II Актуализация знаний (9 мин) | - Ребята, какое задание у вас было на урок сегодня? - Если вы готовы, выйдите к доске и расскажите стихотворение. Включается тихая мелодия. - Ребята, сколько нот вы знаете? - Можете их перечислить? - А кто сможет узнать ноты, если их услышит? Включает на проигрывателе звук каждой ноты. - Умницы. Вы прекрасно запомнили ноты! | - Выучить стихотворение. Рассказать его хором. Рассказывают хором стихотворение. Ровно семь цветов у радуги, А у музыки семь нот. На Земле для нашей радости Вечно музыка живет! - Семь. Достают свои цветики-семицветики, которые они делали дома и читают ноты по ним. Кто-то знает наизусть. Поднимают руки. Отгадывают мелодии. | Фронтальная |
III Постановка темы, цели и задач урока (4 мин) | - Ваши «семицветики» - это не только семь нот, но и важные составные части, из которых музыка складывается. - Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? - Вы абсолютно правы. И как вам известно, именно весной природа просыпается, распускаются первые цветы! Посмотрите, еще один цветок расцвел у нас в классе! Показывает на рисунок на доске, выполненный цветными мелками: рисунок цветика-семицветика. - Вы ужезнаете, что каждый лепесток имеет не только свой цвет, но еще и определенное название. Этот волшебный цветок перенесет нас в мир музыки, где всем управляют средства музыкальной выразительности. -Ребята, кто уже догадался, что мы будем узнавать сегодня на уроке? Открывает доску, где написаны задачи урока. - Конечно! Мы сегодня узнаем о средствах музыкальной выразительности; научимся определять средства музыкальной выразительности, которые используются для создания определенного образа в произведении. | Показывают свои цветы. - Весна. Слушают. - Средства музыкальной выразительности. | Фронтальная |
IV Открытие новых знаний (14 мин) | - Посмотрите еще раз на цветик-семицветик. Что находится в его сердцевине? - Верно! Все лепестки выросли из этого главного свойства музыки – интонация. - Интонация - это не только музыкальное понятие. В первую очередь, это одно из свойств человеческой речи. Даже если мы не знаем языка, на котором говорит человек, мы почти всегда можем догадаться о том, что человек злится, радуется, грустит или о чем-то спрашивает. Мелодическое начало очень тесно связано со звучанием живой человеческой речи, а интонация как раз и является связующим звеном разговорной речи и музыкальной. - Ребята, скажите пожалуйста, с каким музыкальным жанром наиболее связана речь человека? - Конечно, с песней! Молодцы! А какую песню человек слышит практически с первого дня своей жизни? - Правильно! Сейчас мы с вами послушаем всем вам известную «Колыбельную медведицы», которую написал композитор Крылатов. Включает «Колыбельную медведицы». - Скажите, какая интонация прозвучала в этой песне? - Умницы! Ребята, а без чего у нас не могло бы быть песни? Что является «душой музыки»? - Конечно. Мелодия - это основа любой песни, любого музыкального произведения, а также это одно из важнейших средств музыкальной выразительности. Мелодия никогда не стоит на месте! Она может двигаться плавно вверх или вниз, может крутиться на двух-трех звуках рядом или развиваться стремительными скачками. Снова включает «Колыбельную медведицы». - Как двигалась мелодия в песне? - Все верно. Молодцы. - Еще два средства музыкальной выразительности, без которых не может быть музыки - это лад и динамика. Скажите, какие лады вам известны? - Хорошо! Какой из них придает музыке темную краску, а какой - светлую? - Вы умницы! У вас на столе лежат квадратики с изображением солнца и тучки с дождем. Мы с вами сейчас поиграем - когда будет звучать мажорная музыка, вы поднимаете солнышко, а когда минорная - тучку. Включает музыку из «Детского альбома» Чайковского. - Вы заметили, насколько по-разному звучали произведения? Но отличаются они не только ладом, но еще и динамикой. - Динамика - это сила звука. И сейчас я покажу, как обозначается динамика в нотах. Пишет на доске буквы f и p. - f – значит громко. - p – значит тихо. - А теперь давайте послушаем пьесу Чайковского «Неаполитанская песенка» подумаем, что в этой песенке необычного? Включает «Неаполитанскую песенку» Чайковского. - Абсолютно точно! То есть в произведении меняется темп! Это еще одно средство музыкальной выразительности. Темп определяет скорость исполнения музыкального произведения: быстро, умеренно, медленно. - А сейчас, сядьте все очень прямо и ровно и положите правую руку на сердце. Что вы чувствуете? - Верно. У кого-то сердце бьется быстро, у кого-то медленно. У каждого по-разному. Так и в произведениях - каждое исполняется в своем темпе - в том, которое указал композитор. Иногда, как мы уже убедились, в произведении меняется темп. А еще, у каждого из вас сердце бьется в разном ритме! У одних - ровно, у других - нет. Этот ритм присутствует и в музыке. - у нас с вами осталось еще 2 лепестка: тембр и регистр. - Что же такое регистр? Регистр - это высота звучания голоса или инструмента. - Определите, у кого регистр самый высокий, а у кого самый низкий: волк, птица, человек. - Правильно! Молодцы! Физкультминутка В понедельник я купался, А во вторник — рисовал. В среду долго умывался, А в четверг в футбол играл. В пятницу я прыгал, бегал, Очень долго танцевал. А в субботу, воскресенье Целый день я отдыхал. - У каждого инструмента тоже разные возможности, например, фортепиано обладает всеми регистрами, а скрипка - только высоким! И мы всегда сможем отличить звучание скрипки от фортепиано. В этом нам помогает последнее средство музыкальной выразительности - тембр. - Тембр - это окраска звучания. У каждого инструмента свой тембр. Так же, как и у каждого человека свой, ни на чей не похожий, голос. И именно благодаря различию тембров мы легко отличаем один инструмент от другого. Давайте попробуем! Включает Токкату (ре минор) Баха (орган). - Ребята, как вы думаете, какой музыкальный инструмент вы слушали? Вешает изображение органа на доску. - Орган! Конечно. Орган - это старинный клавишный духовный музыкальный инструмент. 300 лет назад музыку для органа писал Иоганн Себастьян Бах. - Ребята, напомните мне, кто это. - Давайте прослушаем еще одно его произведение - «Волынка». Включает «Волынку» Баха. | - Интонация. Слушают. - С песней. - Колыбельную. Слушают музыку. - Убаюкивающая, нежная, спокойная. - Мелодия. Прослушивают еще раз. - Плавно, без больших скачков. - Мажор и минор. - Минор - темную, мажор - светлую. Слушают произведения и поднимают нужный квадратик. Слушают пьесу. - Сначала песня звучит очень спокойно, а потом ускоряется. - Биение сердца. - Высокий – у птицы, средний – у человека, низкий – у волка. Изображают плавание. Изображают рисование. Умываются. Бегают на месте. Прыгают. Кружатся на месте. Хлопают в ладоши. Садятся на корточки, руки под щеку будто засыпают. Слушают токкату. Предполагают. - Немецкий композитор. Слушают произведение. | Фронтальная |