СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Волшебный карандаш

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рабочая программа внеурочной деятельности является составной частью основной образовательной программы начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «МБОУ ООШ № 4» для 1-2 классов.

Просмотр содержимого документа
«Волшебный карандаш»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №4»


РАСМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО зам.директора по УВР директор МБОУ «ООШ№4»

учителей начальных МБОУ «ООШ№4» _______Самонова Е.М.

классов МБОУ «ООШ ______Сорокина Л.Н. 01 сентября 2011г.

№4» протокол №1 31 августа 2011г.

от 31 августа 2011г.








Образовательная программа

курса внеурочной деятельности

«Волшебный карандаш»

для 1-4 классов

на 2011-2015 учебный год











Программу разработал

учитель начальных классов

Куликова Л.Н.












город Троицк

Челябинская область


Пояснительная записка.

Статус программы: Рабочая программа внеурочной деятельности является составной частью основной образовательной программы начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «МБОУ ООШ № 4» для 1-2 классов на 2013-2014 учебный год.

Перечень нормативных документов, на основании которых разработана программа:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»

  • Приказ Министерства образования и науки РФ 01 06 октября 2009 г. № 373 « Об утверждении и внедрении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009г., рег. № 17785.

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241 « Об внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 73», зарегистрирован Минюстом России 04 февраля 201 1 г., рег. № 19707.

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям и части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений», зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010 г., рег. № 18638.

  • Приказ Министерства Здравоохранения и социального Развития Российской Федерации от 24 декабря 2010 года №2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 201 1- 2012 учебный год», зарегистрирован Минюстом России К) февраля 201 1 года, рег. № 19776.

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. №189 г. Москва « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрировано Минюстом России 3 марта 201 1 г. рег. № 19993,опубликовано 16 марта 201 1г.

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 25.02.201 1г. № 03-114 «Модель мониторинга введения ФГОС начального общего образования».

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от!2.03.201 1г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования».

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования [текст]/ под ред. В.В. Козлова, Л.М. Кондакова- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.- 59 с.

  • А.Я. Данилюк, Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России [текст] / Л.Я. Данилюк, Л.М. Кондаков, В.Л. Тиижов.- М.: Просвещение, 2010- 23 с.

  • Актуальность программы

  • Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Особое внимание уделяется внеурочной деятельности в учебном плане школы. Организация внеурочной деятельности входит в обязанности школы и учителей. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).


Огромнейшей задачей является воспитание человека – человека всесторонне и гармонически развитого. Важным здесь является необходимость эстетического воспитания подрастающего поколения.

Преподавание изобразительного искусства просто необходимо. Ведь именно оно раскрывает ребенку мир реально существующей гармонии, развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие способности и фантазии. Без овладения необходимыми основами изобразительной грамоты не может быть полноценного эстетического воспитания и художественного образования.

Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях творческих часов на базе школ. Открытие в себе не­повторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь детям в этих стремлени­ях призвана программа «Волшебный карандаш», которая рассчитана на работу с детьми младшего школьного возраста.

Программа «Волшебный карандаш» относится к образовательной области «Искусство», дополняет школьную программу в сфере освоения графических видов деятельности.

Особенность программы заключается во взаимосвязи занятий по рисованию, лепке, аппликации. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструи­рование — наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. И рисование и лепка имеют большое значение для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Ра­бота с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения.

Одной из наиболее сложных задач в рисовании – это умение передавать изображаемыми средствами пространственные соотношения. В лепке, например, легче передавать движение, чем в рисовании, в силу пластичности материала. Когда ребенку трудно сразу представить и изобразить фигуру в нужном положении, он прибегает к лепке, старается прочувствовать форму, и затем полученные знания переносит на бумагу. Такой подход способствует развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, формированию образных представлений, воображения, творчества.

В результате у детей воспитывается интерес к художественной творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интересней придумать и как можно лучше выбрать. В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели.


Практическая значимость данной программы состоит в том, что она затрагивает проблему гуманного отношения детей к окружающему миру, знакомству с русским народным творчеством. Обучение основано на принципе личностно-ориентированного образования детей, в центре внимания которого - личность ребёнка, реализующего свои возможности. Поэтому программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребёнка.

Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников.


Цель: организация досуговой деятельности детей, приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.

Формирование "культуры творческой личности" предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способное гей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.


Задачи:

Развивающая:

Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.

Учебная:

Формировать устойчивый интерес к художественной деятель­ности.

Знакомить детей с различными видами изобразительной дея­тельности, многообразием художественных материалов и при­емами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного примене­ния.

Воспитательная:

Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелатель­ное отношение друг к другу.

Программа предусматривает групповую, фронтальную и индивидуальную формы организации учебной работы с использованием следующих методов:

1) По источнику передачи и восприятия знаний:

-словесные (рассказ, беседа),

-наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических приемов),

практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы, выполнение творческой работы)

-2) По характеру познавательной деятельности:

-репродуктивные (воспроизводящий)

-частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);

творческие (творческие задания по видам деятельности).

-3) По степени самостоятельности:

-работа под непосредственным руководством педагога;

-совместная работа;

-самостоятельная работа.

Принцип природосообразности предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Принцип культуросообразности предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

В соответствии с принципом культуросообразности перед педагогом стоит задача введения юных людей в различные пласты художественной культуры этноса, общества и мира в целом. Необходимо, чтобы художественное творчество помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые постоянно происходят в нем самом, в сфере искусства, в окружающем его мире.

Трактовка принципа коллективности применительно к художественному творчеству предполагает, что художественное воспитание и образование, осуществляясь в детско-взрослых общностях, детско-взрослых коллективах различного типа, дает юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации.

