средства музыкальной выразительности.

- Не забывайте повторять ту песню, которую мы выучили сегодня на уроке.

Слушают.

Фронтальная

VII Рефлексия деятельности (6 мин)

- Что такое ритм?

- Что такое интонация?

- Что такое мелодия?

- Что такое динамика?

- Что такое темп?

- Какие виды лада вам известны?

- Что такое регистр?

- Что такое тембр?

- С каким музыкальным инструментом мы познакомились?

- Ребята, дополните предложения.

Начинает предложение и спрашивает ученика.

- Я сегодня прослушал…

- Я сегодня спел…

- Я сегодня узнал…

- Мне понравилось…

- Мне было интересно…

- Мне бы хотелось еще…

- У вас на столах лежат смайлики, поднимите смайлик, если вам было легко работать (улыбающийся смайлик), у вас возникли затруднения, с которыми вы справились (нейтральный смайлик), мне было трудно (грустный смайлик).

- Спасибо за прекрасный урок. Вы сегодня были очень музыкальны. Всего доброго!

Отвечают на вопросы.










Продолжают предложения.







Поднимают смайлик.






Фронтальная