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в художественной деятельности, содержанием которого являются обмен эстетическими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование художественных ценностей.

Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимных понимания, признания и принятия.

Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для старших школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой (в том числе, художественной), природой родного края. Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, эстетических явлений и предметов; собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству).

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» подростка в самостоятельное проектное действие, развертываемое в логике замысел – реализация – рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе еще не существующее, но то, что он хочет, чтобы появилось в результате его активности. Это может быть и некоторое событие, и некоторый предмет, - главное, что он должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. Если ему некто предварительно задал, к чему он должен прийти, и он в этом не может ничего изменить, то для него нет проектирования. Он может программировать свои шаги, может составлять план исполнения – но собственно проектировать он в таком случае ничего не будет.


В логике действия данного принципа в программе предусматриваются художественные, социальные и экзистенциальные проекты подростков.

Художественные проекты школьников реализуются в обстановке, близкой к музыкаль­ному или драматическому театру, оркестру, ансамблю, объединениям художников и могут быть поняты благодаря следующим ценностным аспектам: эстетизм, ориентирован­ность на область художественной деятельности людей; приоритет чувственного восприятия окружающего мира; нравственная доминанта – соответствие нравственным началам добра, справедливости, милосердия; креативность, значимость порождения чего-то качественно нового, отлича­ющегося неповторимостью, оригинальностью (своеобразием, незаурядностью) и общественно-исторической уникальностью.

Социальные проекты преобразовывают общности и общество, вносят позитивные изменения в окружающую социальную среду за счет реализации социальных инициатив. Социальные проекты конструируются вокруг таких ценностных ориенти­ров, как:

коммуникабельность – легкость вступления в межличностное общение, инициатива на начальном этапе взаимодействия;

  • предприимчивость – способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное ощущение свободы в решении актуальных задач, находчивость, практичность, обладание практической сметкой, изобретательностью и энергией, способность изыскивать возможности и идти на преднамеренный риск;

  • самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, возможность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограничений и стеснения;

  • организационная и управленческая компетентность – знания, опыт по обра­зованию социальной структуры, привлечению ресурсов, координации действий отде­льных элементов системы, достижение взаимного соответствия функционирования ее частей в процессе решения какой-либо задачи;

  • конвенциональность – стремление к добровольному соглашению субъектов на предмет принимаемых на себя обязательств;

  • законность (легальность) - стремление дейс­твовать в рамках устанавливаемых государством пределов, готовность взять на себя определенные обязательства и не нарушать их.

Экзистенциальные проектыпроекты самовоспитания, ценностно-смыслового самоопределения, выбора варианта жизни (В.Н. Дружинин). Для экзистенциальных проектов принципиален опыт мышления относительно смысла жизни отдельного человека и человечества в целом, организованный в рамках стратегии самооценивания и стратегии избирательности и судьбоносности по отношению к внешним событиям.

Принцип диалога культур в программе внеурочной деятельности школьников-подростков в сфере художественного творчества предполагает:

понимание основных сюжетов культурных текстов как основы для диалога культур про свою судьбу, свою жизнь, о своем счастье в мире людей;

рассмотрение художественного творчества как диалога культур поколения современных подростков с поколениями предшествующих эпох;

рассмотрение самодеятельного коллективного художественного творчества как диалога культур всех участников коллектива;

рассмотрение ситуаций представления зрителям продуктов художественного творчества как полилога между авторами культурных текстов, исполнителями культурных текстов и зрителями, воспринимающими культурные тексты.

Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в художественном творчестве – процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного эстетического отношения к действительности. Предпосылками формирования способности эстетического самоопределения у подростка служат обостренность (на фоне полового созревания) восприятия эстетического и возрастная сензитивность к самоопределению. Приобретение подростком опыта самоопределения происходит в ходе взаимного, открытого друг для друга эстетического восприятия, переживания, понимания, создания художественных текстов и реальности как художественного текста.

Основная идея примерной программы внеурочной деятельности подростков в сфере художественного творчества состоит в том, что внеурочная художественная деятельность нацелена, в первую очередь, на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, а уже потом – на развитие специальных предметных компетенций художественного творчества (игра на музыкальных инструментах, актерское мастерство, особые инструментальные компетенции рисования, черчения и т.д.). Именно поэтому внеурочная деятельность подростков в сфере художественного творчества строится вокруг синтетических видов художественного творчества.

Синтетические виды художественного творчества – любительский театр, любительское видеотворчество, дизайн и т.п. – позволяют вывести подростка на проблему управления социокультурным пространством своего существования за счет таких инструментов как сценирование, философия и технология дизайна, режиссура социальных игр.

Любительские театр и видеотворчество, занятия школьников дизайном позволяют осуществить испытания любого предположения при помощи опытной проверки, подтверждающей очевидность фактов. В театре и видеопроектах средством проверки является сценирование или этюд, мыслительный эксперимент или аналогия. Под сценированием в данном случае понимается «сборка круга предлагаемых обстоятельств ситуации, постановка целей и задач ее участников и реализация этих целей в сценическом взаимодействии, определенными средствами, доступными персонажам истории» (А.В. Гребенкин). Школьники, проиграв этюд-эксперимент, могут практически побывать в исследуемой ситуации и проверить на своем жизненно-игровом опыте предположения и варианты поведения и решения проблемы в подобной ситуации.

Еще одним способом управления социокультурным пространством существования человека являются философия и технология современного дизайна. Сегодня дизайн не ограничивается опредмечиванием материальных человеческих потребностей, современный дизайн обеспечивает «овеществление» духовных ценностей, реализует в дизайнерской форме сущностное содержания эпохи.

Третий инструмент управления социокультурным пространством существования человека – режиссура социальных игр. Согласно этой идее существуют базовые игры людей, т.е. фиксированные установки, определяющие их социальное и коммуникативное поведение. Режиссура социальных игр утверждает, что, во-первых, если определить базовые типы людей, участвующих в некотором социальном взаимодействии, это взаимодействие можно существенно оптимизировать. И, во-вторых, что сам индивид способен изменять свою базовую игру, хотя бы в результате прохождения специального тренинга.

Использование этих синтетических видов самодеятельного творчества позволяет обеспечить многофункциональность участия школьников в коллективной деятельности (роли актеров, художников, режиссеров, операторов, осветителей, организаторов).


Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выра­зительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Большой интерес на занятиях вызывает использование игровых приемов. Игры проводятся с целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры, загадки. Для концентрации вни­мания на различных этапах занятия привлекаются персонажи русских сказок — пальчиковые куклы. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более раз­нообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Основной формой работы являются учебные занятия. Отчет о ра­боте проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.



Художественная деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы выражения:

  • -Изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по

представлению);

  • декоративная и конструктивная работа;

  • восприятие явлений действительности;

  • обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях;

  • подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

  • прослушивание музыкальных и литературных произведений.

При отборе материала важное значение имеет выявление нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений. Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщить их к художественной культуре.

В основу программы положены следующие общие направления:

  • Действие и радость;

  • Увлечение работой.

Участие детей в художественном событии вызывает у них чувство радости. Программа содержит примерный объем знаний и разделена, что позволяет по своему усмотрению выстроить логику и структуру изучения искусства.


Приёмы, принципы и методы организации занятий кружка

1. В работе используются все виды деятельности, развивающие личность:

  • Игра;

  • Труд;

  • Учение;

  • Общение;

  • Творчество.

2.При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

  • Учитель для ученика, а не ученик для учителя;

  • Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск;

  • Нет пределов совершенствования;

  • Учёт психофизических особенностей детей;

  • Создание атмосферы успеха.

3. Формы организации учебной деятельности:

  • Индивидуальная

  • Групповая

  • Выставка

  • Экскурсия

  • Творческий конкурс.

4. Методы:

  • Словесные:

  • Рассказ

  • Лекция

  • Беседа

  • Дискуссия

  • Практический:

  • Практическая работа

  • Наглядные:

  • Демонстрация

  • Иллюстрация

  • Методы проблемного обучения:

  • Проблемное изложение материала

  • Создание проблемных ситуаций

  • Методы игры:

  • Игра-конкурс

  • Игра- путешествие

  • Игра-викторина

5. Педагогические приёмы:

  • Формирования взглядов :

  • убеждение,

  • пример,

  • разъяснение.

  • Организации деятельности:

  • приучение,

  • упражнение,

  • показ,

  • подражание,

  • требование.

  • Стимулирования и коррекции:

- поощрение,

-похвала,

-соревнование,

-оценка,

-взаимооценка.

Основной вид занятийпрактический.

Формой занятий : свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ. Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребенку, с учетом его возможностей.

Основные составляющие занятий

-Воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет).

-Организация рабочего места.

- Повторение пройденного материала.

- Организация и проведение .

Перечисленные элементы не обязательно использовать па каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение. Во время занятий нужно делать перерывы для релаксирующих упражнений и пальчиковой гимнастики. Необходимо хорошо знать особенности каждого ребёнка и следить за его развитием и состоянием на момент занятий. Приступая к работе, надо правильно организовать рабочее место. Подобрать необходимые для занятий материалы, инструменты и приспособления, удобно расположить их.

Ожидаемые результаты реализации программы

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, ее структуре, пространстве взаимодействия, способах управления социокультурным пространством; овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, способов типизации взаимодействия, инструментов воздействия, понимания партнера.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеют проведение Новогоднего праздника для сверстников и для младших классов (разработка дизайн-проекта оформления зала для праздника), попытка осознать параметры заказа со стороны сверстников и малышей, разработка художественного замысла под основные параметры заказа. Здесь важную роль может сыграть дизайнерский проект «Школьная клумба» (ландшафтный дизайн), призванный порадовать представителей школьного сообщества.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия – включает освоение способов решения задач по привлечению организационных и финансовых возможностей для реализации проекта в сфере художественного творчества. Для этого подросток владеет инструментами межличностного взаимодействия (ведение переговоров, выявление интересов потенциального партнера, исследование интересов зрительской аудитории, использование различных способов информирования). Здесь осваиваются умение представить заказчикам или зрителям, экспертам собственные разработки.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Например, разработка дизайнерского проекта «Сквер родного города (села)», любительский спектакль для жителей округи, открытый общественный показ документальных видеопроектов.

п/п

Планируемые результаты

Способ оценки достижения планируемых результатов

1

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

анкетирование

2

учебно-познавательный интерес на уровне реакции на новизну и ситуативный учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

наблюдение

3

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

беседа

4

основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания “Я” как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее;

беседа

5

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

беседа

6

принимать и сохранять учебную задачу;

наблюдение

7

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

наблюдение

8

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

наблюдение

9

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

наблюдение

10

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

наблюдение

11

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;

наблюдение

12

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе, контролируемом пространстве Интернета;

беседа

13

строить сообщения в устной и письменной форме;

наблюдение, беседа

14

проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

наблюдение

15

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

беседа

16

обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

беседа

17

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

наблюдение

18

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

наблюдение

19

формулировать собственное мнение и позицию;

беседа

20

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

беседа

21

задавать вопросы

беседа

22

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

беседа

23

определять тему и главную мысль текста;

беседа

24

создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста.

проект



Программа рассчитана на 4 года обучения. Занятия проводятся в неделю по 2 часа

Каждый этап ставит свои задачи и имеет определенный объем тем с усложнением учебных заданий.

1 год обучения.

Это начинающий этап в процессе приобретения знаний, привитии умений и навыков. В эту группу входят учащиеся 1-х классов. На первом году обучения детям необходимо привить интерес к изобразительной деятельности, научить ценить искусство, дать элементарные знания, умения и навыки, которые будут развиваться в процессе деятельности. Здесь основными задачами являются:

познакомить учащихся с изобразительными материалами и приемами их использования;

изучение основных форм предметов и умение изобразить их на листе бумаги или вылепить;

сочетание цветов (холодные, теплые…)

2 год обучения.

На данном этапе учащиеся на основе приобретенных ранее знаний, умений и навыков, стараются осознанно рисовать, творчески мыслить, самостоятельно обдумывать и выбирать композицию, выделять главное и второстепенное. Вводиться изображение человека, частей тела.

умение составить композицию;

понятие о пространстве…

3 год обучения.

Учащиеся развивают свои умения, учатся работать в разных техниках («Аля-прима», «Гризайль»…), лепка народных игрушек, создание собственных проектов. Умение защитить свою работу, передать свои мысли и переживания в работе.

развивать и совершенствовать чувство цвета;

передача форм и структуры предметов, величину и соотношение частей;

творческие работы.

4год обучения.

Учащиеся четвертого года обучения, работают более самостоятельно. Здесь им больше дается времени на самостоятельные творческие работы, где они могут полностью раскрыться, показать свои мысли, чувства, переживания, выразить свои работы в какой-либо технике и, наконец, показать полученные за четыре года знания, умения и навыки. Больше времени отводиться на свободные темы, где ребята могут свободно поработать, пофантазировать. Изобразительный материал по выбору учащихся.

Содержание учебного материала.














1 ГОД ОБУЧЕНИЯ.


Знакомство с искусством

Виды деятельности: рисование , лепка, декоративное рисование.

Основные понятия: приемы, холодные, теплые тона. Овалы, треугольник, прямоугольник, узоры, сюжетная композиция. Конструктивный способ лепки.

Практическая работа: рисование животных, лепка грибов, птиц, декоративное рисование, краски радуги, орнамент в полосе.


В мире много интересного

Виды деятельности: аппликация , лепка, рисование.

Основные понятия: скульптурный, конструктивный, модульный способ лепки. Овалы, круги, треугольник, прямоугольник. Животное в скафандре (игровой прием). Творческий подход, фантазия, композиция.

Практическая работа: лепка животных, коллективная работа (плакат). Рисование наскального рисунка, подводного царства..


Красота в умелых руках

Виды деятельности: лепка, рисование.

Основные понятия: овалы, круги, треугольник, прямоугольник. Сюжетная композиция, строение головы. Строение человека. Открытка. Роспись, декоративное рисование. Маленькое и большое. Дальше, ближе.

Практическая работа: поздравительная открытка. Рисование зимнего пейзажа, деревьев, человечков, людей. Лепка, человека, сказочного сюжета. Декоративное рисование вазочек, платка, матрешки.


Весна – Красна

Виды деятельности: лепка, рисование.

Основные понятия: композиция из овалов, кругов, прямоугольников. Творческая работа.

Практическая работа: рисование весеннего пейзажа,, попугая.Творческая работа на свободную тему.


2 ГОД ОБУЧЕНИЯ.


Золотой листопад

Виды деятельности: рисование , лепка.

Основные понятия: конус, квадрат. Штрих. Лепка модульная, скульптурная.

Практическая работа: рисование форм конуса, квадрата, штриховка, свет, тень, полутень. Усложненная лепка.


Любимые сказки и персонажи

Виды деятельности: рисование, лепка.

Основные понятия: скульптурный, конструктивный, модульный способ лепки. Овалы. Приемы рисования. Теплые, холодные тона.

Практическая работа: рисование осени приемами (белка, щетина). Рисунки птиц овалами (построение овалов).


Мир в котором мы живем

Виды деятельности: рисование, лепка, аппликация, декоративная лепка.

Основные понятия: конструктивный, скульптурный способ лепки. Композиция из овалов, конусов, треугольников, прямоугольников. Плакат, открытка, шрифты. Животные в движении. Контраст, лаконичность, фантазия. Строение человека в движении. Перспектива.

Практическая работа: рисование, лепка животных в движении. Рисование человека, окружающего мира, древний мир. Рисование транспорта.


Весеннее пробуждение

Виды деятельности: рисование, лепка, аппликация.

Основные понятия: композиция из овалов, кругов. Дымковская роспись. Скульптурный способ лепки. Коллективная работа, творческая работа. Постановка (рисование с натуры), построение, фантазия.

Практическая работа: рисование цветов, весеннего дня, натюрморта, циркового представления в движении. Аппликация панно из рыбок. Лепка маски животного, животные в зоопарке


3 ГОД ОБУЧЕНИЯ.


И снова наступила осень

Виды деятельности: рисование, лепка.

Основные понятия: композиция из овалов, кругов. Объем, фактура, монотипия. Теплое, холодное. Гербарий.

Практическая работа: рисование цветов, натюрморта. Монотипия бабочки, гербария. Лепка овощей, фруктов.



Сказка вокруг нас

Виды деятельности: рисование, лепка, аппликация, декоративное рисование.

Основные понятия: книга, обложка, титульный лист, заглавная буква. Овал, круг, композиция из них. Декор.

Практическая работа: оформление, рисование книги, птиц, животных, древних людей с элементами творчества. Роспись матрешки, квадрата, круга.

Аппликация «динозавры».



В мире волшебных красок

Виды деятельности: рисование, лепка.

Основные понятия: основы построения, техника по сырому. Пропорции. Творческий подход. Многофигурная композиция, портрет. Пропорции лица, фигуры. Перспектива. Скульптурная, комбинированная лепка. Плакат. Росписи дымковская, Филимоновская, хохломская, гжель. Декоративное рисование.

Практическая работа: рисование натюрморт по сырому. Изображение человека, лица. Многофигурная композиция , портрет. Лепка человека в движении, головы человека. Лепка парохода, дымковской и филимоновской игрушки, их роспись.


Весна уж к нам стучится

Виды деятельности: рисование, лепка.

Основные понятия: астрологические иероглифы.композиция из овалов, кругов, треугольников, прямоугольников, конусов. Объем. Скульптурная, комбинированная лепка. Построение, фантазия, творческий подход.

Практическая работа: рисование знаков зодиака, цветов, весеннего и летнего пейзажа, ледохода, натюрморта, поселка. Лепка котенка, щенка, ракеты. Творческая работа.


4 ГОД ОБУЧЕНИЯ.


В мире изобразительного искусства

Виды деятельности: рисование, лепка.

Основные понятия: изображение фигур в пространстве. Постановка, объем, структура. Круг, сфера, овал, треугольник, конус. Холодные, теплые тона. Модульная, скульптурная, конструктивная, комбинированная лепка.

Практическая работа: рисование изображение в объеме. Натюрморты. Лепка листьев сложной формы с плодами, цветов, деревьев, сказочных героев.


Мир фауны

Виды деятельности: рисование, лепка.

Основные понятия: овал, конус, прямоугольник, усложненная композиция. Модульная, скульптурная, комбинированная лепка. Плакат, шрифты.

Практическая работа: рисование изображение в объеме. Рисование любимых животных, птиц в полете. Лепка сюжетной композиции «кошка с котятами». Составление лепного узора. Лепка «слон», «верблюд». Лепка, рисование «древние люди».


Любовь к искусству

Виды деятельности: рисование, лепка.


Основные понятия: основы построения, техника по сырому. Пропорции. Творческий подход. Коллективная работа. Многофигурная композиция, человек и животное. Пропорции лица, фигуры и мелких частей рук, ног. Перспектива. Модульная, скульптурная, комбинированная лепка.


Практическая работа: рисование натюрморт по сырому. Изображение рук, ног, человека, лица. Многофигурная композиция человека и животных. Лепка человека в движении, сидящего, головы человека и частей тела. Лепка цветов, панно цветов, дымковской игрушки, «детская площадка».













ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

1 год обучения.

Учащиеся должны

Знать:

О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях.

О формах предметов и их различиях: овал, круг, треугольник, прямоугольник.

Сочетание холодных, теплых тонов.

Об узорах, орнаменте в полосе.

О сюжетной композиции.

О конструктивном, скульптурном способах лепки.

Уметь:

Составлять композиции из овалов, кругов, прямоугольников.

Изображать маленькое и большое, дальше и ближе.

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином.

2 год обучения.

Учащиеся должны

Знать:

Скульптурный, конструктивный, модульный способ лепки.

Перспектива.

Штрих

Плакат, открытка, шрифты.

Уметь:

Выделять главное и второстепенное

Самостоятельно обдумывать и выбирать композицию

Создавать композиции из овалов, конусов, треугольников, прямоугольников.

Изображать животных и человека в движении.

3 год обучения.

Учащиеся должны

Знать:

О декоративно-прикладном искусстве и народных художественных промыслах.

О росписи, ее видах и основных различиях

Творческий подход к работе

О фактуре предметов

Уметь:

Изображать объем

Чувствовать цвет

Передавать форму, структуру предметов, величину и соотношение частей

Работать в разных техниках «а-ля прима», «гризайль», «монотипия»

Лепить народные игрушки

Передавать мысли и переживания в работе.

4год обучения.

Учащиеся должны

Знать:

О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях

О формах предметов и их различиях,

О сочетании холодных, теплых тонов.

О понятии перспектива, сюжетной композиции, композиции.

О всех способах лепки: скульптурный, конструктивный, модульный, комбинированный.

Плакат, открытка, шрифты.

О декоративно-прикладном искусстве и народных художественных промыслах.

О росписи, ее видах и основных различиях

Пропорции человека

Уметь:.

Самостоятельно рисовать плакаты, открытки, писать шрифты

Изображать строение человека, пропорции

В рисунке показывать свои мысли, чувства, переживания,

Работать в разных техниках

Лепить разными способами лепки

Образно мыслить

Выполнять самостоятельные творческие работы.










































Таблица диагностики, средства контроля.


№ пор

Специальные умения и навыки

Высокий

Средний

Низкий

1

Удержание карандаша, кисти.

Самое оптимальное положение руки в центре черенка, кисть, карандаш свободно лежит сверху, опираясь на ложбинку между большим и указательным пальцами.Большой и указательный пальцы придерживают черенок с боков, средний придерживает кисть снизу, безымянный и мизинец расслаблены. Такое расположение пальцев очень напоминает клюв птицы.

Попытка правильного держания, но по привычке во время работы ребенок забывает.

Зажим карандаша, кисти в кулаке или подгибание пальцев. Кисть держат за металлический ворсодержательили наоборот, за самый кончик черенка – это не правильно.

2

Работа с красками и карандашом


Цветовая гамма, правильный нажим карандаша, нет пробелов в штрихе. Правильное пользование салфеткой или тряпочкой, умение ощущать достаточную влажность кисти.

Соответствие цветов, но недостаточно нажима карандаша, небольшие пробелы.

Не соответствие цветов: ребенок использует в основном темные цвета, черный, если даже по рисунку он не присутствует, неправильная штриховка (большие пробелы между штрихами).

3

Компоновка листа.


Правильная композиция. Грамотное расположение элементов. Переданы их характерные особенности, например: соотношение маленькое – большое, дальше – ближе, тоньше – толще и т.д.

Изображения мало.правильно закомпоновано, но недостаточно элементов.

Отсутствие грамотного расположения элементов композиции на листе, т.е. его заполнение. Изображение слишком мало и «плавает» в листе, или гигантомания, изображение не помещается на листе.

4

Пластические умения.


Улавливание формы фигур. Выдержаны соотношения пропорций. Использование разных способов лепки (конструктивный, скульптурный и т.д.).правильная работа со стеками.

Улавливание формы фигур. Недостаточно выдержаны соотношения пропорций. Помощь педагога.

Нет формы фигур. Не выдержаны соотношения пропорций. Выполнение работы с педагогом.

5

Умение вырезания.


Правильное удержание ножниц. Вырезание по контуру. Вырезание сложных фигур.

Правильное удержание ножниц. Вырезание отходя от контура простых фигур.

Не правильное удержание ножниц. Не удержание формы. Срезание контуров.

6

Степень самостоятельности

Самостоятельное выполнение работы после ознакомления с материалом.

Работа с подсказками педагога.

Не работает без помощи педагога.

7

Творческий подход.


Использование своей фантазии на заданную тему.

Работает по наглядным пособиям, с добавлением своих элементов.

Работает по наглядным пособиям.




Календарно – тематическое планирование в 4 классе


дата

Тема

Знания , умения

Характеристика деятельности учащихся


03.09

1

Инструктаж по ТБ и ОТ

1.Беседа об увувлечениях детей.

2Творческие работы на тему «Мои увувлечения».

Представлять то, чем будем заниматься на занятиях по изобразительному искусству «Волшебный карандаш». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. Кабинет искусства — художественная мастерская. Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения.

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями


10.09

2

1.Рассказ детей о своих семьях.

2.Рисунки на тему «Я и моя семья»

Уметь:

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином

ЗнатьСочетание холодных, теплых тонов.

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином

Различать цвета красок

Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями

17.09

3

1.Знакомство с акварелью.Орнамент.Сюжет.

2.Конкурс на самый красивый фонарик.

Знать;сочетание холодных, теплых тонов.

Уметь:

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином

Различать цвета красок

Сочетание холодных, теплых тонов.

Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.


Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями

24.09

4

1.Работа цветными карандашами. Рисованиепо воображению.

2.Портрет зайчика-огородника.

Уметь:

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином

Уметь:Изображать объем

Чувствовать цвет

Передавать форму, структуру предметов, величину и соотношение частей


Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Создавать композицию на тему


01.10

5

1.Беседа. Прослушивание сказки «Три медведя».

2.Иллюстрация к сказке (акварель).

Знать: о предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях.

Уметь:

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Изображать (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

08.10

6

1.Осенние изменения в лесу. Беседа по теме.

2.Осенние сказки лесной феи. (акварель).

Знать: о предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях.

Уметь:

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).


.


15.10

7

1.«Дымковская игрушка» беседа.

2.Рисование элементов дымковской игрушки

Знать:О формах предметов и их различиях,

О сочетании холодных, теплых тонов.

О понятии перспектива, сюжетной композиции, композиции.

Уметь:

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином

Творческий подход, фантазия, композиция

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений

22.10

8

1.Гжель. Беседа.

2.Рисование. «Голубая сказка гжели».

Знать: об узорах, орнаменте в полосе.

Уметь: Изображать объем

Чувствовать цвет

Передавать форму, структуру предметов, величину и соотношение частей



Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.

29.10

9

1.Элементы гжельской росписи в круге.

2.Элемены гжельской росписи в полосе.

Знать: О формах предметов и их различиях,

О сочетании холодных, теплых тонов.

О понятии перспектива, сюжетной композиции, композиции.

Уметь:

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином

Творческий подход, фантазия, композиция

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).

13.11

10

1.Рисование открытки к новому году.

2. Рисование открытки к новому году.


Знать: Овалы, круги, треугольник, прямоугольник.

Уметь:

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином

Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Создаватьнесложные новогодние

открытки

20.11

11

1.Мои любимые животные. Беседа

2. Мои любимые животные.

Знать: О формах предметов и их различиях,

О сочетании холодных, теплых тонов.

О понятии перспектива, сюжетной композиции, композиции.

Уметь:

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

27.11

12

1,Подводное царство. Беседа

2.Подводное царство

Знать: О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях.

Уметь:

Составлять композиции из овалов, кругов, прямоугольников.

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Изображать (декоративно) рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

04.12

13

1.Мои фантазии. Беседа.

2.Мои фантазии. Рисование на тему

Знать: О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях.

Уметь:

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином

Творческий подход, фантазия, композиция

Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Обсуждатьи анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

11.12

14

  1. Снеговичек. Беседа.

2.Снеговичек (гуашь)

Знать:О формах предметов и их различиях,

О сочетании холодных, теплых тонов.

О понятии перспектива, сюжетной композиции, композиции.

Уметь:

Составлять композиции из овалов, кругов, прямоугольников.

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином

Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом.

18.12

15

1.Портрет папы, открытка. Беседа

2.Портрет папы, открытка.

Знать:О формах предметов и их различиях,

О сочетании холодных, теплых тонов.

О понятии перспектива, сюжетной композиции, композиции.

Уметь:

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином

Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Обсуждатьи анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

25.12

16

1.Портрет мамы, открытка. Беседа

2.Портрет мамы, открытка.

Знать:О формах предметов и их различиях,

О сочетании холодных, теплых тонов.

О понятии перспектива, сюжетной композиции, композиции.

Уметь:

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Обсуждатьи анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

15.01

17

1.Веселые человечки. Беседа.

2. Веселые человечки. Рисование на тему

Знать:О формах предметов и их различиях,

О сочетании холодных, теплых тонов.

О понятии перспектива, сюжетной композиции, композиции.

Уметь:

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Любоваться красотой природы.


22.01

18

1.Веселые человечки. Беседа.

2. Веселые человечки. Рисование на тему

Знать: О формах предметов и их различиях: овал, круг, треугольник, прямоугольник.

Уметь:

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.

29.01

19

1.Мои мечты. Беседа.

2. Мои мечты. Практическая работа

Знать: О формах предметов и их различиях,

О сочетании холодных, теплых тонов.

О понятии перспектива, сюжетной композиции, композиции.

Уметь:

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями

05.02

20

1.Увлекательный космос.Беседа

2. .Увлекательный космос. Рисование на тему.

Знать: О формах предметов и их различиях,

О сочетании холодных, теплых тонов.

О понятии перспектива, сюжетной композиции, композиции.

Уметь:

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.

12.02

19.02

21

22

1Жар – птица. Беседа

2.Жар-птица. Иллюстрация к сказке

3. Жар-птица. Иллюстрация к сказке.

4. Жар-птица. Иллюстрация к сказке.

Знать: О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях.

О сюжетной композиции

Уметь:

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Изображать (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

26.02

23

1.Роспись посуды. Беседа

2.Вазочка.

Уметь:

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином

Знать: Об узорах, орнаменте в полосе.


Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.

05.03

24

1Беседа.Расписной платок.

2.акварель, фломастер. Рисование на тему.

Уметь:

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином

Знать: Об узорах, орнаменте


Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.

12.03

25

1.Матрешка.Беседа

2. Матрешка

Уметь:

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином

Знать: Сочетание холодных, теплых тонов.


Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.

19.03

02.04

26

27

1.Весна – краснаБеседа

2.Как красиво весной (акварель).

3. Как красиво весной (акварель).

4. Как красиво весной (акварель).

Знать: О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях.

Уметь:

Различать цвета красок

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры.

09.04

28

1.Весенний букет. Беседа

2.Весенний букет.(цв. карандаши).

Уметь:

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином

Знать: Сочетание холодных, теплых тонов.


Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Обсуждатьи анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

16.04

29

1.Моя любимая игрушка.Беседа.

2. Моя любимая игрушка. Рисование.гушь.

Знать:О формах предметов и их различиях,

О сочетании холодных, теплых тонов.

О понятии перспектива, сюжетной композиции, композиции.

Уметь:

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином


Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями

23.04

30

1.Попугай (акварель).

2. Попугай (акварель).

Знать: О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях.

Уметь:

Различать цвета красок

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Изображать (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

30.04

31

1.Мои фантазии. Беседа.

2.Мои фантазии. Рисование на тему

Знать: О формах предметов и их различиях,

О сочетании холодных, теплых тонов.

О понятии перспектива, сюжетной композиции, композиции.

Уметь:

Составлять композиции из овалов, кругов, прямоугольников.

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином

Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом.

07.05

32

1.Мои мечты. Беседа.

2. Мои мечты. Практическая работа

Знать: О формах предметов и их различиях,

О сочетании холодных, теплых тонов.

О понятии перспектива, сюжетной композиции, композиции.

Уметь:

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями

14.05

33

1.Весенний букет. Беседа

2. Весенний букет.(акварель).

Уметь:

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином

Знать: Сочетание холодных, теплых тонов.


Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Обсуждатьи анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

21.05

34

1.Свободная тема (творческая работа). 2.Выставка работ

Уметь:

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином

Знать: О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях.


Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумыватьи изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.

Участвовать в обсуждении выставки
























Список методической литературы


Гусакова М. А. «Аппликация». Москва «Просвещение» 1987.

Гульянц Э. К., Базик И. Я. «Что можно сделать из природного материала». Москва «Просвещение» 1991.

Халезова Н. Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду». Москва «Просвещение» 1984.

Сарафанова Н. А. «Подарки к праздникам». Москва «Мир книги» 2005.

Щеблыкин И. К., Романина В. И., Кагакова И. И. «Аппликационные работы в начальных классах». Москва «Просвещение» 1983.

Барта Ч. «200 моделей для умелых рук». Санкт-Петербург «Кристалл» 1997.

Ланг И. «Поделки из пуговиц». Москва «Айрис-пресс» 2006.

Хайн Д. «Игрушки-мобиле». Москва «Айрис-пресс» 2007.

Хосе М. Паррамон «Путь к мастерству. Как рисовать». Санкт-Петербург «Аврора» 1991.

Хосе М. Паррамон «Как писать маслом». Санкт-Петербург «Аврора» 1992.

Запаренко В. С. «Энциклопедия рисования». Санкт-Петербург «Нева», Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2002.

Гибсон Р. «Карнавал. Маски. Костюмы». Москва «Росмэн» 2002.

Хайнс К., Харви Д., Дангворд Р., Гибсон Р. «Домашний кукольный театр». Москва «Росмэн» 2002.

Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №5.2008. «Тестопластика»

Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №6.2008. «Тестопластика»

Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №8.2008. «Тестопластика»

Кирьянова О. Н. «Бумажные фантазии». Москва «Профиздат» 2006.

Соколова С. В. «Школа оригами. Аппликации и мозаика». Москва «Эксмо», Санкт-Петербург «Валери СПД» 2008.

Мартин Б. «Рисуем с удовольствием». Минск «Попурри» 2003.

Блейк В. Начинаем рисовать». Минск «Попурри» 2003.













Диагностика

Незавершенные фигуры


Инструкция:

Дорисуйте предложенные фигуры до целой картинки и придумайте и напишите к ним названия. Если хочется, можно рисовать несколько картинок по каждой фигуре. После работы с отдельными фигурами при желании можно создать общую картину, включающую в качестве отдельных ее частей все незавершенные фигуры и, конечно, что-то еще.



Рис.1. Незавершенные фигуры.








Примерные уровни выполнения задания

Определяется оригинальность ответов. В случае наличия у испытуемого дополнительных картинок он получает дополнительные 2 балла за каждую такую картинку.


Высокий - С 9 лет - более 2 оригинальных фигур, подписей, наличие объединения фигур в целостную картинку (последнее не обязательно). 6-8 лет - более 1 оригинальной фигуры.


Средний - С 9 лет - 1-2 отдельных оригинальных фигуры. 6-8 лет - 1 оригинальная фигура.


Низкий - С 9 лет - 0 оригинальных фигур. 6-8 лет - 0 оригинальных фигур.







ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ


Вариант № 1.

Изучение гибкости построения графического образа (Е.П. Торренс; 5-9 лет)

Каждому ребенку даю

стандартный лист бумаги формата А4 с нарисованными двумя рядами одинаковых контурных изображений (по 8 штук в ряду).

Это могут быть капли, круги, зигзаги.

Инструкция ребенку. «Используя нарисованные изображения, постарайся придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей. Можно дорисовать к фигуркам любые детали и объединить их в один рисунок ...»

Дается время 15-20 мин. Количество идей (тем) зависит от способностей ребенка.


Уровень развития Способностей 6 лет 8 лет 10 лет

Высокий 5 и более 8 и более 9 и более тем

Средний 3-4 6-7 6-8

Низкий 1-2 1-5 1-5



Вариант № 2

На стандартном листе бумаги формата А4 нарисованы круги в два рядя по 3 штуки в каждом.

Ребенку предлагается дополнить круги разными деталями или объединить их в один рисунок.

Время выполнения задания

индивидуально для- каждого ребенка.У тех детей, которые смогли объединить два или три круга в один рисунок, высокий уровень креативности. Учитываются необычность и оригинальность трактовки кругов. Посредственными рисунками являются изображения рожиц, солнышка, снеговика, а также изображений только внутри круга.


Вариант № 3

Содержимым данного пакета являются фотографии или ксерокопии примерно одного размера с изображением чего-либо необычного, что трудно охарактеризовать с первого взгляда. Копилка экспертного материала собирается в течение всей деятельности педагога. Это могут быть изображения неожиданных ракурсов обычных вещей, сильно увеличенное или микроскопическое изображение, часть предмета и т.п.

Необходимые требования. Каждый ребенок работает индивидуально с педагогом, а педагог все время фиксирует (протоколирует) сказанное ребенком. Испытуемому предлагается одна картинка, и его просят:

1. Сказать, что изображено на картинке,

2. Задать любые вопросы.

За одну встречу используем 3-5 картинок. Благодарим и хвалим ребенка за работу, а далее интерпретируем результат.

Творчески мыслящий ребенок:

предлагает несколько версий изображений на картинке;

— ставит вопросы непосредственно по рисунку;

— задает вопросы относительно деталей или всего рисунка в целом, в том числе аналитические и вопросы-гипотезы;

— выстраивает предположения по рисунку;

— сочиняет оригинальную, необычную историю;

— быстро выполняет задания.

По результатам отслеживания уровня креативности деятельности, а также диагностики творческого мышления педагог проектирует, внося необходимые изменения, дальнейший процесс взаимодействия с ребенком.























Контрольный лист «Юный художник».



Рисование с натуры по памяти или по представлению осеннего букета.



Рассмотрите букеты из астр, георгинов и других живых цветов (в школе, дома, на картинах художников). Обратите внимание, как в них хорошо сочетаются крупные и мелкие формы цветов, их яркие и мягкие краски.

Нарисуйте красками букет осенних цветов.

Как надо располагать его на листе?

С чего целесообразно начинать этот рисунок?

Применяйте правило рисования: рисуя отдельные цветы, не забывайте о целом букете. Сравнивайте размеры, форму и расположение цветов.

В рисунке, как и в жизни, букет должен быть пышный и красивый. Кроме цветов, в нем много зелени, она хорошо сочетается с цветами. Сравните букеты на рис.1 и на рис.2.





Подумайте: чем отличается изображение цветов в том и в другом букете?


Уровни выполнения задания


Высокий – композиция (выполнена компоновка изображения на листе). Передана красками объемная форма, изменение локального цвета предметов на свету, в полутени и тени. Соблюдены соотношения теплого, холодного цвета.


Средний – слабая композиция. Выдержана цветовая гамма. Недостаточно передано изменение локального цвета предметов на свету, в полутени и тени.


Низкий – композиции нет. Не передана форма предметов. Цветовая гамма отсутствует.



Диагностика

Экзамен художника Тюбика

Ребята, вы попали на экзамен к художнику Тюбику.

Ответьте на вопросы*. Правильный ответ — 1 балл.

1. Как называется наука, которая рассказывает о цвете?

2. Как называется картина, на которой изображается

природа?

3. Какой жанр называется «мертвая натура»?

4. Изображение лица человека называется жан­ром...

5. Изображение животных называется жан­ром...

Сосчитайте баллы и поставьте себе оценку











Экзамен художника Тюбика

Ребята, мы находимся в гостях у художника. Все предметы, которыми он пользуется, вам хоро­шо знакомы. Отгадайте их и вы узнаете, как назы­вается комната, где работает художник.


10. Последняя буква в алфавите.







Экзамен художника Тюбика

Отгадайте ребус и вы узнаете, чем рисует художник.

















ПОМОГИТЕ ЦВЕТАНЕ


Злая волшебница Чернильда похитила принцес­су Цветану. Она заточила ее в заколдованном замке. Помогите Цветане освободиться. Назовите цвет, с которого начинается цветовой спектр. Это будет дорога в замок.


Экзамен художникаТю